Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"
Оценка 4.7

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
3 кл
18.01.2017
Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"
Данный урок является интегрированным(литературное чтение, русский язык, окружающий мир). Его основная цель - систематизировать знания, полученные на уроках литературного чтения. окружающего мира и русского языка, научиться применять на практике, раннее полученные знания. Немаловажным является формирование целостного восприятия научных понятий, умение находить метапредметную связь для использования . полученных знаний в жизни.
конспект урока.doc
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Государственное учреждение "Луганское  учебно­воспитательное объединение " Барвинок №9" Учитель: Рябущенко Е. М. Тема урока: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Тип урока: урок изучения нового материала; Форма урока: интегрированный урок. Цели урока: обучить выразительному чтению для более глубокой и точной  передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для  выражения собственного отношения читающего к изображенному; научить  сравнивать текст­описание и текст­рассуждение, сопоставлять новый  материал с раннее изученным на других уроках; расширить знания детей о  круговороте воды в природе и воде, как новом объекте научных  исследований; обогащать словарный запас учащихся; развивать связную речь,  внимание и слуховое восприятие нового материала; воспитывать любовь и  бережное отношение к природе. Цели и задачи урока направлены на формирование  Предметных результатов  обучающийся научится: выразительно читать произведения;  определять  точку зрения писателя; сравнивать текст ­ описание с  текстом ­ рассуждение; применять знания, полученные на других уроках для понимания нового материала;  получит возможность научится: определять различные  художественные формы произведения и формы его написания;  выражать свою точку зрения (позицию читателя);  подтверждать правильность и неверность  предположений и выводов,  пользуясь информацией текста учебника;  Метапредметных результатов: Познавательные УДД: обучающийся научится: понимать информацию, предоставленную в виде  текста, рисунков, схем; сравнивать предметы, объекты: находить общее и  различие; под руководством учителя формулировать и выдвигать  проблемные вопросы; получит возможность научиться: сопоставлять информацию,  полученную на других уроках для решения вопросов проблемно ­  поискового характера. Регулятивные УДД     : обучающийся научится: принимать учебную задачу, соответствующую  этапу урока; понимать выделенные учителем ориентиры действия в  учебном материале; получит возможность научиться: осуществлять контроль в форме  проверки и взаимопроверки; Коммуникативные УУД:  обучающийся научится: принимать участие в работе парами и группами;  понимать необходимость использования правил вежливости; понимать  задаваемые вопросы; получит возможность научиться: использовать речевые средства для  передачи своего мнения; строить диалог с партнёром для решения учебных задач; Личностных результатов: у обучающихся будут сформированы: уважительное отношение к чужому  мнению, приветливость и дружелюбие к окружающим, стремление оказать  помощь нуждающемуся; получит возможность для формирования читательского интереса,  расширения круг чтения, создания «литературное пространства»,  соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки  учащихся и обеспечивающего условия для формирования универсальных  учебных действий. Оборудование: портрет Л. Н. Толстого; выставка иллюстраций к рассказу  Л. Н. Толстого" Лев и собачка";индивидуальные листы со скороговорками; наборы