Конспект урока «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»(5 класс,литература)
Оценка 5

Конспект урока «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»(5 класс,литература)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
28.01.2017
Конспект урока «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»(5 класс,литература)
Данный урок литературы может быть проведён в 5 классе при изучении жизни и творчества А.П.Платонова. В ходе урока использованы такие приёмы,как работа с портретом писателя, пересказ биографии,просмотр видео,чтение диалога,работа с таблицей,беседа по вопросам,работа с презентацией, тест,словарная работа.На уроке поднималась тема добра и зла, тема труда в жизни человека,тема счастья.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛ.docx
«Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита» Урок литературы в 5 классе  Цель: формировать у учащихся навыки анализа художественного  произведения  Задачи:  1) образовательные: выявление художественной идеи рассказа; определение  роли образно­выразительных средств в произведении;  2) развивающие: формирование навыков исследовательской работы,  самостоятельной работы с текстом, лексической работы, работы с учебником  и иллюстрациями, выразительного чтения; умения выделять главное в  прослушанном сообщении;  3) воспитательная: формирование нравственно­эстетических представлений  обучающихся в ходе выявления главной идеи рассказа.  Речевая деятельность:  Аудирование. Понимать содержание художественного текста, осознавать  коммуникативную цель аудирования.  Чтение. Осознавать коммуникативную цель чтения и в соответствии с ней  организовывать учебную деятельность.  Говорение. Строить небольшое по объёму устное высказывание,  формулировать выводы по результатам проведённого литературоведческого  анализа, соблюдать основные лексические и грамматические нормы  современного русского литературного языка в устной речи.  Письмо. Соблюдать нормы письменной речи, уметь создавать текст с  использованием богатых возможностей лексической, грамматической  синонимии.  Тип урока: применение предметных умений (изучение нового материала).  Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично­ поисковый, исследовательский, метод критического мышления.  Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая,  работа в парах.  Технологии: элементы дифференцированного, личностно­ориентированного  обучения, модульной технологии.  Базовый УМК:  Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. на электрон.  носителе. В 2ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв,  В.И.Коровин. – М: Просвещение, 2014. Оборудование урока: учебник, мультимедийное оборудование,   иллюстрации к произведению, интернет ресурсы. Ход урока 1. Организационный момент Доброе утро, ребята. Я рада встрече с вами. Давайте улыбнемся друг другу и  смело отправимся в путешествие по неизведанным тропам нашей родной  русской литературы. Готовы? Тогда в путь!   Работа с портретом  Сегодня в гостях у нас замечательный писатель­ Андрей Платонов . Рассмотрите его портрет. О чем нам говорит портрет   писателя?( Перед  нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб,  выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое  видел, пережил. Лицо мужественное.) Послушаем биографию писателя. 2.Проверка домашнего задания  Рассказ о жизни и творчестве писателя (презентация)   Сообщение ученика: Андрей Платонович Платонов   родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной  и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных  мастерских, был изобретателем­самоучкой. Мальчиком Платонов любил  наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил   слушать  рассказы странников о святых местах.   Платонов учился в церковно­приходской школе и городском училище. Он  очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней  самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в  железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он  пишет стихи, рассказы и статьи в газеты.     3.Анализ рассказа «Никита» Учитель.   ­Случалось ли вам оставаться дома одним, когда вы были маленькие? Какие чувства вы испытывали? (Ответы учащихся.) ­   А   не   представляли   ли   вы   предметы,   которые   вас   окружают,   живыми существами? Не вели ли с ними беседы? Не пугались ли их? Хотелось ли вам свои страхи победить? Расскажите. (Ответы учащихся.) ­ Вот и в произведении, которое   вы прочитали  дома и которое  мы будем анализировать на уроке, главный герой испытал подобные чувства.  1.Давайте вспомним,  кто главный герой рассказа, сколько ему  лет, в какой семье он жил? Главный герой рассказа мальчик Никита, ему 5 лет.  