Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Тарас Бульба - характер, рожденный временем по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Оценка 4.8

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Тарас Бульба - характер, рожденный временем по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
08.02.2017
Конспект урока литературы в 7 классе  по теме "Тарас Бульба - характер, рожденный временем по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Урок интегрированный, обобщающий. Обучающиеся работают в группах, выступают на уроке с докладом, творческими проектами. Урок сопровождает презентация. Ученики вместе с учителем составляют кластер о характере Тараса Бульбы, в конце урока сочиняют синквейн, пишут сочинение-миниатюру, учатся давать монологический ответ, пересказывают эпизоды из повести, обобщают.
урок по гоголю.doc
Тема урока: Тарас Бульба – характер, рожденный временем ( по повести  Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»). Цель урока: в чем проявляется сила характера Тараса Бульбы. Задачи урока:  образовательные: сформировать представление о характерных  особенностях главного героя через словесный и психологический портрет.  Развивающие:  Совершенствовать навыки анализа текста и навыки монологической речи,  показывая своеобразие конфликта литературного героя.  Воспитательные:  Воспитывать интерес к классической литературе и к Истории России,  определяя свое отношение к изображаемым событиям. Методы:  Аналитический  Дедуктивный  (от частного к общему)  Сравнение Оборудование: Компьютер, проектор, экран, иллюстрации Е. Кибрика, кинофрагмент, рисунки  учащихся. Эпиграф: «Нет у нас никого, равного ему в доблести» Н.В.Гоголь.                                                                        ход урока 1.Организационный момент. Определение темы и цели урока. ­ Сегодня  мы проведем урок литературы. ­ Какое произведение Н.В.Гоголя Вы прочитали? ­ Какое впечатление произвела на вас повесть?           ­ Какие события изображены в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»?( время  освободительного движения на Украине 15­17 в.в). ­ А вы согласны с таким суждением, что суровое время порождает сильный  характер? Какой герой в повести имеет сильный характер? ­ О ком пойдет речь на уроке? Какой будет тема урока? ­На какой вопрос мы должны ответить, чтобы раскрыть  нашу тему? Определение цели урока: в чем проявляется сила характера Тараса Бульбы? ­ А что мы должны сделать для того, чтобы достичь цели? Определение задач урока:  ­ Вспомнить эпизоды, в которых закалялся характер Тараса Бульбы; (в отношениях с сыновьями, в бою, в отношении с товарищами, во время смерти Андрия, казни  Остапа) ­ Выяснить, действительно ли характер рожден временем?  ­ Какие нравственные качества должны быть свойственны сильному характеру? Работа с пословицами .­  Выясним, какими качествами должен обладать человек с сильным характером, собрав из слов пословицы.Тот герой, кто за Родину стоит горой.   Казак скорей умрёт, чем с родной земли уйдёт. Сам погибай, а товарища выручай. ­ О каких качествах характера пословицы? . (О смелости, отваге, стойкости,  товариществе, патриотизме)) Работа с эпиграфом Обратимся к эпиграфу: «Нет у нас никого, равного ему в  доблести» Н.В.Гоголь. ­ Кому из героев повести относится эпиграф и почему именно о нем Гоголь так  сказал? ­ Вспомним, в какое время жил Тарас Бульба? (Подготовленный ученик рассказывает об эпохе). Украинская казаческая эпопея, длившаяся на протяжении более двух столетий (XVI — XVII), — одно из героических событий мировой истории. Огнем и мечом пыталась шляхта покорить и ополячить украинский народ. Повсюду на Украине насаждалась польская администрация. Она грубо попирала национальное достоинство народа, оскорбляла его религиозные верования, культуру, обычаи. На Украине образовались громадные владения польских магнатов. Они захватывали земли вместе с проживавши- ми на них людьми. Крестьяне ожесточенно сопротивлялись и спасались бегством на юг Украины, в район Запорожья, ставшего в XVI веке средоточием казацкой вольницы. Сюда, в низовье Днепра, стекались все, кто «не привыкли невольничьей службе». Так возникло казачество, «Запорожская Сечь». Обощение учителем . (Суровые времена рождают сильный характер. Человек, закаляя свой  характер, становится решительным, смелым и мужественным). Работа по образу Тараса Бульбы.  