Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе
Оценка 4.6

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
19.06.2017
Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе
Приложение.docx
Приложение 1. Экология культуры. «Почему бы не издать полное собрание трудов Шкловского? Сам он – живой музей…» ­ я не успел  ответить на это письмо из Ташкента. Шкловский лежал на чёрно­красном постаменте, как золотое яйцо улетевшей Мысли. Горло свело от горя. Прощавшиеся вглядывались в помолодевшее лицо и белый пушок, приставший к  тонким губам, ­ но это были уже случайные черты. Пытавшиеся поцеловать его становились на  цыпочки, но не могли дотянуться до лба, вознесённого слишком высоко на ритуальном подиуме. Многие пришли проводить его. Уход его, великого мыслителя, могучего читателя, подвижника духа  под стать веку, совпал со сборами в дорогу нашего столетия, вступавшего в пору своего декабря. 15  лет, оставшиеся до финального свистка века, самого мощного по достижениям и чудовищности,  заставляют взглянуть на события серьёзнее. Провожали последнего из исчезающего вида «мамонтов культуры»» ­ какими были и Эйзенштейн, и  Тынянов. Тревога за уходящую культуру – главная нота писем, пришедших после опубликований «Прорабов  духа». Странное дело… Месяцы прошли, успела выйти книга под тем же названием, но почта  продолжает идти. Редакция газеты попросила меня высказаться по этому поводу. Радостно, что идея подвижников духа, обеспокоенность культурой взволновала столько сердец.  Пишут на редакцию, на Союз писателей, домой, называют имена своих бессребреников, «прорабов  духа» и «прорабов нюха», указывают аварийные точки и пути исправления – значит, это совпало с их  собственными мыслями, с активным началом в них, значит, они разделяют мысль о заповедности  культуры, о том, что культура в опасности. В опасности не только внешняя среда, вековые леса и реки – экологическое угасание внутренней  духовной среды куда опаснее, чем внешней. При крахе первой погибнет вторая. Мы измеряем счётчиком Гейгера степень радиации, определяем загрязнение среды и обмеление озёр,  но чем измерить духовное обмеление, когда о Калигуле или Моцарте узнают лишь из видеокассет при  почти поголовном непрочтении целиком «Войны и мира»? Синие и белые ласточки писем, стремительные защитницы среды, обеспокоены оскудением культуры,  в них страсть, тоска по истинным ценностям, за каждой строкой стоит судьба, из этих сотен  пришедших писем складывается особый новый характер – «фанат культуры», некий транзистор идеи,  проводник духа. Это некий «меценат снизу», личность бескорыстная и героичная, порой неудобная  для окружающих. (А. Вознесенский) Сочинение по тексту «Экология культуры» (А. Вознесенский) Приложение 2.     Экология  культуры… Каков смысл этих слов? Чаще всего мы произносим  слово «экология», когда  говорим о катастрофе в окружающей среде: гибель лесов , загрязнение водоемов ,  исчезновение редких видов птиц, животных и растений…  Это для нас привычно, а  экология культуры? Это словосочетание имеет   авторское происхождение .Оно  вызвано тревогой автора за судьбу современного общества, бездушно  растрачивающего свои духовные ценности, духовный опыт прошлых поколений.                Введение Постановка     проблемы Комментарий  к проблеме     Позиция  автора        Ваша   позиция Первый  литературный  аргумент Второй  аргумент Заключение Приложение 3. Домашнее задание. (1)Экология представляет собой взгляд на мир как на дом. (2)Природа — дом, в котором живет человек. (3)Но культура тоже дом для человека, причем дом, создаваемый самим человеком. (4)Сюда входят  разнообразные явления — материально воплощенные и воплощенные в виде идей и различного рода  духовных ценностей. (б)Культурная экология — это и произведения архитектуры, различных искусств, литературы в том  числе, это и язык, это и все культурное наследие человечества. (б)Выбросите что­либо из сферы экологии культуры — и человек лишится части своего «дома».  (7)Поэтому заботы экологов должны распространяться не только на условия, в которых живет человек  в природе, но и на условия, в которых человек существует в создаваемой им культуре. (8)Культура  может быть более высокой и менее высокой, культура может быть более удобной для жизни и менее  удобной. (9)То и другое не совпадает, хотя и соприкасается. (10)Но соприкасаются между собой и  экология природы, и экология культуры, ибо человек не противостоит природе, а составляет часть  природы. (И)Поэтому экология культуры вместе с экологией природы составляют собой единое целое,  лишь условно различаемое в целях удобства изучения. (12)Изучая экологию культуры, необходимо обратить внимание, что экологические катастрофы  захватывают собой чрезвычайно широкие сферы культуры. (13)Некоторые примеры: вывоз культурных  ценностей и выведение их из сферы, доступной для той или иной группы людей (простейшие примеры:  высокая плата за вход в музеи, библиотеки и пр.). (14)Исчезновение поговорок и пословиц в устной речи одних и отдельных выражений из басен Крылова или «Горя от ума» Грибоедова у других. (15)Зоной    экологического бедствия могут оказаться кино, классический репертуар театров, частично  музыка. (16)Мы    живем в среде исторических памятников, произведений искусств, результатов научных  исследований, технических достижений. (17)Поэтому экология состоит из двух частей: части охранения  природы и части охранения культуры. (18)Последняя тем более важна, что она касается самой  сущности человека. (19)Человек есть часть природы, но он есть и часть созданной тысячелетиями  культуры. (20)Погибнуть человечество и природа в целом могут не только биологически вместе с уничтожением  всего живого, но и духовно', вследствие гибели культуры. (21)И тут и там может действовать право  неразумного сильного, который создает опаснейшую ситуацию. (22)Человек — часть природы, и отсутствие в природе духовного человека, представляющего как бы  «самосознание вселенной», лишает смысла существования не только человека, но и все сущее, все  мироздание... (23)Такую обезглавленную природу не будет смысла сохранять. (24)Объединение под одним названием «экология» двух ее частей — экологии природы (с человеком) и  экологии культуры (тоже с человеком) тем более разумно, что очень часто природа и культура  страдают от общих причин. (25)Приведу элементарный пример. (26)Кислые дожди в Петербурге разрушают одновременно в Летнем саду и мраморные статуи 17­18  веков, и окружающие деревья. (27)В результате одно следствие: может погибнуть и фактически уже  погибает в Петербурге Летний сад. (28)И отношение к природе, и отношение к культуре требуют общих правил нравственности, общего  осознания себя как части природы и части культуры. (29)Без высокой нравственности и культуры не  может существовать современное общество, ибо благодаря существованию сложнейшей техники и  ответственнейшей науки наш мир стал более подвержен возможному воздействию со стороны  человека. (ЗО)Планета стала чрезвычайно зависимой от нас.                                                                                                                                                 (По Д.С. Лихачеву ) Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте  и   прокомментируйте   одну   из   проблем,   поставленных   автором   текста   (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а  также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Экология природы" и "экология души" в современной русской литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2017