Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"
Оценка 4.6

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
06.04.2017
Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"
Этот урок окружающего мира проводиться в третьем классе по программе " Начальная школа 21 века" с целью познакомить обучающихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени для человека. Используются следующие методические приёмы: словесный, иллюстративный, создание ситуации успеха, игра. Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Я и моё имя.docx
Методическая разработка. Предмет: Окружающий  мир   Класс ­3 УМК « Школа 21 века» Учитель: Братанова Тамара Александровна,  МБОУ « Ташебинская НОШ» Республика Хакасия Тема урока: Имя, отчество, фамилия. Цели и задачи:  познакомить обучающихся с происхождением имен, фамилий,  со значением имени для человека.  развивать познавательные и творческие способности  детей,  формировать   чувство   сопричастности   и   позитивного психологического микроклимата в группах;  воспитывать гордость за свой род, желание прославить своё  имя, оставить о нём добрую славу, уважение к традициям  и  обычаям  народа. Тип урока:  комбинированный, Методические   приёмы:   словесный,   иллюстративный,   создание ситуации успеха, игра. Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная. Виды учебной деятельности: слушание, рассказ, сообщения,  ответы на вопросы,  самостоятельная работа, ИКТ. Оборудование: 1. Конспект урока, презентация. 2. Компьютер 3. Сообщения детей.             4.  Карточки с заданиями. Прогнозируемый результат: Обучающиеся получат более широкое представление об истории  образования имён, фамилий, отчеств, обогатят свой опыт общения,  словарный запас, повысят самооценку.                  Формирование УУД Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.  Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Личностные УУД: формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные УУД: формируем умение определять цель деятельности на уроке; формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем. 1. Организационный момент (учитель).                 Вот опять звенит звонок,                 Начинается урок! . Будем работать активно, творчески, с интересом и удовольствием. Улыбнулись друг другу  и нашим гостям. 2 Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. Я хочу начать урок со стихотворения Юрия Благова . Вы  внимательно слушаете и подумайте  о чём пойдет речь на  сегодняшнем уроке.? Дед, стараясь для внучонка, Нахватал из разных мест Ряд имен, звучащих звонко: Товий…Муций…Свен…Орест… Зять решил по ходу прений Повернуть вопрос ребром: ­ назовем посовременней –  Гелий…Атом…Космодром… Дочь, захваченная спором,  Шумно лезет на рожон С целым импортным набором: Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон… Бабка с нехристями знаться  Не желает, и сама  Вносит лепту, глядя в святцы: Псой… Сысой…Кузьма…Фома… Сочинительством премудрым Занимаясь вчетвером, Ночь проспорили, а утром Мальчик назван был Петром. ­ О чём спорили родители? ­Какие имена предлагали? ­На каком имени остановились?  ­ Почему было выбрано это имя? _  (варианты ответов) К концу урока мы постараемся найти ответ на этот вопрос. 2. Новый материал.  ­Как вы думаете какая тема нашего урока ?     Имена Мы живём  в мире имён. Нет меж живущих людей, да и не может и быть безымянных; В первый же миг по рождению каждый убогий и знатный, Имя как сладостный дар, от родных своих получает...            Так ещё три тысячи лет назад сказал легендарный поэт  Древней Греции Гомер. Во все времена, как только человек  приходит в этот мир, его нарекают каким­либо именем.    ­ Как вы думаете, что такое имя? Ответы уч­ся. А вот как объясняет нам это толковый словарь. В современном толковом словаре русского языка ( чтение из  словаря) Имя ­  наименование человека, даваемое ему при рождении и  отличающее его от других. Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Она тесно связана с  историей  народа и его языка. Имена возникают, изменяются,  исчезают и вновь могут возродиться. Чтобы узнать значение и  понять происхождение имени, необходимо вернуться к далёкому  прошлому, к истокам развития русского языка. Древние русские  имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось  человеку как примета, по которой его можно было выделить из  семьи и рода.          В одних случаях человек характеризовался по внешним  признакам или характеру, в других ­ по положению в семье, по  отношению к нему родителей, иногда указывало на время и место  рождения, или вообще по сходству  с каким­либо животным.          Сейчас,  вы попробуете разделить  старинные имена на группы  и определить, как получились эти имена. Дети группируют на доске карточки с именами. Косой, Мал, Кудряш, Черныш,  Милава. ( Внешность человека) Молчан, Добр, Умник, Несмеяна. (Черта характера) Ждан, Меньшак, Третьяк, Второй (Место в семье) Суббота, Зима, Дорога (Место и время рождения)           ­ Ребята,  на что похожи  эти имена? Действительно, древние имена совсем не похожи на современные и  больше  напоминают клички и прозвища. А как вы думаете, что же  произошло и почему современные русские имена совершенно  другие? (Дети высказывают предположения.)           ­Чтобы разобраться в этом, нам надо вернуться в Древнюю  Русь, в 10 век, когда правил князь Владимир.            ­Кто может сказать, какое знаменательное событие  произошло на Руси в то время? (Дети говорят о крещении Руси.) До  этого события Русь была языческая, т.е. люди верили во многих  богов: бога ветра, солнца, земли и т.д. Словом, люди видели богов  во всех явлениях природы и поклонялись им. Теперь же  на смену  многим прежним богам пришла вера в единого Бога. ­ А кто из вас знает, в чём заключается обряд крещения,  обращения в христианскую веру? Обряд крещения состоял в том,  что, жителей русских селений толпами загоняли в реку, там они  трижды омывали тело, чтобы смыть "скверну" языческой веры и  старое "языческое" имя. Стоявшие на берегу, христианские  священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так,  Жданы и Храбры, Несмеяны и Лебеди становились Василиями и  Кириллами, Аннами и Евдокиями. Новые имена, происходили из  других языков европейских и восточных народов. 2.2 Работа с новой информацией               Наиболее популярными именами, которые родители дали своим   детям   в   2015   году:  Среди   мужских   имен   в   России традиционно лидирует имя Александр. На втором месте Максим, затем   идут   Артем,   Михаил,   Даниил,   Иван,   Дмитрий,   Кирилл, Андрей и Егор. Самыми   популярными   именами   у   новорожденных   девочек   стали Софья   и   София.   А   имена   Мария   и   Марья,   которые   считаются самыми   распространенными,   в   2015   году   заняли   лишь   второе место.   Следом   идут   Анна,   Анастасия,   Виктория,   Елизавета, Полина, Алиса, Дарья и Александра.  Редкие имена: Доброслав, Владамир, Святозар, Амелия, Евдокия,  Любава, Прасковья, Аксиния, Индира, Чеслава.                 Итак,  наши имена в основном  греческого и римского  происхождения, но для нас они стали "русскими" и очень близкими.   2.3 Физминутка. ­Ребята  сейчас мы проверим, кто был внимателен на уроке, а для  этого выполним следующее задание. Я буду называть имена, а вы, если услышите мужское имя ­  присядьте, а если женское ­ руки поднимите вверх. (Маша, Петя, Света, Саша, Вася, Вера, Лена, Женя) 2.4 Выполнение задания на карточках. 1) ­ Перед вами карточки, на которых написаны полные и  сокращенные имена, напишите их парами. (Саша, Ваня, Таня, Нина,  Алёша, Александр, Татьяна, Алексей, Иван) ­ Какое имя осталось без пары? (Нина) ­ Это имя имеет только одну форму, которая считается полной.  2) Следующее задание ­ распределите имена на два столбика: имена мальчиков и имена девочек. (Света, Коля, Женя, Лена, Валя, Саша)  Какие имен вы записали в оба столбика? (Женя, Валя, Саша) Офтольмологическая  физминутка для глаз.( Лови снежинку) 2.5Индивидуальная работа по заполнению своей ромашки: 1.На листах информация о значении имён. Прочти значение своего  имени. 2. На каждом лепестке напишите свое имя так, как называют вас  мама, папа, бабушка, дедушка, брат или сестра, а на последнем  лепестке так, как вы бы хотели, чтобы вас называли. 