Конспект урока на тему:
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»:
взаимоотношения главных героев
(литература 9 класс)
Автор: Конакова Екатерина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
2017 год
Основное содержание урока. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.
Основные виды деятельности. Выразительное чтение. Устный (письменный) ответ на вопрос с использованием цитирования. Характеристика идейно-эмоционального содержания романа.
Цели урока:
-образовательная: проанализировать образы Евгения Онегина и Татьяны Лариной;
-развивающая: развивать умение анализировать текст, делать выводы из прочитанного;
-воспитательная: прививать интерес к творчеству Пушкина.
Планируемые результаты.
Личностные: воспитание нравственных чувств, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; формирование готовности вести диалог; умение работать в группе.
Метапредметные: развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных задач, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.
Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного; воспринимать, анализировать, критически оценивать литературное произведение.
Тип урока: урок применения знаний и формирование умений.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Постановка целей и задач урока.
3.Мотивация. Чтение статьи К.В. Мочульского стр.79-81 из книги «Читаем, думаем, спорим…» В.Я. Коровиной. Ответы на вопросы.
4.Работа по теме урока.
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Работа в группе. Сопоставление IV и VIII глав романа.
Группа 1. Анализ главы IV.
Вопросы. Почему первые шесть строф заменены автором отточиями? Определите динамику душевного состояния главных героев. Почему события развиваются в следующей последовательности: авторская оценка Онегина – отповедь Онегина Татьяне – авторская оценка отповеди – рассуждение повествователя о друзьях, родине, любви – страдания Татьяны – любовь Ольги и Ленского – разговор Онегина с Ленским об Ольге, предстоящей свадьбе, именинах Татьяны? Какое место в сюжете романа занимает данная глава?
Группа 2. Анализ сцены отповеди Онегина в главе IV.
Вопросы. Какие черты характера Онегина проявились в монологе? Почему он отвергает любовь Татьяны? Каковы их отношения в данной главе? С какой целью автор включает картины любви Ольги и Ленского?
Группа 3. Анализ главы VIII.
Вопросы. Почему события развиваются в следующей последовательности: рассуждения автора о своей юности - рассуждения автора об Онегине, пустившемся в странствия, - описание Татьяны на балу в Петербурге и ее встреча с Онегиным – Онегин полюбил Татьяну – его страдания – письмо – хандра – наступление весны – объяснение главных героев – прощание автора с читателем? Как проявились в главе принципы композиционного параллелизма?
Группа 4. Анализ сцены объяснения в главе VIII.
Вопросы. Почему Татьяну мы видим глазами Онегина? Почему Татьяна не может ответить взаимностью Онегину? Какова авторская оценка поступков Онегина?
5.Миниитог. Какова роль любви Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне в композиции романа?
6.Анализ двух писем. Аналитическая беседа.
- Какие черты характера Татьяны проявились в письме? Докажите, что она воспитана на французских романах. Какие строки письма говорят о ее уважении к нравственным ценностям?
- В чем Татьяна ошиблась в Онегине при знакомстве? Процитируйте.
- Какие черты характера Онегина проявились в письме? Докажите. Что после дуэли и путешествия он ориентируется на более высокие нравственные ценности.
7.Практическая работа. Составление таблицы.
Татьяна |
Онегин |
Встреча, зарождение любви |
|
В деревне. Татьяна влюблена, Онегин холоден. |
В Москве. Онегин влюблен, Татьяна холодна. |
Письмо (композиция писем параллельна) |
|
«Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать».
«Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Всё думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи».
«Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю, Перед тобою слёзы лью, Твоей защиты умоляю...» |
«Какое горькое презренье
«Нет, поминутно видеть вас, |
Ожидание ответа |
|
«Но день протек, и нет ответа Другой настал: все нет как нет». |
«Ответа нет. Он вновь посланье: Второму, третьему письму Ответа нет». |
Объяснение |
|
В саду. Реакция Онегина: «Блистая взорами, Евгений Стоит, подобно грозной тени…» Отповедь Евгения: «И был бы счастлив… сколько мог! Но я не создан для блаженства…»
«Я вас люблю любовью брата И, может быть, еще нежней». |
В гостиной. Реакция Татьяны: «Она навстречу. Как сурова! Его не видят, с ним ни слова…» Отповедь Татьяны: «А счастье было так возможно, Так близко!.. Но судьба моя Уж решена».
«Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна». |
8. Подведение итогов. Рефлексия.
- Какова композиционная роль двух писем?
- В чем своеобразие истории любви в романе?
- В каких произведениях русской литературы XIX века история любви является основой сюжета?
9.Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение наизусть одного из писем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.