Конспект урока обучения грамоте в 1 классе на тему: гласный звук [а] и буквы А, а
Оценка 4.7

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе на тему: гласный звук [а] и буквы А, а

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
1 кл
07.01.2017
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе на тему: гласный звук [а] и буквы А, а
Конспект урока обучению грамоте Тема урока: гласный звук [а] и буквы А, а Цель урока: Формировать фонетический слух на основе анализа звучащей речи. Знакомство с самым первым гласным звуком [а] и соответствующими буквами А, а. Задачи: 1. Образовательная: сформировать умение выделять из речи гласный звук [а]. Познакомить с буквами А, а. 2. Развивающая: развивать фонетический слух; устную речь и умения анализировать звуки, слова и предложения; организовать деятельность по анализу звуков и выделению существенных признаков; учить сравнивать и делать умозаключения по теме урока; обогащать и активизировать словарный запас детей; развивать представление об окружающем мире. 3. Воспитательная: воспитывать чувства гордости за свою Родину.
Обучение грамоте буква А.doc

Конспект урока обучению грамоте

Тема урока: гласный звук [а] и буквы А, а

Цель урока: Формировать фонетический слух на основе анализа звучащей речи. Знакомство с самым первым гласным звуком [а] и соответствующими буквами А, а.

Задачи:

1.     Образовательная: сформировать умение выделять из речи гласный звук [а]. Познакомить с буквами А, а.

2.     Развивающая:  развивать фонетический слух; устную речь и умения анализировать звуки, слова и предложения; организовать деятельность по анализу звуков и выделению существенных признаков; учить сравнивать и делать умозаключения по теме урока; обогащать и активизировать словарный запас детей; развивать представление об окружающем мире.

3.     Воспитательная:  воспитывать чувства гордости за свою Родину.

Оформление доски

Число

 

А а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

1.Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика

(речевая разминка)

 

Подготовить учащихся к работе на уроке, подготовить речевой аппарат

Здравствуйте ребята! Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я . Меня зовут…

Все встали прямо. Глазами проверили, что лежит на парте. Я называю, а вы проверяете(азбука, пенал и т.д.). Сейчас мы выполним упражнение на дыхание. Я говорю и мы вместе выполняем задание.

«Ракета»

1.Сделайте глубокий вдох через нос, медленно поднимаясь на носки- руки 

через стороны вверх, ладони сомкнуть.

2. Задержите дыхание, потянитесь с силой в небо, поднимаясь на носки и удерживая равновесие- подготовка ракеты к старту.

3.Медленно выдохните с открытым свободным длительным звуком  ААААА, опуская  при этом руки через стороны вниз, одновременно опускаясь на полную ступню.

4.Затем снова сделайте глубокий вздох через нос, так же потянитесь и задержите дыхание, а выдохните с силой, резко и кратко   А.

 

 

Дети настраиваются на работу. Проверяют свою готовность к работе. Выполняют упражнения на дыхание и развитие речевого аппарата.

Дети готовы к работе на уроке. Речевой аппарат подготовлен к  уроку.

2. Повтор изученного ими домашнего задания.

Повтор изученного материала. Выявить пробелы. Провести коррекционную работу

Фронтальный опрос:

Какие виды речи вы знаете?

Из чего состоит речь?

Что такое предложение?

Из чего состоит предложения?

Из чего состоят слова?

Какие бывают слоги?

Из чего состоят слоги?

 Какие бывают звуки?

Как на письме обозначаются звуки?

 

Ответы детей:

Речь бывает устная и письменная

Речь состоит из предложений.

Предложения – это законченная мысль.

Предложение состоит из слов.

Слова состоят из слогов.

Слоги бывают  ударные и безударные.

Слоги состоят из звуков.

Звуки бывают  гласные и согласные.

На письме звуки обозначаются буквами.

 

Повторили изученный материал. Выявили пробелы, провели коррекцию.

3. Подготовка учащихся к изучению новой темы.

Обеспечить мотивацию для изучения нового материала.

Актуализация субъективного опыта учащихся.

 

Мы много говорили о звуках, а с сегодняшнего дня мы будем знакомиться с буквами. Вы узнаете, сколько букв в русском алфавите, на какие группы они делятся. Очень много секретов откроет вам «Русская азбука».

Ребята, а зачем нам необходимо знакомиться со  звуками и буквами?

А что будет, если мы не будем изучать буквы?

(после высказывания детей обязательно сделать обобщение).

Правильно, мы будем уметь читать, станем грамотными, умными.

 

Дети делают свои предположения, основываясь на свой жизненный опыт.

Дети мотивированны, готовы к изучению нового материала.

4. Этап усвоения новых знаний и способ деятельности.

