Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»
Оценка 5

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
2 кл
05.03.2017
Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»
Конспект урока по АМО . Тема урока «Байкал – жемчужина России» Тип урока: Урок усвоения новых знаний Урок предназначен для учащихся 2 класса. УМК Гармония. Основная цель урока: Показать значимость озера Байкал для всего человечества. Урок разработан по ФГОС второго поколения. На уроке применяются технология активных методов обучения.
Байкал -Жемчужина России.doc
Тема урока: «Байкал – жемчужина России» Конспект урока по АМО    Тип урока:  Урок усвоения новых знаний: Класс: 3  Оборудование:   физическая   карта   России,   учебники   для   2   класса,   таблицы,   путешествий, карты для самооценки, проектор. Цель   урока: Создать   условие   для   уяснения   значимости   человечества.    озера     карта   Байкала   для   всего  Задачи урока:  ­образовательные:  определить  особенности  географического  положения,  особенности  вод, природного и животного мира озера;  ­   развивающие:  формировать   умение   работать   с   различными   источниками   информации, умение   выделять   главное,   систематизировать   материал,   умение   работать   в   группах; эмоциональное, эстетическое и сознательное отношение к ценностям природы, ­   воспитательные:  вырабатывать   самостоятельность   в   пополнении   знаний,   воспитание патриотизма   (через   воспитание   любви   к   природе),   экологического   сознания,   интереса   к предмету.  УУД : - Личностные: Формировать учебно­познавательного  интереса к  предмету , положительное  отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать  возникающие затруднения; ­готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников. ­ Метапредметные: Вырабатывать умения управлять своей познавательной деятельностью.  Учиться планировать деятельность на уроке;  Приобретать  практические умения по работе с  документами, и с дополнительными источниками литературы; ­ Предметные: Уметь работать с таблицей, составлять схемы, выполнять практические  задания, проводить исследования  на определение богатства  озера, обсуждать вопросы,  аргументировать, делать  выводы.  : физическая карта России, учебники для 2 класса, таблицы, карты  Байкала,  Оборудование   компоненты природы, контурная карта (к/ к) ­карта путешествий, карты для самооценки,  презентация. Форма урока: Путешествие с исследованием. Этапы урока Подробное описание АМО Описание действий участников образовательного процесса  1 фаза . Инициация Начало образовательного процесса Примечание  Приветстви е. 1.Моё настроение  2.Амо «поздороваемся друг с   другом» 1. Организационный момент.  Здравствуйте, ребята, начнём урок не  так как обычно  . Закройте глаза, подумайте о хорошем, добром. Ну вот вы сотворите  вокруг себя хорошее настроение. А теперь  поделимся  им  со всеми  гостями. Мысленно всем   присутствующим  отправляйте   добро и мир. (Пусть у вас сохранится такой настрой  на весь день) А теперь поздороваемся глазами. Глазки видят всё вокруг. Обведи глазами  круг , поздоровайся   мой друг.  Встанем в круг и поздороваемся ладошками.  Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы  со словами:                                  Желаю (большой)                                   Успеха (Указательный)                                   Большого (средний)                                   Во всем (мизинец)                                   Здравствуй ( всей ладонью)    А теперь представьте, что у вас на ладошке сидит солнечный зайчик, подарите  его  гостям.   А  ладошку любого цвета  подарите товарищу.  Класс делится на две команды в зависимости от цвета ладошки  «Поздоровайся глазами»  «Поздороваемся  ладошками». Цель: создание  благоприятной  эмоциональной  обстановки в классе.  Получение  положительного  настроя  на работу  и деление  класса на  группы. Участники: все  обучающиеся. Дети должны  коснуться друг друга  ладонями ,  улыбнуться. Оценка результата: Хорошее настроение,  готовность работать,  готовность к  сотрудничеству с  учителем и  сверстниками Правила работы в группе.       выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его; вежливо обращаться с товарищами. помогать, если возникнут проблемы; работать активно, серьёзно относясь к полученному заданию; испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но  и за успехи  группы. Девиз ваших  команд: 1) Если путь твой к познанию мира ведет,­ Как бы ни был он долог  и труден ­ вперед! Определени е ожиданий  и опасений  учащихся.  2.«Дерево ожиданий и сомнений» Цель: систематизация  целей, пожеланий,  опасений. У учащихся есть облачко  и солнышко .  На них они  записывают свои ожидания и опасения.   Презентация  Вхождение  или  погружение  в тему 1.Повторени е  изученного.О АМО«Инфо­ карусель» Обеспечение   осмысленности  процесса обучения. 1.Создать условие для умения   применить изученные   сведения для определения темы урока   и   постановки Давайте узнаем над какой темой мы будем работать. Люди, животные, растения не могут жить без  ____________________.  Самые большие водоемы на планете  это __________________________.  