Критская. Музыка, 4 класс
3 четверть
Урок 4. В музыкальном театре: Опера «Хованщина» М.П. Мусоргского
Тема: Образ русской народной песни в музыке русских композиторов
Цель урока: Формирование представления о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.
Задачи:
- познакомить с творчеством русского композитора М.П. Мусоргского (опера «Хованщина», песня-ария Марфы);
- научить определять русский народный стиль в музыке М.П. Мусоргского;
- обучить умению коллективно размышлять о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.
Проблема урока: Почему русские композиторы обращались в своих произведениях к русской народной песне.
ХОД УРОКА
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие
- Здравствуйте!
- Здравствуйте!
- Прозвенел звонок.
- Начался урок!
- Что ж, тихонечко садимся
И работать не ленимся.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
Вы любите театр? Театр врачует души...
Из будничности дней уносит в мир другой,
И трепетом смычков ход времени нарушит,
Лишь только дирижер взмахнет своей рукой… (Елена Журавлева-Подольская)
Сегодня наше «путешествие» в музыкальный театр продолжается.
И мы отправляемся сейчас
В театр музыки тот час.
3. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы
Звучит фрагмент музыки П.И.Чайковского «Симфония №4».
– Музыка, которая сейчас прозвучала, вам знакома?
Ответы учащихся.
- Интонацию какой знакомой песни вы услышали?
- «Во поле береза стояла».
- А как вы думаете, почему П.И. Чайковский часто в своих произведениях обращался к русским народным песням?
Ответы учащихся.
- Не только П.И. Чайковский, но и другие русские композиторы обращались к русской народной песне, сочиняли музыку в народном стиле. Так почему же композиторы обращались к истокам русской народной музыки, мы и попытаемся сегодня выяснить.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Исполнение русских народных песен
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, с какими видами русской народной песни мы уже с вами знакомы.
- Хороводные, былины, плясовые, протяжные, обрядовые, рекрутские и др.
- Из уст в уста передавались русские народные песни, а позже музыкально грамотные люди, чтобы сберечь фольклор, стали записывать песни, чтоб они не исчезли. Семь нот, но сколько они сохранили нам песен. Давайте вспомним их и распоёмся.
1) Распевание «Гамма»
2) Исполнение хороводной песни «Во поле береза стояла» (канон на два голоса). Задачи: Обратить внимание на звуковедение, строй; добиться, чтобы учащиеся слушали и слышали друг друга.
3) Русская народная песня «Исходила младёшенька»
«В песне - душа народа» - слова великого просветителя А.И. Радищева.
«Песня – живой голос народа, говорящий о его жизни, о всех радостях и печалях».
«Песня - это настоящий друг, который разделит радость и печаль.»
- Как вы понимаете смысл этих слов?
Ответы ребят.
- А какие чувства отражает песня, которая сейчас прозвучит?
А) Слушание песни.
- Чувства горести, печали, одиночества, обиды.
- Какими средствами музыкальной выразительности отражает чувства эта русская народная песня?
- Мелодия плавная, протяжная, певучая.
Б) Разучивание песни всем классом.
2. М.П. Мусоргский. Опера «Хованщина»
1) М.П.Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке»
- А теперь внимательно прослушайте музыкальное произведение. Определите, музыка народная звучит или композиторская?
А) Звучит фрагмент «Рассвет на Москве-реке» М.П.Мусоргского.
- Звучит народный оркестр или симфонический?
- Симфонический.
- Есть ли в музыке что-то общее с народной песней?
Ответы детей.
- И если прислушаться, то можно услышать, как симфонический оркестр подражает народным инструментам. Какое время дня изобразил в музыке композитор?
- Утро.
– «Рассвет на Москве-реке» - так назвал композитор М.П. Мусоргский вступление к опере «Хованщина». Вступление к опере — эта величественная музыкальная картина «Рассвет на Москве-реке» — уже неоднократно звучала на наших уроках музыки и в IV классе, и в предыдущие годы обучения. Музыку Мусоргского называют гениальной. Родился он 150 лет назад, в детстве любил слушать колокольные звоны.
Б) Чтение фрагмента из рассказа Д.Б. Кабалевского
«...Есть великое множество музыкальных произведений, написанных самыми разными композиторами разных эпох и разных народов, произведений, которые были сочинены с расчётом на то, что их будут не только слушать, но и смотреть... Ведь в оперном или балетном спектакле и в кинофильме мы всегда одновременно слушаем музыку и смотрим то, что происходит на сцене или экране.
Вот слушаем мы, например, знаменитое вступление к опере Мусоргского «Хованщина», известное под названием «Рассвет на Москве-реке». Конечно, эта гениальная музыка превосходно звучит не только в оперном театре, но и в концертном зале, включённая в программу наряду с другими симфоническими произведениями. Она и в таком исполнении будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картиной того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Эту условную схему можно нарисовать на доске.
Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света от почти полной темноты до пусть не слишком ещё яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которой он добавил к своей музыке две очень точные изобразительные подробности, мастерски уточняющие всю нарисованную им картину этого рассвета: сперва коротенькие, пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на утреннюю перекличку петухов, и тяжёлые удары церковного колокола, возвещающие о начале раннего утреннего богослужения».
Прослушайте это живописное музыкальное полотно Мусоргского и постарайтесь проследить за развитием главной темы. Одновременно рассмотрите на развороте рабочей тетради (с. 30-31) графическую запись музыкального развития. Что можно сказать о форме музыки? Какие интонации преобладают – выразительные или изобразительные?
