Конспект урока литературы в 5 классе "Образ Степана в сказе П.Бажова "Медной горы Хозяйка"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
02.07.2017
Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Цель данного урока:раскрыть образ главного героя – труженика горного рудника; помочь увидеть силу характера Степана.
УУД:
Личностные УУД: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности, а также чувств доброжелательности и отзывчивости.
Познавательные УУД: учиться анализировать образ Степана с целью выделения положительных качеств личности.
Регулятивные УУД: планирование работы в группе.
Коммуникативные УУД: умение правильно использовать речевые средства для решения поставленной задачи.
Конспект урока литературы Дербикова Е.В..docx
Образ Степана в сказе П.Бажова
«Медной горы Хозяйка» (5класс)
Цель: раскрыть образ главного героя – труженика горного рудника; помочь
увидеть силу характера Степана.
Задачи:
Обучающие:
o развивать речемыслительную деятельность учащихся через
характеристику героя, описания картин произведения
o Расширять читательский кругозор; обогащать словарный запас.
Развивающие:
• Развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и
делать выводы.
• Развивать коммуникативные способности: умение сотрудничать,
доказывать свою точку зрения при работе в группах; объективно
оценивать работу.
• Развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности
средствами ИКТ;
Воспитательные:
•
воспитывать любовь к книге,
поведения в сложной ситуации.
чувства отзывчивости, достойного
• Способствовать воспитанию чувства доброты, любви к родной природе;
эстетическому развитию учащихся; повышению интереса к учебе.
Оборудование и наглядные пособия:
компьютер, проектор, книги –учебники
В.Я.Коровина,
В.П.Журавлева,
В.И,Коровин ч.2 для учащихся 5 класса.
Тип урока: Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и
способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного
содержания.
Эпиграф:
Чем велик и прекрасен человек?
Одухотворенным трудом…Вне труда нет и
человека.
П. П. Бажов
1. Оргмомент (1Мин.) Сегодня у нас необычный урок, у нас гости. Улыбнитесь им и друг другу. Барометр
настроения (поднимите карточку в зависимости от того, какое у вас сейчас
настроение) Спасибо.
2. Целеполагание (3 мин)
Беседа с классом.
На доске написана тема нашего урока (Слова вразброс)
Какая группа первая сформулирует тему урока: «Образ Степана в сказе П.Бажова
«Медной горы Хозяйка».
Ребята, как вы понимаете, что такое сокровище?
А могут ли сокровищами являться душевные качества человека? (Ребята
говорят, что могут. Доброта, верность, милосердие и другие качества
действительно драгоценности, которые украшают каждого из нас.)
Цель нашего урока (Ребята говорят: Охарактеризовать героя сказа, выявить, в
чем заключается его душевное богатство, в чем его внутренняя красота.)
3. Мотивация учебной деятельности.(1 мин)
Представим, что наша душа – это своего рода шкатулка. Разные в ней есть каменья: и
драгоценные, и обманка. Сегодня мы заглянем в драгоценную шкатулочку души
героя сказа Бажова и посмотрим, какие там есть дивные самоцветные камни.
4. Актуализация знаний
Организация работы в группах. (Ребята, сейчас вы поработаете в группах по
заданиям в течение 10 мин. Вам необходимо будет выступить с результатами вашей
работы)
1. Портрет Степана( 7 мин)
А) Устное рисование портрета
Перед нами молодой человек лет 23–25, высокий, худощавый. Глаза у него
большие, серые, слегка отливающие зеленью. (Это последствия работы в
Малахитовой шахте.) Лицо обрамляют светлорусые кудрявые волосы. Нос у
Степана прямой, слегка выделяется вперед; щеки чуть впалые, скулы широкие,
подбородок с «ямочкой».
Одет Степан обычно: лапти, порты, длинная рубаха, на горловине, рукавах и
подоле украшенная вышивкой.
Б) Описание Степана из текста сказа (какой он?) «Одинот молодой парень был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать
стало» (Это говорит о том, что труд Степана был тяжел, но он от работы не
отлынивал).
«Простой человек, обыкновенный». (крепостной)
«Парень не мягкий» (стоял на своем про вольную себе и невесте своей).
«Он невеселый стал и здоровьем хезнул. Так на глазах и таял»
В) Проект ное задание Миши Поносова «Степан в иллюстрациях художников»
Г) Пазлкартинка . Собрать пазл и ответить на вопрос: что за фрагмент изображен на
картинке, каким здесь изображен Степан? (Даша Кузьминых)
2. Качества Степана (7 мин)
Рассмотрите ситуации, в которых действует Степан и попробуйте ответить на
вопросы:
1. Как поступил Степан, увидев первый раз Хозяйку?( Не испугался ее – смелый)
2. Как справился Степан с первым испытанием Хозяйки Медной горы? Какие
качества Степана вы увидели? (Степан должен был пойти к приказчику и сказать,
чтобы тот убирался с Красногорского рудника. Степан, крепостной рабочий,
сдержал обещание, данное хозяйке. Степан – смелый, мужественный человек,
говорят о том, что он держит свое слово.) – добросовестность, честность.