Учитель: Повесть Н.В.Гоголя называется «Тарас Бульба» Почему такое имя дает автор  главному герою? Тарас – (от греч. «Tarasso»)­ неугомонный, буйный, смутьян.  ­Есть ли доказательства этому в повести? В каких эпизодах об этом говорится? Зачитайте.(В 1  главе Гоголь, представляя нам своего героя, пишет: «Бульба был упрям страшно...», «Вечно  неугомонный он считал себя законным защитником православия»…Самоуправно входил в села… Сам с своими казаками производил расправу…» _ Какими словами и словосочетаниями Н.В.Гоголь описывает внешность героя? Зачитайте.  ( Крепкий, как дуб,»очи свои хмурые, исчерна­белые брови, подобные кустам, выросшим по высокому темени горы, которых верхушки вплоть занес иглистый северный иней…»). Рассмотрим портрет Тараса Бульбы на иллюстрации Е.Кибрика.  ­ Сравним, что общее подчеркивают в портрете Тараса Бульбы художник и писатель? ­ Выясним, как закалялся характер Тараса Бульбы?  Как воспитывался казак в этой  сложной  эпохе?  ­ Какой отпечаток наложила эпоха на характер героя? ?  Как воспитывался казак в этой  сложной эпохе? (Воинственность, нелюбовь к тихой размеренной жизни, презрение к ее удобствам). ­ Вспомним эпизоды из первых глав, где рассказывается о Тарасе ­ отце. Как он относился к  сыновьям? Что для него было главное? (К своим сыновьям Тарас Бульба относится как к  товарищам по ратному делу, оценивает их личные качества со стороны и не терпит ошибок и  малейших проступков) Счастье для Тараса­это то, как сыновья проявляют себя в бою, огорчает  каждый неверный шаг.). ­ Как меняется Тарас Бульба, какие качества характера проявляет, когда узнает о  предательстве Андрия? Зачитайте. Так продать? Продать веру? Продать своих? Стой же, слезай с коня! Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом. - Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!- сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье…….. Тарас выстрелил….. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. ­ Почему он сам вершит казнь ? Легко ли это ему было сделать? (Он себя прежде всего винит,  что неправильно воспитал сына).  ­ Почему Тарас долго глядит на бездыханный труп убитого им сына? (иллюстрация на слайде ­ Как художник и писатель  передал состояние Тараса, какие новые черты проявляются в герое? ( Он сожалеет о сыне, но не сожалеет о его смерти и даже отказывается предать тело Андрия  земле. И в этом он тоже сын своего жестокого времени). ­ Пережив смерть Андрия, какое новое страшное испытание ему судьба вновь уготовила?  (Смерть Остапа).  ­ Как ведет себя Тарас, увидев своего сына на плахе? Зачитайте. ­ Какие качества характера проявляет? (Ему тяжело, но он гордится своим сыном) ­  Значит, что главное выделяет Гоголь в Тарасе в отношении к сыновьям? (воспитание детей себе подобных). ­ Сыновья  Тараса – это отражение самого отца. ­ Что для самого Тараса было главное, в чем видит свой долг? (Идея служения родине, защита  Отечества определяет все его действия и поступки. Он считал себя защитником  православия). ­ Является ли Тарас Бульба настоящим полководцем? ­ В каких эпизодах показано, как в бою проявляется сильный характер героя? Как он  поддерживает перед боем, в бою товарищей? Как характеризует речь самого Тараса? Чтение наизусть речи о товариществе Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и  дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала  червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не  католические недоверки. Всё взяли бусурманы, всё пропало. Только остались мы, сирые, да, как  вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества!  Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы:  любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только  человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких  товарищей. Учитель: Тарас Бульба выступает как выразитель взглядов патриотических чувств запорожских  казаков. ­  Как передает Гоголь состояние старых казаков, как описывает волнение молодых во  время речи своего атамана? (Речь Тараса производит на запорожцев сильнейшее впечатление — в них заговорило все лучшее, «что бывает на сердце у человека». Старые казаки стояли непо­ движно, потупив головы, со слезами на глазах. Слова атамана проникли глубоко в души молодых. И они своим героизмом в бою с поляками, самоотверженностью, готовностью прийти на помощь  товарищу подтвердили слова, которые произнес Тарас. ­ Как характеризует Тараса эта речь? В чем видит Бульба силу товарищества и боевого братства? (В этой речи проявляются и патриотические чувства героя, и его мужество, и жизненный  опыт, и страстная убежденность в правоте своего дела. Своими словами Тарас Бульба  хотел, во­первых, поднять боевой дух своих товарищей, а во­вторых, показать величие  родины и русского человека). ­ Какой еще эпизод свидетельствует о большом полководческом искусстве Тараса Бульбы?  (в последнем бою Тараса на берегу Днепра (глава XII), в полную силу проявились героизм и сила патриотизма казаков, вступивших в смертельную схватку с неприятелем (зачитать эпизод)  Как  в бою поддерживает товарищей? («А что, паны…есть еще порох в пороховницах?)­  (В бою  Тарас видит всех, поддерживает боевой дух). ­ А что значат эти слова: «Дай, Боже, чтобы таких полковников было побольше на  Украине!»­ говорит о Тарасе Касьян Бовдюг. ( Казак дает высокую оценку полководческому  таланту Тараса). ­ С какими фольклорными героями  можно сравнитьТараса Бульбу во время боя? ( с   богатырями) .Почему?  (Потому что былинные герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др. борются  с различными чудищами, врагами ­ захватчиками за свободу и счастье своего народа, за  независимость Родины. В каждой былине есть цель, ради которой богатырь совершил подвиг не  ради награды Так и в повести Тарас Бульба такой же внешне крепкий, большой, как богатырь,  проявляет доблесть и отвагу, мужество и бесстрашие, силу и удаль в защите своего народа). Физминутка Закройте глаза и представьте Тараса Бульбу, как бы вы его изобразили в бою на своем  рисунке. (включить музыку) Проверка словесного восприятия ­ Что изменилось в Тарасе после гибели его товарищей и Остапа? (Тарас остался один. Он воодушевлён только ненавистью к врагам, которым мстит за смерть  сына. В конце повести Тарас становится очень жестоким, даже среди запорожцев, его девиз  теперь: « Ничего не жалейте!») Учитель: «Шесть дней уходили казаки проселочными дорогами от преследований, но Потоцкий  на сей раз настиг их на берегу Днестра. Суд над Тарасом был скорый. Просмотр видеофрагмента смерти Тараса Бульбы. ­Просмотреть кинофрагмент и сделать вывод о том, как режиссеру удалось показать силу  характера Тараса Бульбы во время казни? ­ Каким видим Тараса Бульбу во время казни, какие черты характера показал режиссер в Тарасе?   ­ Как проявляет себя Тарас перед лицом смерти? Как  помог товарищам его совет?  (Тарас проявляет истинное величие: он не думает о себе, все его мысли о товарищах, о Родине,  смерти он не боится. Так он сам следует словам, сказанным когда­то о товариществе). Работа с иллюстрацией Е.Кибрика. ­ Каким изобразил Тараса Бульбу Е. Кибрик? Смог ли передать художник силу духа, отвагу  Тараса во время казни? ( Тарас­грузный, мощный, старый человек, но дух его сильнее тела. Он изображен в профиль не  случайно, это помогает передать художнику неукротимый порыв и силу духа, он весь с  товарищами, в последнем стремлении помочь им.) Учитель: Много  было в истории России трагических событий, когда человеческий характер мог проявить себя, показать мощь и силу. Одно из таких событий ВОВ.  В 1942 году К.Симонов написал стихотворение «Тарас Бульба». Послушайте стихотворение и  подумайте, почему поэт обратился к образу Тараса в годы ВОВ? Учитель читает наизусть.                   ТАРАС БУЛЬБА  К концу уже близок геройский рассказ. Багровое  солнце висит над степями. В дыму задыхается старый Тарас, Прикованный к дубу стальными цепями. Хрипит волосатая грудь на костре. До грузных плечей добралось ему пламя. Он смотрит туда, где на синем Днепре Гуляет по ветру казацкое знамя. Сквозь пламя и дым куренным он велит Рубиться весь век с басурманскими псами, И ветер степной над огнём шевелит Готовыми вспыхнуть седыми усами. Мы вспомним Тараса и песню споём,  Как пули свистели в клубящемся прахе, Как трое танкистов сгорели живьём.  