Конспект урока на тему: А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев (литература 9 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока на тему: А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев (литература 9 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
21.02.2018
Конспект урока на тему:  А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»:  взаимоотношения главных героев (литература 9 класс)
Основное содержание урока. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. Основные виды деятельности. Выразительное чтение. Устный (письменный) ответ на вопрос с использованием цитирования. Характеристика идейно-эмоционального содержания романа. Цели урока: -образовательная: проанализировать образы Евгения Онегина и Татьяны Лариной; -развивающая: развивать умение анализировать текст, делать выводы из прочитанного; -воспитательная: прививать интерес к творчеству Пушкина. Планируемые результаты. Личностные: воспитание нравственных чувств, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; формирование готовности вести диалог; умение работать в группе. Метапредметные: развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных задач, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы. Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного; воспринимать, анализировать, критически оценивать литературное произведение. Тип урока: урок применения знаний и формирование умений.
поиск опыт мастерство.docx

 

 

Конспект урока на тему:

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»:

взаимоотношения главных героев

(литература 9 класс)

 

 

 

Автор: Конакова Екатерина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 год

Основное содержание урока. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

Основные виды деятельности. Выразительное чтение. Устный (письменный) ответ на вопрос с использованием цитирования. Характеристика идейно-эмоционального содержания романа.

Цели урока:

-образовательная: проанализировать образы Евгения Онегина и Татьяны Лариной;

-развивающая: развивать умение анализировать текст, делать выводы из прочитанного;

-воспитательная: прививать интерес к творчеству Пушкина.

Планируемые результаты.

Личностные: воспитание нравственных чувств, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; формирование готовности вести диалог; умение работать в группе.

Метапредметные: развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных задач, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.

Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного; воспринимать, анализировать, критически оценивать литературное произведение.

Тип урока: урок применения знаний и формирование умений.

 

 

 

 

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач урока.

3.Мотивация. Чтение статьи К.В. Мочульского стр.79-81 из книги «Читаем, думаем, спорим…» В.Я. Коровиной. Ответы на вопросы.

4.Работа по теме урока.

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Работа в группе. Сопоставление IV и VIII глав романа.

Группа 1. Анализ главы IV.

Вопросы. Почему первые шесть строф заменены автором отточиями? Определите динамику душевного состояния главных героев. Почему события развиваются в следующей последовательности: авторская оценка Онегина – отповедь Онегина Татьяне – авторская оценка отповеди – рассуждение повествователя о друзьях, родине, любви – страдания Татьяны – любовь Ольги и Ленского – разговор Онегина с Ленским об Ольге, предстоящей свадьбе, именинах Татьяны? Какое место в сюжете романа занимает данная глава?

Группа 2. Анализ сцены отповеди Онегина в главе IV.

Вопросы. Какие черты характера Онегина проявились в монологе? Почему он отвергает любовь Татьяны? Каковы их отношения в данной главе? С какой целью автор включает картины любви Ольги и Ленского?

Группа 3. Анализ главы VIII.

Вопросы. Почему события развиваются в следующей последовательности: рассуждения автора о своей юности - рассуждения автора об Онегине, пустившемся в странствия, - описание Татьяны на балу в Петербурге и ее встреча с Онегиным – Онегин полюбил Татьяну – его страдания – письмо – хандра – наступление весны – объяснение главных героев – прощание автора с читателем? Как проявились в главе принципы композиционного параллелизма?

Группа 4. Анализ сцены объяснения в главе VIII.

Вопросы. Почему Татьяну мы видим глазами Онегина? Почему Татьяна не может ответить взаимностью Онегину? Какова авторская оценка поступков Онегина?

5.Миниитог. Какова роль любви Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне в композиции романа?

6.Анализ двух писем. Аналитическая беседа.

- Какие черты характера Татьяны проявились в письме? Докажите, что она воспитана на французских романах. Какие строки письма говорят о ее уважении к нравственным ценностям?

- В чем Татьяна ошиблась в Онегине при знакомстве? Процитируйте.

- Какие черты характера Онегина проявились в письме? Докажите. Что после дуэли и путешествия он ориентируется на более высокие нравственные ценности.

7.Практическая работа. Составление таблицы.

Татьяна

Онегин

Встреча, зарождение любви

В деревне. Татьяна влюблена, Онегин холоден.

В Москве. Онегин влюблен, Татьяна холодна.

Письмо (композиция писем параллельна)

«Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать».

 

«Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Всё думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи».

 

«Но так и быть! Судьбу мою

Отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слёзы лью,

Твоей защиты умоляю...»

«Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!»

 

«Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!»

«Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе».


Ожидание ответа

«Но день протек, и нет ответа

Другой настал: все нет как нет».

«Ответа нет. Он вновь посланье:

Второму, третьему письму

Ответа нет».

Объяснение

В саду. Реакция Онегина:

«Блистая взорами, Евгений

Стоит, подобно грозной тени…»

Отповедь Евгения:

«И был бы счастлив… сколько мог!

Но я не создан для блаженства…»

 

«Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней».

В гостиной. Реакция Татьяны:

«Она навстречу. Как сурова!

Его не видят, с ним ни слова…»

Отповедь Татьяны:

«А счастье было так возможно,

Так близко!.. Но судьба моя

Уж решена».

 

«Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

 

8. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какова композиционная роль двух писем?

- В чем своеобразие истории любви в романе?

- В каких произведениях русской литературы XIX века история любви является основой сюжета?

9.Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение наизусть одного из писем.


 

Конспект урока на тему: А.С

Конспект урока на тему: А.С

Основное содержание урока . Эволюция взаимоотношений

Основное содержание урока . Эволюция взаимоотношений

Ход урока. 1.Организационный момент

Ход урока. 1.Организационный момент

Как проявились в главе принципы композиционного параллелизма?

Как проявились в главе принципы композиционного параллелизма?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Теперь, я знаю, в вашей воле
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018