Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»
Оценка 4.8

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
01.05.2017
Конспект урока литературы в 5  классе на тему:  «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»
урок литературы в 5 классе рассчитан на анализ жизни и творчества Сергея Есенина, его стихотворений о Родине и родном доме. Сообщение о творчестве С. А. Есенина с опорой на показ слайдов презентации. С.А.Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда, Рязанской губернии. Крещен был в Константиновской церкви Казанской Божьей матери и назван в честь Святого Сергия Радонежского.
открытый урок литературы в 5 классе.doc
Муниципальное образование Туапсинский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34  пгт. Джубга Конспект урока литературы в 5 «В» классе на тему:  «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина» Подготовила: Трошина А. В. Урок литературы в 5 классе   Тема урока: «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина». Цель урока: познакомить детей с творчеством русского поэта С. А. Есенина  Задачи:  ­ развивать устную речь;   ­ обогащать словарный запас;  ­ отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;  ­ воспитывать нежное отношение к родному дому. Оборудование: портрет С.А.Есенина, карточки, презентация. Тип урока: комбинированный.  Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая  Дайте Родину мою!» Ход урока 1. Организационный  момент. Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Почувствуйте  радость, подаренную соседом по парте, пронесите, пожалуйста, это настроение  через весь урок.  Прежде чем перейти к изучению новой темы, нам нужно провести небольшое  исследование.  2.Проверка домашнего задания. Дома вы при помощи словаря выписали в тетрадь толкование слов «Родина» и  «дом». Сейчас вам нужно объединиться с соседом по парте и подобрать  ассоциации к слову дом. Записать те слова, которые сразу приходят на ум после  этого слова.    3. Работа по карточкам. ­Что же у вас получилось? (Ответы учеников)  ­ Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? ­ Верно, сегодня на нашем уроке речь пойдет о доме в самом широком смысле  этого слова. Тема   родного   дома   очень   часто   звучит   в   русской   литературе.   Сегодня   мы познакомимся   с   двумя   стихотворениями   Сергея   Есенина   о   родном   доме,   и надеюсь, поймем, что поэт вкладывал в это слово.  ­ А кто для вас Есенин? Что вы о нем знаете? ­   На   уроках   чтения   в   начальных   классах   вы   познакомились   с   некоторыми произведениями Сергея Есенина – «Белая береза», «Черемуха душистая» и др.  Давайте вспомним некоторые из этих стихотворений.  Сама   фамилия   Есенина   берет   свое   начало   у   природы.  Есеня   ­     Рязанское название     одного   из   времен   года.   Угадайте,   какого?   (Осень).  Следовательно, Есенин означает «осенний».    4. Презентация Сообщение о творчестве С. А. Есенина с опорой на показ слайдов презентации. С.А.Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года в селе  Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда, Рязанской губернии.  Крещен был в Константиновской церкви Казанской Божьей матери и назван в  честь Святого Сергия Радонежского. Все его детство прошло в селе Константиново. Окрестности этого села были  очень живописны. С высоких берегов видна извилистая река Ока. За ней на  многие километры привольно раскинулись покрытые буйными травами заливные  луга с многочисленными озерками, старое русло реки, покрытое камышом и  лилиями. Вдали виднеются бескрайние леса и поля, покрытые небольшими  перелесками и деревушками. Здесь зародилась неугасимая любовь Есенина к  Родине, её природе, народу. Дед Есенина знал наизусть много народных песен, которые часто пел внуку. А бабушка рассказывала ему сказки. Отец Есенина   ­ Александр Никитич Есенин, был   известен     своим   прекрасным   голосом.   Когда   пришло   время   жениться,   он выбрал первую красавицу и лучшую в селе песенницу Татьяну Фёдоровну Титову. В   детстве Есенин не раз слышал, как родители пели дуэтом народные песни. Поэтому  ранние стихи Сергея Есенина написаны в песенном жанре. Свои стихи начал сочинять очень рано, лет с 8­9.        