Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
4 кл
13.01.2019
Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 4 класса (УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», 4 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 1 урока 3 четверти «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки. Особенности развития образов польского войска. Инструментальная музыка и её жанры в опере – полонез, краковяк, вальс, мазурка». Цели и задачи: - знакомить учащихся с бальными танцами: полонез, краковяк, вальс, мазурка, интернациональностью музыки; - дать обучающимся музыкальные представления об оперном спектакле; - учить понимать принципы музы¬кального развития, помогающие школьникам понять смысл оперного действия. - воспитывать музыкальную культуру учащихся, формировать интерес к творчеству русских композиторов и музыкальной культуре Польши; - выразительно исполнять музыкальные произведения, способствовать развитию навыков и умений концертного исполнения песенного репертуара; принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности.
4 кл_Урок 3.1.doc
Критская. Музыка, 4 класс 3 четверть Урок   1.   Опера   «Иван   Сусанин»   М.   Глинки.   Особенности   развития   образов польского войска. Инструментальная музыка и её жанры в опере – полонез, краковяк, вальс, мазурка Тема: Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля Цели и задачи урока:  ­   знакомить   учащихся   с   бальными   танцами:   полонез,   краковяк,   вальс,   мазурка,  интернациональностью музыки;  ­ дать обучающимся музыкальные представления об оперном спектакле; ­   учить   понимать   принципы   музыкального   развития,   помогающие   школьникам понять смысл оперного действия.  ­ воспитывать музыкальную культуру учащихся, формировать интерес к творчеству русских композиторов и музыкальной культуре Польши; ­   выразительно   исполнять   музыкальные   произведения,   способствовать   развитию навыков   и   умений   концертного   исполнения   песенного   репертуара;   принимать   активное участие в различных видах музыкальной деятельности.   ХОД УРОКА I. 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ­ Добрый день, добрый день,  Добрый день, ребята!  ­ Добрый день, добрый день, Добрый день, учитель! ­ Настроенье каково?  ­ Настроенье ­ во! ­ Что ж, тихонечко садитесь И работать не ленитесь.  Отправляется сейчас  В путешествие весь класс. 2. Мотивация учебной деятельности учащихся ­   Сегодня   мы   с   вами   отправимся   в   мир   танцевальной   музыки,   погрузимся   в атмосферу ярких, удивительных образов музыкального спектакля. 3. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы ­ Посмотрите на экран. Что же вы там видите? (Звучит музыка М.И. Глинки «Увертюра к опере "Иван Сусанин"». На слайде: Большой театр оперы и балета, Воронежский театр оперы и балета, театр Ла Скала в Милане, Мариинский оперный театр в С.­Петербурге). Ответы учащихся. ­ О чём рассказывается в стихотворении А.С. Пушкина? Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла ­ всё кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Ответы детей. (Пояснения учителя в случае возникновения вопросов у учащихся: Ложи   ­   группа   мест,   отделённая   от   соседних   боковыми   перегородками   или барьерами. Партер ­ нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены до противоположной стены. Раёк, галёрка (в переводе с франц. – paradis – «рай») ­ дешёвые, верхние места.) ­ Скажите, что такое театр? ­ Театр ­ место для зрелищ, направление в искусстве, в котором чувства, мысли и эмоции автора передаются зрителю посредством действий актёров. ­ Кто в театре ставит действие?  ­ Режиссёр.  ­ А кто сопровождает действие на сцене?  ­ Оркестр во главе с дирижёром. ­ Постановку каких спектаклей мы можем увидеть на сцене музыкального театра? ­ Опера, балет. ­ Что такое опера?  ­ Что такое балет?  ­   Как   называют   людей,   которые   пишут   музыку   к   этим   музыкально­театральным сочинениям? Ответы детей.   ­   Внимание   ­   на   экран.   Фрагмент   оперы   или   балета   вы   видите?   Докажите правильность ответа. (На слайде ­ видеофрагмент сцены из 3­го действия оперы «Иван Сусанин».) ­   Совершенно   верно.   Вы   видели   фрагмент   из   оперы.   А   конкретно   –   это   был фрагмент из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). В этой опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом поляков на Москву. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским, а одним   из   ярчайших   эпизодов   этой   борьбы   стал   подвиг   крестьянина   Ивана   Сусанина, пожертвовавшего жизнью ради спасения Родины. ­ А как вы думаете, есть ли в операх балетные сцены? Ответы детей. ­   Балет   нередко   вводится   в   действие   опер,   чтобы   многограннее   выразить художественные образы героев спектакля, подчеркнуть их характерные черты. Сегодня   музыкальный   театр   приглашает   нас   познакомиться   с   танцевальными эпизодами оперы М. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). Мы отправляемся на бал. ­ А что такое бал? Ответы учащихся. ­   Бал   ­   собрание   многочисленного   общества   лиц   обоего   пола   для   танцев.   Балы отличаются  повышенной торжественностью, строгим этикетом и классическим  набором танцев, следующих в заранее определённом порядке. Итак,   мы   отправляемся   на   бал,   и   тема   нашего   урока   звучит   так:   «Бал   в   замке польского короля». Она созвучна названию 2­го действия оперы. Как вы думаете, что мы должны узнать? Ответы учащихся. ­ Эта сцена вводит нас в мир образов  II  действия оперы «Иван Сусанин». В этом действии, так называемом «польском акте», прозвучит танцевальная музыка таких жанров, как полонез, краковяк, вальс, мазурка.  II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  Полонез 1. Напомню вам, что полонез ­ торжественный, величественный танец, которым обычно открывались  придворные светские балы. Какие музыкально­выразительные  средства его характеризуют? (Учитель наигрывает учащимся основные интонации полонеза.)  ­ Выделяется характерный пунктирный ритм, энергичные призывно­фанфарные интонации, торжественный характер. ­   Прослушайте   полонез   из   оперы   «Иван   Сусанин».   Обратите   внимание   на особенности исполнения этой музыки и музыкальную форму. 1) Слушание Полонеза из 2­го действия оперы. ­ На какую интересную особенность исполнения музыки вы обратили внимание? ­ Музыку исполняет не только симфонический оркестр, к голосам музыкальных инструментов присоединяются голоса поющих поляков.  ­ В какой музыкальной форме написана композитором музыка этого полонеза? ­ Звучат контрастные 3 части. Трёхчастная форма. 2) Вокальное интонирование тем полонеза. ­ Откройте учебники на с. 94. Вам предложены для вокализации основные темы полонеза   для   сравнения   контрастных   частей   этого   танца­хора.   Обратите   внимание   на выразительность текста полонеза, его восклицательные интонации, передающие хвастливую уверенность польских завоевателей.  Давайте представим себя участниками бала и исполним шаг полонеза, подчеркивая горделивый характер этой музыки. 3) Пластическое интонирование. Учащиеся выполняют, стоя на месте между рядами парт. 2. Мазурка ­ Сравним теперь полонез по звучанию и движениям с танцем «Мазурка».  С этим жанром вы уже знакомились ранее на примере фортепианного творчества Ф. Шопена. 1) Видеофрагмент из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки. ­ Похожи танцы? ­ Мажорный лад. ­ В чём отличие? ­ Мазурка ­ изящная по характеру, а полонез ­ воинственный. ­ Рассмотрите ритмические формулы мазурки и полонеза, найдите в записи сходство и различие. ­ Сходство в трёхдольном размере и пунктирном ритме. Различие ­ акценты на разных долях такта. ­   Совершенно   верно.   Мазурка,   ребята,   переносит   нас   в   опере   в   атмосферу праздничного   ликования.   И   именно   тему   мазурки   Глинка   активно   разрабатывает   на протяжении всей оперы: впервые тема мазурки появляется еще в увертюре. Уже во II акте изменённый мотив мазурки рисует состояние тревоги и смятения врагов; в  III  действии Глинка   сочетает   русский   речитатив   Сусанина   («Боже,   дай   силы   мне...»)   с   хоровым изложением   темы   мазурки;   в   последней,  IV  картине   «переинтонированная»   мазурка, сопровождающая   хор   поляков,   приобретает   черты   трагического   оцепенения   врагов, окрашивается в мрачные, зловещие тона. «Осколки» темы мазурки, звучащие в вихревом движении, в последний раз появляются перед эпилогом оперы». Прослушайте мазурку ещё раз и попытайтесь самостоятельно определить, в какой момент звучания изменится характер танца. 2) Слушание (аудиозапись), музыкальный анализ. Ответы детей.   ­ Действительно, характер танца меняется после сообщения гонца об окружении польского отряда в Москве. 3. Краковяк и вальс  ­ А сейчас вы услышите фрагменты ещё двух танцев из сцены бала ­ краковяка и вальса. Сравните характер танцев, задумайтесь над вопросом, почему в этих танцах можно услышать звучание нескольких мелодий?  1) Слушание фрагментов (видеоряд), сравнение, музыкальный анализ ­ Почему в этих танцах можно услышать звучание нескольких мелодий?   ­ Может быть это связано с тем, что на балу много людей, а характеры у всех разные. И композитор это подчёркивает. ­ Каковы особенности музыки вальса? Ответы детей. ­ Что можно сказать о музыке краковяка? ­  Музыка   быстрая,   весёлая,   чёткая,   горделивая   и   одновременно   грациозная. Характер   –   задористый,   темпераментный.   