Конспект урока на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне", 8 класс
Оценка 4.8

Конспект урока на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне", 8 класс

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
русская литература
8 кл
01.05.2017
Конспект урока на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне", 8 класс
На данном уроке рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями; помочь почувствовать пафос поэзии военных лет; развивать навыки выразительного чтения. При проведении урока используется презентация, видео ролики
Конспект урока .Л8б.doc
Тема: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» Цели урока: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;  показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени  соединялись с глубоко личными переживаниями; помочь почувствовать пафос  поэзии военных лет; развивать навыки выразительного чтения. Методические приёмы: рассказ учителя; сообщения учеников; выразительное чтение;  анализ стихотворений; беседа по вопросам; Эпиграф урока:                                             Кто сказал, что надо бросить                                             Песню на войне?                                            После боя сердце просит                                             Музыки вдвойне.                                                                 В.Лебедев­Кумач (1943) Ход урока 1.Слово учителя. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Ответьте на вопрос: о чём сегодня будем  говорить на уроке? (Запись даты, темы, эпиграфа) 9 Мая 2017 года в 72 раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы  страдания военных лет и безмерное мужество народа. Путь к Победе был трудный и долгий. 1418 дней войны. И каждый из них ­ это кровь и  смерть, боль и горечь утраты, гибель лучших сыновей и дочерей России, радость больших и малых побед. Живая память о народном подвиге – стихи, рассказы, повести, очерки и, конечно, песни  участников грозовых событий Вов. Набатным колоколом зазвучали их голоса с первых  дней фашистского нашествия. Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний,  неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного  врага.  ­До стихов и песен ли в такое время? (Они звали народ к борьбе во имя победы.)  И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники  истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического  воздействия, трогают наши сердца величием подвига. Зачитать. В своих воспоминаниях­мемуарах Маршал Советского Союза  И.П.Баграмян писал: «У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни:  песни­призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом,  которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье  и цивилизацию мира… И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки  её и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали  её своей, родной, кровной помощницей». ­Какая песня в годы войны была написана первой? Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства  народа в борьбе с врагом, ­ «Священная война» на стихи Василия Лебедева­ Кумача. Звучит запись песни. ­ Почему война названа «священной»? (Это война за правое дело, за свою родину. Война против захватчиков  оправдана.) Поэты и писатели находились в самой гуще событий: были бойцами,  политработниками, корреспондентами газет. Более тысячи литераторов ушли на  фронт, около 400 из них не вернулись с полей сражений. Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу  Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь  миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад…», «В  лесу прифронтовом…», «Враги сожгли родную хату…». Юля. Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда теперь идти солдату? Кому нести печаль свою?  Поэт Михаил Исаковский написал эти свои пронзительные строки, что называется, по  горячим следам – в 1945 году, когда война закончилась, и фронтовики начали  возвращаться домой. А там их ждали не только ликование по поводу победы. А еще и  слезы. У кого­то слезы радости от встречи с родными и близкими, дождавшимися своих  отцов и сыновей. А у кого­то – слезы горя и потери тех, кому не суждено было выжить  даже в глубоком тылу. Впервые стихотворение было опубликовано в 1946 году в журнале «Знамя». Автор и  думать не мог, что его простые стихи могут стать песней, а песня так полюбится народу.  Композитору Матвею Блантеру сочинение Исаковского показал знаменитый поэт  Александр Твардовский со словами: «Замечательная песня может получиться!»  