Не сдавшись в неволю, на Киевском шляхе. Я знаю: Отчизна им силу дала,  Им службу Тарасова кровь сослужила. Я знаю: она в это время текла  В их чёрных, от пламени вздувшихся жилах. Мы шапки над павшими снимем не раз. С отцами бывало, и с нами бывает… Горит над стремниною старый Тарас,  И пламя седые усы обвивает.  Проверка восприятия:­ Какие строки в стихотворении самые главные? Почему поэт обратился к образу Тараса? (нужен пример мужественного и  храброго защитника  Отечества, с сильным и крепким характером. Таким и был Тарас Бульба). ­ Что было важно показать в Тарасе Гоголю и Симонову? ( Для Гоголя и Симонова важно было  показать, как в Тарасе воплотились типические черты запорожца, сила характера). Учитель: Таким видят Тараса Бульбу  писатель Н.В.Гоголь,  художник Е.Кибрик, поэт  К.Симонов. А какое впечатление произвел на Вас этот герой? Пятиминутка свободного письма. Изложите свои мысли о Тарасе Бульбе на письме. Чем Вам понравился герой и почему? (5­7  предложений). Зачитать эссе. ­ Какое впечатление оставляет финал повести? Зачем Гоголю понадобился последний абзац? (Герои не погибают – они обретают бессмертие. Смерть не напрасна, ведь нужна для победы). ­Чтобы увековечить память, народным героям воздвигают памятники. Вам был задан на  дом  проект памятника Тарасу Бульбе. Защита проектов. Итог урока. Учитель: вернемся к нашей цели урока: в чем же проявилась сила характера Тараса Бульбы? ­Достигли мы цели урока, выполнили ли задачи, которые поставили? На примере образа Тараса  Бульбы, какие нравственные качества можно воспитать в себе? Обобщение учителем: в образе Тараса Бульбы Гоголь воплотил самые яркие сильные черты  национального характера: возвышенную, бескорыстную любовь к Родине, верность православной  вере, готовность к подвигу, преданность товариществу и широту души, лучшие черты народа .Выставление оценок. Рефлексия: понравился ли Вам урок? С помощью, каких приемов и  методов мы достигали цели урока? Заполните оценочный лист. Домашнее задание: составить план сочинения по теме на выбор: «Тарас Бульба – характер,  рожденный временем, «Тарас Бульба – народный герой».

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Тарас Бульба - характер, рожденный временем по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Конспект урока литературы в 7 классе  по теме "Тарас Бульба - характер, рожденный временем по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Тарас Бульба - характер, рожденный временем по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Конспект урока литературы в 7 классе  по теме "Тарас Бульба - характер, рожденный временем по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Тарас Бульба - характер, рожденный временем по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Конспект урока литературы в 7 классе  по теме "Тарас Бульба - характер, рожденный временем по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Тарас Бульба - характер, рожденный временем по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Конспект урока литературы в 7 классе  по теме "Тарас Бульба - характер, рожденный временем по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Тарас Бульба - характер, рожденный временем по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Конспект урока литературы в 7 классе  по теме "Тарас Бульба - характер, рожденный временем по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Тарас Бульба - характер, рожденный временем по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Конспект урока литературы в 7 классе  по теме "Тарас Бульба - характер, рожденный временем по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Тарас Бульба - характер, рожденный временем по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Конспект урока литературы в 7 классе  по теме "Тарас Бульба - характер, рожденный временем по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017