Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Скупой» Мольера и «Скупой рыцарь» Пушкина (Опыт сравнительного анализа)
Оценка 5

Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Скупой» Мольера и «Скупой рыцарь» Пушкина (Опыт сравнительного анализа)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
01.05.2017
Конспект урока литературы в 8 классе  по теме  «Скупой» Мольера и «Скупой рыцарь» Пушкина (Опыт сравнительного анализа)
На уроках литературы всегда интересно рассматривать произведение русской литературы в контексте мировой.Данная разработка посвящена сопоставительному анализу комедии «Скупой» Мольера и трагедии «Скупой рыцарь» А.С.Пушкина .Тема скупости достаточно широко представлена в мировой литературе. В конспекте описана групповая работа с текстами данных авторов.Конспект урока.
Мольер и Пушкин.doc

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Игринская средняя общеобразовательная школа № 4

поселка Игра Республики Удмуртия

 

 

 

 

 

 

 

 

«Скупой» Мольера и «Скупой рыцарь» Пушкина

(Опыт сравнительного анализа)

 

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Елена Федоровна Толченицына,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

                                                                      МБОУ Игринская СОШ                       №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.Игра

 

Урок литературы в 8 классе

Тема : «Скупой» Мольера и « Скупой рыцарь» А.С.Пушкина

( опыт сравнительного анализа).

Оборудование:  тексты пьес, портреты Мольера и Пушкина, иллюстрации с изображением Мельпомены и Талии (см. в приложении), высказывания критиков о произведениях, видеофильм «Скупой рыцарь» (автор сценария и режиссер-постановщик Швейцер),  выставка книг о творчестве писателей, Толковый словарь, Словарь синонимов.

Цель урока:  найти способы изображения скупости в трагедии и комедии.

Методы:

беседа, акцентное вычитывание текста, сопоставительный, обобщающий.

 Ожидаемый результат: увидеть приемы изображения скупости в трагедии и комедии, уметь произвести  сравнительный анализ текста.

Ход урока

Лирическое вступление учителя.

Муза трагедии получила имя Мельпомена. Она исполнена воли и движения, порыва и возвышенной мысли. На лице Мельпомены скорее просветление, чем уныние. И только маска, которую муза держит в руках, кричит от ужаса, боли и гнева. Мельпомена как бы преодолевает страдание, которое всегда было содержанием трагедии, и возвышает нас, зрителей, до катарсиса – ощущения души страданием, мудрого понимания жизни.

«Сущность трагедии, - писал В.Г.Белинский, - заключается в столкновении… естественного влечения сердца с нравственным долгом или просто с необоримым препятствием… Действие, производимое трагедиею, - потрясающий душу священный ужас; действие, производимое комедиею, - смех… Сущность комедии – противоречие явлений жизни с назначением жизни».

Вглядимся в музу комедии Талию. Сбросив тяжелый плащ, она присела на камень, и кажется, что ее легкое тело готово к полету, игре, юным проказам и дерзости. Но есть и усталость в ее позе, и недоумение в лице.  Может быть, Талия думает о том, как много в мире зла и как трудно ей, юной, прекрасной, легкой, быть бичом пороков?

Комедия и трагедия противостоят друг другу как разные отношения к жизни. Сравните маски, которые держат в руках Мельпомена и Талия. Они непримиримы: скорбь – и злоба, отчаяние – и насмешка, боль – и лукавство. Так несходно откликаются на противоречия жизни комедия и трагедия. Но и Талия не весела, а скорее печальна и задумчива. Комедия бодро сражается со злом, но в ней есть и горечь. Попытаемся увидеть это на сегодняшнем уроке.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

В центре нашего внимания комедия Мольера « Скупой» и трагедия  Пушкина « Скупой рыцарь». Цель урока -  найти способы изображения скупости в трагедии и комедии.

Тема скупости  интересовала многих писателей. К  ней обращались древнеримский писатель Плавт (комедии «Кубышка», «Ослы», «Горшок», «Хвастливый воин»), В.Шекспир («Венецианский купец»), О. Бальзак «Гобсек». В девятом классе мы познакомимся с гоголевскими персонажами Коробочка и  Плюшкин.

2. Почему такое свойство характера человека, как скупость, привлекало и   привлекает внимание писателей?

*Обратимся к названиям произведений.

* Каково лексическое значение слова «скупой»?

 

*Используя Толковый словарь и Словарь синонимов, составьте синонимический ряд.

 

          *Какую характеристику дают герои этому пороку? Дополняем ряд синонимами из текста.