В них находится ______________________ вода.     Пригодную для человека воду называют_____________________ .     Выяснение  ожиданий и  опасений Включается  презентация к  уроку. Загадки  Байкала пределение  целей урока цели.  Пресная  вода находится в ,   ______________ , ___________,   ______________,_____________________. Естественным  водоемом , заполненным водой   называется  __________________________. Самое    большое озеро на нашей планете – _________________________. Вода в этом озере? _______________________ .   Самое   загадочное озеро на земле? _________________________________. __________________________________________________________________. Учитель:  На какой вопрос вы не смогли ответить? Какие цели вы поставите перед собой? 2 фаза. Работа над темой. 1)Узнать про  загадочное  озеро.  2)В чем его  загадки. 1. Обсуждение домашнего задания.  АМО.  Театрализованное  мини представление. Некоторым ребятам давалось Д/З . Подготовить материал по теме, которую мы будем   изучать.   Слушайте   внимательно.   Они   помогут   вам   узнать   о   каком загадочном озере  пойдет речь на уроке.  1.На фоне  презентации   Загадки Байкала 1.А что это такое, такое голубое,  Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?  Быть может, это небо за сосны зацепилось,  По скалам покатилось и на землю стекло?  2 . А что это такое, такое золотое, Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?  Быть может, это солнце легло поспать под скалы,  Оно лежит устало, закрыв свои глаза?  3.А что это такое, все время в непокое,  Быть может, это туча застряла среди скал?  А это и не туча, а это и не небо,  А это и не солнце, а озеро Байкал. (Входит ученик ­  Байкал) Я Дедушка Байкал люблю простор и ширь,  Где тайга стоит стеной, а вода ­ сплошной волной.  Это все моя Сибирь, моя Родина, мой мир!  Мои воды глубоки, тайною они  полны.  А  зовут  меня    ­­­ жемчужиной.  Тайны все мои  , ребята открыть сегодня   нужно вам.  Мои загадки: 1) Почему озеро  называется Байкал ? 2)  Что означает  слово Байкал? 3) Как озеро  появилось на земле? 4) Чем богат  Байкал? 5) Какие есть  тайны ? Учитель: Открыть все секреты помогут вам ваше внимание, смекалка, ваши знания и  умения. Вы отправляетесь в путешествие на автобусе. Вот вам карты  путешественников, раскройте их. В них вы будете записывать самые интересные и полезные сведения о Байкале. А для того чтобы понять почему Байкал  загадочный посмотрите фильм. Фильм про Байкал. 2.Инпут Интерактив ная   лекция (передача   и объяснение информаци и); АМО «Автобусная остановка»  Остановка «Историческая » Учитель:  Байкал­ это одно из высших творений природы. Это уникальное озеро одно из неповторимых чудес планеты, поистине природная святыня не только для россиян, но всего человечества.  И это могут подтвердить и наши помощники  Хрюша и Степашка–которые   будут   помогать   нам   на   уроке.   Они   отправились   в путешествие. Вот послушайте. 1. Фильм про Степашку и Хрюшу. Озеро называют Байкалом.  Учитель.  За что ты назван так, Байкал? Кто имя дал тебе впервые? Чей первый голос воспевал Твои приволья буревые?     Да интересно, почему именно так называется это озеро.  1. История   происхождения  Байкала.  Фильм. Учитель: вопросы по фильму: ­Кто назвал так озеро? (местные жители) ­ Как образовалось озеро? ( появилась трещина в земле)   Среди местных жителей ходит ещё одна легенда, будто Байкал возник от огромной молнии,   ударившей   и   прорезавшей   землю   до   самой   подземной   воды.   Та   вода затопила много падей и гор, а потом стала морем. 2. Работа с текстом учебника.   (Стр 48 Окруж мир) Мы узнали из легенды, как образовалось озеро. А теперь я прошу поработать  с  текстом учебника и найти подтверждение происхождения Байкала.  Учитель: Байкал простирается на многие километры. На его территории проживают разные   народы. ВОТ  как звучит Байкал на их  языках.  С бурятского «Байгал – Нуур» ­ озеро Байкал  С китайского «Бэй – Хай» ­ «северное море».  С тюрского­ «Бай­Куль» значит «богатое озеро».  С монгольского «Байкал» ­ «богатый огонь» Остановка   «Научная»  3 Остановка  «Географич еская» АМО   «Творческая  лаборатория» Но как бы не называли озеро. Название говорит о его богатстве.   Итак, мы должны узнать, в чем заключается богатство озера.  1)Работа с картой. Рассмотрите  озеро. Мы узнали на уроках об озерах Ладожское , Онежское, Каспийское.  Сравните с озерами Озеро  Байкал  Длина Длина Ширина Ширина Глубина Глубина Вода ? Ладожское  219 км 83 км 230 метров 230 метров Пресная  Онежское  220 км 86 км. 127 метров 127 метров Пресная  Каспийское  1200 км 400 км 1025 метров Соленая    4 остановка «Научная» 2)Богатство Байкала.    1 задание  Работа с документом .  Озеро Байкал      самое   глубокое озеро на планете. Его называют голубой жемчужиной Сибири. Длина ­ 636 км.  Ширина – около  80 км. Самая большая глубина ­ 1637 м,  Возраст  озера  25­35 миллионов лет.   Оно  очень глубокое и холодное. Озеро   начинает замерзать в декабре, а таять в мае, но иногда ещё в июне есть лёд. Лед очень прозрачный, сквозь него можно видеть на глубине 3­4 метра. Главное богатство Байкала  ­ это крупный запас  чистой пресной воды, поэтому  Байкал называю колодец  нашей планеты. Люди всей Земли могли бы прожить 40  лет, используя только один источник пресной вкусной  воды  Байкала.   