Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
4 кл
13.01.2019
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 4 класса (УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», 4 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 1 урока 3 четверти «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки. Особенности развития образов польского войска. Инструментальная музыка и её жанры в опере – полонез, краковяк, вальс, мазурка».
Цели и задачи:
- знакомить учащихся с бальными танцами: полонез, краковяк, вальс, мазурка, интернациональностью музыки;
- дать обучающимся музыкальные представления об оперном спектакле;
- учить понимать принципы музы¬кального развития, помогающие школьникам понять смысл оперного действия.
- воспитывать музыкальную культуру учащихся, формировать интерес к творчеству русских композиторов и музыкальной культуре Польши;
- выразительно исполнять музыкальные произведения, способствовать развитию навыков и умений концертного исполнения песенного репертуара; принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности.
4 кл_Урок 3.1.doc
Критская. Музыка, 4 класс
3 четверть
Урок 1. Опера «Иван Сусанин» М. Глинки. Особенности развития образов
польского войска. Инструментальная музыка и её жанры в опере – полонез, краковяк,
вальс, мазурка
Тема: Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля
Цели и задачи урока:
знакомить учащихся с бальными танцами: полонез, краковяк, вальс, мазурка,
интернациональностью музыки;
дать обучающимся музыкальные представления об оперном спектакле;
учить понимать принципы музыкального развития, помогающие школьникам
понять смысл оперного действия.
воспитывать музыкальную культуру учащихся, формировать интерес к творчеству
русских композиторов и музыкальной культуре Польши;
выразительно исполнять музыкальные произведения, способствовать развитию
навыков и умений концертного исполнения песенного репертуара; принимать активное
участие в различных видах музыкальной деятельности.
ХОД УРОКА
I.
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Добрый день, добрый день,
Добрый день, ребята!
Добрый день, добрый день,
Добрый день, учитель!
Настроенье каково?
Настроенье во!
Что ж, тихонечко садитесь
И работать не ленитесь.
Отправляется сейчас
В путешествие весь класс.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
Сегодня мы с вами отправимся в мир танцевальной музыки, погрузимся в
атмосферу ярких, удивительных образов музыкального спектакля.
3. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы
Посмотрите на экран.
Что же вы там видите?
(Звучит музыка М.И. Глинки «Увертюра к опере "Иван Сусанин"». На слайде:
Большой театр оперы и балета, Воронежский театр оперы и балета, театр Ла Скала
в Милане, Мариинский оперный театр в С.Петербурге).
Ответы учащихся.
О чём рассказывается в стихотворении А.С. Пушкина?
Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Ответы детей.
(Пояснения учителя в случае возникновения вопросов у учащихся:
Ложи группа мест, отделённая от соседних боковыми перегородками или
барьерами.
Партер нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в
пространстве от сцены до противоположной стены.
Раёк, галёрка (в переводе с франц. – paradis – «рай») дешёвые, верхние места.)
Скажите, что такое театр?
Театр место для зрелищ, направление в искусстве, в котором чувства, мысли
и эмоции автора передаются зрителю посредством действий актёров.
Кто в театре ставит действие?
Режиссёр.
А кто сопровождает действие на сцене?
Оркестр во главе с дирижёром.
Постановку каких спектаклей мы можем увидеть на сцене музыкального театра?
Опера, балет.
Что такое опера?
Что такое балет?
Как называют людей, которые пишут музыку к этим музыкальнотеатральным
сочинениям?
Ответы детей.
Внимание на экран. Фрагмент оперы или балета вы видите? Докажите
правильность ответа.
(На слайде видеофрагмент сцены из 3го действия оперы «Иван Сусанин».)
Совершенно верно. Вы видели фрагмент из оперы. А конкретно – это был
фрагмент из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).
В этой опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом поляков на
Москву. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским, а
одним из ярчайших эпизодов этой борьбы стал подвиг крестьянина Ивана Сусанина,
пожертвовавшего жизнью ради спасения Родины.
А как вы думаете, есть ли в операх балетные сцены?
Ответы детей.
Балет нередко вводится в действие опер, чтобы многограннее выразить
художественные образы героев спектакля, подчеркнуть их характерные черты.
Сегодня музыкальный театр приглашает нас познакомиться с танцевальными
эпизодами оперы М. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). Мы отправляемся на бал.
А что такое бал?
Ответы учащихся.
Бал собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы
отличаются повышенной торжественностью, строгим этикетом и классическим набором
танцев, следующих в заранее определённом порядке.
