Конспект урока на тему "Герой былины - защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» "
Оценка 4.9

Конспект урока на тему "Герой былины - защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» "

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
04.11.2018
Конспект урока на тему "Герой былины - защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» "
Обогатить знания учащихся о былинах; учить делить текст на части, понимать исторический текст, составлять рассказ о былинном герое, рассказ по детей картине, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение,использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое),
Урок 8.docx
Урок  9. Герой былины ­ защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» Цели: обогатить знания о былинах; учить делить текст на части, понимать исторический  текст, составлять рассказ о былинном герое, рассказ по картине, находить аналогии с  реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение. Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее  (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать  содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, создавать  собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин  художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; метапредметные: Р —  формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной  деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — использование различных способов поиска  учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации  в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими  действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо­видовым  признакам, установления при­ чинно­следственных связей, построения рассуждений, К —  ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные:  формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ, целостного взгляда на  мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Оборудование: выставка книг по теме урока, репродукция картины В. Васнецова «Богатыри». Ход урока I. Организационный момент II.  Прочитайте самостоятельно. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, Не топтать их коням землю Русскую, Не затмить им солнце наше красное. Век стоит Русь — не шатается! И века простоит, не шелохнется!  Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп,  начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, скороговоркой, выразительно).  Какие чувства возникли у вас при чтении?  Определите задачи урока, прочитав название темы. III. Проверка домашнего задания  Вы должны были поделить текст на части. Сколько частей у вас получилось? (Дети  могут дать различные ответы.)  Что ж, при проверке мы узнаем, кто же был прав. С кем­то мы согласимся, а с кем­то,  может быть, и нет. (Учащиеся зачитывают планы по своим записям в рабочих тетрадях.)   Обсудите с другом, каково значение трех поездок Ильи Муромца для Русского  государства.  Прочитайте последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?  Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?  Как относился Илья Муромец к предсказаниям?  Приведите примеры троекратного повтора.   Расскажите об Илье Муромце. Какие опорные слова могут в этом помочь? (Смелый,  мужественный, мудрый, умный, справедливый, хитрый, сильный, добрый,  бескорыстный, способный к состраданию.) (Ученики составляют рассказ об Илье Муромце.)Физкультминутка IV. Работа по теме урока Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри». Расскажите, что вы на  ней видите.  Послушайте рассказ о том, как она создавалась.  (Рассказ учителя или заранее подготовленных учащихся.) История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник  посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин «Богатыри»  Виктора Михайловича Васнецова. Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном,  выразившим наиболее полно лучшие стороны его огромного дарования. Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался будущий  художник в героические сказания, богатырские былины и волшебные сказки. Образы  национального фольклора глубоко запали в душу ребенка, завладели его фантазией, стали как бы частицей его поэтической натуры. Эти настроения и чувства поддерживали и питали величественная, со сказочным  оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дремучими, непроходимыми лесами,  бытовой уклад, бережно хранивший давние предания и отголоски старины. С живым  интересом приглядывался юный Васнецов к народным обрядам и к обычаям своих земляков. Позднее, уже в Петербурге, в Академии художеств, углублению и развитию этого  страстного интереса молодого художника к родной старине и к прошлому своего народа  способствовало общее увлечение историей, народным бытом и искусством, характерное для  I860­1870­х гг. В это время собиратель русского фольклора Афанасьев опубликовал свои со­ брания народных сказок, песен и былин, композиторы Балакирев, Бородин, Мусоргский,  Римский­Корсаков создали гениальные переложения народного песенного творчества. Уже в 1871 г. В. Васнецов сделал первый набросок картин карандашом. В последующие годы художник не раз снова и снова подступал к излюбленной теме и  разрабатывал эскизы для будущей картины. В 1876 г. Васнецов написал маслом Алешу  Поповича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи Муромца, а в 1882 и 1883 гг. с  увлечением работал над пейзажными этюдами, которые потом использовал для картины. «Я всегда был убежден, — говорил В.М. Васнецов, — что в жанровых и исторических  картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне,  былине, драме сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим, а может быть, и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего  детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю родной  страны и гордился ею. Он призывал художников с возможным совершенством и полнотой  изобразить и выразить «красоту, мощь и смысл наших родных образов, нашей русской  природы и человека нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу  веру» и суметь «в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее». Свое глубочайшее художественное проникновение в сущность народного характера он  мастерски выразил в могучих образах трех славных русских богатырей. Уже работа над предшествующими картинами «После побоища Игоря Святославича с  половцами» (1880) и «Витязь на распутье» (1882) дала Васнецову большой опыт  художественной разработки образов родной истории. Но, несмотря на многие блестящие  опьггы воплощения в живописных образах былинно­эпических сюжетов, «Богатыри»  потребовали от В.М. Васнецова огромного творческого напряжения. Один из близких друзей художника — жена С.И. Мамонтова, Елизавета Григорьевна, —  писала из Абрамцева летом 1881 г.: «Васнецов весь ушел в своих “Богатырей”, его видим  только по вечерам, он очень усердно пишет». В следующем году Васнецов сообщает своему почитаемому учителю П.П. Чистякову:  «Картина моя “Богатыри” — Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде —  примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. Фигуры почти в натуру ­  удачнее других мне кажется Илья. Хотелось бы вам показать начало — исполнять такую  картину, ох, дело нелегкое. Хотелось бы сделать дело добросовестно, а удастся ли?» Для образного воплощения любимых народом героев Васнецов сумел найти такие  художественные решения, которые сделали непререкаемо, непреложно живыми и Илью  Муромца «из­под славного города из­под Мурома», и «сына богатого гостя Рязанского»  Добрыню Никитича, и Алешу Поповича, «что из красна­города из Ростова». Образы всех тро­ их правдивы, глубоко человечны, раскрыты в своем индивидуальном своеобразии. Могучей, непоколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко  вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему. Через такую заставу,  полную величавого спокойствия, мужества, сознания мощи, отваги, правоты своего дела и  готовности отдать жизнь за любимую родину, не пройдет ни человек, не пролетит и птица из­ за рубежа. Непреоборимой силой веет от богатырей. Они полны народной красоты, в них  неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за честь и свободу родной  земли. В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты русского  характера, русской силы и доблести. Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седо­ кам — могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна. Очень хорош — в полном и гармоничном сочетании с фигурами богатырей — пейзаж  картины, необозримо просторный, с клубящимися в небе тяжелыми облаками, весь как бы  насыщенный ветром, пригибающим травы и развевающим буйные гривы лошадей. Мельчайшие, написанные с предельным тщанием и археологической достоверностью детали  картины — одежда богатырей, их вооружение, убранство коней — подчинены общей идее  произведения и, не отвлекая внимания в сторону «археологии», лишь усиливают общее  впечатление полнейшей жизненной и исторической правдивости этого подлинно народного  полотна. V. Рефлексия  Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?  Подведение итогов урока  Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?  Чем закончилась поездка богатыря?  Чем вам понравилась картина В. Васнецова? VI. Домашнее задание  Найти материал о Сергии Радонежском. 3

Конспект урока на тему "Герой былины - защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» "

Конспект урока на тему "Герой былины - защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» "

Конспект урока на тему "Герой былины - защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» "

Конспект урока на тему "Герой былины - защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» "

Конспект урока на тему "Герой былины - защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» "

Конспект урока на тему "Герой былины - защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» "

Конспект урока на тему "Герой былины - защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» "

Конспект урока на тему "Герой былины - защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2018