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового материала.

Содействовать усвоению учащимися способов действия,  которые приведут к определенному выводу. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изученного материала.

Ребята, скажите, а  какой цветок у меня в руках?

Астра – это такой цветок, который может быть однолетним и многолетним. Растет она во многих дальних странах:  странах Африки, Азии, Северной  и Южной Америки. У нас же в России растет ромашковая, а также альпийская астра.

 

С какого звука начинаем произносить слово «астра»?

Сейчас мы посчитаем, сколько в слове слогов. Хлопками.

Позовем слово и узнаем, на какой слог падает ударение?

Произнесем первый слог хором.

Сколько в нем звуков?

 Какие это звуки?

Почему?

Каким цветом обозначим гласный звук?

 

Произносим второй слог хором.

Сколько в нем звуков?

 Какие это звуки?

Почему?

Каким цветом обозначим гласный звук?

Что произошло?

 

Давайте зарисуем схему этого слова.

 

(вводим слово «арбуз»).

Ребята, отгадайте загадку:

«Сам алый сахарный

Кафтан зеленый бархатный»

Правильно, ребята, это действительно арбуз.

Арбуз – это растение. Оно имеет шаровидную, овальную  формы; окраска коры от белой и жёлтой до тёмно-зелёной с рисунком в виде сетки, полос, пятен; мякоть розовая, красная, малиновая, реже — белая и жёлтая. В настоящее время выращивается в 96 странах мира в более чем 1200 разновидностях.  В России у нас наиболее распространен Астраханский арбуз, но знаменит также и Волжский.

Ребята, а вы любите арбузы? Молодцы. Арбузы очень полезны, жаль конечно, что растут у нас в России они в основном только летом.

Сейчас все вместе  посчитаем, сколько в слове слогов. Хлопками.

Позовем слово и узнаем, на какой слог падает ударение?

Произнесем первый слог хором.

Сколько в нем звуков?

 Какие это звуки?

Почему?

Каким цветом обозначим гласный звук?

  А что произошло?

 

 

Произносим второй слог хором.

Сколько в нем звуков?

 Какие это звуки?

Почему?

Каким цветом обозначим гласный звук?

Сейчас мы с вами зарисуем схему этого слова.

 

Ребята, что общего в словах «астра и арбуз»

Какой это звук? Гласный или согласный?  Почему?

 

 

 

Правильно. Молодцы. На письме этот звук обозначается буквами «А» - заглавная и «а» - строчная. А в какой части слова может стоять этот звук?

Всем известна буква А –
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.

 

Астра

 

 

 

 

 

 

 

 

«а»

 

Дети считают хлопками. Два.

А*стра

 

 

Три

 Один гласный и два согласных

Красным

 

Два

Гласный и согласный

 

 

Гласный – красный

Произошло слияние звуков [р а].

 

Арбуз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Арбуз

 

Два

Гласный и согласный

 

Гласный – красный

 

Три

Гласный и согласный

Произошло слияние гласного и согласного звуков плюс согласного звука [з]

 

 

Красным

 

 

 

Они начинаются с первого звука [а]

Это гласный звук. Потому что он поется, часто используется, нет преград при проигношении.

 

 

Эта буква может стоять в начале, конце и середине  слова.

(На доску вывешивается предметный рисунок с изображением буквы, цветка, а также карта мира).

 

На доске рисуем схему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(на доску вывешивается изображение арбуза)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске рисуем схему

5. Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала.

Установить правильность и осознанность понимания изученного материала. Провести их коррекцию.

(в занимательной форме проводит упражнения по узнаванию буквы).

Ребята, давайте возьмем в ручки, которые есть у вас на парте. Чтобы у каждого было по три ручки. Сделайте из нее букву «а».

Сейчас откроем азбуку на странице 2- 5.

Посмотрите, как изображали букву в старые времена.

А почему написано две буквы «а»

 

Когда мы пишем большую букву «А»

 

 

Найдем домик для этой буквы на ленте памяти. Как вы думаете, на каком полотне? Почему?

Вывод: буква [а]дает гласный звук, т. к он поется, нет преград.

Сейчас я буду произносить слова. Вы слушайте внимательно, хлопайте, когда услышите звук «а». Обязательно скажите, где он стоит в начале, в конце или в середине слова.

аист,

акула, Ребята, а кто же такая акула?

Акула – это самая большая рыба, обитает она  в морях  и океанах.

Азбука – это книга по которой мы будем в вами работать.

Анна – это имя девочки.

 

Вывод: С какой же буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она дает? Какой он? Где может стоять в слове? Каким цветом на схеме?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одна – заглавная, другая – строчная.

В именах людей, незнаниях городов, в начале предложения.