букв для составления названий рассказов; демонстрационные  таблицы "Виды текстов"; карточки с видами текстов, иллюстрации "  Круговорот воды в природе", схемы"Свойства воды", картинки "  Состояния воды в природе"( задания для работы в группах); плакат  "Круговорот воды в природе"; индивидуальные карточки для рефлексии;  презентация, мультимедийный проектор, ноутбук. Х о д   у р о к а I. Организация класса (Слайд 1) – Прозвенел звонок на урок. Мне приятно вас видеть. Подарите улыбки друг  другу, повернитесь и подарите ваши улыбки нашим гостям. Пусть у всех  будет сегодня хорошее настроение, а это утро несет нам радость общения,  наполнит наши сердца добротой.  – Присаживайтесь и настройтесь на интересную работу, постарайтесь  внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы. ­ Готовы?  ­ Внимание на экран! (Слайд 2) ­ Я знаю " Вы ­ талантливые дети! Когда­нибудь вы сами приятно поразитесь,  какие вы УМНЫЕ, как хорошо умеете РАБОТАТЬ, если будете постоянно  перед собой ставить новые ЦЕЛИ, стремиться к их достижению..." ( Жан ­  Жак Руссо) А теперь читаем вместе:  ­ Помните: ­ Вы самые ­ умные! ­ Вы самые ­ талантливые! ­ У вас ­ всё получится! II. Речевая разминка ­ Чтобы разговаривать нам нужно выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно... ­ Работаем, как всегда, с скороговорками. У вас на партах известный лист  скороговорок. Каждый из вас отрабатывает чёткое произношение только  одной скороговорки, номер которой вложен в ваш файл.  Проверка ­ Какое сегодня число? (5) ­ У кого скороговорка под номером 5? ­ Не забываем оценивать. ­ Назови любое число. ( Свою скороговорку рассказывает ученик с названным номером.) ­ Работаем в парах: ­ Все кто сидит в 1 ряду­ найдите скороговорку под номером 28, сидящие во  2 ряду ­ скороговорку под номером 23, а сидящие в 3 ряду ­ под номером  7. ­ Прочитайте эти скороговорки в парах в виде диалога.  ­ Когда пара закончит свою работу, сообщите поднятием рук. ( Чтение в парах.) ­ Проверяем.  (По одной паре от каждого ряда рассказывают в виде диалога свою  скороговорку. После каждой пары все, кто работал над этими же  скороговорками ­ повторяют хором.) III. Актуализация опорных знаний. Вот новый день и новый час,  Урок литературного чтения новый.  Но старый друг у нас в гостях –  Мудрейший человек и мастер слова. (Слайд 3) б)4, –Ребята, кто этот человек на портрете? ( Л. Н. Толстой.) Мы уже многое знаем об этом писателе. ­ Давайте вспомним, что нам известно об этом мудреце? ­У вас на столах листочки. Возьмите ручки и ответьте на вопросы теста. ­ Внимание на экран! (Слайд 4) Вопросы: 1. Выберите годы жизни Л. Н. Толстого: а) 1799 ­ 1837 гг. б) 1828 –1910 гг.; 2. Где родился Л. Н, Толстой? а) деревня Ясная Поляна; б) Санкт ­ Петербург. 3. Сколько детей было в семье Л. Н. Толстого? а)3, 4. В какую игру любили играть братья ? а) лапта; б) салки; в) Муравьиное братство. ВЗАИМОПРОВЕРКА: ­ Обменяйтесь в парах своими листиками и проверьте работы друг друга. ­ Ответы вы видите на экране. (Слайд 5) ­ Оцените работы. ­ Встаньте те, кто ответил правильно на все вопросы. Вы получаете 5. ­ Теперь те , кто допустил одну или две ошибки. Вы получаете 4.  ­ Молодцы, вижу, что большинство из вас хорошо изучили и запомнили  биографию Л.Н.Толстого.  Домашнее задание. ­ ДЛЯ ВСЕХ: повторить биографию Л. Н. Толстого, подготовить пересказ  наиболее полюбившегося рассказа. в)5. ­ ПО ВЫБОРУ: ­ Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению. Все  иллюстрации мы поместим вот в этой книге.  ­ Понятно домашнее задание? ­ А мы движемся дальше... ­Давайте вернёмся к последнему вопросу теста и  подумаем: ­ В чём заключался смысл любимой игры Л.Н.