Составление  кластера на доске. Учитель:  1)Что является главным богатством Байкала? 2) Любое озеро постепенно загрязняется. Как вы думаете, почему же это озеро  такое чистое? Богатства Байкала Амо «Ульи» Рассказ ученика:  Чистоту Байкала поддерживает рачки  Эпишура.  Длина рачка 1 мм. Рачки  съедают все, что попадает в воду. Каждый ежедневно пропускают через себя  стакан воды. Так они очищают  воду. В народе Эпишуру называют "байкальскими  муравьями".        2 задание   У нас будет три группы:  Каждой группе  задание. 1)Богатство  вод озера:  Богатство  Байкала заключается в изобилии   рыб.    В озере живет 56 видов рыб: байкальский осетр, омуль, таймень, ленок, черный и  белый хариус, бычки.  Многие  байкальские  рыбы  не встречается больше ни в одном водоёме мира.   Некоторые  рыбки меняют свою окраску. Над песчаным дном они становятся  светлыми; над темными камнями –темнеёт;  а в прозрачной воде   становятся   серо­голубоватыми. Самая многочисленная  рыба Байкала — голомянка.  В озере обитает млекопитающее— тюлень, или байкальская нерпа.  В самом  Байкале растет необычный  коралл ­ воде он мягкий, а на воздухе становится я  твердым. Рассказ ученика. Самая многочисленная  рыба Байкала — голомянка. Бледно­розовая, полупрозрачная рыбки состоят почти из одного  жира. Отличается голомянка от  всех рыб, тем что у неё   вместо икринок у неё рождаются маленькие рыбки.    2 группа Природные богатства  Байкала. Люди, ежегодно, отправляется на Байкал, чтобы увидеть там невероятной красоты природу.  Такую загадочную  природу как на Байкале, вы не найдете нигде.  В лесах   растут деревья: лиственница, сосна, ель, пихта, кедр, береза.  Здесь даже  можно встретить  сосны, которые сумели выжить со времен  ледникового периода.  Растут разные ягоды, лекарственные травы.        В лесах водятся   звери: медведь, волк, лисица, заяц, росомаха, хорек, тарбаган, горностай, белка, изюбр, кабарга, лось, кабан, рысь, сурок, соболь и дикая коза.       Прилетают к Байкалу множество птиц.  Здесь можно увидеть необычные растения, которые до сегодняшних дней так и не  изучены учеными. В природе есть и загадки, на которые приезжают посмотреть туристы.  Это   ходульные деревья: сосны и лиственницы. 3 группа :  1. Что может угрожать Байкалу?       Создать плакат . Сохраним Байкал. Что вы выбрали из текста. Какие богатства Озера? физминутка АМО  «физминутка»  Цель: быстрое снятие утомления,  восстановление  умственных и  физических  способностей,  развитие внимания. Показ презентации. Природа Озера. Физминутка    Упражнение "Четыре стихии" - Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных Остановка  «Загадочная » Когда Степашка путешествовал по Байкалу. Ему загадали загадку. Но он никак не мог ее отгадать. Послушайте.  1) Загадка Степашки. (фильм) АМО «Кукольный  театр» А теперь послушайте легенду о детях Байкала. 2)Рассказ ученика о его сыновьях и дочери. Жил седовласый Богатырь Байкал.  Он  был очень  богат. Было у него много  сыновей и одна дочь дивной красоты – Ангара. Многие хотели взять в жены  Ангару и отправлял ей  щедрые дары, но получали  от ворот поворот. Потому что  любила она богатыря Енисея. Прилетала от него ласточка, и  в клюве приносила  Ангаре  то  подснежник, то веточку кедра и слова о любви Енисея. Но Байкал уже  нашел другого жениха дочери и запер её чтобы та не убежала.  Но она уговорила  своих помощников – родников.  Они открыли засовы и Ангара сбежала.  Разгневанный Байкал  схватил огромную скалу и бросил его на пути дочери.   Ударилась тогда девушка оземь, разлилась рекой и потекла навстречу любимому.  Узнал Енисей , что произошло, также ударился оземь и тоже  обратился рекою.  И вот сотни лет течёт Ангара в Енисей водой­слезой. Скалу, которую бросил  Байкал вслед дочери, назвали  Шаманским камнем.  Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвёт Шаманский камень. Вода хлынет и зальёт  всю землю» Учитель: У Байкала действительно много сыновей и  одна дочь Ангара.  Кто догадался кого  называют детьми Байкала?  А   наши   помощники   выяснили   и   это. Хрюша   и   Степашка   отправились   за объяснениями к ученым.  Видеофрагмент: Дети Байкала.  На этом загадки Байкала не заканчиваются. Я вам раздам документ, в котором еще раскрываются загадки и тайны.    Вы  поработаете дома.  Домашнее задание   Проработка содержания темы. АМО «Инфро угадайка » Учитель:  ­Какие цели вы ставили перед собой в начале урока? ­Много ли секретов скрывает  Байкал? Викторина «Кто лучше знает про о. Байкал».  За правильные ответы ребята получают конфетки. 1.   Что означает слово «Байкал» ? ­      Богатое озеро; ­      Синее озеро; ­      Глубокое озеро. 2.   Назовите возраст озера Байкал ? ­      500 тыс. лет; ­      Миллион лет; ­      25­ 30 миллионов лет. 3. Назовите самую многочисленную рыбу Байкала? ­       ­Карась; ­      Щука; ­      Голомянка. (Большая и малая голомянка; их общая численность и биомасса в 2 раза больше, чем всех  остальных рыб, живущих в озере). 