Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».
Оценка 4.9

Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
13.05.2017
Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».
Цели урока: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять настроения, чувства поэтов, определить способы создания образов, воспитывать чувство прекрасного к природе, готовить к ГИА по литературе.Методические приемы: выразительное чтение стихотворений, беседы по вопросам, устное рисование, сопоставление стихотворений.
Урок литературы в 6 классе..doc
Литература 6 класс. Тема урока: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого». Цели   урока:   показать   разнообразие   и   выразительность   образов   родной   природы   в пейзажной   лирике   русских   поэтов,   помочь   понять   настроения,   чувства   поэтов,   определить способы создания образов, воспитывать  чувство прекрасного к природе; готовить к ГИА по литературе. Оборудование   урока:   портреты   поэтов;   репродукции   картин   ­   пейзажей   русских художников; музыкальные произведения. Методические приемы: выразительное чтение стихотворений, беседы по вопросам, устное рисование, сопоставление стихотворений. Ход урока. 1. Слово учителя  ( Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года».)  Учитель читает стихотворение Ф.И.Тютчева:  Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик ­ В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… ­ Как вы думаете, о чем это стихотворение Ф.И.Тютчева? Почему именно с него мы начали наш урок? 2. Ребята вместе с учителем формулируют тему и цель урока. Тема   урока:   «Родная   природа   в   стихотворениях   русских   поэтов   Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого». Цель:   увидеть   разнообразие   и   выразительность   образов   родной   природы   в   пейзажной лирике русских поэтов,   понять настроения, чувства лирического героя, определить способы создания образов, воспитывать чувство прекрасного;  готовимся к ГИА по литературе. Домашнее задание:  1) выучить наизусть понравившееся стихотворение поэтов 19 века о природе,  2) письменно ответить на вопросы в формате ГИА по одному из стихотворений: 1.2.1. Каким настроением проникнуто стихотворение (3 – 5 предложений)? 1.2.2. Какую роль играют эпитеты в стихотворении (3 – 5 предложений)? 1,2.3. Чем различаются картины природы в двух стихотворениях поэта (5 – 8 предложений)? 3. Слово учителя. Родная   природа   ­   неисчерпаемый,   бесконечный   источник   поэзии.   Русские   поэты посвятили природе различных времен года множество стихотворений. При этом каждый видел и по­своему запечатлевал картины весны, лета, осени и зимы.  Первая часть учебника заканчивается подборкой стихотворений русских поэтов 19 века о   родной   природе.   Прочитаем   их   вместе   и   попробуем   понять,   как     русский   пейзаж   может преображаться, являться всякий раз по­новому, волновать и удивлять нас. 3.   Работа со стихотворением Е.А.Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!». Звучит фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Апрель» 1) Рассказ о жизни и творчестве Е.А.Баратынского.  Небольшую биографическую справку о писателях рассказывают учащиеся  Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800г в имении Мара Тамбовской губернии в дворянской семье. В 1812г его отвезли в Петербург и определили в Пажеский корпус – привилегированное военно­учебное заведение.   С детства Баратынский любил поэзию и писал стихи. С 1818г он завязывает знакомство с Дельвигом, который знакомит его с А. Пушкиным, вводит в писательские кружки и становится его руководителем на литературном поприще. Вскоре стихи Баратынского появляются в печати и были встречены очень сочувственно. Его творческие дарования были отмечены А.Пушкиным. Чтение   и   анализ   стихотворения   «Весна,   весна!   как   воздух   чист!».   Стихотворение читается учащимся.   ­   Ребята!   О   чем   это   стихотворение?   (Это   стихотворение   о   весне,   о   том,   как 2) преображается все вокруг.) ­ Каковы особенности стихотворения Баратынского? (Лирический   герой   встречает   весну   восторженным   гимном.   Он   с   огромной   радостью приветствует   раннюю   весну,   которая   приходит   на   смену   зиме.   