Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
3 кл
18.01.2017
Данный урок является интегрированным(литературное чтение, русский язык, окружающий мир). Его основная цель - систематизировать знания, полученные на уроках литературного чтения. окружающего мира и русского языка, научиться применять на практике, раннее полученные знания. Немаловажным является формирование целостного восприятия научных понятий, умение находить метапредметную связь для использования . полученных знаний в жизни.
конспект урока.doc
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
Государственное учреждение "Луганское учебновоспитательное
объединение " Барвинок №9"
Учитель: Рябущенко Е. М.
Тема урока: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода
из моря?»
Тип урока: урок изучения нового материала;
Форма урока: интегрированный урок.
Цели урока: обучить выразительному чтению для более глубокой и точной
передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для
выражения собственного отношения читающего к изображенному; научить
сравнивать текстописание и текстрассуждение, сопоставлять новый
материал с раннее изученным на других уроках; расширить знания детей о
круговороте воды в природе и воде, как новом объекте научных
исследований; обогащать словарный запас учащихся; развивать связную речь,
внимание и слуховое восприятие нового материала; воспитывать любовь и
бережное отношение к природе.
Цели и задачи урока направлены на формирование
Предметных результатов
обучающийся научится: выразительно читать произведения;
определять точку зрения писателя; сравнивать текст описание с
текстом рассуждение; применять знания, полученные на других уроках
для понимания нового материала;
получит возможность научится: определять различные
художественные формы произведения и формы его написания;
выражать свою точку зрения (позицию читателя);
подтверждать правильность и неверность предположений и выводов,
пользуясь информацией текста учебника;
Метапредметных результатов:
Познавательные УДД:
обучающийся научится: понимать информацию, предоставленную в виде
текста, рисунков, схем; сравнивать предметы, объекты: находить общее и
различие; под руководством учителя формулировать и выдвигать
проблемные вопросы; получит возможность научиться: сопоставлять информацию,
полученную на других уроках для решения вопросов проблемно
поискового характера.
Регулятивные УДД
:
обучающийся научится: принимать учебную задачу, соответствующую
этапу урока; понимать выделенные учителем ориентиры действия в
учебном материале;
получит возможность научиться: осуществлять контроль в форме
проверки и взаимопроверки;
Коммуникативные УУД:
обучающийся научится: принимать участие в работе парами и группами;
понимать необходимость использования правил вежливости; понимать
задаваемые вопросы;
получит возможность научиться: использовать речевые средства для
передачи своего мнения; строить диалог с партнёром для решения учебных
задач;
Личностных результатов:
у обучающихся будут сформированы: уважительное отношение к чужому
мнению, приветливость и дружелюбие к окружающим, стремление оказать
помощь нуждающемуся;
получит возможность для формирования читательского интереса,
расширения круг чтения, создания «литературное пространства»,
соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки
учащихся и обеспечивающего условия для формирования универсальных
учебных действий.
Оборудование: портрет Л. Н. Толстого; выставка иллюстраций к рассказу
Л. Н. Толстого" Лев и собачка";индивидуальные листы со скороговорками;
наборы букв для составления названий рассказов; демонстрационные
таблицы "Виды текстов"; карточки с видами текстов, иллюстрации "
Круговорот воды в природе", схемы"Свойства воды", картинки "
Состояния воды в природе"( задания для работы в группах); плакат
"Круговорот воды в природе"; индивидуальные карточки для рефлексии;
презентация, мультимедийный проектор, ноутбук. Х о д у р о к а
I. Организация класса (Слайд 1)
– Прозвенел звонок на урок. Мне приятно вас видеть. Подарите улыбки друг
другу, повернитесь и подарите ваши улыбки нашим гостям. Пусть у всех
будет сегодня хорошее настроение, а это утро несет нам радость общения,
наполнит наши сердца добротой.
– Присаживайтесь и настройтесь на интересную работу, постарайтесь
внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.
Готовы?
Внимание на экран! (Слайд 2)
Я знаю " Вы талантливые дети! Когданибудь вы сами приятно поразитесь,
какие вы УМНЫЕ, как хорошо умеете РАБОТАТЬ, если будете постоянно
перед собой ставить новые ЦЕЛИ, стремиться к их достижению..." ( Жан
Жак Руссо)
А теперь читаем вместе:
Помните:
Вы самые умные!
Вы самые талантливые!
У вас всё получится!
II. Речевая разминка
Чтобы разговаривать нам нужно выговаривать всё правильно и внятно,
чтоб было всем понятно...
Работаем, как всегда, с скороговорками. У вас на партах известный лист
скороговорок. Каждый из вас отрабатывает чёткое произношение только
одной скороговорки, номер которой вложен в ваш файл.
Проверка
Какое сегодня число? (5)
У кого скороговорка под номером 5?
Не забываем оценивать.
