Конспект урока литературы в 5 классе "Образ Степана в сказе П.Бажова "Медной горы Хозяйка"
Оценка 4.6

Конспект урока литературы в 5 классе "Образ Степана в сказе П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
02.07.2017
Конспект урока литературы в 5 классе "Образ Степана в сказе П.Бажова "Медной горы Хозяйка"
Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Цель данного урока:раскрыть образ главного героя – труженика горного рудника; помочь увидеть силу характера Степана. УУД: Личностные УУД: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности, а также чувств доброжелательности и отзывчивости. Познавательные УУД: учиться анализировать образ Степана с целью выделения положительных качеств личности. Регулятивные УУД: планирование работы в группе. Коммуникативные УУД: умение правильно использовать речевые средства для решения поставленной задачи.
Конспект урока литературы Дербикова Е.В..docx
Образ Степана в сказе П.Бажова  «Медной горы Хозяйка» (5класс) Цель:  раскрыть   образ   главного   героя   –   труженика   горного   рудника;   помочь увидеть силу характера Степана. Задачи:         Обучающие:  o развивать   речемыслительную   деятельность   учащихся   через характеристику героя, описания картин произведения o Расширять читательский кругозор; обогащать словарный запас. Развивающие: • Развивать   навыки   работы   с   текстом,   умение   наблюдать,   обобщать   и делать выводы. • Развивать   коммуникативные   способности:   умение   сотрудничать, доказывать   свою   точку   зрения   при   работе   в   группах;   объективно оценивать работу. • Развивать   познавательные   интересы,   интеллектуальные   способности средствами ИКТ;          Воспитательные: • воспитывать   любовь   к   книге, поведения в сложной ситуации.   чувства   отзывчивости,   достойного • Способствовать воспитанию чувства доброты, любви к родной природе; эстетическому развитию учащихся; повышению интереса к учебе. Оборудование и наглядные пособия: компьютер, проектор, книги –учебники В.Я.Коровина, В.П.Журавлева, В.И,Коровин ч.2 для учащихся 5 класса.   Тип урока: Урок общеметодологической направленности. Деятельностная   цель:   формирование   у   учащихся   деятельностных   способностей   и способностей   к   структурированию   и   систематизации   изучаемого   предметного содержания. Эпиграф: Чем   велик   и   прекрасен   человек? Одухотворенным трудом…Вне труда нет и человека. П. П. Бажов 1. Оргмомент (1Мин.) Сегодня у нас необычный урок, у нас гости. Улыбнитесь им и друг другу. Барометр  настроения (поднимите карточку в зависимости от того, какое у вас сейчас  настроение) Спасибо. 2. Целеполагание (3 мин) Беседа с классом. ­ На доске написана тема нашего урока (Слова вразброс) ­ Какая группа первая сформулирует тему урока: «Образ Степана в сказе П.Бажова  «Медной горы Хозяйка».  Ребята, как вы понимаете, что такое сокровище?  А могут ли сокровищами являться душевные качества человека? (Ребята  говорят, что могут. Доброта, верность, милосердие и другие качества  действительно драгоценности, которые украшают каждого из нас.)  Цель нашего урока (Ребята говорят: Охарактеризовать героя сказа, выявить, в  чем заключается его душевное богатство, в чем его внутренняя красота.) 3. Мотивация учебной деятельности.(1 мин) Представим, что наша душа – это своего рода шкатулка. Разные в ней есть каменья: и драгоценные, и обманка. Сегодня мы заглянем в драгоценную шкатулочку души  героя сказа Бажова и посмотрим, какие там есть дивные самоцветные камни. 4. Актуализация знаний Организация работы в группах. (Ребята, сейчас вы  поработаете в группах по  заданиям в течение 10 мин. Вам необходимо будет выступить с результатами вашей  работы) 1.       Портрет Степана( 7 мин) А) Устное рисование портрета Перед нами молодой человек лет 23–25, высокий, худощавый. Глаза у него большие,   серые,   слегка   отливающие   зеленью.   (Это   последствия   работы   в Малахитовой шахте.) Лицо обрамляют светло­русые кудрявые волосы. Нос у Степана прямой, слегка выделяется вперед; щеки чуть впалые, скулы широкие, подбородок с «ямочкой». Одет Степан обычно: лапти, порты, длинная рубаха, на горловине, рукавах и подоле украшенная вышивкой. Б) Описание Степана из текста сказа (какой он?) «Один­от молодой парень был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало»  (Это   говорит   о   том,   что   труд   Степана   был   тяжел,   но   он   от   работы   не отлынивал).   «Простой человек, обыкновенный». (крепостной)  «Парень не мягкий» (стоял на своем про вольную себе и невесте своей).  «Он невеселый стал и здоровьем хезнул. Так на глазах и таял» В) Проект ное задание Миши Поносова «Степан в иллюстрациях художников» Г) Пазл­картинка . Собрать пазл и ответить на вопрос: что за фрагмент изображен на  картинке, каким здесь изображен Степан? (Даша Кузьминых) 2. Качества Степана (7 мин)     Рассмотрите ситуации, в которых действует Степан и попробуйте ответить на  вопросы: 1. Как поступил Степан, увидев первый раз Хозяйку?( Не испугался ее – смелый)  2.  