Стихотворение   отличает восторженная интонация. Герой хочет слиться с природой и раствориться в ней.) ­ Найти в тексте эпитеты. («Лазурь живая»,  «яркая вышина», «заздравный гимн»). ­ Найти метафоры (на крыльях ветерка). ­Найти   олицетворения   («взревев,   река   несет/на   торжествующем   хребте/   поднятый   ею лед!», «древа обнажены»). ­ Давайте обратим внимание на то, как поэт играет звуками. (Ласковые звуки плавных «Л» (небосклон, слепит, на крыльях) сменяются гремящими, рокочущими «р», передающими звучания ледохода (ручьи, взревев, река), а затем шипящими, шуршащими, как листья под ногами (обнажены, в роще ветхий лист, как прежде …и шумен и душист). Такой   прием   в   литературе   называется  аллитерацией  –   это   повторение   одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием. (Записывается на доске и в тетради) Торжествующая природа хороша сама по себе, человек любуется ею со стороны и вдруг удивленно замечает:  Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней!.. Не столько природа уподобляется человеку,  живому существу вообще, сколько душа человека   стремится   к   гармонии,   к   слиянию   с   природой,   стремится   к   растворению   в   некой мировой душе.  3) Ещё одно  стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольется…» послушаем в исполнении мастера чтения. 4) Комментарий к стихотворению ученика.  Стихотворение   Баратынского   «Чудный   град   порой   сольется…»   построено   на параллельных   образах:   образ   «летучих   облаков»,   чудесный,   но   хрупкий   и   нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим «от дыханья/посторонней суеты", от соприкосновения   с   прозой   жизни.   В   этом   стихотворении   тоже   на   первом   месте   душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею. 4.Знакомство с Я.П.Полонским, чтение и анализ его стихотворений о природе. 1) Биографическая справка (рассказывает ученик .) Яков   Петрович   Полонский   прожил   долгую   жизнь   ­   с   1819   по   1898   год.   Детство   его прошло в провинциальной Рязани, на тихих окраинных улочках. Природа одарила его живым, богатым воображением. Но мечтательность, детские фантазии скоро перешли в сочинительство: волшебные   сказки   маленького   Полонского   с   наслаждением   слушали   его   младшие   братья.   А соседский мальчик стал первым критиком его отроческих стихов. В 1840­х годах молодой поэт Полонский жил в Одессе, потом на Кавказе. Он интересовался бытом и народным творчеством Грузии, создавал стихотворные очерки о жизни и правах горцев. Немало поэтических описаний природы   появилось   в   его   тетрадях   этой   поры.   Зрелое   творчество   Полонского   связано   с Петербургом, где он прожил многие годы. Поэт испытывал нужду. В лирике часто слышатся жалобы на судьбу. Даже в стихах о природе слышатся горестные думы. Природа привлекала Полонского   и   как   живописца.   В   его   альбомах   и   тетрадях   стихи   чередуются   с   рисунками карандашом,   иногда   пером.   Одно   время   Полонский   хотел   стать   художником,   но   победило призвание поэта. Его оценили по достоинству Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, у него учились Иван Бунин и молодой А.Блок, но он не знал настоящего большого успеха. Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Песня цыганки» ( «Мой костер в тумане светел»), «Вечерний звон», «Мгновения». 2) Чтение и анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла…»  Словарная работа. (Несколько учеников находят лексическое значение слов по словарю.) Ракита – дерево или кустарник семейства  ивовых,  растущее по берегам рек. Сонм – скопление, множество кого­нибудь. Беседа по вопросам. ­ Какую картину рисует Полонский? (Поэт изображает ночной пейзаж.) ­ Как он это делает? ( Густая темнота ночи ощущается в словах «мгла»,   «глубина», «сумрак».   Она   оттеняется   тусклым   блеском   озера.   Поэтичность   и   волшебство   картины подчеркивается  «прозрачной  дымкой», которую ночь пустила на долины.) Пока учащиеся отвечают на вопрос о композиции, один учащийся на доске выписывает эпитеты (прозрачная, сонный, бледный, сизые, фосфорический) ­ Какова композиция стихотворения? (Оно состоит из двух частей.   В первой ­ общий план, картина спящей природы. Во второй внимание сконцентрировано на герое стихотворения («бледный месяц») ­ Какой прием создает настроение стихотворения? (Вторая часть обращает наш взгляд вверх:   олицетворение   оживляет   месяц,   который   «без   приюта   в   небе   ходит».   Создается настроение   возвышенное   и   тоскливое   одновременно.   Этому   способствует   и   звукопись   ­ аллитерации  на глухие согласные:  «с», «т», «ч», «х», «ф».) ­   Какую   роль   играют   эпитеты?   (Они   создают   ощущение   прозрачности,   невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные тона). 4) Слушание и анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи…».  Слушаем мастера чтения. Словарная работа. Дебри ­  место, заросшее непроходимым лесом. ­Что общего у этих стихотворений? (Оба рисуют пейзаж, действие происходит вечером, ночью: есть общие образы­тучи, есть антитеза ­ противопоставление: тьма­свет.) ­Чем отличаются стихотворения? (второе более громкое, звукопись создают аллитерации ­ раскатистые твердые и мягкие «р». А в первом стихотворении тишину ночи подчеркивают глухие согласные ). ­Что   изображается   в   стихотворении?   (Здесь   изображен   летний   горный   пейзаж.   