У него нет братьев и сестер. Мать Никиты работает с раннего утра и до вечера. Отец ушел на войну и   “не   вернулся   оттуда”,     по   всей   видимости,   погиб.   Дедушка   и   бабушка Никиты уже умерли. 2. Как начинается день Никиты? Мать уходит на работу рано утром, а Никита остается в доме за  хозяина. Уходя, мать дает сыну поручения. Какие? ( не сжёг двора, собрал  яйца , чужой петух не приходил во двор и не бил своего петуха, ел в обед  молоко с хлебом) 3.А теперь давайте отправимся на прогулку вместе с Никитой по двору. Сейчас   мы   будем   смотреть   кадры   кинофильма   режиссёра   Марата Никитина к этому произведению, т. е. совершим мысленное путешествие по дому и двору Никиты. Просмотр кадров из фильма  М.Никитина «Никита» ­Какие же предметы встретились  Никите? (заранее нарисованы  красочные картинки с изображением отдельных эпизодов произведения    колья, пень, банька, лопухи, колодец, цветок, солнышко, бочка, петух  и  развешаны  на доску)   Исследовательская работа с текстом.  Выпишите   из   текста   описания предметов, которые «оживляет» Никита. 1 вариант Пустая бочка   земляные Две норы В   ней   жил   маленький   человек.   Борода   у   него   была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки. Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут   в   избу   и   ужалят   его   мать   во   сне,   и   мать умрёт. Колодец  Старый пень Стол  2 вариант Чужой петух Банька  Жёлтый цветок Доброе солнце Колья из плетня Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!» У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите. Пень крякнул в ответ. Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету. Похож   по   лицу   на   знакомого   худого   пастуха   с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный. Старая   и  омшелая  вся,   скучная   избушка   –   бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый   в   голове.  Щербатое  лицо   бабушки   гневно ощерилось на него, как на чучело. Человеческое   выражение,   маленькие   глаза,   нос   и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием. Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку. Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что­то о Никите, а третий кол опирался   иссохшими   руками­ветвями   о  плетень  и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой. Дети комментируют иллюстрации и зачитывают текст к ним.  Одновременно  проводится работа со словами: стёжка, омшелый, щербатое, ощерилось,  плетень. ( Спрашиваем сначала у учащихся, потом уточняем в словаре –   ученик читает). ­ Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми? Живое воображение Никиты одухотворяет все, что его окружает. Все  предметы в доме и во дворе представляются мальчику “тайными людьми” .  Эти “тайные люди” умеют говорить, слушать и живут своей потаенной,  непостижимой жизнью. Этот прием называется олицетворением. Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен. В мальчике есть  активное исследовательское начало, у Никиты богатая внутренняя жизнь. Однако “открытый” им мир трагичен: он враждебен по отношению к  мальчику. Все, что окружает Никиту, несет в себе скрытую угрозу. ­ Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным? Никита очень одинок и не чувствует себя защищенным. Именно одиночество  мальчика в большом мире наполняет мир вокруг него трагизмом. Ребенок все  время ищет заступничества у взрослого близкого человека: сначала у солнца,  которое представляется ему дедушкой (у древних славян солнце – даритель  жизни, оно разгоняет тьму, поэтому поклонение Солнцу всегда  жило в  человеке), а потом у “далёкой” матери. Однако солнце скрывается за  облаком, а мать, работающая в поле, не слышит сына. Страх и одиночество  побуждают Никиту бежать от таинственного и опасного мира, в котором он  оказался, к матери, в поисках защиты. ­Когда Никита начинает иначе воспринимать окружающий мир? Когда   домой   возвращается   его   отец.   Сначала   окружающие   Никиту фантастические существа перестают вести себя враждебно по отношению к мальчику: “Во дворе все молчали: видно, всем стало боязно отца­солдата, и под землей было тихо, никто не карябался оттуда наружу, на свет”. Учитель. Вот и в жизни нашего героя Никиты произошли радостные  перемены. Вернулся отец с фронта!  и внутренний мир Никиты изменился. А  давайте узнаем как, прочитав диалог отца и сына  «Здравствуй,  учитель даёт им карточки с текстом) стр.119      Никита….никто не карябался оттуда наружу, на свет»)    (выходят к доске,    Чтение диалога по ролям( автор, Никита,мать, отец)   ­Как объяснил отец, почему Никита всех хочет “сделать живыми”? Отец считает, что у Никиты “доброе сердце”.   ­ Согласны ли вы с отцом мальчика? Да, потому что в характере ребенка есть и сострадание, и сочувствие, и  доброта. Однако Никита нуждается в защите и родительской любви, чтобы  проявилось все то хорошее, что заложено в нем.  9. Почему отец считает, что Никита “останется добрым на весь свой  долгий век?”. Теперь мальчик защищен любовью родителей, их вниманием и заботой, и его  смелость, находчивость, живое воображение служат во благо мира, а не во  зло. Никита предлагает отцу: “Давай все трудом работать, и все живые будут” Во время беседы учащихся важно подвести к мысли о том, что природные  качества Никиты могут послужить как во зло, так и во благо мира.  Одухотворение мира, совершаемое ребенком, может быть как со знаком  “плюс”, так и со знаком “минус”. Все зависит от того, насколько мир взрослых окажется способным защитить неокрепшую душу ребенка, избавить  маленького человека от “сиротства”.    ­ Почему рассказ называется «Никита»?  ­Что   обозначает   имя   НИКИТА?  (НИКА   –   богиня   победы,   Никита   – победитель) ­ Можем ли мы назвать главного героя победителем и почему? (побеждает свой страх, на смену страшным образам приходит образ веселого человечка, которого он сделал сам). 5. Язык рассказа А. П. Платонова — Вы, наверное, почувствовали, что язык Платонова отличается от языка  других писателей. Автор употребляет необычные выражения. В них обычные  слова соединяются в непривычных сочетаниях, и от этого каждое слово  звучит как­то по­новому, приобретает дополнительный смысл.  Давайте поработаем со значениями платоновских выражений (см. 2­е  задание на с. 122 учебника, рубрика «Совершенствуй свою речь»). Словарная работа ( устно) Живи смирно один — живи пока один, жди маму с работы, не волнуйся. На небе светило доброе солнце — солнце представлялось мальчику добрым.  Он думал, что на солнце живет дедушка, который его любил. Тайные жители — жители, которых никто не видит и не знает. Век вековать — жить всю жизнь. Трудом сработал — сделал, вкладывая все свое умение и старание. Завершая урок, проверим, как ученики справились с самостоятельной  работой. Дети прочитают свои объяснения данных выражений, сравнят их с  толкованиями одноклассников.   4. Подведение итогов урока.    Вопросы  по рассказу А. Платонова «Никита» 1. Сколько лет было Никите? (5) 2. На какой главной работе был отец Никиты? (на войне) 3. Кто украл ножницы матери, по мнению мальчика? (человечек, живущий в  бочке) 4. На кого и почему было похоже солнышко? (на дедушку, потому что  доброе) 5. Кто живёт на дне колодца? (толстые, безволосые, мокрые и вредные  маленькие люди) 6. Почему Никита положил хлеб около двух земляных нор? (покормить  змей, чтобы они к ним ночью не ходили) 7. Кем представлялись Никите и пень, и стол, и банька, и цветок, и петух?  (людьми) 8. Почему мальчику все предметы казались злыми, сердитыми людьми? (он  был одинок и всего боялся) 9. Кто помог развеять страхи мальчика? (отец, вернувшийся с войны) 10.Отчего гвоздь, выпрямленный мальчиком, похож на маленького доброго  человечка? (Никита его сам своим трудом сработал)  Взаимопроверка  (эталон в презентации) Домашнее задание  1)Составить план к рассказу «Никита» 2)Записать 5 пословиц о труде

Конспект урока «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»(5 класс,литература)

Конспект урока «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»(5 класс,литература)

Конспект урока «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»(5 класс,литература)

Конспект урока «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»(5 класс,литература)

Конспект урока «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»(5 класс,литература)

Конспект урока «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»(5 класс,литература)

Конспект урока «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»(5 класс,литература)

Конспект урока «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»(5 класс,литература)

Конспект урока «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»(5 класс,литература)

Конспект урока «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»(5 класс,литература)

Конспект урока «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»(5 класс,литература)

Конспект урока «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»(5 класс,литература)

Конспект урока «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»(5 класс,литература)

Конспект урока «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»(5 класс,литература)

Конспект урока «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»(5 класс,литература)

Конспект урока «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»(5 класс,литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017