ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Анна Степина Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)
Просмотр файла:

Свобода в деятельности человека 10 класс.doc - Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10 класс - профильный)


Все файлы публикации > Свобода в деятельности человека 10 класс.doc
Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

Урок «Свобода в деятельности человека»
10 класс
Цель: ­ изучение и анализ различных смыслов и аспектов понятия
«свобода».
­ анализ некоторых философских, социально­политических, морально­
этических проблем (свобода и необходимость, свобода и произвол, свобода и
ответственность), имеющих не только обобщенно­философский, но и
глубокий личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих
проблем.
Задачи:
­ образовательная – получить новые знания по теме “Свобода”; развить
общеучебные умения – работать с дополнительной литературой, грамотно
владеть устной, монологической и диалогической речью; уметь работать
коллективно; выбирать рациональные способы выполнения работы.
развивающая – развить мышление учащихся, умение владеть основными
мыслительными операциями – анализом, синтезом, обобщением и т. д.
­ воспитательная – формировать нравственные представления о свободе,
человеческом выборе свободы деятельности и поведения; воспитать
критическое отношение к своему поведению и уважение к закону.
Тип урока: изучение нового материала
Понятия: свобода, абсолютная свобода, свобода ­ познанная необходимость
Оборудование: материалы с высказываниями афоризмами о свободе,
раздаточный материал.
План урока: 1. Организационный момент
2. Постановка проблемы и предоставление необходимой
информации
3. Интерактивный урок по теме «Свобода в деятельности
человека»
4. Выводы
5. Домашнее задание

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

Ход урока
1. Организационный момент
Учитель строгим голосом велит учащимся сесть прямо, руки сложить перед
собой, учебники положить с правой стороны, ручки ­ с левой, смотреть
только на учителя и т.п.
­ Какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я
сейчас своими действиями нарушила? (Свобода)
2. Понятие «свобода»
­ А как вы думаете, что такое свобода? Поиграем в ассоциации. Какие
ассоциации возникают у вас при слове «свобода»? (Ответы учащихся)
Ни одно другое понятие не вызывало, пожалуй, столько эмоций, такого
стремления добиться этого, как свобода. На протяжении всей истории
человечество мечтало о свободе, все революции писали это слово на своих
знаменах. И ни одно другое понятие не имело столь много разных трактовок,
как свобода.
И всегда она понималась как благо. Но оказывается, когда свободы слишком
много, или когда не умеешь ею правильно распорядиться, она превращается
во зло.
­ Поиграем в игру «Море волнуется «раз»… Фигура «Свобода» на месте
замри!»
­ Можете ли вы сформулировать сами, что такое свобода?
Попробуйте познакомиться с афоризмами великих о свободе и найти
ответ там. (Работа в группах) (См. Приложение №1) (Свобода – это
возможность делать то, что считаешь нужным без всякого принуждения).
3. Почему не может быть абсолютной свободы?
­ Что такое абсолют? (Абсолют — есть завершенный и совершенный)

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

­ Как вы понимаете, что такое абсолютная свобода? (Никаких
ограничений)
Учитель рассказывает притчу о Буридановом осле.
­ Может ли человек быть абсолютно свободен? (Нет.)
Свобода есть человеческое отношение, форма связи с другими людьми.
Нельзя любить в одиночку, так же и невозможно быть действительно
свободным без других или за их счет.
Свобода – это выбор, а выбор – это ОТКАЗ от чего­либо. Поэтому человек
все время должен что­то выбирать, т.е. отказываться. Но, обладая абсолютной
свободой, он этого сделать не может. Следовательно…
4. Границы свободы.
­ Каковы же границы свободы и чем они определяются?
Продолжите мысль: «Кому­то в ночную пору захотелось послушать громкую
музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое
желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае…
(ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.)
­ Так где же заканчиваются границы свободы? (Там где начинается
свобода другого человека).
СВОБОДА – НЕОБХОДИМОСТЬ
«Свобода есть познанная необходимость» Г.Гегель
­ Давайте обратимся к источникам. Прочитайте текст №1 и
ответьте на вопросы к документу. (См.Приложение №2)
Н.А.Бердяев: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда
освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и
перестанем во всем винить внешние силы». (Внутренняя свобода) (Можно
рассказать о поведении в концлагере)
СВОБОДА – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

­ Как соотносятся между собой два таких понятия как «свобода» и
«ответственность»?
­ Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится
противоречие?
­ Перед кем и в чем человек несет ответственность?
­ Какие факторы могут склонить человека сделать выбор в понятиях:
«Я могу…», «Я должен…». Приведите примеры.
Учитель рассказывает притчу «Шестеро и седьмой» из романа Ч.Айтматова
«Плаха».
Вывод: без моральных ограничений подлинной свободы нет!
­ Давайте опять обратимся к источникам. Прочитайте текст №2 и
ответьте на вопросы.(См. Приложение №2)
­ Некоторые философы считали, что там, где нет свободы выбора, нет и
ответственности. (Не мы такие, жизнь такая!) А как считаете вы?
5. Кто такой свободный человек.
­ Попробуйте продолжить фразу: «Я свободен, так как…»
­ Чем различаются понятия «Свобода от» и «Свобода для»?
­ Какое из этих понятий наиболее полно раскрывает смысл свободы?
­ Какое общество может считаться свободным?
­ общество свободомыслия
­ жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и
общепризнанными нормами морали
­ свобода предпринимательства (конкуренция)
­ политический плюрализм (общественное мнение, многопартийность,
различные политические взгляды)
­ регулирующую роль выполняет государство (в частности, в социальной и
экономической сферах оно может заботиться о более равномерном
распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и
богатыми)
­ закон для всех един

