Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
музыка
1 кл
08.01.2019
Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 1 урока 3 четверти «Формы бытования музыки. Введение в проблему» Цели и задачи: - заставить детей задуматься над проблемой музыкальной формы, учить анализировать и рассуждать на примерах крупных и малых музыкальных форм (жанров), как звуковая форма может выражать человеческие мысли; - помочь детям почувствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни; - познакомить учащихся с крупной музыкальной формой на примере Фортепианного концерта Э. Грига, раскрыть музыкальный образ произведения; - развивать умение сосредоточиться, чтобы понять предложенный материал и свое отношение к прослушанному; - обучать слуховому осмыслению течения музыки, формировать умение делать выводы и обобщения в результате слухового наблюдения; - приобщать детей к музыкальному творчеству разных композиторов, формировать эстетический вкус в сочетании с практическими навыками по анализу музыкальных произведений; - стимулировать интерес учащихся через практическую деятельность, применяя активную форму общения с ними, используя смену видов работы на уроке и применяя принцип воплощения художественного образа с помощью необходимых исполнительских приемов.
1 кл_Урок 3.1. Формы бытов-я музыки. Введение.doc
Усачева. Музыка, 1 класс III четверть  Урок 1. Формы бытования музыки. Введение в проблему Тема: Введение в проблему «Формы бытования музыки» Цели и задачи: ­   заставить   детей   задуматься   над   проблемой   музыкальной   формы,   учить анализировать и рассуждать на примерах крупных и малых музыкальных форм (жанров), как звуковая форма может выражать человеческие мысли; ­ помочь детям почувствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего  мира человека и окружающей его жизни; ­ познакомить учащихся с крупной музыкальной формой на примере Фортепианного концерта Э. Грига, раскрыть музыкальный образ произведения; ­ развивать умение сосредоточиться, чтобы понять предложенный материал и свое отношение к прослушанному; ­   обучать   слуховому   осмыслению   течения   музыки,   формировать   умение   делать выводы и обобщения в результате слухового наблюдения; ­ приобщать детей к музыкальному творчеству разных композиторов, формировать эстетический   вкус   в сочетании   с практическими   навыками   по анализу   музыкальных произведений; ­   стимулировать   интерес   учащихся   через практическую   деятельность,   применяя активную форму общения с ними,  используя  смену видов  работы на уроке  и применяя принцип воплощения художественного образа с помощью необходимых исполнительских приемов.  Средства обучения и оборудование  Музыкальный материал:  Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром (ч. I) / фонохрестоматия.  А.С. Аренский. «Кукушка» / нотная хрестоматия, с. 38.  ХОД УРОКА I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие. ­ Встали все ровно. Давайте поприветствуем друг друга: ­ Здравствуйте, ребята! ­ Здравствуйте, учитель!  ­ Садитесь. 2. Мотивация. Целеполагание ­ Мы с вами «выращивали» песню, танец, марш (наиграть интонации известных детям произведений).  Обратили ли вы внимание, что в любой музыке, которую вы разучивали, слушали, исполняли, можно чётко определить, где начало, а где конец? И всегда можно отличить фрагмент («кусочек») музыки от целого произведения.  Прослушайте фрагмент песни, разученной нами во 2­й четверти, и назовите её. Учитель проигрывает фрагмент­интонацию «ку­ку, ку­ку». Дети называют песню. ­   Совершенно   верно,   это   –   песня   про   кукушку.   Кукушка   очень   интересная   и полезная птица. Полезная она потому, что поедает таких вредных насекомых, которых боятся другие птицы. А вот почему эта птица интересная, ­ вы ответите сами, прослушав ненецкую сказку «Кукушка»: «Жила на свете бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать ­ суши. Снегу натащат, а мать ­ убирай. И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит: ­ Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички. Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу (верхняя одежда на Севере) надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума. ­ Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей! ­ закричал старший сын. Тут побежали дети за матерью. ­ Мама, мы тебе водички принесли! ­ Ку­ку, ку­ку, ку­ку! Поздно, сынок, не вернусь я... Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след останется. Навсегда бросила детей мать­кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнёзда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.» ­ Почему эта птица интересная? Как она воспитывает своих детей? Ответы учащихся. ­ Когда вы бывали в лесу, вы наверняка слышали, как поют птицы. Одни ­ весело щебечут, радуются солнечному дню, поют о том, как красиво  вокруг, как им  хорошо. Другие   ­   поют   монотонно,   даже   немного   грустно.   Может   быть,   это   кукушка­мама рассказывает своим маленьким птенчикам грустную сказку.  Давайте споём «Кукушку» А.С. Аренского. Ведь понять смысл песни можно только тогда, когда споёшь её целиком. Исполнение песни «Кукушка» (муз. А. Аренского, сл. А. Плещеева): Там вдали за рекой Раздаётся порой: «Ку­ку, ку­ку, ку­ку!» Это птичка кричит У зеленых ракит: «Ку­ку, ку­ку, ку­ку!» Потеряла детей, Грустно бедненькой ей: «Ку­ку, ку­ку, ку­ку!» Деток ищет, зовёт  И тоскливо поёт: «Ку­ку, ку­ку, ку­ку!» Анализ музыки в целом: ­ О чем рассказывается в песне? ­   Каким   было   ваше   исполнение   песни   –   сольное,   хоровое?   Каким   было сопровождение? ­ Расскажите о характере мелодии этой песни. Из каких интонаций она состоит?  Ответы учащихся. ­   В   вокальной   миниатюре   «Кукушка»   предельно   простыми   средствами композитором   создан   по­настоящему   глубокий   художественный   образ.  Можем   ли   мы сказать, что, «выращивая» всю песню до конца из каких­нибудь интонаций, мы создаём форму  песни?  Ведь   «выращивание»,   развёртывание   песни   строилось   на   повторах   – интонации в куплетах повторялись. И поэтому в данном случае мы можем говорить о куплетной форме. Или   когда   мы   «выращивали»   марш   (помните,   мы   ведь   «сочинили»   целую   пьесу «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского, проигрывая музыку на треугольниках и барабанчиках),   можем   ли   мы   сказать,   что   выражали   свои   мысли   в   определённой музыкальной форме – форме марша? Подумайте, скажите, о чём у нас пойдёт сегодня разговор? Каких целей мы с вами будем достигать? Ответы учащихся. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.  Введение в тему Сегодня мы с вами задумаемся над проблемой «Что такое музыкальная форма», ответим на вопрос, какую форму имеет прослушанная или сыгранная музыка. С понятием форма мы встречаемся в повседневной жизни: форма одежды ­ рабочая, спортивная,   школьная;   геометрические   формы   ­  круг,   квадрат,   прямоугольник   и   т.д. В жизни нас окружают предметы разнообразной формы. Яблоко, апельсин, солнце ­ круглые; дома, машины ­ квадратные или прямоугольные… Знаем все мы: форма – это очертание предмета. По ней мы сразу узнаём: Лётчика, шахтёра, врача и полотёра, Повара, железнодорожника, пожарного и дворника. Если есть щитки и шлем ­ хоккеиста видно всем. Бескозырка, брюки клёш, воротник, рубашка, А под ней – тельняшка, ­ Все тогда издалека распознают моряка. Форма учит нас порядку, в ней мы делаем зарядку. Форма музыке нужна, ­ с ней она всегда стройна, В ней ведут себя достойно содержание и форма. Музыкальные произведения тоже имеют форму, только не визуальную, которую мы можем   увидеть,   а   временную,   которую   мы   слышим   на   протяжении   времени.   Наверно, каждому из вас приходилось разбирать игрушку или какую­нибудь вещицу, заглядывать внутрь и смотреть, как она устроена. То же самое можно проделать и с музыкальным произведением.  