          *А само имя мольеровского героя «Гарпагон » что означает?

3. А.С.Пушкин назвал свое произведение « Скупой рыцарь» (первоначальное название «Скупой»). Нет ли в нем противоречия? Вспомним уроки в 6 классе, когда мы изучали литературу Средних веков. Какими качествами характера обладал  рыцарь?

Итог обсуждения: поборник рыцарских традиций, соблюдающий  кодекс рыцарской чести, Барон промышляет ростовщичеством, самым презренным в Средние века занятием, за которое отлучали от церкви. Готовый верно служить своему Герцогу, Барон тем не менее служит другому кумиру- деньгам.

4. Задание  по вариантам:

1 вариант - найти «скупое» смешное;

2 вариант – найти «скупое» трагическое и выписать в тетрадь.

           5. Работа в группах:

1группа(образы героев), 2 группа (детали), 3 группа (эпизоды «Скупого»), 4 группа (эпизоды «Скупого рыцаря»).

        6. Чем схожи и чем отличаются друг от друга пьесы Мольера и Пушкина?

 

 

 

 

 

   7.Обратимся к словам А.С.Пушкина: «У Шекспира - Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен. У Мольера - Скупой скуп, и только».

Каков смысл данной фразы? А у Пушкина Барон только ли скуп?

 

 

 

 

 

 

 

8. Пушкин смотрит на прошлое из будущего. Его оценки неоднозначны.

 А зачем он обратился к той далекой эпохе? В чем Пушкин видел связь времен? Что считал современным и интересным для зрителей в 1830 году?

Во времена Пушкина деньги тоже играли большую роль. Жадность к приобретению денег   и их накоплению – порок не только 15 века. И писателя не могла не волновать эта проблема. Он хорошо понимал, куда это может привести  человечество.

Не случайно устами героя он восклицает:

Ужасный век, ужасные сердца!

Но об этом мы поговорим на уроках в 9 классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

* Запись в тетради темы урока.

 

 

 

 

* Запись в тетради литературных параллелей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Скупой » и «Скупой рыцарь».

*Работа со словарями.

Скупой» - чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий расходов.

Синонимический ряд: скупердяй, скряга, скопидом, (запись в тетрадь).

 

«Скаред», «жмот», «сквалыга», «жадина», « лихоимец».

 

 

 

(« хапун», « железные когти»)

Обсуждение

Рыцари были  честными, благородными, независимыми, они вступались за слабых и обиженных.В их характере не было места скупости.

Вывод: рыцарь и скупой -несопоставимые понятия.

Высказывают  предположения, что скупость отца не просто обрекает сына на горькую бедность, но лишает его возможности вести образ жизни, достойный рыцаря. 

 

 

 

 

Работа с текстами.

Анализируют ответы и записывают в тетрадь (см. таблицу  №1 в приложении).

 

Отчет групп ( таблица №2 в приложении) и обсуждение.

 

 

Обсуждение и запись в тетради вывода:

Схожесть проблем: власть денег над человеком, разрушение семьи.

Различны жанры - трагедия и комедия. Одну и ту же проблему авторы решают разными способами. Один писатель потрясает зрителя, другой- заставляет смеяться .

Просмотр фрагмента фильма( центральная сцена трагедии).Автор сценария и режиссер- постановщик- Швейцер). Обсуждение.

В ходе обсуждения приходим к выводу, что за страстью барона к деньгам стоит еще более страшная страсть-жажда власти. Золото позволяет барону ощущать себя властителем мира. Рыцарь завоевывал мир с помощью оружия и своей доблести, скупой- с помощью золота. В деньгах, которые ссыпает барон в свои сундуки,- пот,  слезы и кровь.

 

* Домашнее задание:

Прочитайте внимательно изречения, напечатанные на листочках,  соотнесите с темой урока,  докажите свое мнение (можно подобрать дополнительно другие высказывания).

1.«Жизнь скупца есть комедия, в которой аплодируют только последнему акту»(С.Дюбэ).

2. «Смерть скупца – это его единственное доброе дело».

3. «Скупость –это не что иное, как кропотливое искусство сделать прилежание грешным, богатство -  убогим, власть и репутацию – позорными, жизнь- жалкою, смерть- страшною …»

4. «Скупость сушит душу»(А.Дюма-отец).

5. «Чем больше скупость, тем больше жестокость»(Ф.Петрарка).

 

Литература

1.                          Большая энциклопедия литературных героев/Под. ред. Н.Трауберг.- М.: Терра, 2001. С.135-138.