Звук дает гласный звук, значит на розовом, показывает твердость звука – вверх. Показ твердого звука на странице 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В начале

 

В начале и в конце слова

 

В начале и в конце

 

В начале и в конце

 

С буквой «а» - хором.

Она дает гласный звук. Может стоять в начале, середине или конце слова. стоит на розовом полотне.

Дети усвоили изученный материал. Выявили пробелы. Провели коррекцию.

6. этап закрепление новых знаний и способов деятельности

Обеспечит закрепление учащимися знаний и способов деятельности. Повышение уровня осмысления изученного материала.

Сюжетная иллюстрация.

Рассмотрим иллюстрацию. Какая это сказка? Кто на ней изображены? Какую букву показывает Буратино пудель Артемон? Какая птица нарисована рядом с Мальвиной? Какие цветы растут на клумбе? Найдите предметы, в названии которых встречается звук «а», определите его место.

Что вы видите под иллюстрацией. Составьте предложение по схеме. (Если ребенок ошибся, не говорить ему, что не правильно, а вместе с ним посчитать слова в предложении).  Учитель следит за речью детей.

Дети говорят варианты и называют положение звука.

 

Дети видят схему предложения.  Оно начинается с заглавной буквы. В конце стоит точка. Учащиеся предлагают свои варианты предложений.

Обучающиеся закрепили новые знания и способы деятельности.

7. Этап обобщения и систематизации знаний

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

Обеспечить установление внутрипредметных связей.

Формирование обобщенных понятий.

Работа с текстом ведется дифференцированно:

1.                     Хорошо читающим детям дается задание прочитать стихотворение. И подумать, какие еще дети знают слова, которые начинаются и заканчиваются на «а»

2.                     Слабо читающим детям предлагается прочитать первую пословицу и объяснить ее значение.

3.                     Не читающим детям нужно подчеркнуть в стихотворении буквы «а» и сосчитать сколько раз они встретились.

Хорошо читающим детям задаются вопросы по тексту.(Ребята, а вы знаете что такое айва?)  Айва – это такой фрукт, который очень похож на грушу, растет он в основном в южных краях. Какие слова они подумали.

Слабо читающим – разбираем значение пословицы на конкретных примерах. «Азбука к мудрости ступенька»  - это значит, что если мы будем хорошо учиться, то мы будем много знать и многое уметь. (Учитель обобщает ответы детей).

Не читающие -  учитель должен похвалить детей за работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети предлагают свои варианты:

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают.

 

 

 

Дети посчитали, что букв 19

 

8. Этап коррекции знаний и способов деятельности.

Откорректировать пробелы.

По результатам проверки выполненной работы проводится  корректировка.

 

 

9. Этап информации о домашнем задании.

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

 

Серия картиной «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Задание: дома вам нужно вспомнить содержание сказки и рассказать по картинке.

Кто не помнит эту сказку, рассмотрите картинки и расскажите, что на них изображено. Найдите слова, в которых встречается звук «а» и определите его место в слове.

 

Обучающиеся осозналие, что им задали.

 

 

 

 

 

10. Подведение итогов

Выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

С какой буквой мы сегодня познакомились?

Какой звук она дает? Почему?

 

Где может стоять в слове?

 

 

Каким цветом в схеме?

 

С буквой А

Гласный (поется, воздух не встречает преград, падает ударение)

В начале, середине, конце

Красным

 

 

11. этап рефлексии

Проанализировать самочувствие обучающихся на уроке.

Поднимите руки те, кому было интересно на уроке? Похлопайте себе, те кто считает, что хорошо работал на уроке?

А теперь подойдите и обнимите тех, кому нужно быть по внимательней на уроке. (Учитель может высказать и свое мнение о том как прошел урок).

 

Выясним самочувствие детей после урока.

 

 


Конспект урока обучению грамоте

Конспект урока обучению грамоте

Этапы урокаЗадачиДеятельность учителяДеятельность учащихсяРезультат совместной деятельности 1

Этапы урокаЗадачиДеятельность учителяДеятельность учащихсяРезультат совместной деятельности 1

Фронтальный опрос: Какие виды речи вы знаете?

Фронтальный опрос: Какие виды речи вы знаете?

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового материала

В России у нас наиболее распространен

В России у нас наиболее распространен

Правильно. Молодцы. На письме этот звук обозначается буквами «А» - заглавная и «а» - строчная

Правильно. Молодцы. На письме этот звук обозначается буквами «А» - заглавная и «а» - строчная

Азбука – это книга по которой мы будем в вами работать

Азбука – это книга по которой мы будем в вами работать

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся

Этап информации о домашнем задании

Этап информации о домашнем задании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017