Конспект урока на тему "Правописание наречий, образованных от существительных" (7 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока на тему "Правописание наречий, образованных от существительных" (7 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
16.01.2017
Конспект урока на тему "Правописание наречий, образованных от существительных" (7 класс)
Учебно-методический материал представляет собой конспект урока по русскому языку, разработанный в соответствии с программой и учебно-методическим комплектом Разумовской М.М. и Львовой С.И., для обучающихся 7 класса на тему "Правописание наречий, образованных от существительных". Это урок первый в системе уроков по написанию наречий, образованных от самостоятельных частей речи.Конспект урока на тему "Правописание наречий, образованных от существительных"
Правописание наречий, образованных от существительных.doc
Урок русского языка  Класс 7  Тема: «Правописание наречий, образованных от существительных». УМК: Разумовская М.М., Львова С.И. Цели урока:  Познавательные:   ­ создание условий для совершенствования знаний о написании наречий. Развивающие:  ­ формирование умения различать наречия и омонимичные формы,  ­ формирование орфографических и речевых навыков, ­ формирование навыков при определении значений наречий и способов их образования, ­ развитие языковой компетенции обучающихся, ­ развивать речевую и мыслительную деятельности, ­ способствовать развитию самостоятельной деятельности, творческих способностей обучающихся.  Воспитательные:  ­ воспитание интереса к изучению русского языка; ­ воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку. Задача: создать условия для освоения правил написания наречий, используя различные методы и  средства, сформировать у обучающихся прочные орфографические умения написания наречий,  образованных от имен существительных  Методы контроля учебной деятельности на данном уроке: фронтальная, парная, индивидуальная  (устно и письменно). Ход урока I. Организационное начало.  II. Проверка домашнего задания. Работа по теоретическим вопросам (дидактический материал): ­ Какой частью речи является наречие? ­ Что обозначает наречие? ­ На какие вопросы отвечает наречие? ­ Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему? ­ Каким членом предложения является наречие? (взаимопроверка в виде интервью) Для слабоуспевающего ученика ­ перфокарты с вариантами ответов «да» или «нет»: Необходимо отвечать только да или нет. 1.Наречие – это самостоятельная часть речи (да) 2.Наречие – это служебная часть речи (нет) 3. Наречие изменяется по родам, числам, падежам, временам (нет) 4. Наречие не имеет окончания  (да) 5. Наречие отвечает на вопросы кто? что? какой? что делать? (нет) 6. Наречие отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? (да) (коллективная проверка) III. Актуализация знаний.  ­ Мы продолжаем исследовать удивительную часть речи – наречие, а именно ­ его правописание. Н.В. Гоголь писал: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось из­под самого сердца, так кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово» (высказывание  выведено на экран). ­   Найдите   в   этом   тексте   наречия.   Как   вы   считаете,   можно   ли   в   речи   обойтись   без наречий? (Замашисто, бойко, метко – наречия. Наречие характеризуют действие, поэтому без наречий в речи не обойтись. Наречия обогащают  нашу речь, создают образность, точность, яркость, «подсвечивают» и «живописуют» глаголы). Запишите данное высказывание. IV. Создание проблемной ситуации – подведение к теме урока. ­ Перед вами следующие слова, прочитайте их и подумайте, являются ли данные слова наречиями, что общего между ними в написании и чем они отличаются (слова выводятся на экран)?  (В)догонку,   (в)добавок,   (на)бекрень,   (в)дребезги,   (на)обум,   (в)прикуску,   (в)сласть,   (ис)подлобья, (до)тла,   (в)ничью,   (в)заперти,   (в)обнимку,   (до)смерти,   (на)память,   (не)впопад,   (без)оглядки, (под)уздцы,   (в)смятку,   (на)изусть. (Данные   слова   являются   наречиями,   так   как   отвечают   на вопросы как? где? почему? и др. Написание этих слов объяснить пока мы не можем, но можем посмотреть в словарях). ­ Правописание наречий – сложнейшая область современного русского письма. Сегодня в центре нашего   внимания   наречия,   образованные   от   имен   существительных,   которые   составляют   очень многочисленную группу слов.  