Он динамичен ­  это впечатление создают глаголы движения,  действия.) ­ Найдите в тексте противопоставления. В первом стихотворении свет тусклый, бледный, фосфорический, а во втором освещают пейзаж «яркой молнии ударом». Звуки: громкие, резкие,   противопоставлены приглушенному ответу скалы. 5. Рассказ о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого. 1) Биографическая справка (сообщение ученика) А.К.Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу же   после   рождения   сына   родители   расстались,   и   шести   недель   отроду   мальчик   был   увезен матерью в ее имение на Черниговщине , там он воспитывался до десятилетнего возраста в кругу семьи Перовских, родных со стороны матери. Поэт вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все происходящие в природе перемены. Весна – это любимое время года поэта. По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь : за всем этим разнообразием сменяющихся картин лесов, полей сквозит что­то единое и самое важное ­ это любовь к родной земле. Он изобразил родную природу , сопровождающей человека на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и  страданиям. Природа  у Толстого  прекрасна, а  красота имеет  свойство  утешать, врачевать, «выпрямлять» человека.   Стихотворения   А.Толстого   отличаются   необычной   музыкальностью,   ритмичностью. Недаром   ко   многим   стихотворениям   А.Толстого   лучшими   композиторами   написана   музыка. Самое известное из них «Колокольчики мои…»   «Толстой   ­   неисчерпаемый   источник   для   текстов   под   музыку,   это   один   из   самых симпатичных мне поэтов», ­ признавался Чайковский. 2) Давайте же обратимся к его стихотворению «Где гнутся над омутом лозы…» ( чтение стихотворения) Анализ особенностей стихотворения. ­ Какой пейзаж изображен А.Толстым? (Изображен летний пейзаж: омут, окруженный ивовым кустарником, горячее летнее солнце, веселый хоровод стрекоз.) 3) Словарная работа. Омут­ водоворот на реке, образуемый встречным течением. ­Чем   это   стихотворение   отличается   от   других   стихотворных   пейзаже?   (Это стихотворение ­ сценка, большая часть занимает прямая речь – песня стрекоз , заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность.) ­Какими   приемами   создается   мелодия   этого   стихотворения?   (Убаюкивающая, завораживающая   мелодия   песни   создается   обращениями,   повторами,   анафорой   (одинаковым началом строк), мерным, плавным,  ласковым ритмом.) 6. Итоги урока. С творчеством каких писателей мы с вами познакомились? Что нового узнали? Какие художественные средства мы встретили в стихотворениях? Заключительное   слово   учителя.  Пейзажная   лирика   передает   настроения,   чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хор жизни и любви. Теория литературы Олицетворение – троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием , приписываются качества или действия, присущие человеку, ­ дар речи, способность мыслить и чувствовать. Например: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно? Эпитет ­ художественное, образное определение, вид тропа.  Например: веселый ветер, мертвая тишина, черная тоска. Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком­либо отношении двух предметов или явлений. Например : крыло самолета (ср.: крыло птицы). Анафора – повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда. Например: …Черноглазую девицу  Черногривого коня! Антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. ____________________________________________________________________________ Теория литературы Олицетворение – троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием , приписываются качества или действия, присущие человеку, ­ дар речи, способность мыслить и чувствовать. Например: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно? Эпитет ­ художественное, образное определение, вид тропа.  Например: веселый ветер, мертвая тишина, черная тоска. Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком­либо отношении двух предметов или явлений. Например : крыло самолета (ср.: крыло птицы). Анафора – повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда. Например: …Черноглазую девицу  Черногривого коня! Антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».

Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».

Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».

Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».

Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».

Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».

Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».

Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».

Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».

Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».

Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».

Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».

Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».

Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2017