4. Какие крупные млекопитающие водятся в Байкале? ­      Белый медведь; ­      Морж; ­      Нерпа. Кто очищает Байкал ­ люди ­моржи АМО « Ромашка» ­рачки  Эпишура 7. Назовите основное богатство  озера? ­      Нефть; ­      Золото; ­      Вода___________________________________________________________________ 1  )Как вы думаете, нужно ли  озеро Байкал на планете? 2) Что может угрожать Байкалу? 3) Нужно ли беречь его? Беречь Байкал – святое дело: Его судьба – у нас в руках! Сама Природа нам велела, Чтоб жил Байкал родной в веках!...» АМО «Написание синквейна» На этапе обобщения знаний используем Байкал      Какой?__большой,  глубокий ,   богатый, загадочный.        Что делает?   Удивляет, привлекает,  кормит . приём синквейн. Краткие выражения. 1. Эмоциональн ая разрядка АМО подари комплимент       Байкал самое __________________(загадочное) озеро.                              Голубая жемчужина России.!   3 фаза завершение мероприятия. Наша команда самая ____ Мы работали __________ Все в команде мудрецы и конечно __________________________ 2. Подведение итогов (рефлексия, оценка урока); Урок сегодня был удачный?  Не прошёл для вас он зря?  Вы все очень постарались?  Вам понравилось, друзья? (Ответы детей) Лист самооценки успешности работы ученика  в группе Ф.И ученика________________ Отлично Хорошо Надо  подтянуться Оцени, как идет работа в группе Самооценка эмоционального состояния Своей работой я 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Недоволен Доволен Оправдались ли ваши ожидания и опасения.  АМО «Радуга  надежд и тучка  опасений»  подведение итогов. В озере насчитывается около 60 видов рыб различных семейств: осетровых, лососевых, хариусовых, щуковых, карповых, сомовых,   тресковых,   окуневых.   Самой   многочисленной   рыбой   в   Байкале   является   глубоководная   голомянка.   В поверхностном   озерном   слое   обитают   омули   и   бычки.   Единственное   млекопитающее   озера   Байкал   –   нерпа (тюлень). Распространена нерпа по всему Байкалу, но особенно широко ­ в его северной и средней частях. Одно из удивительнейших существ, обитающих в Байкале ­ это прозрачная рыба без чешуи и плавательного пузыря, тело которой   на   35   %   состоит   из   жира.   Она   обитает   на   большой   глубине   озера   Байкал   и   принадлежит   к   классу живородящих. Русское название «голомянка» происходит от слова «голомень», что означает «открытое море», и точно передает особенности экологии этих рыбок. Самая древняя и самая крупная рыба озера Байкал­ осетр. Чистоту Байкала поддерживает микроскопические рачки Эпишура длиной в 1 мм. За 1 год «санитары» несколько раз профильтровывают тысячи кубических км воды. Когда озеро замерзает, лёд такой прозрачный что, можно сквозь него увидеть воды Байкала на глубину 3-4 м. Проклятое место По   старинным   бурятским   преданиям   на   Байкале   есть     проклятое   место   –  мыс   Рытый  (Хээр   Хушуун).   Здесь   обитают сердитые боги, разгневанные на людей и посылающие сильные ветры. Часто, во время гроз, в этих местах в землю бьют молнии, а зимой напротив мыса возникает трещина во льду. Поэтому долина реки Рытой считается у бурят запретной для посещения. Женщины не должны бывать в долине, а мужчины после её посещения должны оставить там стельки из обуви. Серьёзную угрозу озеру Байкал представляют производственные отходы.  В 1966 году началось производство на  Байкальском целлюлозно­бумажном комбинате, в результате чего начали загрязняться территории озера. выбросы негативно  влияли на лес вокруг комбината, отмечалось суховершинность и усыхание леса. В 2008 году работа комбината была  приостановлена.   По постановлению Правительства Российской Федерации от 13 января 2010 целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них». Несмотря на многочисленные протесты активистов, Байкальский целлюлозно­     года ликвидирован запрет на «производство бумажный комбинат вновь начал выпускать белёную целлюлозу в промышленных масштабах с 8 июля 2010 года.  По  результатам проб взятых при погружении аппаратов «Мир» в июле 2010 года, выяснилось, что в донных отложениях в районе сброса стоков Байкальского целлюлозно–бумажного комбината, обнаружено высокое содержимое диоксинов, являющихся  опасным ядом для любых живых организмов.  Воздух. Ученики начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох.  Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все  стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых  кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра,  колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это  получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный  способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по­другому: вы можете на  первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее “взбодрилась”). Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, “заземлиться” и почувствовать уверенность.  Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и  даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по­новому  ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному  ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность. Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом. Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что  комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в “воде”, следя за тем, чтобы  двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени. Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную  комбинацию элементов. Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и  неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении. айкал всегда был интересен своими Они давно стали символом Байкала. Посмотреть на них, наряду с другими достопримечательностями этого края, стекаются туристы со всех точек земли. Фильтрация   воды   рачками,   высокая   биологическая   активность   вод   озера,   которую   обеспечивает фитопланктон, деятельность бактерий, присутствующих в ней, обусловили высочайший потенциал самоочищения.   Так,   тяжёлые   металлы,   попав   в   воды   Байкала,   могут   быть   нейтрализованы   в течение нескольких месяцев. Диатомовые водоросли – одноклеточные организмы, которые играют важную роль в биосфере, их называют «травой морей». Диатомеи имеют кремнистые панцири («стеклянные дома») необыкновенной красоты, каждый вид имеет особенную его структуру. Кремнистые панцири могут сохраняться в отложениях древних водоемов многие миллионы лет, благодаря этому данные о видовом составе и обилии диатомовых водорослей лежат в основе реконструкций климатов прошлого. Кремнистые панцири диатомей – один из примеров микро­ и наноструктурированного природного материала. Они представляют интерес для использования в области нанотехнологий, а также находят различное применение в промышленности. Человек   ведёт   хозяйственную   деятельность   на   Байкале.   Он   строит   и   использует   промышленные,   транспортные предприятия.   Самые   крупные   из   производств   на   Байкале:   Байкальский   целлюлозно­бумажный   комбинат,   Иркутская   ГЭС, Селенгинский целлюлозно­картонный комбинат, автомобильная дорога федерального значения, Транссибирская железная дорога. Эти производства оказывают наибольшее воздействие на природу Байкала.  Проблемы Байкала ­ это не только БЦБК и другие промышленные предприятия. Это ещё и человек. Не тот, который разумный, а тот который дикий. Полчища диких туристов просто загаживают берега озера.  Экологические проблемы Байкала, по большому счёту, такие же, как и у всей планеты. Природу Байкала губят сточными водами, выбросами в атмосферу, вырубкой леса. Беречь Байкал – святое дело:  Его судьба – у нас в руках!  Сама Природа нам велела, Как появился Ольхон? Остров Ольхон, кстати сказать, самый крупный и обитаемый на Байкале, он также богат историческими памятниками, археологическими находками и древнейшими легендами. На протяжении миллионов лет Байкал был залит водой, и не было на нём ни единого островка. После того как вода успокоилась, появилась здесь рыба а берега покрылись лесом и стали тогда дуть такой ветер, что волны доходили до самого дна, откуда несли камень и песок и цеплялись они за подводную скалу. Так намыло у той скалы целую гору длинную и широкую, а волны её сровняли - так появился Ольхон. Местные жители говорят, что остров то выше, а то ниже бывает. Это потому что на скале стоит. Шаманская Пещера Также существует поверье, что в самом сердце острова находится Шаманская пещера. Некогда жил в ней Гэген-бурхан, повелитель монголов. Был он братом хозяина подземного царства, творил страшные, жестокие дела, проливал невинную кровь своего народа. Боялись его все: и простой люд, и шаманы. Только мудрый отшельник Хан-гута-бабай не признавал власти жестокого повелителя, во владения его никогда не спускался и обитал на вершине горы Ижимей. Жизнь его протекала тихо и спокойно: по ночам он разводил на вершине горы костер и жарил себе на ужин барана. Возможно, так продолжалось бы и по сей день, если бы не бедная островитянка, потерявшая мужа по вине Гэген-бурхана. С просьбой о помощи взобралась она на вершину Ижимея и упала к мудрому отшельнику в ноги. В ту же ночь спустился Хан-гута-бабай во владения Гэген-бурхана с твердым намерением избавить монголов от самодура - повелителя. Но было это не так просто. Сразились они в честном поединке как настоящие богатыри, но бой не определил победителя, оба были сильны и тогда решили они взять по деревянной чаше, наполнить её землей и поставить у ног перед сном. У кого за ночь земля в чаше станет красной, тому и суждено покинуть остров. Гэген - бурхан не осмелился играть по правилам. Тогда подговорил он Теней, служителей подземного царства, подменить чаши. Но кровь невинных людей оказалась сильнее злых чар Теней. И с первым лучом солнца земля в чаше Хан-гута-бабая потухла, а горсть в чаше Гэген-бурхана заалела. Взглянул жестокий правитель на свою чашу, вздохнул и покинул остров. Мудрый Хан-гута-бабай стал новым властителем Ольхона. И с тех пор зажили монголы счастливо. Кстати, от их предков и произошли современные ольхонские буряты. Сегодня Ольхон по праву считается одним из самых примечательных мест Байкала. Остров, особенно осенний, находка для романтика. Это одно из красивейших мест Байкала. "Золотая чаша" Возможно, где-то рядом с этой скалой и жила морская красавица с золотой чащей, о которой идёт речь в следующей легенде. Некогда