ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Анна Степина Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)
Файл:

Свобода в деятельности человека 10 класс.doc - Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10 класс - профильный)


Все файлы публикации > Свобода в деятельности человека 10 класс.doc
Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

Урок «Свобода в деятельности человека»
10 класс
Цель: ­ изучение и анализ различных смыслов и аспектов понятия
«свобода».
­ анализ некоторых философских, социально­политических, морально­
этических проблем (свобода и необходимость, свобода и произвол, свобода и
ответственность), имеющих не только обобщенно­философский, но и
глубокий личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих
проблем.
Задачи:
­ образовательная – получить новые знания по теме “Свобода”; развить
общеучебные умения – работать с дополнительной литературой, грамотно
владеть устной, монологической и диалогической речью; уметь работать
коллективно; выбирать рациональные способы выполнения работы.
развивающая – развить мышление учащихся, умение владеть основными
мыслительными операциями – анализом, синтезом, обобщением и т. д.
­ воспитательная – формировать нравственные представления о свободе,
человеческом выборе свободы деятельности и поведения; воспитать
критическое отношение к своему поведению и уважение к закону.
Тип урока: изучение нового материала
Понятия: свобода, абсолютная свобода, свобода ­ познанная необходимость
Оборудование: материалы с высказываниями афоризмами о свободе,
раздаточный материал.
План урока: 1. Организационный момент
2. Постановка проблемы и предоставление необходимой
информации
3. Интерактивный урок по теме «Свобода в деятельности
человека»
4. Выводы
5. Домашнее задание

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

Ход урока
1. Организационный момент
Учитель строгим голосом велит учащимся сесть прямо, руки сложить перед
собой, учебники положить с правой стороны, ручки ­ с левой, смотреть
только на учителя и т.п.
­ Какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я
сейчас своими действиями нарушила? (Свобода)
2. Понятие «свобода»
­ А как вы думаете, что такое свобода? Поиграем в ассоциации. Какие
ассоциации возникают у вас при слове «свобода»? (Ответы учащихся)
Ни одно другое понятие не вызывало, пожалуй, столько эмоций, такого
стремления добиться этого, как свобода. На протяжении всей истории
человечество мечтало о свободе, все революции писали это слово на своих
знаменах. И ни одно другое понятие не имело столь много разных трактовок,
как свобода.
И всегда она понималась как благо. Но оказывается, когда свободы слишком
много, или когда не умеешь ею правильно распорядиться, она превращается
во зло.
­ Поиграем в игру «Море волнуется «раз»… Фигура «Свобода» на месте
замри!»
­ Можете ли вы сформулировать сами, что такое свобода?
Попробуйте познакомиться с афоризмами великих о свободе и найти
ответ там. (Работа в группах) (См. Приложение №1) (Свобода – это
возможность делать то, что считаешь нужным без всякого принуждения).
3. Почему не может быть абсолютной свободы?
­ Что такое абсолют? (Абсолют — есть завершенный и совершенный)

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

­ Как вы понимаете, что такое абсолютная свобода? (Никаких
ограничений)
Учитель рассказывает притчу о Буридановом осле.
­ Может ли человек быть абсолютно свободен? (Нет.)
Свобода есть человеческое отношение, форма связи с другими людьми.
Нельзя любить в одиночку, так же и невозможно быть действительно
свободным без других или за их счет.
Свобода – это выбор, а выбор – это ОТКАЗ от чего­либо. Поэтому человек
все время должен что­то выбирать, т.е. отказываться. Но, обладая абсолютной
свободой, он этого сделать не может. Следовательно…
4. Границы свободы.
­ Каковы же границы свободы и чем они определяются?
Продолжите мысль: «Кому­то в ночную пору захотелось послушать громкую
музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое
желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае…
(ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.)
­ Так где же заканчиваются границы свободы? (Там где начинается
свобода другого человека).
СВОБОДА – НЕОБХОДИМОСТЬ
«Свобода есть познанная необходимость» Г.Гегель
­ Давайте обратимся к источникам. Прочитайте текст №1 и
ответьте на вопросы к документу. (См.Приложение №2)
Н.А.Бердяев: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда
освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и
перестанем во всем винить внешние силы». (Внутренняя свобода) (Можно
рассказать о поведении в концлагере)
СВОБОДА – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

­ Как соотносятся между собой два таких понятия как «свобода» и
«ответственность»?
­ Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится
противоречие?
­ Перед кем и в чем человек несет ответственность?
­ Какие факторы могут склонить человека сделать выбор в понятиях:
«Я могу…», «Я должен…». Приведите примеры.
Учитель рассказывает притчу «Шестеро и седьмой» из романа Ч.Айтматова
«Плаха».
Вывод: без моральных ограничений подлинной свободы нет!
­ Давайте опять обратимся к источникам. Прочитайте текст №2 и
ответьте на вопросы.(См. Приложение №2)
­ Некоторые философы считали, что там, где нет свободы выбора, нет и
ответственности. (Не мы такие, жизнь такая!) А как считаете вы?
5. Кто такой свободный человек.
­ Попробуйте продолжить фразу: «Я свободен, так как…»
­ Чем различаются понятия «Свобода от» и «Свобода для»?
­ Какое из этих понятий наиболее полно раскрывает смысл свободы?
­ Какое общество может считаться свободным?
­ общество свободомыслия
­ жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и
общепризнанными нормами морали
­ свобода предпринимательства (конкуренция)
­ политический плюрализм (общественное мнение, многопартийность,
различные политические взгляды)
­ регулирующую роль выполняет государство (в частности, в социальной и
экономической сферах оно может заботиться о более равномерном
распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и
богатыми)
­ закон для всех един