V. Сообщение нового.  1. Актуализация знаний (2 человека у доски).  Навстречу ­ на встречу Сначала – с начала Вмиг – в миг Набок – на бок 1)  Какие слова написаны правильно? (вне контекста нельзя определить) 2)  А как определить, где существительное, а где наречие?   (Чтобы не ошибиться в написании наречий и омонимичных им слов, важно сначала определить принадлежность к части речи). 3)  Составьте словосочетания так, чтобы эти слова были записаны верно! Образец рассуждения. (На)силу не надейся (На)силу добрались   (На)силу не надейся… Между предлогом и словом можно вставить другое слово: на  свою силу, на физическую силу. Речь идет о силе человека. Значит, это существительное с предлогом.   (На)силу добрались… Между на и силу никакого слова вставить нельзя. Насилу  можно заменить синонимом еле­еле. Это наречие, отвечающее на вопрос,  добрались как успешно? ­ насилу (еле­ еле).  2 Работа теоретическим материалом. ­ Наречия могут образовываться от разных частей речи и имеют свои правила написания. Рассмотрим таблицу наречий, образованных от существительных, и материал учебника на стр. 108. Обратите внимание, как пишутся эти слова. Слитно Наречия, образованные от существительных не   употребляемых   без   предлогов   в современном русском языке вдребезги, исподтишка, наутек с предлогом в и корнем ­пол­. вполоборота, вполголоса, вполсилы с предлогами без, до, под, в, на, за, с. без   ведома,   до   отказа,   в   старину,   на   бегу,   за полночь на   гласную,   если   предлог   заканчивается   на согласную. в охапку, без устали, без оглядки от двух существительных с предлогами в конце концов, бок о бок, из века в век Раздельно внутрь наречия нельзя вставить определение наотрез, вприпрыжку, сплеча (Сравните: потянуться   вбок   —   толкнуть в (правый) бок) предлог   в,   на   +существительное   во   мн.ч. на днях, в сердцах, на радостях 1) В каких случаях наречие пишется раздельно с предлогом (если это предлоги: без, в, за, до, на, с, под и с суффиксами –ах,­ях). 2) Написание всех наречий не запомнить, да и не нужно, т.к. это очень большая группа слов. ­ Что же нужно делать в случаях затруднения при таком написании? (Обращаться к словарю). VI.  Динамическая  минутка Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз два, раз два, раз два, Хватит – хватит, прибежали, Потянулись, подышали! Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг друга до земли Низко поклонились. VII. Закрепление. 1. Орфографическое письмо (1 человек у доски). 1) Испугаться (на)смерть ­ идти (на)смерть. Разбить (на)голову – надеть (на)голову. (Во)время вернуться ­ слушать (во)время урока. (Испугаться насмерть ­ идти на смерть. Разбить наголову – надеть на голову. Вовремя вернуться ­ слушать во время урока). 2.  Творческий диктант с взамопроверкой. ­ Данные выражения замените синонимами­ наречиями с раздельным написанием Бить в мишень ­ без промаху, Времени осталось совсем мало – в обрез,  не получив разрешения, взять вещь – без спросу,  поступишь честно – по совести,  поздравить искренне – от души. (Записано без ошибок – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3») 3. Парная работа (устно).  ­   А   сейчас   попробуйте   выступить   в   роли   учителя   и   составить   материал   для   перфокарты   по разграничению существительных с  предлогом и наречий, работая в парах. (по 6 словосочетаний.)  4. Резервное задание (перфокарта). Сохранить втайне, в их тайне разгадка, падали на лицо, успех налицо, решил наудачу, надейся на удачу, взмыл ввысь, вмиг сгорел, в высь неба, в миг единый, в пору глубокой осени, одежда пришлась впору, упала с плеча, рубить сплеча, водили напоказ, на показе кинофильма, глядел вдаль, в даль неведомую.  VII. Подведение итогов урока. ­ На доске прикреплена «Ромашка» с 5 лепестками. Отвечая на мои вопросы, вы можете оторвать любой лепесток и, перевернув, прикрепить на доску в определенном порядке. 