Назови любое число.
( Свою скороговорку рассказывает ученик с названным номером.)
Работаем в парах:
Все кто сидит в 1 ряду найдите скороговорку под номером 28, сидящие во
2 ряду скороговорку под номером 23, а сидящие в 3 ряду под номером 7.
Прочитайте эти скороговорки в парах в виде диалога.
Когда пара закончит свою работу, сообщите поднятием рук.
( Чтение в парах.) Проверяем.
(По одной паре от каждого ряда рассказывают в виде диалога свою
скороговорку. После каждой пары все, кто работал над этими же
скороговорками повторяют хором.)
III. Актуализация опорных знаний.
Вот новый день и новый час,
Урок литературного чтения новый.
Но старый друг у нас в гостях –
Мудрейший человек и мастер слова. (Слайд 3)
б)4,
–Ребята, кто этот человек на портрете? ( Л. Н. Толстой.)
Мы уже многое знаем об этом писателе.
Давайте вспомним, что нам известно об этом мудреце?
У вас на столах листочки. Возьмите ручки и ответьте на вопросы теста.
Внимание на экран! (Слайд 4)
Вопросы:
1. Выберите годы жизни Л. Н. Толстого:
а) 1799 1837 гг.
б) 1828 –1910 гг.;
2. Где родился Л. Н, Толстой?
а) деревня Ясная Поляна;
б) Санкт Петербург.
3. Сколько детей было в семье Л. Н. Толстого?
а)3,
4. В какую игру любили играть братья ?
а) лапта;
б) салки;
в) Муравьиное братство.
ВЗАИМОПРОВЕРКА:
Обменяйтесь в парах своими листиками и проверьте работы друг друга.
Ответы вы видите на экране. (Слайд 5)
Оцените работы.
Встаньте те, кто ответил правильно на все вопросы. Вы получаете 5.
Теперь те , кто допустил одну или две ошибки. Вы получаете 4.
Молодцы, вижу, что большинство из вас хорошо изучили и запомнили
биографию Л.Н.Толстого.
Домашнее задание.
ДЛЯ ВСЕХ: повторить биографию Л. Н. Толстого, подготовить пересказ
наиболее полюбившегося рассказа.
в)5. ПО ВЫБОРУ:
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению. Все
иллюстрации мы поместим вот в этой книге.
Понятно домашнее задание?
А мы движемся дальше...
Давайте вернёмся к последнему вопросу теста и подумаем:
В чём заключался смысл любимой игры Л.Н.Толстого?
( Все люди на земле должны жить в дружбе и взаимопомощи, а добро
должно побеждать зло.)
Через всю свою жизнь пронёс эти слова Л. Н. Толстой.
Давайте всмотримся в его глаза. (Слайд 6)
Говорят, что глаза зеркало души. Какие они?
(Добрые, внимательные, мудрые, чуткие.)
Что значит чуткие? Как вы понимаете?
( Ответы детей.)
Правильно ребята. Чуткие умеющие сочувствовать, сопереживать.
Нашим помощником на уроке будет эпиграф (Слайд 7) "Чуткому сердцу
откроются все тайны".
Прочитайте его хором.
Давайте и мы с сегодняшнего дня постараемся быть более чуткими друг
к другу и тогда нам откроется много тайн.
Ребята, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились?
(Акула. Прыжок. Лев и собачка.)
Подумайте и скажите, к какому виду текстов и можно отнести эти рассказы?
( Текст повествование.)
Какой вопрос можно поставить к тексту повествование?
( Что делает?)
ВЫВЕСИТЬ ТАБЛИЧКУ ВИДЫ ТЕКСТОВ
С каким произведением познакомились на предыдущем уроке? (Слайд 8)
(Лев и собачка.)
Что было написано под названием этого произведения?
( Быль.)
Что такое быль?
(Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.)
IV . Проверка домашнего задания
Проверяем чтение текста с помощью игры "Верю не верю."
Итак, я читаю предположение, а вы соглашаетесь с ним или опровергаете
его, доказывая словами из текста. ( Выборочное чтение текста учащимися.)
Какая концовка в этом рассказе? А какое творческое задание некоторые из вас выбрали и выполнили к этому
уроку?
(Нарисовать иллюстрацию к рассказу и придумать свою концовку
рассказа, чтобы она была радостной.)
Мы послушаем одну концовку, а остальные ваши работы я обязательно
оценю позже. Вы можете познакомиться с ними на выставке.
Засиделись?( Отдохнём.)
(Слайд 9 10)
ФИЗМИНУТКА (Слайд 11)
V. Изучение нового материала.
1. Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с произведениями Л. Н.
Толстого.
Давайте все вместе составим название произведений, с которыми мы
познакомимся.
У вас на партах пазлы с буквами зелёного и синего цветов. На обратной
стороне есть цифра, обозначающая порядковый номер в названии рассказа.