алчный властитель здешних мест воспылал страстью к ней и мечтал овладеть ее богатством. Он не раз посылал нырять за нею самых смелых и благородных юношей из своего народа, но ни один из них не вернулся живым. Однако нашелся молодец, спасший от неминуемой смерти старика. В те времена людей преклонного возраста беспощадно умерщвляли. В награду старик поведал герою хитрую тайну: чаша и красавица находятся не на дне озера, а на высокой горе над ним и только отражаются в воде. Юноша взобрался на гору, добыл золотую чашу и привёл красавицу. Жестокого властителя судеб больше никто не видел, а обычай убивать стариков с тех пор исчерпал себя. Интересен также факт о том, что во времена наших предков вода Байкала считалась целебной, с ее помощью лечили различные заболевания. На протяжении веков местные жители из уст в уста пересказывают своим детям и внукам байкальские легенды и сказания. Для коренных жителей Байкал считается это не просто озером, а живым организмом и источником знаний. В легендах и местных преданиях его не просто олицетворяют, в него вселяют жизнь. И Байкал в свою очередь вселяет жизнь в тех, кто приезжает к нему. Мир Байкала чрезвычайно богат. В настоящее время в Байкале известно 1550 видов и разновидностей животных и 1085  ­ растительных организмов. 27 видов рыб из 52 не встречаются больше нигде на планете. Воспитатель­ Чтение произведения «Богатырь­Байкал» Г. Кунгуров. Просмотры видеофильма о Байкале. Разучивание стихов Ведущий читает на фоне спокойной музыки и плеска волн: Под вечным небом и солнцем,  В чаше огромной меж скал,  Любимым планеты питомцем Раскинулся светлый Байкал!  С ним ничему не сравниться,  Один на земле он такой,  Дар божий в ладонях зарницы  Байкал! Физминутка «Вновь у нас физкультминутка» Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну­ка, ну­ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо­влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка А над морем чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем ­ мы с тобою! (машут руками) Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (плавательные движения руками) Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу. (ходьба на месте) Сядьте, дети на песок, Продолжаем наш урок.                       Предполагаемое содержание урока: I. Организационный момент.  ­ Сегодня много гостей на уроке. Давайте поприветствуем всех присутствующих. ­ Девиз урока.  Если путь твой  к познанию мира ведет,­ Как бы ни был он долог и труден­ вперед! II. Постановка целей урока обучающимися.  (Чтение стихотворения об оз. Байкал). Ученик.  Здесь повсеместно произрастают мхи, лишайники, душистые тополи, кедры. Большая площадь лесных массивов принадлежит хвойным лесам с сибирскими голубыми елями, соснами и лиственницами. Вершины хребтов окантовывают пояса кедрового стланика. Наиболее многочисленны по видам в Байкале диатомовые водоросли. Сама природа Байкала обеспечивает водорослям наличие питательных элементов – углеводов и витаминов. В пресной байкальской воде водоросли достигают сравнительно небольших размеров.  Учитель. Оценка работы группы. Физкультминутка. 4. Животный мир Байкала. Учитель. Байкал­ жемчужина Сибири, Он уникален наш Байкал, Чисты, прозрачны его воды По глубине и равных нет. И в тишине ведёшь богатству счет, Что притаилось в бездне твоих вод!? И о том, что действительно там притаилось, расскажет группа зоологов. Ученик.  В озере насчитывается около 60 видов рыб различных семейств: осетровых, лососевых, хариусовых, щуковых, карповых, сомовых, тресковых, окуневых. Самой многочисленной рыбой в Байкале является глубоководная голомянка. В поверхностном   озерном   слое   обитают   омули   и   бычки.   Единственное   млекопитающее   озера   Байкал   –   нерпа   (тюлень). Распространена нерпа по всему Байкалу, но особенно широко ­ в его северной и средней частях. Одно из удивительнейших существ, обитающих в Байкале ­ это прозрачная рыба без чешуи и плавательного пузыря, тело которой на 35 % состоит из жира. Она обитает на большой глубине озера Байкал и принадлежит к классу живородящих. Русское название «голомянка» происходит от слова «голомень», что означает «открытое море», и точно передает особенности экологии этих рыбок. Самая древняя и самая крупная рыба озера Байкал­ осетр. Учитель предлагает классу оценить работу группы.                                                5. Воды Байкала. Учитель.  Говорят, что не существует на Земле озера, вода в котором прозрачнее байкальской. Что вы можете об этом сказать? Правда ли это? А по старой легенде считается, что все реки, которые впадают в озеро, Байкал называл сыновьями. А вот дочь у него была одна. Вы догадаетесь, кто она, когда прослушаете выступление о водах Байкала группы исследователей. Ученик.  Белый   диск,   опущенный   для   определения   прозрачности   воды,   виден   на   глубине   40м.     Чистоту   Байкала поддерживает микроскопические рачки Эпишура длиной в 1 мм. За 1 год «санитары» несколько раз профильтровывают тысячи кубических км воды. Когда озеро замерзает, лёд такой прозрачный что, можно сквозь него увидеть воды Байкала на глубину 3­4 м.                    