Конспект урока музыки на тему «Образ русской народной песни в музыке русских композиторов» (4 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока музыки на тему «Образ русской народной песни в музыке русских композиторов» (4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
музыка
4 кл
03.02.2019
Конспект урока музыки на тему «Образ русской народной песни в музыке русских композиторов» (4 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 4 класса (УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», 4 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 4 урока 3 четверти «В музыкальном театре: Исходила младёшенька». Цели и задачи: Цель урока: Формирование представления о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов. Задачи: - познакомить с творчеством русского композитора М.П. Мусоргского (опера «Хованщина», песня-ария Марфы); - научить определять русский народный стиль в музыке М.П. Мусоргского; - обучить умению коллективно размышлять о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов. Проблема урока: Почему русские композиторы обращались в своих произведениях к русской народной песне.
4 кл_Урок 3.4_Хованщина.doc

Критская. Музыка, 4 класс

3 четверть

 

Урок 4. В музыкальном театре: Опера «Хованщина» М.П. Мусоргского

Тема: Образ русской народной песни в музыке русских композиторов

 

Цель урока: Формирование представления о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.

Задачи:

- познакомить с творчеством русского композитора М.П. Мусоргского (опера «Хованщина», песня-ария Марфы);

- научить определять русский народный стиль в музыке М.П. Мусоргского;

- обучить умению коллективно размышлять о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.

Проблема урока: Почему русские композиторы обращались в своих произведениях к русской народной песне.

 

 

ХОД УРОКА

 

I.                   ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.      Организационный момент. Музыкальное приветствие

- Здравствуйте!

- Здравствуйте!

- Прозвенел звонок.

- Начался урок!

- Что ж, тихонечко садимся

И работать не ленимся.

 

2.      Мотивация учебной деятельности учащихся

Вы любите театр? Театр врачует души...

Из будничности дней уносит в мир другой,

И трепетом смычков ход времени нарушит,

Лишь только дирижер взмахнет своей рукой… (Елена Журавлева-Подольская)

 

Сегодня наше «путешествие» в музыкальный театр продолжается.

И мы отправляемся сейчас

В театр музыки тот час.

 

3.      Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы

Звучит фрагмент музыки П.И.Чайковского «Симфония №4».

– Музыка, которая сейчас прозвучала, вам знакома?

Ответы учащихся.

- Интонацию какой знакомой песни вы услышали?

- «Во поле береза стояла».

- А как вы думаете, почему П.И. Чайковский часто в своих произведениях обращался к русским народным песням?

Ответы учащихся.

- Не только П.И. Чайковский, но и другие русские композиторы обращались к русской народной песне, сочиняли музыку в народном стиле. Так почему же композиторы обращались к истокам русской народной музыки, мы и попытаемся сегодня выяснить.

II.                ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Исполнение русских народных песен

- Чтобы ответить на этот вопрос,  давайте вспомним, с какими видами  русской народной песни мы уже с вами знакомы.

- Хороводные, былины, плясовые, протяжные, обрядовые, рекрутские и др.

- Из уст в уста передавались русские народные песни, а позже музыкально грамотные люди, чтобы сберечь фольклор, стали записывать песни, чтоб они не исчезли. Семь нот, но сколько они сохранили нам песен. Давайте вспомним их  и распоёмся.

1) Распевание «Гамма»

2) Исполнение хороводной песни «Во поле береза стояла» (канон на два голоса). Задачи: Обратить внимание на звуковедение, строй;  добиться, чтобы учащиеся слушали и слышали друг друга.

3) Русская народная песня  «Исходила младёшенька»

«В песне - душа народа» - слова великого просветителя А.И. Радищева.

«Песня – живой голос народа, говорящий о его жизни, о всех радостях и печалях».

«Песня - это настоящий друг, который разделит радость и печаль.»

- Как вы понимаете смысл этих слов?

Ответы ребят.

- А какие чувства отражает песня, которая сейчас прозвучит?

А) Слушание песни.

- Чувства горести, печали, одиночества, обиды.

- Какими средствами музыкальной выразительности отражает чувства эта русская народная песня?

- Мелодия плавная, протяжная, певучая.

Б) Разучивание песни всем классом.