3. Защита своих работ. Оценивание и комментирование оценок. Почему же в стихотворении мальчику дали имя Пётр? 2.5 Коллективная работа ­ А теперь послушайте стихотворение З. Александровой "Восемь  Тань" В первом классе восемь Тань ­ Это прямо наказанье! Ведь у них, куда ни глянь, Всюду Таня, Таня, Таня! Если скажут: "Таня, встань!" Встанут сразу восемь Тань. А ведь можно очень просто Разобраться в новичках... ­Как называют людей с одинаковым именем? _Тёзка. ­Как же можно различить этих девочек­тёзок? (По фамилии) ­Да, каждый человек при рождении получает не только имя, но  фамилию, которую носят члены его семьи. Слово "фамилия" на латинском языке означает  "семья". Фамилия дается человеку и переходит от родителей к  детям. Фамилии появились не сразу. Простой народ: крестьяне и  рабочие получили свои фамилии лишь в середине 19 века. Звучат, как музыка, как стих, Фамилии простые. Вглядись, и ты увидишь в них Историю России.  ­ Вот как об этом писал поэт Граудин. Кем был твой прадед на Руси? Свою фамилию спроси! Есть в классе Кузнецов, Кто прадед Кузнецова? Он был из рода кузнецов, Отец отца отцова. У Гончарова прадед знал Гончарный круг и глину. У Дегтярёва­деготь гнал, В дегтярне горбил спину. Быть может, юный Столяров И с долотом не сладит, Но прадед был из столяров, Он мастером был прадед. С пилою Пильщиков дружил, Мял Кожемякин кожи, В атаку Воинов ходил Стрельцов сражался тоже.                 *** ­ Попробуйте угадать, кем были ваши предки. (Несколько  предположений.) Вспомните, как  в Древней Руси образовывались имена. Точно также образовались фамилии. Одни ­ от названия профессий, а другие ...  Вот сейчас вы сами попробуете определить, как произошли  некоторые фамилии. 2.5  Работа в группах Класс делится на группы,  и каждая группа получает список  фамилий. 1 группа: Заволгин, Нагорный, Нижегородцев, Ростовский,  Рязанцев. (От места проживания) 2 группа: Худобин, Косых, Зубатов, Шустров, Лобанов, Веселов. (От прозвищ, которые характеризовали внешние черты или  характер). 3 группа: Лебедев, Ромашов, Волков, Соболев, Рябинин. (По названиям  животных и растений) 4 группа: Иванов, Михайлов, Петров, Семёнов, Антонов. (От  отчества)   5 группа: Лаптев, Смолин, Шилов, Мельников, Сапожников,  Купцов, Солдатов. (От рода  деятельности) 6 группа: Вознесенский, Рождественский, Успенский,  Воздвиженский.  (Служители церкви получали свои фамилии от названий  церковных праздников или тех храмов, где они служили.) ­ А как вы думаете, нужны ли прозвища современным людям?  Почему? ­ Зачем некоторые дети придумывают друг для друга прозвища? ­ Но бывает, что люди сами себе придумывают вымышленные  имена и фамилии­ псевдонимы? Для чего?(Журналисты,  писатели, певцы, политики Например, Корней Чуковский —  оа Даниил Хармс — Даниил  Никол й Вас льевич Корнейчук в, Иванович Ювачёв, Ленин — Владимир Ильич Ульянов) иа аа 3. Подведение итогов. ­ Соберите пословицу. Коллективно у доски.( Слова расклеены по  всему классу) Красит, не имя, а, человека, имя, человек Не имя красит человека, а человек имя. Какие имена бы мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши  имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас  зависит какой след оставит наше имя на Земле. Я думаю, что  каждый из нас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с  чем­то хорошим, добрым, светлым. Об этом думали и мечтали  разные люди в разные времена. Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и  знакомыми, с нашей малой и большой Родиной и с историей нашей  страны. ­ Что нового вы узнали сегодня на уроке? ­ Для чего нам нужны эти знания? Где вы можете их применить? ­ Что больше всего вам запомнилось?  4.К вам на парты приземлился безликий  инопланетянин,  раскрасьте его по вашему настроению и придумайте ему имя жителя 22 века   5.Оценка учителя Спасибо за урок! VII. Домашнее задание Подготовить пересказ текста учебника,  придумать историю о том,  как возникли фамилии Пескарёв, Печников, Веселов  или своя фамилия (на выбор). 2.6 Работа с учебником. (с.41­42) ­ Ребята, давайте снова вернёмся во времена Древней Руси и  поговорим о былинных героях. Рассматривают картину Васнецова "Богатыри". ­ Как зовут  богатырей? ­ Как вы думаете, почему у богатырей такие прозвища? Какие  фамилии могли произойти от этих прозвищ? (Никитин, Муромцев,  Попов) ­ А кто знает, какое отчество было у Ильи Муромца? Послушайте слова былины и ответ прояснится. В чистом поле пыль поднимается, Илья Муромец, сын Иванович, Ко гнезду Соловьёву приближается... ­ Что обозначает слово "отчество"? ("имя по отцу") ­ Как вы думаете, зачем современному человеку отчество?

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"3 класс по теме: "Я и моё имя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2017