Ледовый панцирь на Байкале держится от 4 до 6 месяцев. Байкал начинает замерзать в конце октября, а таять в апреле, но иногда ещё в июне есть лёд. Он становится игольчатым и очень красивым. Но есть на Байкале участок воды, который никогда не замерзает – это полынья длиной 15­20км. Она существует благодаря большой скорости течения воды в этом месте, и положительной температуры.  В озеро несут свои воды 336 речек. Самые большие из них это: Баргузин, Селенга, а вот вытекает только одна, но очень могучая – Ангара. Уровень озера Байкал возвышается над Устьем реки Ангары на 378 метров, это создает большую энергию падения. В этой местности построены электростанции. На озере находится 27 островков, они невелики. Самый большой – это Ольхон, он расположен посередине озера, и его площадь составляет 729 квадратных километров. (Самооценка группы). Учитель. Для того, чтобы мы лучше осмыслили и даже представили то, над чем работали, посмотрим видео­ ролик ( 2мин. 10 сек.) IV. Блок выхода. Учитель. Сколько интересного мы сегодня почерпнули… Если сравнить полученную информацию с багажом, то можно сказать, что понесем домой десятки килограммов. Кто из вас считает этот урок полезным для себя? А кто продолжит свои исследования?  1. Вывод. Продолжите начатые мной предложения. Байкал – это ­ Самое глубокое озеро­ это … ­ В нем самая чистая… ­ Очищают её… ­ Вытекает из озера река… ­ В хвойных лесах территории Байкала растут голубые… ­ Единственное млекопитающее, которое живет в озере, это… 2. Учитель. Что интересного и нового зафиксировали вы по ходу путешествия в свои карты. А о чем новом и необычном сможете рассказать дома родителям? 3. Самостоятельная работа (тест) «Байкальский сундук». Проверка, обсуждения и выводы по тестовой работе. 4. Чтение стихотворения с слайда учеником.  Давайте ценить и беречь то, что нам по праву принадлежит! «…Беречь Байкал – святое дело:  Его судьба – у нас в руках!  Сама Природа нам велела, Чтоб жил Байкал родной в веках!...»  Обсуждение и определение  значимости этих слов.      ТЕСТОВАЯ  РАБОТА  «БАЙКАЛЬСКИЙ СУНДУК» 1. Назови самое глубокое озеро мира. ­ Балхаш ­ Байкал ­ Белое 2. Какое млекопитающее обитает в озере? ­ Морж ­ Кит ­ Нерпа 3. Какая речка вытекает с Байкала? ­ Баргузин ­ Селенга ­ Ангара 4. Что является очистителем воды озера Байкал? ­ Рачки Эпишура ­ Нерпа (тюлень) ­ Хариус 5. Вода в озере Байкал: ­ Грязная ­ Соленая ­ Пресная Где расположено озеро Байкал? (слайд 4) Как звали хозяина озера Байкала? (слайд 6) Байкал – озеро, море или океан? Какая вода в озере: пресная или соленная? Какая река вытекает из Байкала? 4. Наглядный опыт; (сравнительная оценка) Допустим, 1л = 1000мл  – это вся вода, имеющаяся на Земле, и пресная и соленая.      из банки 1л.­ отлить в пробирку 30мл.­ из пробирки 1 каплю воды капнуть на блюдце. Банка             970мл – это вода соленая (находится в океане) Пробирка        30мл – это вода пресная (реки, озера, ледники, грунтовые воды)                                                     Пресная вода это     Пробирка                24мл­ 80% ­ недоступная (ледники, грунтовые воды) Капля на блюдце      6мл­ 20% ­ доступная  (реки, озера)        Если эту каплю разделить на 5 частей, то 1 часть будет условно равна Байкалу.               вывод; пресной воды на земле слишком мало, тратить её нужно бережно. Во многих                         странах вода очень дорогая.      5.  Озеро Байкал, это Сокровище?( игра ума) ­  «Что больше или дороже?» ­  рыночная цена вод Байкала. ­  стоимость алмазов всех разведанных месторождений Африки. ­  стоимость пилотируемого полета на Марс. Ответ         ­ Разведанные запасы африканских алмазов оцениваются в 1,5 трлн. дол. ­ Полет на Марс стоит около 400 млн. дол. ­ Один литр Байкальской воды, даже если его оценить в 1 цент(30коп), то цена Байкала 23 трлн. дол.                вывод;     Байкал несомненно сокровище.   6. Сценка  ­ Капелька первая, Капелька вторая, Омулек, Нерпа, Лосенок. Капелька первая Я живу в огромном голубом дворце озере Байкал. Со мной вместе живет много рыб и животных. У меня есть дружок  Омулек. А еще с нами вместе живет тетушка Нерпа ­ настоящий тюлень. Она большая и ласковая. В марте у неё родился  маленький нерпенок Белёк. Но однажды я видела, как люди ловили детей Нерпы, а я не в силах помочь маленькому Бельку. Капелька вторая А я живу там, где построен комбинат. Это чудище сливает свои отходы прямо в наш дом, от этого я болею. Нерпа Многие люди любят мой чудесный дом, но среди них есть и такие, которые ловят Бельков, сбрасывают в озеро разный мусор  и ядовитые стоки. Но вы, ведь этого не будете делать?       Вы ведь наши друзья! Лосенок Люди рубят деревья, мелеют речки и ручейки которые впадают в Байкал. Земля сохнет, пыль оседает в воде, берега  заболачиваются. Омулек Пусть озеро Байкал остается святыней нашей земли. Помни человек, ты жив, пока жива природа.            вывод; Байкал нужно беречь обязательно, а также леса и горы вокруг него. Ученик 1. Валентин Клементьев «Озеро Байкал» Ученик 2. Ученик 3. Нет места краше на земле, Чем озеро Байкал! Он в первозданной чистоте Природы мощь вобрал. Воды – прозрачность потрясает, Суровость мест манит, О нём легенды все слагают, И тянет, как магнит. Нет в мире озера чудесней На нашей всей планете! Живой воды – источник пресный В ласкающем сюжете. Ведущий 1: Тема нашего сегодняшнего занятия «Прекрасное и удивительное рядом  ­ озеро Байкал».  