Чтение стихотворения «     Враги сожгли родную хату»  Виктория. В стихах Булата Окуджавы важное место занимают образы и мотивы,  навеянные войной. Сами названия говорят об этом: «Первый день на передовой», «Песенка  о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте» и др. В них  раскрывается духовный мир человека, прошедшего испытания огнем и сохранившего в  душе веру, надежду и любовь ко всему живому на земле. Чтение стихотворения «Песенка о пехоте» Из­за школьной парты ушёл на фронт и будущий поэт Булат Окуджава, который, как и все  писатели­фронтовики, часто возвращается к теме войны в своём творчестве. Песня к  кинофильму «Белорусский вокзал» была написана через четверть века после окончания  Великой Отечественной, но даже ветеранами войны воспринимается как подлинная,  фронтовая.   Потеряева Виктория. «Нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал» — одна из самых пронзительных песен о войне. Ее автор — Булат Окуджава. По словам  исследователя Евгения Шраговица, при написании песни Окуджава не просто использовал  собственный фронтовой опыт, но и создал собирательный образ батальона — людей,  которые скрыты под местоимением «мы». Текст даёт возможность говорить о времени и  месте описываемых в ней событий: слова «От Курска и Орла» — говорится  о битве на  Курской дуге в июле — августе 1943 года. Чтение стих. «Белорусский вокзал» Даша. Песня «Дороги» родилась в самом конце войны. Один из ансамблей, годы войны  был в Москве ансамбль песни и пляски войск НКВД — второй по известности после  ансамбля имени Александрова, попросил поэта Льва Ошанина и композитора Анатолия  Новикова сложить что­нибудь для новой программы. Задумались поэт и композитор: все,  что можно написать о войне, вроде бы уже написано... Разве что попробовать рассказать о  солдатах, которые идут на фронт? И они загорелись этой темой: ожидание боя, его  ощущение, готовность к нему... Композитор сидел за роялем и искал музыкальное выра­ жение чувств, картин войны, пробовал какие­то мелодические отрывки и гармонии. Чтение стих. «Дороги» Ульяна. "Соловьи" ­ популярная советская песня времен Великой Отечественной войны  авторства Василия Соловьева­Седого (музыка) и Алексея Фатьянова. Песня родилась  в  суровом 1942 году. «Соловьи» быстро обрела популярность, ее любил великий полководец, маршал Г.Жуков. Под эту песню в 1959 году хоронили и автора ее слов –  Алексея  Фатьянова, которому тогда было всего 40 лет. Чтение стих. «Соловьи» Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Имя этого поэта достаточно известно среди любителей поэзии. Но его безымянная слава  несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели «Дан приказ ему на  запад…», «В лесу прифронтовом», не зная имени автора. Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». , «Катюша» имела  многочисленные текстовые варианты (более 100). Настя. Стихи будущей песни Михаил Исаковский начал писать в начале 1938 года. Поэт  сочинил первые две строфы, а потом работа застопорилась…  «Я не знал, ­ вспоминал впоследствии М. В. Исаковский, ­ что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти на «высокий  берег на крутой» и запеть песню. Поэтому стихи пришлось отложить….»  И может быть, они так и остались бы недописанными, если бы не композитор Матвей  Блантер. Он как – то спросил у Исаковского, нет ли у него стихов, на которые можно  написать музыку. Исаковский предложил «Катюшу». Множество вариантов сочинил композитор, пока наконец не родилась замечательная  мелодия «Катюши». Премьера новой песни состоялась в Колонном зале Дома союзов  осенью 1938 года. «Катюша» сразу покорила сердца слушателей.  Песня в исполнении учащихся «Катюша» Вильдан, рассказ­ воспоминание дедушки о песне на войне.  Слово учителя. Подведение итогов ­ А каково значение   фронтовой лирики в наше мирное время? Особое свойство искусства: художественной литературы, музыки – заключается в том, что  мы, читая, слушая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, «примериваем» на  себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как б я поступил в подобном случае?» В этом  смысле стихи  и песни о войне – это школа мужества. И вам легко поставить себя на  место этих людей: они – почти ваши ровесники, ведь они уходили на фронт со школьной  скамьи.

Конспект урока на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне", 8 класс

Конспект урока на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне", 8 класс

Конспект урока на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне", 8 класс

Конспект урока на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне", 8 класс

Конспект урока на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне", 8 класс

Конспект урока на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне", 8 класс

Конспект урока на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне", 8 класс

Конспект урока на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне", 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017