Как справился Степан с первым испытанием Хозяйки Медной горы? Какие  качества Степана вы увидели? (Степан должен был пойти к приказчику и сказать,  чтобы тот убирался с Красногорского рудника. Степан, крепостной рабочий,  сдержал обещание, данное хозяйке. Степан – смелый, мужественный человек,  говорят о том, что он держит свое слово.) – добросовестность, честность. 3.  Второе испытание, которое ставит перед ним Хозяйка, ­ это испытание  богатством. Справляется ли он с ним? (Степан остался верным Настеньке и не  позарился на богатство Хозяйки. Такие качества его характера, как верность,  преданность). 4. Третье испытание, которое ставит перед ним Хозяйка, ­ это испытание не  рассказывать  о ней и забыть ее. Справляется ли он с ним? (Частично прошел это  испытание: никому о Хозяйке не рассказывал,  забыть ее не смог, приходил на гору,  где первый раз с ней встретился) – ответственность и чувствительность. 5. Как Степан относился к своей работе рудокопа? (Работает изо всех сил, не  жалуется. Приказчик сказал добыть малахитовую глыбу ­ добыл) – трудолюбивый,  терпеливый, старательный. 6.Вывод: Какие лучшие качества души Степана вы можете выделить? В качестве итога разговора о Степане ребята надписывают на символических  камушках главные черты его характера. (Смелость, добросовестность, честность,  верность, преданность, ответственность, чувствительность, трудолюбие,  терпеливость, старательность). 3.Отношение Хозяйки к Степану( 3мин) 1. Выберите из текста слова, которыми называет Хозяйка Степана. Какое средство  выразительности используется? (Степан Петрович – с уважением , «Ты вон какой  большой да тяжелый, а они у меня маленьки»,­говорит она – противопоставление;  Степанушко – ласково ­ с уменьшительно­ласкательным суффиксом слово, любезный друг). 2. Расскажите об отношении Хозяйки Медной горы к Степану? Почему она  прониклась к нему уважением и любовью? («Мне как раз такого надо, который  никого не боится»,­ говорит она ему. Он способен быть решительным, смелым,  верным своему слову (царило крепостное право в то время). Помогает ему в работе и стать вольным ему и его невесте, он не позарился на ее богатства). 3.Назовите детали, которые говорят о том, что Хозяйка глубоко переживает  расставание со Степаном? (У Хозяйки дрожит рука с драгоценными камнями  и на  глазах слезы.) 4. Сделайте вывод: Как Хозяйка относится к таким людям, как Степан? (Уважает их, помогает). 4. Цветовая палитра ( 7 мин)      1. Доклад о камнях (Порфирий) Люди издавна с большим вниманием относились к камням и складывали о них  легенды. Трудно указать такой камень, которого бы не добывали в Уральских горах.  В сказе упомянуты такие камни, как малахит, слюда, обманка (о них расскажет  Порфирий). 2. Цветовая палитра сказа (Юля) Показывает:  какие цвета преобладают в сказе и почему?(Многоцветие, яркие) Каким цветом изобразила бы Степана, Хозяйку? Почему? (Степан – яркого красного  цвета, Хозяйка – зеленого – платье из малахита) 3. Саша Мехоношин сделает вывод о значении цвета в сказе. Яркие цвета  связаны с добычей полудрагоценных камней, с образом Хозяйки –  хранительницы природных богатств, Степан – необычный человек,  понравившийся Хозяйке, поэтому он  в ярком цвете изображен, когда заболел,  то тускнеет его образ) 5.Рефлексия (3 мин) 1. Какими бы качествами хотели обладать вы? Вернемся к эпиграфу 2. Обобщите: каким человеком был Степан, мастер Красногорского рудника? ( гордым, верным, честным, хорошим мастером, человеком с чистой душой. Может быть, именно поэтому полюбила его Медной горы Хозяйка)  3. О чем заставляет задуматься читателя этот сказ? (Это сказ учит любить и уважать труд, быть упорным, смелым и честным  человеком, не нарушать данных обещаний. Любить природу, получая доступ к  природным богатствам человек должен знать меру, должен беречь и охранять  природу.) 4. Какое у вас настроение на конец урока? Поднимите карточку. Спасибо. 6. Выставление оценок с комментированием (3 мин) Ребята, большое спасибо за интересный урок 7. Домашнее задание  1. Нарисовать иллюстрацию к сказу. 2. стр.68 вопрос 1 (устно) из раздела «Обогащаем свою речь» 3. (По желанию) напишите сочинение на тему «Степан – прекрасный человек»

Конспект урока литературы в 5 классе "Образ Степана в сказе П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Конспект урока литературы в 5 классе "Образ Степана в сказе П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Конспект урока литературы в 5 классе "Образ Степана в сказе П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Конспект урока литературы в 5 классе "Образ Степана в сказе П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Конспект урока литературы в 5 классе "Образ Степана в сказе П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Конспект урока литературы в 5 классе "Образ Степана в сказе П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Конспект урока литературы в 5 классе "Образ Степана в сказе П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Конспект урока литературы в 5 классе "Образ Степана в сказе П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Конспект урока литературы в 5 классе "Образ Степана в сказе П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Конспект урока литературы в 5 классе "Образ Степана в сказе П.Бажова "Медной горы Хозяйка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2017