Константиновское земское училище Есенин закончил с похвальным листом. Родители   хотели,   чтобы   их   сын   стал   учителем,   и   отправили   в     церковно­ учительскую школу в соседнем селе.  В конце мая 1912 года Есенин окончил это учебное заведение и по желанию родителей должен был поступить в Московский учительский институт. Но Есенин уже тогда уже понял свое предназначение и решил   всю   жизнь   посвятить   поэзии.   В   18   лет   он   приехал   в   Петербург,   где познакомился со многими писателями и потами.       За три с половиной года жизни в Петербурге Сергей Есенин стал известным поэтом. В 1925 году Есенина не стало. Но после себя он оставил замечательные стихи, которые все  любят и переводят на многие языки мира.  5. Физкультминутка.  «Верно ли утверждение?»        Давайте   вспомним   с   вами   уроки   литературы   первого   полугодия.   Я   что­либо утверждаю, а вы отвечаете, правильно это или нет.  1.Сказку «Царевна­лягушка» написана А. С. Пушкиным.  2.Сказка «Журавль и цапля» относится к жанру устного народного творчества. 3.Эпические произведения передают чувства, мысли, переживания человека.  4.   Драматические   произведения   изображают   действия,   в   которых   участвуют герои и предназначены для постановки на сцене. 5. Басня  «Свинья под дубом» написана М. В. Ломоносовым.   6.Автор сказки «Спящая царевна» ­ А. С. Пушкин.  7.«Черная курица, или Подземные жители» – это повесть. 8.Стихотворение   М.   Ю.   Лермонтова   «Бородино»   посвящено   Великой отечественной войне.  9.Герасим утопил Муму, потому что она была бешеной.  10.Фамилии главных героев рассказа Толстого «Кавказский пленник – Жилкин и Костылкин.  11.Название рассказа А. П. Чехова о том, как фельдшер вырвал зуб дьячку – «Стоматология».  Из презентации нам стало известно, что именно фольклор, устное народное  творчество подтолкнуло Есенина к написанию стихов.  Давайте  вместе вспомним пословицы и поговорке о доме и Родине. (Дети  называют те, которые им известны). 6. Пословицы и поговорки о Родине и доме. Дома и стены помогают.  Все дороги ведут к дому. Домой и кони веселей бегут. Дом – полная чаша. Всякому мила своя сторона. Всюду хорошо, а дома – лучше. Чужбина – калина, Родина –малина.    7. Чтение и анализ стихотворений. Часто в своих стихах  Есенин обращается к  близким людям – к матери и отцу,  сестрам, деду.  Он мысленно воссоздаёт картины родных мест – родительского  дома, приокских лугов, «той сельщины, где жил мальчишкой» ­ Давайте прочитаем одно из стихотворений, обращённое к теме родного дома.  «Я покинул родимый дом». Обращаем внимание на дату его создания: 1918 год. ­Сколько лет было Есенину?(23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из  Константинова. За это время в Росси произошла первая мировая война(1914) , во время которой  Есенин служил в армии; отречение русского царя, две  революции. Все эти события несомненно оставили след в душе поэта.  8. Игра «Вспомни понятие». Нам нужно вспомнить изобразительные средства, которые использующихся  при  написании художественных произведений:  1. Образное выражение, в котором одно явление проясняется путем  сопоставления с другим. При этом используются слова как будто, словно,  подобно, как бы (Сравнение) 2. Созвучие концов стихов. (Рифма)  3. Эмоционально­образный род литературы (Лирика)  4. Повторение каких­либо элементов текста через определенные промежутки.  (Ритм)  5. Изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются  свойствами живых существ. (Олицетворение) Вопросы для беседы:  Прочитайте выразительно стихотворение. Постарайтесь передать настроение  произведения. ­ Что мы видим, читая эти строки? ­ Какой образ в конце стихотворения? ­ Что вас удивило в этих образах?  (неживая природа как живая) ­  Почему поэт называет  Русь голубой, по цвету чего? Как называется этот  художественный прием?(Метафора) ­ Какие еще необычные выражения вы заметили? Охарактеризуйте их. (Золотой  лягушкой луна распласталась на тихой воде) ­ Почему луну сравнивают с лягушкой. А седину – с яблоневым цветом? ­ Почему поэт сравнивает свою голову с кленом? ­ Выпишите олицетворения. (Березняк теплит, луна распласталась, петь пурге  стережет клен, клен на меня похож) «Низкий дом с голубыми ставнями…» Прочитайте выразительно стихотворение. В чем заключается «нежность грустная русской души» С. Есенина?   ­ Что значит дом с голубыми ставнями для поэта? Чей это дом? Найдем  художественные  средства. Использованные автором для создания картины. Эпитеты: седые журавли, тощие дали, сытные хлеба, кривой ракитник, разбойные свисты. Метафоры: «поле, луга и лес, принакрытые сереньким ситцем этих  северных бедных небес» Олицетворения: грустная нежность  Каким годом датировано это стихотворение?  ­ Сколько времени прошло с момента создания стихотворения «Я покинул  родимый дом»?  ­ Сравните  стихотворения «Я покинул родимый дом..» и «Низкий дом с  голубыми ставнями». (Стихотворение «Я покинул родимый дом…» более  праздничное, чем второе) ­Найдите эпитеты в стихотворении. Эпитеты окрашены в грустные, бледные  тона. ­ Какие два эпитета встречаются в обоих стихотворениях? («Голубая Русь» –  «голубые ставни»: романтический образ  противопоставлен простому бытовому  образу. «Родимый дом» ­ «родимая выть»: представление о доме расширяется,  «родимый дом» ­ это уже не просто изба, в которой жил поэт, но и вся земля,  ­ Какие особенности композиции стихотворения вы заметили? (Стихотворение  начинается и заканчивается одинаковыми строками. Перед нами кольцевая  композиция.) Всё начинается и заканчивается домом, все дороги ведут к нему.­  А подумайте, есть ли в слове «дом» «кольцо»? (буква «о») ­ Символом чего является кольцо? Когда его дарят? (символ любви, верности) ­ Кольцо – это оберег. Поэт говорит о своей любви к родине, родным.  И эти же чувства вы испытываете в своём доме. Пройдут годы. В жизни Есенина произойдёт много интересного. Но всегда поэт и наяву, и мысленно будет возвращаться в родимый дом, в «низкий дом с  голубыми ставнями» ­А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим: Что поэт вкладывал в  словосочетание «родной дом?» Конечно, в первую очередь, любовь близких, уют, покой, тепло. 9. Подведение итогов урока. Удивительно слово «дом». Произносишь его, и на душе становится тепло.  Вспоминаются лица родных тебе людей. В родительском доме тебя всегда любят и ждут. И даже если ты свил своё гнездо, то для родителей ты – ребёнок. К  сожалению, дети вырастают и покидают родительский дом, но всё равно, пусть  ненадолго, возвращаются, чтобы восполнить силы.Родной дом для поэта­  источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует  родную природу. Его стихи открывают нам  мир прекрасных звуков, необычного  цвета и восхитительных запахов.  10. Рефлексия. ­ Ребята, понравился ли вам урок ? ­ С жизнью  и творчеством какого поэта мы сегодня познакомились?  ­ О чем он писал в своих стихотворениях? ­ Можно ли утверждать, что тема родного дома привлекает С. Есенина?  «Мне запало в душу стихотворение……потому что…..» 11. Домашнее задание. Выучить наизусть одно из понравившихся вам  стихотворений Есенина о Родине и доме.

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Конспект урока литературы в 5  классе на тему:  «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Конспект урока литературы в 5  классе на тему:  «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Конспект урока литературы в 5  классе на тему:  «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Конспект урока литературы в 5  классе на тему:  «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Конспект урока литературы в 5  классе на тему:  «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Конспект урока литературы в 5  классе на тему:  «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Конспект урока литературы в 5  классе на тему:  «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Конспект урока литературы в 5  классе на тему:  «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Конспект урока литературы в 5  классе на тему:  «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Конспект урока литературы в 5  классе на тему:  «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»

Конспект урока литературы в 5  классе на тему:  «Образ родного дома в стихотворениях С.А.Есенина»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017