Итак, мы отправляемся на бал, и тема нашего урока звучит так: «Бал в замке
польского короля». Она созвучна названию 2го действия оперы. Как вы думаете, что мы
должны узнать?
Ответы учащихся. Эта сцена вводит нас в мир образов II действия оперы «Иван Сусанин». В этом
действии, так называемом «польском акте», прозвучит танцевальная музыка таких жанров,
как полонез, краковяк, вальс, мазурка.
II.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Полонез
1.
Напомню вам, что полонез торжественный, величественный танец, которым обычно
открывались придворные светские балы. Какие музыкальновыразительные средства его
характеризуют? (Учитель наигрывает учащимся основные интонации полонеза.)
Выделяется характерный пунктирный ритм, энергичные призывнофанфарные
интонации, торжественный характер.
Прослушайте полонез из оперы «Иван Сусанин». Обратите внимание на
особенности исполнения этой музыки и музыкальную форму.
1) Слушание Полонеза из 2го действия оперы.
На какую интересную особенность исполнения музыки вы обратили внимание?
Музыку исполняет не только симфонический оркестр, к голосам музыкальных
инструментов присоединяются голоса поющих поляков.
В какой музыкальной форме написана композитором музыка этого полонеза?
Звучат контрастные 3 части. Трёхчастная форма.
2) Вокальное интонирование тем полонеза.
Откройте учебники на с. 94. Вам предложены для вокализации основные темы
полонеза для сравнения контрастных частей этого танцахора. Обратите внимание на
выразительность текста полонеза, его восклицательные интонации, передающие хвастливую
уверенность польских завоевателей.
Давайте представим себя участниками бала и исполним шаг полонеза, подчеркивая
горделивый характер этой музыки.
3) Пластическое интонирование. Учащиеся выполняют, стоя на месте между
рядами парт.
2. Мазурка
Сравним теперь полонез по звучанию и движениям с танцем «Мазурка». С этим
жанром вы уже знакомились ранее на примере фортепианного творчества Ф. Шопена.
1) Видеофрагмент из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
Похожи танцы?
Мажорный лад.
В чём отличие?
Мазурка изящная по характеру, а полонез воинственный.
Рассмотрите ритмические формулы мазурки и полонеза, найдите в записи сходство
и различие.
Сходство в трёхдольном размере и пунктирном ритме. Различие акценты на
разных долях такта.
Совершенно верно. Мазурка, ребята, переносит нас в опере в атмосферу
праздничного ликования. И именно тему мазурки Глинка активно разрабатывает на
протяжении всей оперы: впервые тема мазурки появляется еще в увертюре. Уже во II акте
изменённый мотив мазурки рисует состояние тревоги и смятения врагов; в III действии
Глинка сочетает русский речитатив Сусанина («Боже, дай силы мне...») с хоровым
изложением темы мазурки; в последней, IV картине «переинтонированная» мазурка,
сопровождающая хор поляков, приобретает черты трагического оцепенения врагов, окрашивается в мрачные, зловещие тона. «Осколки» темы мазурки, звучащие в вихревом
движении, в последний раз появляются перед эпилогом оперы».
Прослушайте мазурку ещё раз и попытайтесь самостоятельно определить, в какой
момент звучания изменится характер танца.
2) Слушание (аудиозапись), музыкальный анализ.
Ответы детей.
Действительно, характер танца меняется после сообщения гонца об окружении
польского отряда в Москве.
3. Краковяк и вальс
А сейчас вы услышите фрагменты ещё двух танцев из сцены бала краковяка и
вальса. Сравните характер танцев, задумайтесь над вопросом, почему в этих танцах можно
услышать звучание нескольких мелодий?
1) Слушание фрагментов (видеоряд), сравнение, музыкальный анализ
Почему в этих танцах можно услышать звучание нескольких мелодий?
Может быть это связано с тем, что на балу много людей, а характеры у всех
разные. И композитор это подчёркивает.
Каковы особенности музыки вальса?
Ответы детей.
Что можно сказать о музыке краковяка?
Музыка быстрая, весёлая, чёткая, горделивая и одновременно грациозная.
Характер – задористый, темпераментный. Исполняется танец на небольших
прыжках, слышны лёгкие удары ногой об пол.
Ритм – острый, чёткий.
Действительно, особенность краковяка – в его ритме: остром, с частыми
синкопами, с акцентом на второй восьмой в такте, которая синкопируется с третьей.