Итак, выйдите к доске те дети, у кого пазлы с буквами зелёного цвета и
составь название рассказа.
А теперь выйдите к доске те дети, у кого на партах пазлы с буквами синего
цвета и составьте ещё одно название.
А теперь все вместе прочитаем название произведений Л.Н.Толстого, с
которыми мы познакомимся сегодня на уроке. ( Какая бывает роса на
траве. Куда девается вода из моря?)
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
( Ответы детей.)
Скоро вы увидите оправдались ли ваши предположения.
А я вам хочу сообщить, что сегодня у нас не совсем обычный урок.
Мы не просто познакомимся с новыми произведениями Л.Н.Толстого, нам
предстоит: объединить знания, полученные на уроках русского языка,
литературного чтения и окружающего мира; научиться сравнивать тексты;
мы с вами попробуем сформулировать проблему и разрешить её.
Мы будем исследователями, учёными и тележурналистами.
2. Первичное восприятие текста.
Открываем учебники на стр. 162.
Как всегда перед чтением текста работаем с новыми и трудными словами.
Кто сегодня будет экспертом и прочитает значение новых слов из
толкового словаря ? Внимание на экран! (Слайд 12)
(Алмаз блестящий, прозрачный, драгоценный камень.)
(Бархат плотная ткань с мягким гладким и густым ворсом.)
Перед чтением текста выполним упражнение "учитель ученик". (Задание
для слабочитающих детей.)
Кто хочет быть учителем и прочитать эти слова по слогам, чётко
выговаривая каждый слог? (Пе ре ли ва ются, не ос то рож но, про
сколь знёт.)
А мы с вами повторяем эхом за нашими учителями.
(Слабочитающие ученики читают слова, а весь класс хором повторяет
за ними.)
Прочитайте, что написано под названием этого рассказа.
(Описание.)
Какой вопрос можно задать к тексту описанию?
(Какой? Какая? Какие?)
ВЫВЕСИТЬ ТАБЛИЧКУ
Приготовьтесь слушать, следить, а затем ответьте на вопрос:
Почему этот рассказ является описанием?
Следите внимательно. Я буду останавливаться в любом месте, а вы
должны будете продолжить дочитать абзац до конца. (Задание для сильных
детей.)
( Учитель читает рассказ.)
Так почему же этот рассказ назван описанием?
( Правильно, потому что в нём описывается такое природное явление, как
роса на траве.)
Внимание на экран! (Слайд 13)
Подумайте и выберите правильный ответ .
Автор написал это произведение:
чтобы чтото сообщить,
передать свою радость, восхищение,
привлечь наше внимание к окружающему миру.
Давайте и мы с вами попробуем прочитать этот текст с восхищением, чтобы
привлечь внимание окружающих к такой красоте.
Каждый читает самостоятельно с интонацией восхищения (жужжащим
чтением.)
1 вариант 1 часть;
2 вариант 2 часть рассказа со слов" Листок этой травы..."
Кто хочет попробовать стать диктором передачи "Удивительный мир
природы", выйти и прочитать этот текст с экрана телевизора.
(Слайд 14) ( 2 ученика читают у доски текст, под кадры живой природы.)
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Вы старательно читали.
Глаза ваши приустали.
Чтоб трудиться без оглядки.
Выполним для них зарядку.
Найдите в верхнем левом углу доски листик с капельками росы.
Теперь найдите такой же листик в правом верхнем углу доски.
Быстро переведите взгляд с одного листика на другой и обратно (3 раза).
А теперь пробегите глазами по капелькам, разбросанным на доске от одного
листика к другому(3 раза).
А теперь представьте, что капли росы летят вам в лицо. Зажмурьте глаза (3
раза).
Подставьте ладони, поймайте брызги и умойте лицо росой.
Открываем глаза и вновь за работу.
Мы продолжаем путешествие в удивительный мир природы. А нашим
проводником сегодня на уроке является великий мастер слова Л. Н. Толстой.
Ещё один его рассказ расположен на стр. 163, с которым нам предстоит
сегодня познакомиться. Давайте вспомним, как он называется. Читаем
хором.
( Куда девается вода из моря?)
Прочитайте, что написано под названием.
( Текст рассуждение.)
Вспомните, какой вопрос можно поставить к тексту рассуждению?
( Почему?)
ВЫВЕСИТЬ ТАБЛИЧКУ
В названии рассказа звучит вопрос: куда девается вода из моря?
Продолжая рассуждать об этом можно сформулировать проблему.
Давайте попробуем это сделать.
Скажите, если вода из моря постоянно куда то девается, то к чему это
может привести? Что в таком случае может случиться с водоёмом?
(Правильно это может привести к высыханию водоёмов.)
Возникает проблема: (Слайд 15)
" Почему вода в морях не заканчивается?"