 

2. М.П. Мусоргский. Опера «Хованщина»

1) М.П.Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке»

- А теперь внимательно прослушайте музыкальное  произведение. Определите, музыка народная звучит или композиторская?

А) Звучит фрагмент «Рассвет на Москве-реке» М.П.Мусоргского.

- Звучит народный оркестр или симфонический?

- Симфонический.

- Есть ли в музыке что-то общее с народной песней?

Ответы детей.

- И если прислушаться, то можно услышать, как симфонический оркестр подражает народным инструментам. Какое время дня изобразил в музыке композитор? 

- Утро.

– «Рассвет на Москве-реке» - так назвал композитор М.П. Мусоргский вступление  к опере «Хованщина». Вступление к опере — эта величественная музыкальная картина «Рассвет на Москве-реке» — уже неоднократно звучала на наших уроках музыки и в IV классе, и в предыдущие годы обучения. Музыку Мусоргского называют гениальной. Родился он 150 лет назад, в детстве любил слушать колокольные звоны.

 

Б) Чтение фрагмента из рассказа Д.Б. Кабалевского

«...Есть великое множество музыкальных произведений, написанных самыми разными композиторами разных эпох и разных народов, произведений, которые были сочинены с расчётом на то, что их будут не только слушать, но и смотреть... Ведь в оперном или балетном спектакле и в кинофильме мы всегда одновременно слушаем музыку и смотрим то, что происходит на сцене или экране.

Вот слушаем мы, например, знаменитое вступление к опере Мусоргского «Хованщина», известное под названием «Рассвет на Москве-реке». Конечно, эта гениальная музыка превосходно звучит не только в оперном театре, но и в концертном зале, вклю­чённая в программу наряду с другими симфоническими произведениями. Она и в та­ком исполнении будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картиной того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Эту условную схему можно нарисовать на доске.

Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света от почти полной темноты до пусть не слишком ещё яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которой он добавил к своей музыке две очень точные изобразительные подробности, мастерски уточняющие всю нарисованную им картину этого рассвета: сперва коротенькие, пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на утреннюю перекличку петухов, и тяжёлые удары церковного колокола, возвещающие о начале раннего утреннего богослужения».

Прослушайте это живописное музыкальное полотно Мусоргского и постарайтесь проследить за развитием главной темы. Одновременно рассмотрите на развороте рабочей тетради (с. 30-31) графическую запись музыкального развития. Что можно сказать о форме музыки? Какие интонации преобладают – выразительные или изобразительные?

В) Слушание Вступления к опере.

–  Как же происходило развитие главной темы Вступления к опере «Хованщина»?

- Музыкальная тема повторяется во вступлении к опере несколько раз, хоть звучит и изменённая.

- Форма музыки – трёхчастная. Динамика – то тихая, то громкая, - изменяется.

- Действительно, тема повторяется во вступлении к опере много раз, изменяясь благодаря появлению всё новых и новых мелодических оборотов, новых ритмических рисунков, тем­бров различных инструментов симфонического оркестра и их сочетаний. В графической записи мы можем наблюдать и контрас­ты динамики, и кульминацию.  Какие интонации можете назвать?

­- Здесь ярко выделяются изобразитель­ные интонации: перекличка пастушеских рожков, крики петухов, звон церков­ного колокола.

- А скажите, прослушав это произведение, на душе у вас от рассвета легко или тревожно? Если тревожно, то почему?

Ответы ребят.

- Композитор здесь не только изображает пейзаж, но и изображает переломный момент в Российском государстве - отражает  исторические события 17 века: уходящая феодальная Русь  и начало славных дел Петра 1. И поэтому одним важным качеством развития образа наступающего утра в этом произведении является вариантность интонаций: изображение природы и отражение своего, авторского понимания происходящих событий, своих чувств.

2) М.П.Мусоргский. «Песня Марфы»

- Главная героиня оперы – Марфа. Песня Марфы - её главная характеристи­ка в опере. Какой судьбы эта девушка, попробуйте определить сами:

А) Звучит фрагмент из оперы «Хованщина»: Песня-ария Марфы – слушание.

Знакома ли вам прозвучавшая  сейчас музыка?

Ученики узнают в ней русскую народную песню «Выходила младёшенька».