Спрашивается: а зачем? Хорошей музыкой лучше просто наслаждаться. Зачем ещё лезть куда­то внутрь? А особенно чувствительных  людей  может даже  возмутить  такое копание. Кто­кто, а они­то знают, что музыка ­ это тайна. Так зачем же разрушать эту тайну? Музыка ­ действительно тайна, и эту тайну надо, прежде всего, услышать. Но даже самый чуткий слух, если он «неграмотен», расслышит очень мало. Любое музыкальное произведение говорит со слушателями на музыкальном языке. И   этот   музыкальный   язык   нужен   для   того,   чтобы   лучше   выразить   содержание,   смысл музыки. А смысл музыки ­ в музыкальных образах. Композитора   можно   сравнить   с   архитектором.   Прежде   чем   построить   здание, архитектор создаёт его план – форму, конструкцию. Композитор тоже выстраивает план будущего   музыкального   произведения.   Для   этого   каждый   композитор   использует   свои приёмы построения музыкальных произведений. 2. Фортепианный концерт Э. Грига Рассмотрим произведение норвежского композитора Эдварда Грига ­ 1­ю часть его фортепианного концерта. Прослушайте музыку и подумайте, к какой из известных вам форм (и жанров) можно отнести эту музыку. Слушая   музыкальное   произведение,   постарайтесь   также   услышать,   из   скольких частей   (интонаций­мыслей)   оно   состоит,   ведь   композитор   выбирает   ту   или   иную музыкальную   форму   не   просто   так,   а   с   определенной   целью.   Цель   эта   ­   раскрытие музыкального образа. А в образе музыкального произведения скрываются мысли, чувства, переживания героев и, конечно, самого автора музыки.  1)Прослушивание 1­й части фортепианного концерта Э. Грига. 2) Музыкальный анализ  ­ Это произведение – песня?.. ­ А можно назвать его маршем?..  Или, может быть, прослушанное произведение представлено в танцевальной форме? ­ Нет. Это не песня, не марш и не танец. По сравнению с ними, это произведение очень большое. ­ А песенные, маршевые и танцевальные черты в музыке этого произведения разве не прослушивались? ­ Да, некоторые черты и танца, и песни, и марша в музыке прослушиваются. ­ Действительно, все  различные  жанровые черты можно уловить в музыке этого произведения как бы в едином целом, хотя его нельзя назвать, ни танцем, ни песней, ни маршем. Музыкальная форма, выбранная композитором, ­ новая для вас, ребята. Форма эта называется фортепианный концерт.  Какие инструменты вы услышали? ­ Фортепиано, группы духовых, струнных, ударных инструментов (оркестр). ­ Совершенно верно, произведение звучало в исполнении солирующего фортепиано и симфонического оркестра, потому и имеет название Фортепианный концерт (обратите внимание, название и форма этого произведения имеют одно и то же определение). Это – любимое   произведение   в   репертуаре   пианистов   разных   стран.   Вообще фортепианная музыка Грига   явилась   живым   отзвуком   собственного   пианистического   мастерства композитора.   Он   сам   был   гениальным   пианистом   ­   обладал   высоким мастерством нюансировки, утончённости живописно­колористических моментов, глубины лирического содержания исполнительства.  Обратимся   теперь   к   средствам   музыкальной   выразительности.   В   каком   ладу выдержано прослушанное произведение? Что можно рассказать о динамике, темпе? ­ Минорный лад, динамика бурная (много ff), темп быстрый. ­ Стало своего рода традицией сравнивать этот концерт с концертом Шумана, тоже в ля­миноре. Действительно, произведение Грига продолжает тип лирического концерта, лучшими образцами которого считаются концерты Шопена и Шумана. Однако, если стиль Шумана отличается глубоким психологизмом, то у Грига, прежде всего, полнее выражено народно­жанровое   начало.   Музыка   его   концерта   пропитана   интонациями   и   ритмами норвежского   фольклора.  Вся   1­я   часть   его   Фортепианного   концерта   динамична,   имеет быстрый темп и лирико­патетический характер, полный романтических порывов и ярких контрастов. Романтический порыв чувств, светлая лирика, утверждение волевого начала ­ вот образный строй и линия развития образов в первой части. Начало концерта несколько театрально и очень эффектно: после  tremolo  литавр следует мощный, бурно низвергающийся виртуозный пассаж солиста на ff , охватывающий всю фортепианную клавиатуру. Это вступление, полное мужественной энергии и волевого утверждения.  