Толстого? ( Все люди на земле должны жить в дружбе и взаимопомощи, а добро  должно побеждать зло.) ­ Через всю свою жизнь пронёс эти слова Л. Н. Толстой.  ­Давайте всмотримся в его глаза.  (Слайд 6) Говорят, что глаза ­ зеркало души. Какие они?  (Добрые, внимательные, мудрые, чуткие.) ­ Что значит чуткие? Как вы понимаете? ( Ответы детей.) ­ Правильно ребята. Чуткие ­ умеющие сочувствовать, сопереживать. ­ Нашим помощником на уроке будет эпиграф (Слайд 7) "Чуткому сердцу  откроются все тайны".  ­Прочитайте его хором.  ­ Давайте и мы с сегодняшнего дня постараемся быть более чуткими друг к другу и тогда нам откроется много тайн. ­ Ребята, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились?  (Акула. Прыжок. Лев и собачка.) ­ Подумайте и скажите, к какому виду текстов и можно отнести эти рассказы? ( Текст ­ повествование.) ­  Какой вопрос можно поставить к тексту ­ повествование? ( Что делает?) ВЫВЕСИТЬ ТАБЛИЧКУ ВИДЫ ТЕКСТОВ  ­ С каким произведением познакомились на предыдущем уроке? (Слайд 8) (Лев и собачка.)   ­ Что было написано под названием этого произведения? ( Быль.) ­Что такое быль? (Быль – то, что  было; рассказ о действительном происшествии.) IV . Проверка домашнего задания ­ Проверяем чтение текста с помощью игры "Верю ­ не верю." ­ Итак, я читаю предположение, а вы соглашаетесь с ним или опровергаете  его, доказывая словами из текста. ( Выборочное чтение текста учащимися.) ­ Какая концовка в этом рассказе? ­ А  какое творческое задание некоторые из вас выбрали и выполнили к этому  уроку? (Нарисовать иллюстрацию к рассказу и придумать свою концовку  рассказа, чтобы она была радостной.) ­ Мы послушаем одну концовку, а остальные ваши работы я обязательно  оценю позже. Вы можете познакомиться с ними на выставке.  ­ Засиделись?( Отдохнём.) (Слайд 9 ­ 10) ФИЗМИНУТКА  (Слайд 11) V. Изучение нового материала.  1. Постановка учебной задачи. ­ Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с произведениями Л. Н.  Толстого.  ­ Давайте все вместе составим название произведений, с которыми мы  познакомимся.  ­ У вас на партах пазлы с буквами зелёного и синего цветов. На обратной  стороне есть цифра, обозначающая порядковый номер в названии рассказа.  Итак, выйдите к доске те дети, у кого пазлы с буквами зелёного цвета и  составь название рассказа.  ­ А теперь выйдите к доске те дети, у кого на партах пазлы с буквами синего  цвета и составьте ещё одно название.   ­ А теперь все вместе прочитаем название произведений Л.Н.Толстого, с  которыми мы познакомимся сегодня на уроке.  ( Какая бывает роса на  траве. Куда девается вода из моря?) ­ Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? ( Ответы детей.) ­ Скоро вы увидите оправдались ли ваши предположения. ­ А я вам хочу сообщить, что сегодня у нас не совсем обычный урок.  Мы не просто познакомимся с новыми произведениями Л.Н.Толстого, нам  предстоит: объединить знания, полученные на уроках русского языка,  литературного чтения и окружающего мира; научиться сравнивать тексты;  мы с вами попробуем сформулировать проблему и разрешить её. ­ Мы будем исследователями, учёными и тележурналистами.  2. Первичное восприятие текста. ­ Открываем учебники на стр. 162. ­ Как всегда перед чтением текста работаем с новыми и трудными словами.   ­Кто сегодня будет экспертом и прочитает значение новых слов из   толкового словаря ? ­ Внимание на экран!  (Слайд 12) (Алмаз ­ блестящий, прозрачный, драгоценный камень.) (Бархат ­ плотная ткань с мягким гладким и густым ворсом.) ­ Перед чтением текста выполним упражнение "учитель ­ ученик". (Задание для слабочитающих детей.) ­ Кто хочет быть учителем и  прочитать эти слова по слогам, чётко  выговаривая каждый слог? (Пе­ ре­ ли­ ва­ ют­ся,  не­ ос­ то­ рож ­ но,  про­  сколь­ знёт.) ­ А мы с вами повторяем эхом за нашими учителями. (Слабочитающие ученики  читают слова, а весь класс хором повторяет за ними.) ­ Прочитайте, что написано под названием этого рассказа. (Описание.) ­ Какой вопрос можно задать к тексту ­ описанию? (Какой? Какая? Какие?) ВЫВЕСИТЬ ТАБЛИЧКУ ­ Приготовьтесь слушать, следить, а затем ответьте на вопрос: ­Почему этот рассказ является описанием? ­ Следите внимательно. Я буду останавливаться в любом месте, а вы  должны будете продолжить ­ дочитать абзац до конца. (Задание для сильных  детей.) ( Учитель читает рассказ.) ­ Так почему же этот рассказ назван описанием? ( Правильно, потому что в нём описывается такое природное явление, как  роса на траве.) ­ Внимание на экран! (Слайд 13) ­Подумайте и выберите правильный ответ . Автор написал это произведение:  ­ чтобы что­то сообщить,  ­ передать свою радость, восхищение,  ­ привлечь наше внимание к  окружающему миру. ­ Давайте и мы с вами попробуем прочитать этот текст с восхищением, чтобы привлечь внимание окружающих к такой красоте. ­ Каждый читает самостоятельно с интонацией восхищения (жужжащим  чтением.)  ­1 вариант ­ 1 часть; ­2 вариант ­ 2 часть рассказа со слов" Листок этой травы..." ­ Кто хочет попробовать стать диктором передачи "Удивительный мир  природы", выйти и прочитать этот текст с экрана телевизора. (Слайд 14) ( 2 ученика читают у доски текст, под кадры живой природы.) ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ ­ Вы старательно читали.    Глаза ваши приустали.   Чтоб трудиться без оглядки.    Выполним для них зарядку. ­ Найдите в верхнем левом углу доски листик с капельками росы. ­ Теперь найдите такой же листик в правом верхнем углу доски.  ­ Быстро переведите взгляд с одного листика на другой и обратно (3 раза). ­ А теперь пробегите глазами по капелькам, разбросанным на доске от одного  листика к другому(3 раза).  ­А теперь представьте, что капли росы летят вам в лицо. Зажмурьте глаза (3  раза). ­ Подставьте ладони, поймайте брызги и умойте лицо росой. ­ Открываем глаза и вновь ­ за работу.  ­ Мы продолжаем путешествие в удивительный мир природы. А нашим  проводником сегодня на уроке является великий мастер слова Л. Н. Толстой. ­ Ещё один его рассказ расположен на стр. 163, с которым нам предстоит  сегодня познакомиться.  Давайте вспомним, как он  называется. Читаем  хором.  ( Куда девается вода из моря?) ­ Прочитайте, что написано под названием. ( Текст ­ рассуждение.)  ­ Вспомните, какой вопрос можно поставить к тексту ­ рассуждению? ( Почему?) ВЫВЕСИТЬ ТАБЛИЧКУ ­ В названии рассказа звучит вопрос: куда девается вода из моря?  ­ Продолжая  рассуждать об этом можно сформулировать проблему.  Давайте попробуем это сделать. ­ Скажите, если вода из моря постоянно куда то девается, то к чему это  может привести? Что в таком случае может случиться с водоёмом?  (Правильно это может привести к высыханию водоёмов.) Возникает проблема:  (Слайд 15) " Почему вода в морях не заканчивается?" ­ Сегодня на уроке мы попробуем разрешить эту проблему.  ­ Прослушайте рассказ. Следите внимательно. Я буду читать медленно,  останавливаясь. Как обычно будем составлять вопросы по новому тексту. ( Приём " Стоп. ­ Вопрос.") (Чтение текста учителем с составлением вопросов учащимися и ответами на  них.) ­ Какой знак препинания стоит в конце текста?  ( Троеточие.) ­ Что обозначает троеточие? ( Что действие не закончено...) ­ Что же будет происходить дальше в этом рассказе? ­ Чтобы ответить на этот вопрос поработаем в группах.  VI .Закрепление изученного. Работа в группах: ­ Вспомним правила работы в группах. ­ Повернитесь друг к другу.  ­ Итак мы превращаемся в исследователей.  ­ Перед вами на листах бумаги изображено то, о чём мы сейчас прочитали.  Первое задание одинаковое для всех групп. Возьмите красные карандаши и с  помощью стрелочек покажите, как двигалась вода в рассказе. Когда закончите сообщите о выполненной работе поднятием рук. ­ Что у вас получилось? Покажите свои работы.  ­Как называется это природное явление? ( Круговорот воды в природе.) ­ На каком уроке мы знакомились с этим явлением? ( На уроке Окружающего мира.) ­ Следующее задание каждой группе отдельно: 1 группа:  ­ Ещё раз перечитайте последнее предложение текста. Подумайте о каком  природном явлении здесь говорится, а затем исследуйте текст найдите в  учебнике отрывок, которым можно продолжить этот рассказ. 2, 3, 4 группы:  ­ Перед вами голубые карточки с разными текстами. Вы должны исследовать  текст и определить его вид.   5, 6 группы:  ­ Вспомните материал, изученный на уроках Окружающего мира,  исследуйте предложенные вам картинки и схемы и заполните их. ­ Не забывайте о правилах работы в группах. ­ Итак, проверяем. ­ Давайте вернёмся к проблеме, которую мы сформулировали на уроке. Читаем хором:" Почему вода в морях не заканчивается?" ( Потому что в природе существует круговорот воды.) ­ А для чего учёные изучают воду? Какое она имеет значение? ( Без воды не будет жизни на Земле.)  (Слайд 16) ­ Правильно, ребята. Вода ­ это неиссякаемый источник научной мысли.   Совсем недавно учёными была выдвинута гипотеза( предположение) о том,  что вода имеет память.  ­ Внимание на экран.  (Слайд 17) ( Просмотр видеосюжета). (Слайд 18) ­ Интересно? Может быть кто­то из вас заинтересуется этой гипотезой,  станет учёным и придумает в будущем, как можно использовать это явление в нашей с вами жизни или откроет новые свойства воды. VII. Итог урока. ­ Ребята, вам понравилось быть исследователями?  ­ Знания, полученные на каких уроках, вам пришлось применить для  выполнения заданий в группах? Отвечаем коротко. Называем только названия  уроков. ­ 1 группа? (Литературное чтение и окружающий мир.) ­ 2 группа ( Русский язык и литературное чтение.) ­ 3 группа (Русский язык и литературное чтение.) ­ 4 группа (Русский язык и литературное чтение.) ­ 5 группа (Русский язык и окружающий мир.) ­ 6 группа (Русский язык и окружающий мир.) ­Значит все науки тесно связаны между собой. И только что мы в этом  убедились. ­ С какими новыми произведениями Л. Н. Толстого мы познакомились  сегодня на уроке? ­ Что у них общего? Воспользуйтесь знаниями , полученными на уроке  окружающего мира.  ­ С каким природным явлением они связаны?  ( В них рассказывается о природных явлениях. Они связаны с  круговоротом воды в природе.) ­ В чём главное различие этих рассказов? Воспользуйтесь знаниями,  полученными на уроке русского языка.  ( Текст ­ описание, текст ­ рассуждение.) Рефлексия ­ С каким настроением вы заканчиваете урок? Возьмите у вас на столах  капельки и красные карандаши. Изобразите своё настроение на уроке. (ВЫВЕСИТЬ ТАБЛИЦЫ С ОБРАЗЦАМИ) ­ Покажите, что у вас получилось? ­ Вы хорошо потрудились. Я довольна вашей работой. Самыми активными  были ... Вы получаете 5. ­ Были активны, но не всегда точны в ответах... Вы получаете 4. ­ Но самое главное, я надеюсь, что после сегодняшнего урока вы станете  более чуткими друг к другу и тогда в нашем классе у всех всегда будет  хорошее настроение.  ­ А всем присутствующим на нашем уроке я хочу пожелать, чтобы слова  великого русского писателя и мудреца Л. Н. Толстого всегда были в вашем  сердце о том, что: (Слайд 19)  ­ Все люди на земле должны жить в дружбе и взаимопомощи, а добро  должно побеждать зло. ­ Всем спасибо за урок.  ­ Урок окончен.

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017