Конспект урока на тему «Самодержавие Алексея Тишайшего» (7 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока на тему «Самодержавие Алексея Тишайшего» (7 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
7 кл
05.04.2017
Конспект урока на тему «Самодержавие Алексея Тишайшего» (7 класс)
В данной работе представлен материал к уроку, в котором затрагиваются следующие аспекты: 1) Начало царствование Алексея Михайловича; 2) Соборное уложение – свод законов крепостнической России; 3) Самодержавие «тишайшего» царя. В конце урока ребята самостоятельно приходят к следующим выводам: • При Алексее Михайловиче в 1649 году произошло окончательное закрепощение крестьян. • Появляются полки нового строя. • Таким образом, в годы правления Алексея Михайловича усиливается самодержавная власть государя.В данной работе представлен материал к уроку, в котором затрагивается политика Российского государства во время правления Алексея "Тишайшего"
Конспект урока на тему Самодержавие Алексея Тишайшего.doc
Конспект урока на тему «Самодержавие Алексея Тишайшего» 1. Тема урока: «Самодержавие Алексея Тишайшего» 2. Цели урока:            •   Образовательная   –   познакомить   учащихся   с   личностью   Алексея Михайловича,   охарактеризовать   положение   России   в   первые   годы   его царствования и систематизировать знания учащихся по теме.      •  Развивающая – продолжить развивать умения выделять главное из текста, формулировать   выводы,   развивать   навыки   работы   с   учебником   и   наглядным материалом (иллюстрации, карты, портреты).         •     Воспитательная   –   воспитывать   чувство   уважения   к   истории   нашего отечества.    Задачи урока:     • Учебная     • Дидактическая. 3. Тип урока – комбинированный урок. 4. Методы:  • рассказ учителя;            • беседа; • самостоятельная работа с учебником. 5. Средства обучения: • печатные (учебник)                                   • наглядные (иллюстрации, портреты, записи на доске,карта)                                   • технические (презентация по теме: «Самодержавие                                    Алексея Тишайшего») 6. Структура урока:  • организационный момент;                                     • проверка домашнего задания;                                     • переход к изучению нового материала;                                     • изучение нового материала;                                      • предварительное закрепление;                                     • закрепление материала; • домашнее задание. 7. Ход урока Методы и приёмы работы Содержание работы учителя Оргмомент Добрый день, ребята, садитесь. Дежурный,  скажите кто сегодня отсутствует. Содержание работы учеников Тихо садятся.  Дежурный встает и  называет фамилии  отсутствующих. Проверка  домашнего  задания Ребята, ваше домашнее задание было изучить §  10 (стр.111­119): «Восстановление после  смуты». Ученики по желанию  отвечают с места. Михаил Федорович  Романов – это царь,  который правил с  1613 по 1645 гг. Мануфактура  представляла собой  предприятие с  разделением ручного  труда, где каждый  работник выполнял  определенные  операции. Один ученик выходит  к доске и показывает  на карте крупные  торговые города. Фронтальный опрос: Вопрос 1: Кто такой Михаил Федорович? В  какие годы он правил? Вопрос 2:  Что представляла собой  мануфактура? Вопрос 3: Покажите на карте крупные торговые  города. Целевой опрос: Один ученик рассказывает про Михаила  Федоровича Романова, другой ученик – про  ситуацию в деревне и в городе после Смуты. Вывод по  результатам  домашнего  задания Ребята, с домашним заданием вы справились  неплохо, но нам нужно побольше работать с  картой, так как вы немного путаетесь; и надо  научиться конкретнее отвечать на поставленные  учителем вопросы. Переход к  изучению нового  материала Итак, ребята, сегодня нам предстоит  рассмотреть новую тему, которая называется  «Самодержавие Алексея Тишайшего» §11 (стр.  120­129).  ­ Откройте ваши тетради и запишите число  название новой темы. Обратите внимание на интерактивную доску  (презентация). Здесь вы видите план, по  которому мы сегодня будем работать на уроке: 1) Начало царствование Алексея  Михайловича; 2) Соборное уложение – свод законов  крепостнической России; 3) Самодержавие «тишайшего» царя. Открывают тетради и  записывают. Отвечает один ученик. Вопрос учителя к  детям ­ Ребята, так кто же пришел к власти после  Михаила Федоровича? Алексей Михайлович  Романов. Как раз, как вы наверное уже догадались,  сегодня на уроке речь пойдет о нем. Изучение нового  материала 1) Начало  царствования  Алексея  Михайловича Рассказ учителя Ребята, обратите внимание на слайд, где  изображен Алексей Михайлович.  ­ Давайте запишем в тетрадях годы его  правления (1645­1676). У него была жена, Мария Милославская. Нужно  сказать и о том, что Алексей Михайлович был  набожным человеком, выстаивал долгие часы  церковной службы, привечал богомольцев,  нищих и обездоленных. На экране вы видите иллюстрацию,  на которой  изображен царь на церковной службе. А на  следующем слайде показан Борис Иванович  Морозов – воспитатель Алексея Михайловича. Изыскивая новые источники доходов для казны,  как раз таки Морозов предложил провести  Записывают в  тетрадях. Дети смотрят на  экран. налоговую реформу. Было решено отменить  наиболее тяжелые сборы – стрелецкие и ямские  деньги, а вместо них увеличить в 4 раза  государеву пошлину с торговцев солью.  Торговцы, в свою очередь, чтобы окупить  убытки, подняли цену на соль, и люди стали  покупать ее меньше. Рыбаки не смогли засолить  рыбу, которой во время постов питалась  большая часть населения. Народ голодал, а казна несла убытки. Тогда эту пошлину отменили, но  стали требовать уплаты стрелецких и ямских  денег сразу за несколько лет. ­ Ребята, вы думаете это было справедливо со  стороны правительства? ­ А как вы думаете, что предпринял народ? Среди ответов я услышала правильный –  произошло восстание, а точнее, бунт, который  получил название Соляной.  ­ Давайте запишем, Что Соляной бунт начался в  июне 1648 года.  ­ Обратите внимание на экран и еще раз  прочитайте причины Соляного бунта. ­ А теперь откройте учебник на стр. 121 и  посмотрите на иллюстрацию «Соляной бунт –  бой у Кремлевских ворот. 1648.». что видите на  этой иллюстрации? Итак, ребята, восстание было подавлено!  Попытка провести налоговую реформу в первые  годы правления Алексея Михайловича  окончилась неудачно. Беседа Работа с учебником Вывод Отвечают на вопросы. Записывают в  тетрадях. Смотрят и читают. Открывают, смотрят и отвечают на вопрос. 2) Соборное  уложение – свод  законов  крепостнической  России Работа с учебником После неудавшейся реформы по решению царя и Боярской думы князю Одоевскому с  помощниками поручили собрать все раннее  существовавшие законы и указы с тем, чтобы  подготовить на их основе единый свод законов.  ­ Давайте запишем, что в 1649 году был создан  свод законов, получивший название Соборное  уложение. ­ Давайте обратимся к учебнику на стр. 122 и  посмотрим иллюстрацию под названием:  «Составление Соборного уложения при царе  Алексее Михайловиче в 1649 году». ­ Откройте стр. 123 и прочитайте первый абзац о Записывают в  тетрадях. Открывают учебник и  смотрят  иллюстрацию. Читают и отвечают на  вопрос. Работа с текстом способах наказания и смертной казни. ­ Как вы думаете, жестоко наказывали? Беседа Вывод 3) Самодержавие  «тишайшего» царя Рассказ учителя Таким образом, ребята, Соборное уложение  отменяло Юрьев день, устанавливая бессрочный  сыск беглых крестьян, также в 1649 году  произошло окончательное закрепощение  крестьян. И еще одно из главных положений –  Соборное уложение окончательно оформило  крепостное право. Давайте выясним каким вообще человеком был  Алексей Михайлович. Ну вообще внешний вид  Алексея Михайловича совсем не напоминал  «грозного царя». Государь был «кругл телом и  лицом», с румяными щеками и рыжей бородой.  А вот что говорил о нем В.О. Ключевский: «При  доброте и мягкости характера…уважение к  человеческому достоинству в подданном  производило обаятельное действие на своих и  чужих и заслужило Алексею прозвание  «тишайшего царя». Но если во время службы или заседания  Боярской думы кто­либо допускал ошибку, царь ругая провинившегося мог отодрать его за  бороду и пенками вытолкать вон, но когда гнев  проходил, он со слезами просил прощение. ­ Ребята, давайте попробуем охарактеризовать  Алексея Михайловича, каким он был? Беседа Работа с учебником ­ А теперь откройте стр. 124 и попробуйте  описать царя на иллюстрации « Самодержец  всея Руси». Обратите внимание на экран. Вы видите таблицу приказной системы России XVII века. Исходя из этой таблицы, мы можем увидеть, что  расширение территории и оживление  государственной жизни привело к усилению  бюрократической централизации власти. Перед вами схема приказов, то есть, какие  приказы были в то время в России.  ­ Давайте назовем их и запишем. Обсуждение. Рассуждают,  описывают. Называют и  записывают(Разрядны й, Поместный,  Посольский,  Разбойный, Ямской,  Большого прихода и  т.д.) Записывают в  тетрадях. Рассуждают,  отвечают. А вот в уездах же выборные старосты теряли  свои полномочия и на смену им приходят  воеводы, которые командовали стрелецкими  полками, собирали казенные налоги и были  главными судьями в своих уездах. Итак, как мы уже знаем, в ходе Смуты были  потеряны земли и их надо было вернуть, но для  этого нужна была хорошая армия. Поэтому  стали приглашать на службу в Россию  иностранных офицеров. Так в России  появляются полки нового (иноземного) строя,  организованные по западному образцу. ­ Давайте запишем определение – полк нового  строя. А для охраны казачьих набегов было решено  построить флотилию. Обратите внимание на экран, здесь изображен  воинский первый корабль «Орел». Царь  приказал дать куски белой, голубой и красной  ткани. ­ Ребята, вам эти цвета что­нибудь напоминают? Это знамя и стало первым государственным  флагом России. Но и тут оказались трудности. Чтобы создать  армию и флот в казне не хватало денег. Бояре  посоветовали провести денежную реформу. В  середине века для чеканки монеты покупалось  голландское и немецкое серебро, но чтобы  сократить расходы, казна стала покупать у своих же подданных, дешевле и чеканили монеты  равные по цене серебряной. Налоги собирали  серебряной монетой, а жалованье давали  медной. Но появились мастера, которые  изготовляли копии монет, то есть, переплавляли  медные чайники и миски в проволоку и чеканили монеты для себя в неограниченном количестве.  Фальшивомонетчиков ловили и заливали им в  горло раскаленное олово.  В результате монеты  стали обесцениваться. В городах начался голод.  И вот, ребята, в июле 1662 года начинается  Медный бунт. ­ Запишите это событие.   В итоге восстание было подавлено, а медные  деньги были отменены. ­ Откройте стр. 128 и посмотрите иллюстрацию  «Восстание в Коломенском в 1662 году». Рассказ учителя Вопрос ученикам Работа с учебником • Таким образом, в середине  XVII  века  ухудшилось положение городского населения, и  ошибки правительства вызвали восстания. • При Алексее Михайловиче в 1649 году  произошло окончательное закрепощение  крестьян. • Появляются полки нового строя. • Таким образом, в годы правления Алексея  Михайловича усиливается самодержавная  власть государя. ­ Запишите эти выводы. Итак, ребята, сейчас открываем стр. 129, на  которой у вас находятся документы под  названием: «Высказывания царя Алексея  Михайловича о своей власти», читаем их и  отвечаем на вопрос: ­ Подходят ли эти фразы  для самодержавного монарха или нет? А сейчас, ребята, мы закрепим новую тему. Я  вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечать, но не выкрикивайте с места.  Вопрос 1: Кто был царем после Михаила  Федоровича? Год правления. Вопрос 2: В каком году был Соляной бунт?  Причины? Вопрос 3: Как называлось другое восстание?  Почему оно произошло? Вопрос 4: Как назывался свод законов, который  был принят при Алексее Михайловиче? Вопрос 5: Какие приказы были в России в XVII  веке? Молодцы, ребята! Усвоили хорошо. А теперь  откройте дневники и запишите домашнее  задание на следующий урок. Вам нужно будет прочитать § 11, выучить новые  слова, даты, события и ответить письменно на  вопрос: Можно ли, на твой взгляд, назвать  Алексея Михайловича «Тишайшим»? ­ Спасибо за внимание! Выводы Предварительное  закрепление   Закрепление  нового материала Домашнее задание                        Записывают в  тетрадях. Рассматривают и  обсуждают  иллюстрацию. Записывают в  тетрадях Читают и устно  обсуждают. Отвечают на  поставленные  вопросы. Открывают дневники  и записывают  домашнее задание.

Конспект урока на тему «Самодержавие Алексея Тишайшего» (7 класс)

Конспект урока на тему «Самодержавие Алексея Тишайшего» (7 класс)

Конспект урока на тему «Самодержавие Алексея Тишайшего» (7 класс)

Конспект урока на тему «Самодержавие Алексея Тишайшего» (7 класс)

Конспект урока на тему «Самодержавие Алексея Тишайшего» (7 класс)

Конспект урока на тему «Самодержавие Алексея Тишайшего» (7 класс)

Конспект урока на тему «Самодержавие Алексея Тишайшего» (7 класс)

Конспект урока на тему «Самодержавие Алексея Тишайшего» (7 класс)

Конспект урока на тему «Самодержавие Алексея Тишайшего» (7 класс)

Конспект урока на тему «Самодержавие Алексея Тишайшего» (7 класс)

Конспект урока на тему «Самодержавие Алексея Тишайшего» (7 класс)

Конспект урока на тему «Самодержавие Алексея Тишайшего» (7 класс)

Конспект урока на тему «Самодержавие Алексея Тишайшего» (7 класс)

Конспект урока на тему «Самодержавие Алексея Тишайшего» (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017