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

­ Рассмотрите несколько ситуаций и скажите, о каких гражданских
ценностях идет речь в каждой из них.
«Тираны, сменяя друг друга, долгое время правили в одной стране. Люди
терпели их притеснения и несправедливости. Однако и этому терпению
пришел конец. Однажды разразилась крупное восстание. Большинство
жителей страны взяли в руки оружие, чтобы свергнуть правитель и его
приближенных. Они не хотели отныне чувствовать униженными и
подчиненными, лишенными всяких прав».
Ценность: свобода.
«Трое подростков однажды вечером решили покататься на машине.
Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую
попавшуюся на их пути машину. Через час друзья были уже в милиции и
узнали, что за совершенную шалость вполне могут оказаться в тюрьме. Все
недоумевали, считали свою выходку лишь «безобидным развлечением», и
уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие
статьи Условного кодекса, они поняли, что им грозит».
Ценность: ответственность.
«Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью совершать одни поступки и
отказываться от других, покупать одни товары и игнорировать другие,
разговаривать с одними людьми и проходить мимо других. Наши действия
зависят от многих факторов, как внешних, так и внутренних. Вы просыпаетесь
солнечным воскресным утром и решаете, чтобы вам хотелось сделать».
Ценность: выбор
5. Выводы.
1. Свобода – это возможность выбора
2. Свобода – это познанная необходимость
3. Свобода – это ответственность
Совесть, Благородство и Достоинство
Вот оно, святое наше воинство,
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен,
Посвяти ему свой краткий век,
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек.

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

Б.Окуджава
6. Домашнее задание.
Написать эссе на любую из тем (Смотри Афоризмы о свободе)
Приложение 1
Афоризмы о свободе
«Величайший плод ограничения желаний­ свобода».(Эпикур)
«Свобода есть право делать все, что дозволено законом”. (Ш.Монтескье)
“Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен, но то, что я
хочу, я хочу в силу необходимости”. (Вольтер, философ)
“Человек, властвующий над другими, утрачивает свою собственную свободу”.
(Ф.Бэкон)
«Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать
самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные
и, в некотором роде, предписанные нам мнения». (Цицерон)
«Свобода означает ответственность. Вот почему многие ее боятся». (Б.Шоу)
«Свобода и распущенность ­ понятия, одно другому совершенно
противоположное» (Квинтилиан)
«Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих
слов, смысла которых не понимает (Б.Ауэрбах)
«Истинная свобода должна быть основана на принципе честности,
доступности, равенства. Это великая всеохватывающая добродетель, а не
пошлый, недостойный себялюбивый недостаток». (Э.Берк)

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

« Кто истинно свободен? – тот, кто не раболепствует собственным страстям и
чужим прихотям». (Ф.Н.Глинка.)
«Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим». (М.
Клаудице.)
«Нет человека, который не любил бы свободу; но справедливый требует её
для всех, несправедливый ­ только для себя».(Л.Берне)
«Свобода – это не праздность, а возможность свободно располагать своим
временем и выбирать себе род занятий; короче говоря, быть свободным –
значит не придаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не
делать». (Ж.Лабрюйер).
“Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой”.
(Ф.М.Достоевский)
Приложение 2
Текст 1.
«Смысл творчества. Опыт оправдания человека» Н.А.Бердяев
Человек осознает свое величие, и мощь, и свое ничтожество, и слабость, свою
царственную свободу и свою рабскую зависимость, сознает себя образом и
подобием Божьим и каплей в море природной необходимости. Почти с
равным правом можно говорить о божественном происхождении человека и о
его происхождении от низших форм органической жизни природы. Почти с
равной силой аргументации защищают философы первородную свободу
человека и совершенный детерминизм*, вводящий человека в роковую цепь
природной необходимости… Странное существо – двоящееся и
двусмысленное, имеющее облик царственный и облик рабий, существо
свободное и закованное, сильное и слабое, соединившее в одном бытии
величие с ничтожеством, вечное с тленным.
(*Детерминизм ­ Учение
об объективной закономерной взаимосвязи и
взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе. Очень свободно: доктрина,
которая утверждает, что каждое событие имеет причины.)
Вопросы к документу:
1. Разделяете ли вы вывод Н.А.Бердяева о противоречивости природы
человека?

Конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" (10  класс - профильный)

2. В чем, на ваш взгляд, проявляется «царственная свобода» человека?
3. Что свидетельствует о его «рабской зависимости»?
4. Был ли человек в своем изначальном существовании на ранних
этапах развития свободен или полностью находился во власти
необходимости? Какие силы тогда олицетворяли для человека
суровую и непреложную необходимость?
Текст 2.
Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского: «Нет заботы беспрерывнее и
мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее
того, перед кем преклониться»?
Вопросы к документу:
1. Означает ли это, что человеку легче следовать чьей­то воле, чем
делать свободный выбор и отвечать за свои действия?
2. Чем тогда объяснить неистребимое стремление человека к свободе,
многовековую борьбу с угнетением и произволом?

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл