Конспект урока обучения грамоте
Тема: Согласные звуки [л], [л'], соответствующие буквы С, с
Дидактическая цель: знакомство с новыми согласными звуками и соответствующими буквами. Формировать фонематический слух на основе анализа звучащей речи.
Задачи:
1. Образовательная: сформировать умения выделять из речи согласный звук [л]. Умения анализировать звуки по твердости и мягкости, звонкости и глухости. Познакомить с буквами Л, л.
2. Развивающая: развивать фонетический слух; устную речь и умения анализировать звуки, слова и предложения; организовать деятельность по анализу звуков и выделению существенных признаков; учить сравнивать и делать умозаключения по теме урока; обогащать и активизировать словарный запас детей; развивать память, речь, мышление, представление об окружающем мире. Обогащать и активизировать словарный запас учащихся.
3. Воспитательная: воспитывать чувства гордости за свою Родину.
Оформление доски
|
|
|
|
Этап урока |
Задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат совместной деятельности |
2. Повторение ранее изученного (проверка домашнего задания). |
Повторить изученный материал, выявить пробелы, провести корректировку пробелов. |
Сколько гласных букв вы уже знаете? Назовите их. Сколько согласных букв вы знаете? А согласных звуков вы знаете больше или меньше, чем согласных букв
Прочитайте слоги из ранее изученных букв только с твердыми согласными Только с мягкими. А теперь эти слоги договорите до полных слов. |
а, о, у, ы, и. н, к, т, с. Звуков больше, потому что согласные звуки могут быть мягкими и твердыми. Со, то, но, ны, на…
Си, ки, ту… Кит, ночь, сова, туча… |
Повторили изученный материал. Выявили пробелы, провели коррекцию. |
4. Этап усвоения новых знаний и способ деятельности |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового материала. Содействовать усвоению учащимися способов действия, которые приведут к определенному выводу. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изученного материала. |
Ребята, доскажите словечко: я буду читать вам загадки, а вы на них дружно, хором отвечайте. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса. Кто ж это? У себя в саду Андрейка Поливал цветы из… Заставил плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а … Всех кормлю с охотою, А сама безротая. Что общего во всех отгадках?
Сейчас посмотрим на доску (изображение руля). Как вы думаете, что это? Правильно, а какому транспортному средству он пригодится? Какие еще бывают рули и к какому транспорту они принадлежат?
Давайте составим схему к слову «руль» Сколько в нем слогов? Почему? Произнесите первые два звука, что произошло? Каким цветом изобразим этот слог? Произнесем последние звуки. Какой он? Каким цветом обозначим?
Посмотрите на следующую иллюстрацию – стул. Давайте составим схему к слову «стул» Сколько в нем слогов? Почему? Произнесите первые три звука, что произошло? Каким цветом изобразим эти звуки? Произнесем последний звук. Какой он? Каким цветом обозначим? Что общего в словах «стул», «руль».
Какие различия?
Вывод: буква Л дает согласный звук, который может быть твердым или мягким, и всегда звонкий. На письме буква обозначается Л – заглавная и л – строчная.
|
Лиса
Лейки
Лук
Ложка Они начинаются со звуков [л], [л']. Это руль.
Велосипеду.
Автомобиль – маленький руль, автобус более больше. Один, т.к один гласный звук. Произошло слияние.
Синим и красным Это согласный. Он мягкий и звонкий. Зеленым цветом.
Один, т.к один гласный звук. Произошло слияние.
Синим, красным и синим. Это согласный. Он твердый и звонкий. Синим цветом. Заканчиваются на звук [л], [л']. В слове стул [л] – твердый. Руль - [л'] – мягкий.
|
Учащиеся восприняли, что буква «Л» может давать два звука, усвоили способы действий.
|
5. Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала. |
Установить правильность и осознанность понимания изученного материала. Провести их коррекцию. |
Сейчас мы прочитаем эту букву с уже знакомыми буквами. Прочитаем слоги хором, ведущий голос учителя сверху вниз на одном дыхании. Прочитать слоги с твердыми согласными, а затем с мягкими. Читаем хором слова, с новой буквой.(стр.63)
Чтение слов в прямом и обратном порядке. Девочки читают хором только верхнюю строчку, а затем мальчики нижнюю. Сейчас посмотрим на иллюстрацию учебника на странице 63. Назовите слова изображенные на картинке, в которых есть звук [л]. Назовите животных, в словах которых есть звук [л]? А как зовут остальных животных?
Ребята, как вы думаете у нас в России живут эти животные. К сожалению, но это так. Этим животным необходим более теплый климат. Они живут в основном в странах Африки, Латинской Америки. Мы можем их увидеть лишь в зоопарке. Вывод: С какой же буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она дает? Какой он? Где может стоять в слове?
|
Ло, лу, ла, лы Ли, ле Кукла, куклы, катала, катал, уснули, уснул, стол, стул
Это животные
Слон, осел.
Обезьяна, жираф, бегемот… Нет
«Л» Мягкий и твердый, звонкий Может стоять в начале середине и конце слова.
|
Дети усвоили изученный материал. Выявили пробелы. Провели коррекцию. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.