– Как думаете, почему композитор взял для Марфы подлинную русскую песню? Что он хотел сказать этим, что хотел показать? Почему Мусоргский выбрал жанр песни (а не традиционный оперный жанр — арию) для раскрытия этого образа? Какая музыка глубже покажет душу русского народа, народная или композиторская?

- Марфа — героиня из народа.

- Каким вы услышали развитие музыкального образа?

- Были изменения в характере и настроении этой песни от куплета к куплету, изменялись динамика, темп музыки, аккомпанемент в оркестре.

- Вы правы, в произведении ярко прослушивалось изменение фактуры оркестрового аккомпа­немента, динамики, темпа. Именно эти изменения определяют куплетно-вариационную форму этого фрагмента оперы. Песня Марфы выполняет в опере функцию полноценной арии главного персонажа (песня-ария).

Б) Рассматривание картины М. Нестерова «В скиту»

Рассмотрите созвучную лирико-драматическому образу Марфы картину М. Нестерова «В скиту»: одинокая женская фигура изображена на фоне сурового русского зимнего пейзажа. Справа — берёзки, слева и впереди — горные склоны, по­крытые снегом, темнеющий перелесок, небосвод. Все мягкие линии этой кар­тины как раз сродни незатейливой мелодии народной песни.

В) Разучивание и исполнение

- Давайте споём главную мелодию. На с. 100 учебника есть её нотная запись. Прочитайте внимательно стихотворный текст и попробуйте составить исполнительский план песни, учитывая происходящие в её сюжете события. Как будем исполнять?

- Мелодия песни не изменяется. Но можно изменить динамику и темп, чтобы передать чувства героини.

- Совершенно верно, сюжет песни требует поис­ка таких средств исполнительской выразительности, которые могут помочь и слу­шателям, и исполнителям понять её содержание: темп, штрихи, динамика, фразировка.

Сопоставьте теперь мелодические обороты народной песни «Исходила младёшенька» с уже знакомой вам мелодией «Мёртвое поле» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева. Есть ли между ними что-либо общее?

- Музыкальные образы в обоих произведениях родственны: их объединяет «русскость» музыки.

3) Сравнение, анализ мелодий Мусоргского из оперы «Хованщина»

- Теперь давайте споём ещё раз и сравним друг с другом две мелодии: первую — из вступления к опере, вторую — пес­ню главной героини оперы Марфы («Исходила младёшенька»). Что в них общего? Какой мы можем сделать вывод?

Вокализация мелодий.

- Обе мелодии - лирического пла­на, песенного характера, пронизаны интонациями русской народной песни.

 

3. Анализ. Вывод. Закрепление

На уроке у нас прозвучали произведения: р.н.п. «Во поле береза стояла», р.н.п. «Исходила младёшенька»,  «Рассвет на Москве реке» М.П. Мусоргского, «Песня Марфы» из оперы Мусоргского «Хованщина». Что их объединяет?

Ответы учащихся.

Не только М.П. Мусоргский сочинял музыку в народном стиле. Вспомните и назовите, с какими операми русских композиторов мы с вами уже знакомы?

Ответы учеников.

Исполнение хора «Уж как по мосту-мосточку» П.И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин».

III.            ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1.      Рефлексия

Заполнение карты самооценки.

Домашнее задание: Выразительно исполнять русские народные песни («Исходила младёшенька», «Во поле берёза стояла»). Повторять песни, посвящённые 23-му февраля.

2.      Вывод (Итог)

- Композиторская музыка в народном стиле также разнообразна, как и русская народная песня.

Русская народная песня – это бездонный кладезь для композиторов.


Критская. Музыка, 4 класс 3 четверть

Критская. Музыка, 4 класс 3 четверть

А как вы думаете, почему П.И.

А как вы думаете, почему П.И.

М.П. Мусоргский. Опера «Хованщина» 1)

М.П. Мусоргский. Опера «Хованщина» 1)

Прослушайте это живописное музыкальное полотно

Прослушайте это живописное музыкальное полотно

Марфа — героиня из народа. -

Марфа — героиня из народа. -

Ответы учащихся. – Не только

Ответы учащихся. – Не только
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2019