Сегодня на уроке мы попробуем разрешить эту проблему.
Прослушайте рассказ. Следите внимательно. Я буду читать медленно,
останавливаясь. Как обычно будем составлять вопросы по новому тексту.
( Приём " Стоп. Вопрос.") (Чтение текста учителем с составлением вопросов учащимися и ответами на
них.)
Какой знак препинания стоит в конце текста?
( Троеточие.)
Что обозначает троеточие?
( Что действие не закончено...)
Что же будет происходить дальше в этом рассказе?
Чтобы ответить на этот вопрос поработаем в группах.
VI .Закрепление изученного.
Работа в группах:
Вспомним правила работы в группах.
Повернитесь друг к другу.
Итак мы превращаемся в исследователей.
Перед вами на листах бумаги изображено то, о чём мы сейчас прочитали.
Первое задание одинаковое для всех групп. Возьмите красные карандаши и с
помощью стрелочек покажите, как двигалась вода в рассказе. Когда закончите
сообщите о выполненной работе поднятием рук.
Что у вас получилось? Покажите свои работы.
Как называется это природное явление?
( Круговорот воды в природе.)
На каком уроке мы знакомились с этим явлением?
( На уроке Окружающего мира.)
Следующее задание каждой группе отдельно:
1 группа:
Ещё раз перечитайте последнее предложение текста. Подумайте о каком
природном явлении здесь говорится, а затем исследуйте текст найдите в
учебнике отрывок, которым можно продолжить этот рассказ.
2, 3, 4 группы:
Перед вами голубые карточки с разными текстами. Вы должны исследовать
текст и определить его вид.
5, 6 группы:
Вспомните материал, изученный на уроках Окружающего мира,
исследуйте предложенные вам картинки и схемы и заполните их.
Не забывайте о правилах работы в группах.
Итак, проверяем.
Давайте вернёмся к проблеме, которую мы сформулировали на уроке.
Читаем хором:" Почему вода в морях не заканчивается?"
( Потому что в природе существует круговорот воды.) А для чего учёные изучают воду? Какое она имеет значение?
( Без воды не будет жизни на Земле.) (Слайд 16)
Правильно, ребята. Вода это неиссякаемый источник научной мысли.
Совсем недавно учёными была выдвинута гипотеза( предположение) о том,
что вода имеет память.
Внимание на экран. (Слайд 17)
( Просмотр видеосюжета). (Слайд 18)
Интересно? Может быть ктото из вас заинтересуется этой гипотезой,
станет учёным и придумает в будущем, как можно использовать это явление в
нашей с вами жизни или откроет новые свойства воды.
VII. Итог урока.
Ребята, вам понравилось быть исследователями?
Знания, полученные на каких уроках, вам пришлось применить для
выполнения заданий в группах? Отвечаем коротко. Называем только названия
уроков.
1 группа? (Литературное чтение и окружающий мир.)
2 группа ( Русский язык и литературное чтение.)
3 группа (Русский язык и литературное чтение.)
4 группа (Русский язык и литературное чтение.)
5 группа (Русский язык и окружающий мир.)
6 группа (Русский язык и окружающий мир.)
Значит все науки тесно связаны между собой. И только что мы в этом
убедились.
С какими новыми произведениями Л. Н. Толстого мы познакомились
сегодня на уроке?
Что у них общего? Воспользуйтесь знаниями , полученными на уроке
окружающего мира.
С каким природным явлением они связаны?
( В них рассказывается о природных явлениях. Они связаны с
круговоротом воды в природе.)
В чём главное различие этих рассказов? Воспользуйтесь знаниями,
полученными на уроке русского языка.
( Текст описание, текст рассуждение.)
Рефлексия
С каким настроением вы заканчиваете урок? Возьмите у вас на столах
капельки и красные карандаши. Изобразите своё настроение на уроке. (ВЫВЕСИТЬ ТАБЛИЦЫ С ОБРАЗЦАМИ)
Покажите, что у вас получилось?
Вы хорошо потрудились. Я довольна вашей работой. Самыми активными
были ... Вы получаете 5.
Были активны, но не всегда точны в ответах... Вы получаете 4.
Но самое главное, я надеюсь, что после сегодняшнего урока вы станете
более чуткими друг к другу и тогда в нашем классе у всех всегда будет
хорошее настроение.
А всем присутствующим на нашем уроке я хочу пожелать, чтобы слова
великого русского писателя и мудреца Л. Н. Толстого всегда были в вашем
сердце о том, что: (Слайд 19)
Все люди на земле должны жить в дружбе и взаимопомощи, а добро
должно побеждать зло.
Всем спасибо за урок.
Урок окончен.
Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"
Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"
Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"
Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"
Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"
Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"
Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"
Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"
Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"
Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"
Конспект урока на литературного чтения для 3 класса по теме"Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.