Национальная  самобытность  музыки  заявляет   о себе   буквально  с первых звуков сочинения: А) Повторное прослушивание фрагмента Вступления. Из четких, как танец, и романтически­порывистых, свободных мелодических фраз слагается главная тема. Главная тема этой музыкальной формы звучит сначала в оркестре, а   затем   у   солиста   при   легкой   поддержке   струнных   инструментов.   Она   внутренне контрастна.   Ее первый   элемент –   несколько   суровый,   собранный,   в   четком   пунктирном ритме народного танца и аккордовой фактуре. Народный колорит подчеркивает ладовая переменность (минор­мажор).  Второй   элемент отличается   романтической   устремленностью   и   широкой распевностью: Б) Прослушивание Главной темы Экспозиции. Чуть   позже возникает   новый   контрастный   образ   в   духе   задорного   норвежского танца. Его отличает острота ритмики и жесткие секундовые созвучия, что соответствует звучанию подобной музыки в практике народных музыкантов: В) Прослушивание Связующей темы Экспозиции. Побочная тема принадлежит к числу характерных для Грига светлых, возвышенных лирических образов. Светлую мечтательную мажорную тему запевают виолончели, а потом подхватывает солист. В его возвышенном монологе лирическая тема широко развивается, используются   красочные   гармонические   сопоставления,   она   становится   все   более восторженной   и   страстной.   Для   лирических   тем   концерта   характерно   широкое динамическое развитие. Ни одна из них не остается в рамках первоначального образа: Г) Прослушивание Побочной темы. Развитие   побочной  темы  приводит  к  яркому и  волевому   образу заключительной темы   (звучит   в   оркестре).   Торжественные   фанфары заключительной   партии   завершают экспозицию.   Интонации   вступления   и   главной   темы   здесь   соединились   в   мощном оркестровом tutti и энергичном маршевом движении: Д) Прослушивание заключительной партии. Е) Вывод В музыке существуют и малые, простые, и крупные, сложные формы – такие, как концерт,   которые   могут   помочь   автору   лучше,   точнее   и   разнообразнее   выразить   и многогранный внутренний  мир человека, и отобразить окружающую его жизнь.   Фортепианный концерт Грига ­ одно из выдающихся произведений этого жанра в европейской   музыке   второй   половины   XIX   века.   Лирическая   трактовка   концерта приближает   произведение   Грига   к   той   ветви   жанра,   которая   представлена фортепианными концертами Шопена и особенно Шумана. 3. Продолжаем исследовать проблему ­ А если я сыграю какую­либо коротенькую мелодию, или просто несколько нот, или даже одну ноту, можем ли мы сказать, какую форму имеет сыгранная мною музыка? Ответы детей. ­   И  да,  и  нет…  Почему?   Но   ведь   вы  слышали  музыку!   Не   важно,   в   какой конкретной известной вам форме, но ведь нельзя сказать, что вообще никакой формы не было, так ведь?  Музыка зародилась в глубокой древности: у  первобытных людей она играла важную роль; убаюкивая младенцев, матери тихонечко напевали; борющиеся против врагов воины устрашали противника особыми песнями – кликами; поэты­сказители сопровождали свой неторопливый   рассказ   аккомпанементом   на   простом   струнном   инструменте,   который держали на коленях. Поэтому мы можем сказать, что всё, что звучит, ­ это уже форма. Если бы смысл, который   мы   хотим   выразить,   не  воспринимался   в   каком­то  виде,   в  данном   случае   ­  в звуковой форме, могли бы мы что­либо вообще сказать людям? Нет, конечно!.. У меня в руках колокольчики. Представьте, что они волшебные. Вместе с ними мы сейчас попадём в уже знакомую вам оперу Моцарта «Волшебная флейта».  Какое звучание у колокольчиков? Как может откликнуться наше сердце, услышав их звон?  1) Дети звонят в колокольчики и размышляют:  ­ Колокольчики звучат тоненько, прозрачно.  ­   Кажется,   что   сейчас   откроется   какая­то   тайна,   произойдёт   какое­то волшебство. ­ На уроках 2–й четверти мы разучивали фрагмент песни из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта» «Откуда приятный и нежный тот звон». Давайте исполним её. 2) Исполнение и музыкальный анализ Откуда приятный и нежный тот звон:  Тра­ля­ля, тра­ля­ля­ля, тра­ля­ля­ля.  