Сегодня мы поговорим об одном из самых уникальных озер нашей планеты – об озере Байкал. Это не только одно из самых крупнейших озер мира, но одно из самых известных.  УЗ № 3 Мини – викторина: «Удивительные особенности озера Байкал» (5 мин) 3 Слайд: (Фотография с изображением озера Байкал») УЗ № 4 Игра «Заселим обитателями озеро Байкал» (5 – 10 мин) Мир Байкала чрезвычайно богат. В настоящее время в Байкале известно 1550 видов и разновидностей животных и 1085  ­ растительных организмов. 27 видов рыб из 52 не встречаются больше нигде на планете. Перед вами макет Байкала. Какой он пустой и безжизненный. Что мы можем сделать, чтобы он не был таким пустым? Сейчас я вам буду говорить загадку, а вы попробуете ее отгадать и выбрать рисунок с изображением животного, растения или рыбы. Выбранный рисунок мы поместим с вами на макет озера Байкал. Что за рыбка – невеличка Меньше вашей рукавички? Жаль, на солнце рыбка тает, Рыбьим жиром истекает. (Это – голомянка). Одни пасутся в чистом поле, другие плавают на воле.  Одних по всей земле встречали,  другие водятся в Байкале.  Широкий лоб, приличный хвост,  как их название­ вопрос! (бычок­ широколобка) Начинается на «о» Ох, и любят же его! (омуль) Говорят, живет в Байкале. Вы случайно не слыхали? Серебрист, подвижен, гибок,  Он вкуснее многих рыбок; Даёт ухе особый вкус.  Байкальский (хариус) Царь  ­ рыба Байкала? (осетр) 14 Слайд Изображение хариуса Помещаем изображение рыбы на макет. Опасней всех она;  Хитра, прожорлива, сильна;  Притом такая злюка;  Конечно это (щука). Эти живые существа очищают Байкал от грязи? (рачок Эпишура). В нежном логове родится;  Простудиться не боится;  Подрастёт.  Начнёт нырять,  Шубку белую менять (нерпа)   У этого дерева есть «ноги»   ходульного дерева Помещаем изображение ходульного дерева на макет.  «Красная книга». В нее занесены следующие цветы и животные: колокольчики, жарки, ландыш, саранка, нерпа.  И сейчас, ребята мы  предлагаем вам сделать свою красную книгу. Что бы мы смогли с вами всем показать, какие растения и   животные   нужно   беречь   и   охранять.   (Изготовление   книги:   дети   выбирают   из   предложенных   иллюстраций   те,   на   которых изображены растения, птицы, животные, рыбы и наклеивают их в «Красную книгу»). Человек   ведёт   хозяйственную   деятельность   на   Байкале.   Он   строит   и   использует   промышленные,   транспортные предприятия.   Самые   крупные   из   производств   на   Байкале:   Байкальский   целлюлозно­бумажный   комбинат,   Иркутская   ГЭС, Селенгинский целлюлозно­картонный комбинат, автомобильная дорога федерального значения, Транссибирская железная дорога. Эти производства оказывают наибольшее воздействие на природу Байкала.  Проблемы Байкала ­ это не только БЦБК и другие промышленные предприятия. Это ещё и человек. Не тот, который разумный, а тот который дикий. Полчища диких туристов просто загаживают берега озера.  Экологические проблемы Байкала, по большому счёту, такие же, как и у всей планеты. Природу Байкала губят сточными водами, выбросами в атмосферу, вырубкой леса. УЗ № 7 «Поможем спасти Байкал» (5 мин) 24 Слайд (изображение природоохранных знаков). Ведущий 1: Следующая страничка нашего журнала «Поможем спасти Байкал». Ребята, какие шаги можно предпринять, чтобы спасти озеро от загрязнения? Давайте с вами сейчас нарисуем знаки, которые будут говорить окружающим людям, что нельзя делать, находясь на Байкале.  (Дети рисуют знаки, с дальнейшим объяснением. Знаки помещаем на доску). УЗ № 8 Подведение итогов 25 Слайд (изображение фотографии Байкал) А теперь давайте подведем итоги. Чем удивительно озеро Байкал? Что интересного вы узнали на занятии? _____________________ 1. Бледно­розова, нежна,  студена ей вода нужна.  Что за рыбка­невеличка –  меньше вашей рукавички?  2. А на солнце рыбка тает,  рыбьим жиром истекает.  Что за рыбка­иностранка?  Рыбка эта. (голомянка)  3. Начинается на «о»,  ох, и любят же его! Говорят – живет в Байкале.  Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)  4. В снежном логове родятся.  Простудиться не боятся.  Подрастут – начнут нырять,  шубки белые менять.  Если очень повезёт –  лет полсотни проживёт.  Что за зверь такой с усами?  Ну, подумайте­ка, сами! (Нерпа)  1. Большой и бурый хозяин лесной, просыпается весной (медведь)  2. Маленький зверек, шустрый паренек. Есть у него нора, а на спине ­ желтая полоса (бурундук)  3. Поглядит кругом и снова нагибается к траве, длинноногая корова, целый куст на голове (Лось)  4. Вьется веревка, а на конце ­ головка (Змея)  3. Беречь Байкал – святое дело:  Его судьба – у нас в руках!  Сама Природа нам велела,  Чтоб жил Байкал родной в веках! М. Митюков Общий танец в кругу «Шире круг» сл. Викторова, муз. Д. Львов­Компанейца Уходят из зала.

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО Тема урока: «Байкал – жемчужина России»

Конспект урока по АМО    Тема урока: «Байкал – жемчужина России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2017