1) 2) 3) 4) 5)   С чем вы познакомились на уроке?  Что запомнили?  Как различить слитное/раздельное написание наречий?  Как поступим, если при написании будем испытывать затруднения? Как различать существительные с предлогом и наречия, омонимичные им? ­ Английский философ Френсис Бэкон, в основе деятельности которого был эксперимент, говорил:  «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным». Желаю вам быть и знающими, и находчивыми, и точными. VIII.  Выставление оценок за урок. ­ Оценки за домашнюю работу… ­ ­ За работу у доски … За творческую работу … Упр. 246, изучить теоретический материал на стр. 108­109 Так  как на следующем уроке мы будем говорить о наречиях, образованных от местоимений, IX. Домашнее задание. Обязательное задание: 1. 2. то повторите всё о местоимении. 3. Дополнительное задание (на «4») 1. Раздаточный материал Перепишите и раскройте скобки. (В)дали виден лес – (в)дали голубой скрылся пароход; (в)высь поднимается дым – (в)высь небес­ ную взлетел голубь; (в)век не забыть мне друга – (в)век электроники; (в)накидку носит пальто – (в)накидку из парчи одета; (во)время прийти – (во)время летнего отпуска; (к)верху поднять голо­ ву – (к)верху палатки прикрепить флажок; (на)лицо были ошибки – (на)лицо упала прядь волос; (на)завтра будет веселье – (на)завтра перенести совещание; (на)верх подняться – (на)верх горы взобраться. 2. Дополнительное задание (на «5») Составить 7 предложений на тему «Работа актива класса», используя наречия с различным написанием (слитным и раздельным).  Материал к уроку Слитное написание наречий Слитно пишутся наречия, образованные приставочным или приставочно­суффиксальным способами от существительных с пространственным и временным значениями (верх, низ, перед, зад, бок, высь, глубь, даль, близь, ширь, век, начало) Например: верх → вверх, вверху, доверху, кверху, наверх, и т. д.;                             низ → вниз, внизу, снизу и т. д.;                             бок → вбок, набок, сбоку (но: под боком, бок о бок)                             высь → ввысь                             глубь → вглубь                            даль → вдаль, вдали, поодаль;                            близь → вблизи;                            ширь → вширь;                            начало → вначале, поначалу, сначала;                           век → ввек, вовек, вовеки, довеку, навек, навеки (но: во (на) веки веков, из века в век). Следует различать наречия, которые пишутся слитно, и совпадающие с ними по звучанию словосо­ четания существительных с предлогом, пишущиеся раздельно.                                                   наречие                             сущ.                   Сравните:  подняться (куда?) наверх – забраться на верх (чего?) высокого дерева. Слитно   пишутся   наречия,   образованные   от   существительных,   с   первой   частью впол­.   Напри­ мер: вполголоса, вполоборота,вполсилы, вполуха, вполцены и др. Правописание наречных сочетаний, включающих в свой состав имена существительные и чис­ лительные. Раздельно пишутся наречные сочетания предлогов­приставок без, до, под, при и про с формами имен существительных (в том числе не употребляющимися вне этих сочетаний). Например: без конца, без напряга, без обиняков, без продыху, без разбору, без спросу, без умолку, без устали; до зарезу, до неузнаваемости, до отвала, до полусмерти, до смерти, до упаду, до чертиков. Не забывайте, что до­ со словами пространственного и временного значения пишется слитно (довер­ ху, донизу).Запомните, что слитно с до­ пишется наречие дотла. под боком, под вечер, под ключ, под конец, под откос, под ручку, под силу, под стать, под утро, под шумок (но: пишутся слитно подчас, подряд, подшофе); при смерти, при деньгах; про запас. Раздельно пишутся наречные сочетания, состоящие из предлога­приставки с и формы родительного падежа существительного на ­у(­а). Например: с виду, с голоду, с испугу, с лёту, с маху, с наскоку, с перепугу, с разбегу, с разгону, с размаху, с ходу; с испуга, с лёта, с наскока, с перепуга, с разбега, с разгона, с размаха. Запомните: пишутся слитно сразу, сроду, сплеча; Не забывайте, что наречия, образованные от существительных с пространственным и временным зна­ чением, пишутся слитно, например: сбоку, сверху, снизу, сначала. Раздельно пишутся наречные сочетания предлогов­приставок в и с со второй частью, начинающейся с гласных. Например: в обмен, в обнимку, в обрез, в обтяжку, в одиночку, в одночасье, в отместку, в охапку, в охотку, в убыток, в угоду, в укор, в упор, в упрёк; с иголочки, с изнанки, с оглядкой, с опаской, с охотой, с умом, с умыслом. Раздельно пишутся наречные сочетания, образованные повторением существительных или числи­ тельных с предлогом и пишущиеся в три или четыре слова. Например: бок о бок, с боку на бок, с глазу на глаз, с часу на час, нога в ногу, след в след, рука об руку, из рук в руки, из века в век, из года в год, раз за разом, раз на раз, из раза в раз, душа в душу, слово в слово, один на один, двое на двое, трое на трое. Использованные источники:      ://   doc   4  web   .  ru   /  russkiy  ­  yazik    ­  po   ­  russkomu  ­  yaziku    ­  v  ­  klasse  ­  napisanie    ­  narechiy    ://   nsportal  .  ru   /  shkola  /  konspekt    ­  uroka   1.   Хостинг   документов   ученикам   и   учителям.   Конспект   урока   по   русскому   языку   в   7   классе «Написание наречий»  https   2.   Социальная   сеть   работников   образования.  Конспект   урока   "Слитное   и   раздельное   написание приставок   в   наречиях,   образованных   от   существительных   и   количественных   числительных"  Мальцева Татьяна Валериевна  /  russkiy http    pristavok   3. Копилка уроков. Конспект урока русского языка "Образование наречий" в 7 классе https   klassie 4. Копилка уроков. Правописание наречий / Закрепление пройденного материала на уроке русского языка в 7­ом классе/.  https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/pravopisaniie­nariechii­zakrieplieniie­ proidiennogho­matieriala­na­urokie­russkogho­iazyka­v­7­om­klassie   /2016/01/24/  konspekt      ://   kopilkaurokov  ­  iazyka    ­  obrazovaniie    /  uroki    /  konspiekt    ­  i  ­  razdelnoe  ­  napisanie    ­  .  ru   /  russkiyyazik  ­  uroka    ­  slitnoe    ­  uroka    ­  russkogho    ­  yazyk    /  library    ­  nariechii    ­  v  ­7­      ­  v        .  html 5. Открытый урок. 1 сентября. Написание наречий. 7­й класс. Мачеева Анна Евгеньевна http://festival.1september.ru/articles/585957/  6. Инфоурок. Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему "Правописание наречий".   Никишова   Светлана   Анатольевна  https://infourok.ru/konspekt­uroka­po­russkomu­yaziku­v­ klasse­na­temu­pravopisanie­narechiy­1183705.html  7. Видеоуроки по всем предметам школьной программы. Слитное и раздельное написание наречий, образованных   от   существительных   и   количественных   числительных  http://interneturok.ru/russian/7­ klass/bglava­4­narechieb/slitnoe­i­razdelnoe­napisanie­narechiy­obrazovannyh­ot­suschestvitelnyh­i­ kolichestvennyh­chislitelnyh

Конспект урока на тему "Правописание наречий, образованных от существительных" (7 класс)

Конспект урока на тему "Правописание наречий, образованных от существительных" (7 класс)

Конспект урока на тему "Правописание наречий, образованных от существительных" (7 класс)

Конспект урока на тему "Правописание наречий, образованных от существительных" (7 класс)

Конспект урока на тему "Правописание наречий, образованных от существительных" (7 класс)

Конспект урока на тему "Правописание наречий, образованных от существительных" (7 класс)

Конспект урока на тему "Правописание наречий, образованных от существительных" (7 класс)

Конспект урока на тему "Правописание наречий, образованных от существительных" (7 класс)

Конспект урока на тему "Правописание наречий, образованных от существительных" (7 класс)

Конспект урока на тему "Правописание наречий, образованных от существительных" (7 класс)

Конспект урока на тему "Правописание наречий, образованных от существительных" (7 класс)

Конспект урока на тему "Правописание наречий, образованных от существительных" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017