Такого и прежде нигде не слыхал:  Тра­ля­ля, ля­ля­ля­ля, ля­ля­ля­ля­ля­ля­ля. ­ Как звучит песня? Какое в ней настроение? ­ Звучание негромкое, радостное, подвижное.   ­ А какие музыкальные инструменты могут нам помочь создать это настроение?  ­   Звенящие   музыкальные   инструменты:   колокольчики,   треугольники, металлофоны.  ­  В  какой   форме  мы   исполнили   этот  фрагмент?  Как  думаете,  это  сложная  или простая форма?  ­ Этот фрагмент звучит просто, схож с песнями малой формы.  ­   Совершенно   верно,   музыкальная   форма   здесь   –   простая.   Теперь   прослушайте фрагмент оперы «Откуда приятный и нежный тот звон». 3) Слушание сцены и хора из оперы «Волшебная флейта» «Откуда приятный и нежный тот звон»  ­ Музыка осталась прежней? Или какие­то изменения произошли? ­ Музыка усложнилась. В ней много мелодий; слышны голоса и хора, и солистов. ­ Вы правы: при прослушивании музыкальная форма изменилась – стала гораздо сложнее. Сложная ­ значит, сложена из многого. III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Рефлексия ­ Сегодня, ребята, мы с вами вели разговор о формах существования музыки. Мы узнали, что существуют и малые ­ простые, и крупные ­ сложные формы её бытования. Назовите, какие формы музыки звучали сегодня на нашем уроке? ­ Малая форма ­ песня и крупные формы – фортепианный концерт, опера. ­ Форма – это красота, строение, соразмерность. Как же рождается музыкальная форма? ­ Песни существуют в простой, куплетной форме, так как они строятся на повторах интонаций. ­   В   крупных   формах   мелодии   непрестанно   развиваются,   изменяются,   будто стараясь   по­разному   представить   непрерывный   рассказ   о   каких­то   важных человеческих чувствах или явлениях, событиях окружающей жизни. ­   Совершенно   верно,   сложная   –   значит,   сложена   из   многого.   Форма   зависит   от содержания. Какая форма у песни?  ­   Малая   форма,   простая,   куплетная.   В   песне   много   повторов,   поэтому настроение почти не меняется. ­ В какой музыке много героев, много разных настроений?  ­ В опере, в балете. Там у каждого героя своя музыка, своя песня, своя тема. Их мелодии трудно пропеть. Домашнее задание.  Изобразить в  рисунке  понравившуюся  из   прослушанных на уроке музыкальных форм. 2. Итог Музыка   отражает   жизнь.   В   музыке   жизнь   выражена   в   художественных   образах. Музыка   берёт для  себя  материал  из   внешнего  мира.  Дело  музыки  – сочетание  звуков. Музыка заимствует звуки из мира материального, но распоряжается ими свободно. Она подбирает их и сочетает по своему желанию; дело её – непрерывное творчество. А   многообразность   отражения   всего   мира   в   музыке   конкретизируется   в многообразии существующих жанров и форм: песня, опера, концерт, симфония и так далее. Разучивая   песни   и   говоря   о   куплетной   форме,   мы   видим,   что   «выращивание», развертывание   песен   строится   на   повторах.   Мелодии   недлинные,   лаконичные,   очень законченные. Они легко запоминаются и доступны широкому кругу исполнителей. Песня – это массовый жанр.  В крупных же формах мелодии развиваются «бесконечно», как непрерывающийся рассказ о чем­то важном (чувстве, мысли, настроении, явлении). Эту музыку не может исполнить каждый, а только профессиональный певец, исполнитель.  ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: 1) Алексеев   А.Д.   Интерпретация   музыкальных   произведений.   Учебное     пособие. ­ М.: Изд. ГМГТИ им. Гнесиных, 1984. ­ 91 ст. 2) Асафьев Б.В. Григ. ­ Л.: Музыка, 1984. 88 ст. 3) Николаева А.И. О проблеме понимания музыкального стиля. ­ М.: МПГУ, 1999. ­ 63 ст. ИНТЕРНЕТ­РЕСУРСЫ: 1) http://detskiychas.ru/  2) https://multiurok.ru/all­files/nachalniyeKlassi/ 3) http://music­fantasy.ru/uroki­muzyki 4) http://musike.ru/grieg.html  5) https://pandia.ru/text/80/280/49325­3.php 6) http://rudnik92.blogspot.com/  7) http://www.belcanto.ru/genre_concerto.html

Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Введение в проблему «Формы бытования музыки»» (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2019