Синкопа в музыке – это смещение ритмического ударения с сильной доли на
слабую, акцент. Синкопы обычно звучат остро, повышают энергичность музыки.
(…) Этот польский древний танец краковяк,
Любят все его за грациозность.
И не только его родственник поляк,
Но любая также и народность... (И. Квашнина. Краковяк)
Давайте исполним необычный ритм краковяка (синкопы) с помощью ударных
инструментов и хлопков. Сначала порепетируем.
2) Исполнение ритмического рисунка краковяка.
4. Вокальнохоровая работа
А наша Россия страна песенная. Назовите песню, которая и по мелодии, и по
текстовому содержанию прекрасно характеризует нашу Родину Россию.
«Моя Россия».
А как называется главная песня нашей страны, её символ?
Гимн России.
Давайте исполним эти песни.
Хоровое исполнение песен «Моя Россия» Струве, «Гимн России»
Цель: способствовать развитию навыков и умений концертного
Александрова.
исполнения песенного репертуара.
III.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Рефлексия
Окончен бал, погасли свечи…
Прощай сегодня, наш театр, до новой встречи.
Закрылся занавес тот час.
Вспомним, где побывали мы сейчас?
На балу.
С чем познакомились?
С бальными танцами.
Перечислите их и охарактеризуйте.
Ответы детей.
Ребята, а вы хотели бы поподробней узнать обо всех этих танцах?
Пусть это будет вашим домашним заданием: узнать, что означают названия этих
танцев и историю их возникновения. Где будете искать?
Информация для учителя:
Краковяк (пол. krakowiak) польский народный танец. Упоминается уже в XIV в.
Возник в Краковском воеводстве. Также как и полонез, краковяк назывался «большим
танцем», имел торжественный характер воинского шествия. С течением времени
стал более разнообразным, сохранив свою двудольность. Самый популярный народный
танец в Польше, краковяк на рубеже XVIII—XIX вв. имел большое значение в процессе
утверждения самобытности польской профессиональной музыкальной культуры.
Ритмы и интонации краковяка использовали в своем творчестве Ф.Шопен, М. Глинка.
Вальс (фр. Valse, нем. Walzer, от walzen кружиться в танце) парный танец,
основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением, один из
самых распространённых бытовых музыкальных жанров. В конце XVIII в. словом
«вальс» называли крестьянский танец некоторых областей Южной Германии и
Австрии (лендлер), который с начала XIX в. стал популярным во всех слоях общества, а
также утвердился в музыке профессиональных стран Европы. Особенно интенсивно
развивался в Вене (творчество семейства Штраусов). Со временем вальс превратился в
крупное концертное инструментальное произведение, стал проникать во многие виды
музыки: симфонии, оперы, балеты, оперетты. Характерные черты вальса лиризм,
изящество, пластичность в сочетании с трёхдольной ритмичностью позволяют
говорить о вальсовости как жанровом признаке.
А сейчас, ребята, подумайте: поляки захватчики, враги. А М.И. Глинка
посвящает им целое действие. Для чего так много внимания противникам?
Для того, чтобы поближе познакомиться с ними, их культурой.
М.И.Глинка «не скрывал и не прятал красивых качеств» польской культуры. Она
была ему дорога. «Совесть великого художника не позволяла М.И. Глинке фальшиво
искривлять польское». О чём нам говорят эти слова?
Об интернациональности музыкального языка. Язык музыки понятен всем.
Почему характеристика поляков представлена танцами?
Польша танцевальная страна. Однокоренные слова, связанные с танцами –
Польша – полька полонез.
2. Итог
Сегодня мы с вами прикоснулись к великому искусству. Музыка Глинки
облагораживает нашу жизнь, утверждает светлое начало, отвергает зло и жестокость.
Анализ работы детей на уроке. Выставление отметок. На этом наш урок окончен.
Спасибо вам хочу сказать я за урок.
Общаться с вами было очень мне приятно.
К концу подходит время, наш урок
В душей своей оставлю. А вам
Успехов пожелаю всем, ребята!
До свидания!
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1) https://botana.biz/prepod/muzyka/
2) http://muzteoretik.ru/sinkopavmuzyke/
3) https://ru.wikipedia.org/wiki/
4) https://studfiles.net/pgaik/
5) https://www.stihi.ru/avtor/zakmaster
6) http://открытыйурок.рф/
Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)
Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)
Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)
Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)
Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)
Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.