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

­ Рассмотрите несколько ситуаций и скажите, о каких гражданских
ценностях идет речь в каждой из них.
«Тираны, сменяя друг друга, долгое время правили в одной стране. Люди
терпели их притеснения и несправедливости. Однако и этому терпению
пришел конец. Однажды разразилась крупное восстание. Большинство
жителей страны взяли в руки оружие, чтобы свергнуть правитель и его
приближенных. Они не хотели отныне чувствовать униженными и
подчиненными, лишенными всяких прав».
Ценность: свобода.
«Трое подростков однажды вечером решили покататься на машине.
Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую
попавшуюся на их пути машину. Через час друзья были уже в милиции и
узнали, что за совершенную шалость вполне могут оказаться в тюрьме. Все
недоумевали, считали свою выходку лишь «безобидным развлечением», и
уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие
статьи Условного кодекса, они поняли, что им грозит».
Ценность: ответственность.
«Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью совершать одни поступки и
отказываться от других, покупать одни товары и игнорировать другие,
разговаривать с одними людьми и проходить мимо других. Наши действия
зависят от многих факторов, как внешних, так и внутренних. Вы просыпаетесь
солнечным воскресным утром и решаете, чтобы вам хотелось сделать».
Ценность: выбор
5. Выводы.
1. Свобода – это возможность выбора
2. Свобода – это познанная необходимость
3. Свобода – это ответственность
Совесть, Благородство и Достоинство
Вот оно, святое наше воинство,
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен,
Посвяти ему свой краткий век,
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек.

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

Б.Окуджава
6. Домашнее задание.
Написать эссе на любую из тем (Смотри Афоризмы о свободе)
Приложение 1
Афоризмы о свободе
«Величайший плод ограничения желаний­ свобода».(Эпикур)
«Свобода есть право делать все, что дозволено законом”. (Ш.Монтескье)
“Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен, но то, что я
хочу, я хочу в силу необходимости”. (Вольтер, философ)
“Человек, властвующий над другими, утрачивает свою собственную свободу”.
(Ф.Бэкон)
«Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать
самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные
и, в некотором роде, предписанные нам мнения». (Цицерон)
«Свобода означает ответственность. Вот почему многие ее боятся». (Б.Шоу)
«Свобода и распущенность ­ понятия, одно другому совершенно
противоположное» (Квинтилиан)
«Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих
слов, смысла которых не понимает (Б.Ауэрбах)
«Истинная свобода должна быть основана на принципе честности,
доступности, равенства. Это великая всеохватывающая добродетель, а не
пошлый, недостойный себялюбивый недостаток». (Э.Берк)

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

« Кто истинно свободен? – тот, кто не раболепствует собственным страстям и
чужим прихотям». (Ф.Н.Глинка.)
«Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим». (М.
Клаудице.)
«Нет человека, который не любил бы свободу; но справедливый требует её
для всех, несправедливый ­ только для себя».(Л.Берне)
«Свобода – это не праздность, а возможность свободно располагать своим
временем и выбирать себе род занятий; короче говоря, быть свободным –
значит не придаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не
делать». (Ж.Лабрюйер).
“Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой”.
(Ф.М.Достоевский)
Приложение 2
Текст 1.
«Смысл творчества. Опыт оправдания человека» Н.А.Бердяев
Человек осознает свое величие, и мощь, и свое ничтожество, и слабость, свою
царственную свободу и свою рабскую зависимость, сознает себя образом и
подобием Божьим и каплей в море природной необходимости. Почти с
равным правом можно говорить о божественном происхождении человека и о
его происхождении от низших форм органической жизни природы. Почти с
равной силой аргументации защищают философы первородную свободу
человека и совершенный детерминизм*, вводящий человека в роковую цепь
природной необходимости… Странное существо – двоящееся и
двусмысленное, имеющее облик царственный и облик рабий, существо
свободное и закованное, сильное и слабое, соединившее в одном бытии
величие с ничтожеством, вечное с тленным.
(*Детерминизм ­ Учение
об объективной закономерной взаимосвязи и
взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе. Очень свободно: доктрина,
которая утверждает, что каждое событие имеет причины.)
Вопросы к документу:
1. Разделяете ли вы вывод Н.А.Бердяева о противоречивости природы
человека?

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

2. В чем, на ваш взгляд, проявляется «царственная свобода» человека?
3. Что свидетельствует о его «рабской зависимости»?
4. Был ли человек в своем изначальном существовании на ранних
этапах развития свободен или полностью находился во власти
необходимости? Какие силы тогда олицетворяли для человека
суровую и непреложную необходимость?
Текст 2.
Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского: «Нет заботы беспрерывнее и
мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее
того, перед кем преклониться»?
Вопросы к документу:
1. Означает ли это, что человеку легче следовать чьей­то воле, чем
делать свободный выбор и отвечать за свои действия?
2. Чем тогда объяснить неистребимое стремление человека к свободе,
многовековую борьбу с угнетением и произволом?

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл
закрыть
НОВОЕ СООБЩЕНИЕ
Администрация «Знанио»
Здравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:

- выберите тему
- пройдите небольшой тест
- получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