Исполняется   танец   на   небольших прыжках, слышны лёгкие удары ногой об пол. ­ Ритм – острый, чёткий. ­   Действительно,   особенность   краковяка   –   в   его   ритме: остром,   с   частыми синкопами, с акцентом на второй восьмой в такте, которая синкопируется с третьей.  Синкопа  в   музыке   –   это   смещение   ритмического   ударения   с   сильной   доли   на слабую, акцент. Синкопы обычно звучат остро, повышают энергичность музыки. (…) Этот польский  древний танец  краковяк, ­ Любят все его  за грациозность. И  не только его родственник  ­ поляк, Но любая также и народность... (И. Квашнина. Краковяк) Давайте   исполним  необычный   ритм   краковяка  (синкопы)  с   помощью   ударных инструментов и хлопков. Сначала порепетируем. 2) Исполнение ритмического рисунка краковяка. 4. Вокально­хоровая работа ­ А наша Россия страна ­ песенная. Назовите песню, которая и по мелодии, и по текстовому содержанию прекрасно характеризует нашу Родину ­ Россию. ­ «Моя Россия». ­ А как называется главная песня нашей страны, её символ? ­ Гимн России. ­ Давайте исполним эти песни. Хоровое   исполнение   песен   «Моя   Россия»   Струве,   «Гимн   России»  Цель:  способствовать   развитию   навыков   и   умений   концертного Александрова. исполнения песенного репертуара. III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Рефлексия ­ Окончен бал, погасли свечи… Прощай сегодня, наш театр, до новой встречи. Закрылся занавес тот час.  Вспомним, где побывали мы сейчас?  ­ На балу. ­ С чем познакомились?  ­ С бальными танцами.  ­ Перечислите их и охарактеризуйте. Ответы детей. ­ Ребята, а вы хотели бы поподробней узнать обо всех этих танцах? Пусть это будет вашим  домашним заданием:  узнать, что означают названия этих танцев и  историю их возникновения. Где будете искать? Информация  для  учителя:  Краковяк (пол. krakowiak) ­ польский народный танец. Упоминается уже в XIV в. Возник в Краковском воеводстве. Также как и полонез, краковяк назывался «большим танцем»,   имел   торжественный   характер   воинского   шествия.   С   течением   времени стал более разнообразным, сохранив свою двудольность. Самый популярный народный танец в Польше, краковяк на рубеже XVIII—XIX вв. имел большое значение в процессе утверждения   самобытности   польской   профессиональной   музыкальной   культуры. Ритмы и интонации краковяка использовали в своем творчестве Ф.Шопен, М. Глинка. Вальс (фр. Valse, нем. Walzer, от walzen ­ кружиться в танце) ­ парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением, один из самых   распространённых   бытовых   музыкальных   жанров.   В   конце  XVIII  в.   словом «вальс»   называли   крестьянский   танец   некоторых   областей   Южной   Германии   и Австрии (лендлер), который с начала XIX в. стал популярным во всех слоях общества, а также утвердился в музыке профессиональных стран Европы. Особенно интенсивно развивался в Вене (творчество семейства Штраусов). Со временем вальс превратился в крупное концертное инструментальное произведение, стал проникать во многие виды музыки: симфонии, оперы, балеты, оперетты. Характерные черты вальса ­ лиризм, изящество,   пластичность   в   сочетании   с   трёхдольной   ритмичностью   ­   позволяют говорить о вальсовости как жанровом признаке. ­  А   сейчас,   ребята,   подумайте:   поляки   ­   захватчики,   враги.   А   М.И.   Глинка посвящает им целое действие. Для чего так много внимания противникам? ­ Для того, чтобы поближе познакомиться с ними, их культурой. ­ М.И.Глинка «не скрывал и не прятал красивых качеств» польской культуры. Она была   ему   дорога.  «Совесть   великого   художника   не   позволяла   М.И.   Глинке   фальшиво искривлять польское». О чём нам говорят эти слова?  ­ Об интернациональности музыкального языка. Язык музыки понятен всем. ­ Почему характеристика поляков представлена танцами? ­ Польша ­ танцевальная страна. Однокоренные слова, связанные с танцами – Польша – полька ­ полонез. 2. Итог ­  Сегодня   мы   с   вами   прикоснулись   к   великому   искусству.   Музыка   Глинки облагораживает нашу жизнь, утверждает светлое начало, отвергает зло и жестокость. Анализ работы детей на уроке. Выставление отметок. ­ На этом наш урок окончен.  Спасибо вам хочу сказать я за урок. Общаться с вами было очень мне приятно. К концу подходит время, наш урок В душей своей оставлю. А вам Успехов пожелаю всем, ребята! До свидания! ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ: 1) https://botana.biz/prepod/muzyka/ 2) http://muz­teoretik.ru/sinkopa­v­muzyke/ 3) https://ru.wikipedia.org/wiki/ 4) https://studfiles.net/pgaik/ 5) https://www.stihi.ru/avtor/zakmaster 6) http://открытыйурок.рф/

Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2019