2.                          Железнякова Т.Ю. «Скупой рыцарь» А.С.Пушкина и «Скупой» Ж..-Б.Мольера в 7 классе/Т.Ю.Железнякова//Лит. в школе.-1996.-№5.-С.135-142.

3.                          Маранцман В.Г. Литература: 9 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. учреждений/В.Г.Маранцман.-М.: Просвещение, 2001.- С.347-349.

4.                          Мольер Полное собрание сочинений. В 3-х. Т.3.-М.: Искусство, 1987.- С.47-112.

5.                          Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х томах. Т.2. Поэма. Роман в стихах «Евгений Онегин». Драматические произведения.- СПб,1997.-С.462-480.

6.                          Энциклопедия литературных героев.- М.: Аграф, 1998.-С.90-91.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жан-Батист Поклен Мольер (1622-1673)

 

 

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

 

 

 

Талия

 

Мельпомена

 

 

 

Таблица №1

1 вариант

2 вариант

Найти «скупое» смешное

 

Найти «скупое» трагическое

 

 «- Иди-ка сюда. Покажи руки.

-Вот, глядите руки.

-Теперь другие покажи».

Обыскивает слуг.

Жак: «Сколько вас будет за столом?»

Гарпагон: «Нас будет восемь или десять, но нужно считать восемь. Где едят восемь, там будут сыты и десять»

 

Вдова…с тремя детьми полдня перед окном стояла воя.

Барон клевещет на сына, говорит, что он проводит время «в буйстве, пороках низких, что сын хотел его убить, «чтобы обокрасть».

Барон вызывает родного сына на дуэль.

Смерть барона.

Альберу не на что купить новые доспехи:

О бедность, бедность!

Как унижает сердце нам она!

Геройству что виною было? Скупость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №2

 

 

«Скупой» Мольера

«Скупой рыцарь» А.С.Пушкина

Образы героев

«Какой противный! Мерзостный урод!»

«А как честят –то вас(Гарпагону)-скаред, жмот, сквалыга, жадина, лихоимец».

« Убили! Зарезали меня! Деньги украли и честь украли!»

«Всех перевешаю, а если не найду, повешусь сам!

«Деньги, деньги мои бедные, голубчики родные, друзья бесценные».

«За столом нас будет8 или 10 человек. Расчет веди на 8.Сготовишь на 8,хватит и на 10»

«Закажи мне такие кушанья, которых много не съешь. Ну, скажем, баранины кусок, и чтобы он весь заплыл жиром, да паштет с каштанами

«В нетопленой конуре живет, пьет воду, ест сухие корки, все бегает да лает, а золото спокойно в сундуках себе лежит».

«О! Мой отец не слуг и не друзей

В них видит, а господ, и сам им служит.

И как же служит?

Как алжирский раб,

Как пес цепной».

«Да! Если бы все слезы, кровь и пот,

Пролитые за все, что здесь хранится,

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь потоп -я захлебнулся б

В моих подвалах верных».

детали

шкатулка «А я пойду полюбуюсь на мою шкатулочку». «Добродетельна шкатулочка моя!».

сундуки «Вот мое блаженство!»

Я царствую!- Какой волшебный блеск!

Послушна мне, сильна моя держава;

В ней счастие, в ней честь моя и слава!

эпизоды  (самые яркие)

Эпизод со шкатулкой.

Подготовка к званому ужину.

У Гарпагона украли шкатулку с деньгами и  другие.

Эпизод в подвале с сундуками.

Альбер рассказывает о жизни своего отца и об его отношении к деньгам.

Эпизод со вдовой и тремя детьми и другие.

 

 

 

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Урок литературы в 8 классе Тема : «Скупой»

Урок литературы в 8 классе Тема : «Скупой»

Но и Талия не весела, а скорее печальна и задумчива

Но и Талия не весела, а скорее печальна и задумчива

А.С.Пушкин назвал свое произведение «

А.С.Пушкин назвал свое произведение «

У Мольера - Скупой скуп, и только»

У Мольера - Скупой скуп, и только»

Литература 1.

Литература 1.

Приложение

Приложение

Жан-Батист Поклен Мольер (1622-1673)

Жан-Батист Поклен Мольер (1622-1673)

Талия

Талия

Мельпомена

Мельпомена

Таблица №1 1 вариант 2 вариант

Таблица №1 1 вариант 2 вариант

Таблица №2 «Скупой»

Таблица №2 «Скупой»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017