В) Слушание Вступления к опере.
– Как же происходило развитие главной темы Вступления к опере «Хованщина»?
- Музыкальная тема повторяется во вступлении к опере несколько раз, хоть звучит и изменённая.
- Форма музыки – трёхчастная. Динамика – то тихая, то громкая, - изменяется.
- Действительно, тема повторяется во вступлении к опере много раз, изменяясь благодаря появлению всё новых и новых мелодических оборотов, новых ритмических рисунков, тембров различных инструментов симфонического оркестра и их сочетаний. В графической записи мы можем наблюдать и контрасты динамики, и кульминацию. Какие интонации можете назвать?
- Здесь ярко выделяются изобразительные интонации: перекличка пастушеских рожков, крики петухов, звон церковного колокола.
- А скажите, прослушав это произведение, на душе у вас от рассвета легко или тревожно? Если тревожно, то почему?
Ответы ребят.
- Композитор здесь не только изображает пейзаж, но и изображает переломный момент в Российском государстве - отражает исторические события 17 века: уходящая феодальная Русь и начало славных дел Петра 1. И поэтому одним важным качеством развития образа наступающего утра в этом произведении является вариантность интонаций: изображение природы и отражение своего, авторского понимания происходящих событий, своих чувств.
2) М.П.Мусоргский. «Песня Марфы»
- Главная героиня оперы – Марфа. Песня Марфы - её главная характеристика в опере. Какой судьбы эта девушка, попробуйте определить сами:
А) Звучит фрагмент из оперы «Хованщина»: Песня-ария Марфы – слушание.
– Знакома ли вам прозвучавшая сейчас музыка?
Ученики узнают в ней русскую народную песню «Выходила младёшенька».
– Как думаете, почему композитор взял для Марфы подлинную русскую песню? Что он хотел сказать этим, что хотел показать? Почему Мусоргский выбрал жанр песни (а не традиционный оперный жанр — арию) для раскрытия этого образа? Какая музыка глубже покажет душу русского народа, народная или композиторская?
- Марфа — героиня из народа.
- Каким вы услышали развитие музыкального образа?
- Были изменения в характере и настроении этой песни от куплета к куплету, изменялись динамика, темп музыки, аккомпанемент в оркестре.
- Вы правы, в произведении ярко прослушивалось изменение фактуры оркестрового аккомпанемента, динамики, темпа. Именно эти изменения определяют куплетно-вариационную форму этого фрагмента оперы. Песня Марфы выполняет в опере функцию полноценной арии главного персонажа (песня-ария).
Б) Рассматривание картины М. Нестерова «В скиту»
Рассмотрите созвучную лирико-драматическому образу Марфы картину М. Нестерова «В скиту»: одинокая женская фигура изображена на фоне сурового русского зимнего пейзажа. Справа — берёзки, слева и впереди — горные склоны, покрытые снегом, темнеющий перелесок, небосвод. Все мягкие линии этой картины как раз сродни незатейливой мелодии народной песни.
В) Разучивание и исполнение
- Давайте споём главную мелодию. На с. 100 учебника есть её нотная запись. Прочитайте внимательно стихотворный текст и попробуйте составить исполнительский план песни, учитывая происходящие в её сюжете события. Как будем исполнять?
- Мелодия песни не изменяется. Но можно изменить динамику и темп, чтобы передать чувства героини.
- Совершенно верно, сюжет песни требует поиска таких средств исполнительской выразительности, которые могут помочь и слушателям, и исполнителям понять её содержание: темп, штрихи, динамика, фразировка.
Сопоставьте теперь мелодические обороты народной песни «Исходила младёшенька» с уже знакомой вам мелодией «Мёртвое поле» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева. Есть ли между ними что-либо общее?
- Музыкальные образы в обоих произведениях родственны: их объединяет «русскость» музыки.
3) Сравнение, анализ мелодий Мусоргского из оперы «Хованщина»
- Теперь давайте споём ещё раз и сравним друг с другом две мелодии: первую — из вступления к опере, вторую — песню главной героини оперы Марфы («Исходила младёшенька»). Что в них общего? Какой мы можем сделать вывод?
Вокализация мелодий.
- Обе мелодии - лирического плана, песенного характера, пронизаны интонациями русской народной песни.
3. Анализ. Вывод. Закрепление
– На уроке у нас прозвучали произведения: р.н.п. «Во поле береза стояла», р.н.п. «Исходила младёшенька», «Рассвет на Москве реке» М.П. Мусоргского, «Песня Марфы» из оперы Мусоргского «Хованщина». Что их объединяет?
Ответы учащихся.
– Не только М.П. Мусоргский сочинял музыку в народном стиле. Вспомните и назовите, с какими операми русских композиторов мы с вами уже знакомы?
Ответы учеников.
Исполнение хора «Уж как по мосту-мосточку» П.И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин».
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Рефлексия
Заполнение карты самооценки.
Домашнее задание: Выразительно исполнять русские народные песни («Исходила младёшенька», «Во поле берёза стояла»). Повторять песни, посвящённые 23-му февраля.
2. Вывод (Итог)
- Композиторская музыка в народном стиле также разнообразна, как и русская народная песня.
Русская народная песня – это бездонный кладезь для композиторов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.