3. Второе испытание, которое ставит перед ним Хозяйка, это испытание
богатством. Справляется ли он с ним? (Степан остался верным Настеньке и не
позарился на богатство Хозяйки. Такие качества его характера, как верность,
преданность).
4. Третье испытание, которое ставит перед ним Хозяйка, это испытание не
рассказывать о ней и забыть ее. Справляется ли он с ним? (Частично прошел это
испытание: никому о Хозяйке не рассказывал, забыть ее не смог, приходил на гору,
где первый раз с ней встретился) – ответственность и чувствительность.
5. Как Степан относился к своей работе рудокопа? (Работает изо всех сил, не
жалуется. Приказчик сказал добыть малахитовую глыбу добыл) – трудолюбивый,
терпеливый, старательный.
6.Вывод: Какие лучшие качества души Степана вы можете выделить?
В качестве итога разговора о Степане ребята надписывают на символических
камушках главные черты его характера. (Смелость, добросовестность, честность,
верность, преданность, ответственность, чувствительность, трудолюбие,
терпеливость, старательность). 3.Отношение Хозяйки к Степану( 3мин)
1. Выберите из текста слова, которыми называет Хозяйка Степана. Какое средство
выразительности используется? (Степан Петрович – с уважением , «Ты вон какой
большой да тяжелый, а они у меня маленьки»,говорит она – противопоставление;
Степанушко – ласково с уменьшительноласкательным суффиксом слово, любезный
друг).
2. Расскажите об отношении Хозяйки Медной горы к Степану? Почему она
прониклась к нему уважением и любовью? («Мне как раз такого надо, который
никого не боится», говорит она ему. Он способен быть решительным, смелым,
верным своему слову (царило крепостное право в то время). Помогает ему в работе и
стать вольным ему и его невесте, он не позарился на ее богатства).
3.Назовите детали, которые говорят о том, что Хозяйка глубоко переживает
расставание со Степаном? (У Хозяйки дрожит рука с драгоценными камнями и на
глазах слезы.)
4. Сделайте вывод: Как Хозяйка относится к таким людям, как Степан? (Уважает их,
помогает).
4. Цветовая палитра ( 7 мин)
1. Доклад о камнях (Порфирий)
Люди издавна с большим вниманием относились к камням и складывали о них
легенды. Трудно указать такой камень, которого бы не добывали в Уральских горах.
В сказе упомянуты такие камни, как малахит, слюда, обманка (о них расскажет
Порфирий).
2. Цветовая палитра сказа (Юля)
Показывает: какие цвета преобладают в сказе и почему?(Многоцветие, яркие)
Каким цветом изобразила бы Степана, Хозяйку? Почему? (Степан – яркого красного
цвета, Хозяйка – зеленого – платье из малахита)
3. Саша Мехоношин сделает вывод о значении цвета в сказе. Яркие цвета
связаны с добычей полудрагоценных камней, с образом Хозяйки –
хранительницы природных богатств, Степан – необычный человек,
понравившийся Хозяйке, поэтому он в ярком цвете изображен, когда заболел,
то тускнеет его образ)
5.Рефлексия (3 мин)
1. Какими бы качествами хотели обладать вы? Вернемся к эпиграфу
2. Обобщите: каким человеком был Степан, мастер Красногорского рудника?
( гордым, верным, честным, хорошим мастером, человеком с чистой душой. Может
быть, именно поэтому полюбила его Медной горы Хозяйка)
3. О чем заставляет задуматься читателя этот сказ? (Это сказ учит любить и уважать труд, быть упорным, смелым и честным
человеком, не нарушать данных обещаний. Любить природу, получая доступ к
природным богатствам человек должен знать меру, должен беречь и охранять
природу.)
4. Какое у вас настроение на конец урока? Поднимите карточку. Спасибо.
6. Выставление оценок с комментированием (3 мин)
Ребята, большое спасибо за интересный урок
7. Домашнее задание
1. Нарисовать иллюстрацию к сказу.
2. стр.68 вопрос 1 (устно) из раздела «Обогащаем свою речь»
3. (По желанию) напишите сочинение на тему «Степан – прекрасный человек»
Конспект урока литературы в 5 классе "Образ Степана в сказе П.Бажова "Медной горы Хозяйка"
Конспект урока литературы в 5 классе "Образ Степана в сказе П.Бажова "Медной горы Хозяйка"
Конспект урока литературы в 5 классе "Образ Степана в сказе П.Бажова "Медной горы Хозяйка"
Конспект урока литературы в 5 классе "Образ Степана в сказе П.Бажова "Медной горы Хозяйка"
Конспект урока литературы в 5 классе "Образ Степана в сказе П.Бажова "Медной горы Хозяйка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.