Конспект урока по биологии "Многообразие и значение Пресмыкающихся"(7 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по биологии "Многообразие и значение Пресмыкающихся"(7 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
27.01.2017
Конспект урока по биологии "Многообразие и значение Пресмыкающихся"(7 класс)
конспект урока.docx
Конспект урока по биологии. 7 класс. Многообразие и значение пресмыкающихся  Цели урока: 1. Сформировать знания о многообразии современных пресмыкающихся и      отличительных признаков отрядов. 2. Проверить знания учащихся о классе Пресмыкающихся. 3. Продолжить формирование познавательных интересов и поисково­исследовательскую  деятельность учеников. 4. Воспитывать бережное отношение к животным.  Средства обучения: таблица «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся»,    схема "Отрядов Пресмыкающихся", информационные ресурсы  Ход урока I. II. III. IV.    Организационный момент  Проверка знаний учащихся  Изучение нового материала  Закрепление изученного  V. Домашнее задание  I. Организационный момент.    1. Вступительное слово учителя.      ­ Сегодня мы с вами продолжим изучение Класса Пресмыкающиеся. На прошлом уроке  знакомились особенностями внешнего и внутреннего строения и размножением пресмыкающихся.  А сегодня  поговорим о многообразии пресмыкающихся, об их значении в природе и в жизни  человека.    C использованием презентации  II. Проверка знаний учащихся. Учитель. Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим, что вы знаете о  пресмыкающихся.  Сейчас каждый из вас получит задание (приложение1). В течение 5 минут  ответьте на его вопросы. После завершения работы тест коллективно проверяется (ответ на презентации)  Дети сами оценивают свою работу (критерии оценок на презентации)   III. Изучение нового материала.  1.Учитель. Из прошлого урока вспомните, и назовите представителей Класса  Пресмыкающиеся.  Ответы учеников.   Ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.…  Учитель. Хотя у этих животных много общего (на прошлом уроке рассмотрели), каждый  из них имеет ряд особенностей. Вот поэтому их разделили  на отряды. 2. Открывайте тетради. Запишем число и тему урока. «Многообразие и значение  пресмыкающихся».  Сейчас насчитывают около 6 тыс. видов рептилий, представляющих незначительные остатки  мощного класса. Современные пресмыкающиеся образуют  отряды: Чешуйчатые (ящерицы, змеи,  хамелеоны), Крокодилы (крокодилы и аллигаторы), Черепахи и Клювоголовые (единственный  сохранившийся до наших дней вид – гаттерия). В Чувашии рептилии представлены единственным  отрядом Чешуйчатые ( 6 видов). 3. Знакомство с систематикой пресмыкающихся. На доске схема:                                          Класс Пресмыкающиеся Отряд Отряд Отряд Отряд Чешуйчатые Крокодилы Черепахи Клювоголовые около 6 тыс. 23 вида 21 вид 6 видов около 200 видов 1 вид       25 видов 1 вид Работа со схемой. 4. Учитель. А сейчас поработаем по учебнику в группах. На ваших столах листы­путеводители.  Возьмите их и работайте по ним. (Комментирует учитель). Найдите таблицу отрядов  Пресмыкающихся. Вы должны её заполнять по мере работы с учебником. 5. Сообщения учащихся об особенностях каждого отряда. Каждое выступление сопровождается показом иллюстраций из презентации. Выступающие  отвечают на вопросы, которые могут возникнуть у учащихся. Сообщения дополняются  комментариями учителя. Отряд Клювоголовые (Слайд №12,13) Отряд клювоголовых, или хоботноголовых, пресмыкающихся в современной фауне представлен  одним семейством клинозубых (Sphenodontidae) с единственным современным родом и видом —  гаттерией. Клювоголовые — это очень древняя группа, появившаяся около 165 миллионов лет  назад. Их современный представитель, гаттерия, сохранил весьма архаичное строение, по существу  мало изменившееся со времени появления клювоголовых. Среди современных пресмыкающихся  гаттерия всего ближе к чешуйчатым (ящерицы и змеи), с которыми ее объединяют в один подкласс  лепидозавров. Клювоголовые происходят от верхнепермских примитивных пресмыкающихся  эозухий, к которым близки были и предки чешуйчатых. Гаттерия, или туатара (Sphenodon  punctatus), внешне очень напоминает ящерицу с массивным телом, большой головой и пятипалыми  конечностями. От затылка по спине и хвосту тянется невысокий гребень из треугольных  вертикальных пластинок. Окрашена гаттерия в тусклый оливково­зеленый цвет, на боках тела и  конечностях мелкие и более крупные желтые пятна. Зрачки больших глаз, расположенных по бокам головы, в виде вертикальной щели. Барабанных  перепонок и полостей среднего уха у гаттерии нет. На верхней стороне головы, несколько позади  глаз, под кожей скрыт своеобразный орган — так называемый теменной глаз. У взрослых гаттерии  он внешне не заметен, но у недавно вышедших из яиц молодых (полугодовалого возраста) он похож  на не покрытый чешуями участок поверхности кожи. Теменной глаз у гаттерии — пузыревидный  орган, имеющий слой светочувствительных клеток и подобие хрусталика. Функция теменного глаза (имеющегося также у некоторых ящериц) еще не вполне выяснена. Во всяком случае, он обладает  светочувствительностью, но служит скорее всего не как орган зрения, а воспринимает лишь степень освещенности, зависящую от уровня солнечной радиации. Такой орган помогает животному  регулировать температуру тела путем выбора места и позы по отношению к солнечным лучам.  6. А сейчас поговорим о значении пресмыкающихся в природе и в жизни человека.    ­ Какое значение имеют рептилии в природе?    (Составить цепи питания)    ­ Исходя из  этого, можем говорить об их значении в жизни человека?    (Уничтожают вредителей, используют кожу для изготовления различных изделий, мясо  некоторых рептилий используют в пищу, яд змей – ценное сырьё для изготовления лекарств) Значит, их нужно беречь и охранять (охраняемые виды в Чувашии – слайд) А в Международную Красную Книгу занесены: из отряда Чешуйчатые – 23 вида, из отряда  Черепахи 25 видов, из отряда Крокодилы – 6 видов, А сейчас послушаем защиту творческих проектов по изучаемой теме в виде реферативного  выступления учащихся. Предполагаемые сообщения: 1. Гаттерия    (Багаутдинова Гюзель) 2. Анаконда     (Чемеров Ильнур) 3. Гюрза (Хуснетдинов Илнур) 4. Хамелеон  (Хасянова Рамиля) 5. Слоновая черепаха (Атеева Ландыш) 6. Крокодилы (Зиатдинов Ильяс) 7. Ядозуб     (Молоткова Ризиля) 8. Варан     (Каштанова Инзиля) 9. Обыкновенная ящерица (Чебенова Ризиля) 10. Гадюка (Хасянов Раиль)  Выступления учащихся сопровождается слайдами.  IV. Закрепление и обобщение.  Составьте систематику пресмыкающимся используя следующие категории: Класс Пресмыкающиеся                                             Подтип Позвоночные Вид Черепаха болотная                                              Вид Крокодил нильский Подцарство Многоклеточные                                   Отряд Чешуйчатые Отряд Крокодилы                                                       Вид Черепаха болотная Тип Хордовые                                                             Вид Ящерица серая Вид Гадюка обыкновенная                                        Царство Животные Отряд Клювоголовые                                                 Вид Гаттерия Обобщение:  Рептилии­ первые настоящие наземные позвоночные.  Современные пресмыкающиеся образуют отряды: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи,  Клювоголовые.  Пресмыкающиеся нуждаются в защите, так как они занимают важное место в цепях питания.  Человек использует кожу некоторых змей и крокодилов, определенные виды черепах –  деликатес в восточных кухнях, яд некоторых змей – сырьё для получения  высокоэффективных лекарств. Приложение1 Карточка № 1. 1. К пресмыкающимся относятся:  а) жабы;                                     б) лягушки; в) змеи;                                      в) тритоны.      2. Ящерица линяет 4­5 раз за лето, так как:             а) меняется окраска тела;                   б) роговой покров препятствует росту;            в) кожа быстро изнашивается;           г) роговой покров очень тонкий.     3.Пресмыкающиеся дышат:         а) преимущественно легкими;          б) только легкими;         в) только кожей;                                 г) легкими и кожей.     4. У пресмыкающихся:         а) сердце трехкамерное;                     б) сердце двухкамерное;         в) сердце четырехкамерное;               г) 1 круг кровообращения.    5. Регенерация  хвоста  у ящериц имеет большое значение для:        а) защиты от хищников;                б) размножения;       в) поиска корма;                              г) отпугивания врагов. Карточка № 5. Пресмыкающиеся   ___1_____   животные.   У   них   __2_____   кожа,   ___3___   круга кровообращения,    4        сердце. Головной мозг снабжается чисто        5          кровью. Благодаря   сильному   развитию   мозжечка   рептилии   способны   совершать   сложные приспособительные движения. Дыхание – исключительно _____6______. По способу питания   ___7_____.   Имеются______8___   для   захвата   и   удержания   добычи. Размножение и  развитие не связано с водой. Карточка № 2. 1. Прыткая ящерица обитает в: а) болотах;                                          б) реках; в) сухих, прогреваемых местах        г) морях. 2. Кожа ящерицы а) голая;                                       б) влажная; в) чешуйчатая, сухая;                 г) покрыта слизью. 3. У ящерицы по сравнению с лягушкой голова более подвижна, так как   а) есть ребра;                             б) развит пояс передних конечностей;   в) лучше развита мускулатура;   г) имеется 8 шейных позвонков. 4. Более сложное приспособительное поведение рептилий говорит о том, что у них по  сравнению с земноводными сильно развит:    а) продолговатый мозг;                                    б) мозжечок;    в) средний мозг;                                                г) промежуточный мозг. 5. Кожистая оболочка защищает яйцо пресмыкающихся от   а) хищников;                                   б) перепадов температур;   в) высыхания;                                 г) света. Карточка № 6. Тело рептилий разделено на ___1_____, ______2____, ____3_____ и хвост. Снаружи оно   покрыто   _____4_____   щитками.   Роговой   покров   предохраняет   животных   от потери  влаги  и  иссушения, защищает  от  _______5______. Кожа  рептилий  плотно прилегает к телу, желёз обычно __6______ или очень __7_____ (у крокодилов). Для многих   представителей   характерна   ____8______   ­   периодическое   сбрасывание рогового покрова.

Конспект урока по биологии "Многообразие и значение Пресмыкающихся"(7 класс)

Конспект урока по биологии "Многообразие и значение Пресмыкающихся"(7 класс)

Конспект урока по биологии "Многообразие и значение Пресмыкающихся"(7 класс)

Конспект урока по биологии "Многообразие и значение Пресмыкающихся"(7 класс)

Конспект урока по биологии "Многообразие и значение Пресмыкающихся"(7 класс)

Конспект урока по биологии "Многообразие и значение Пресмыкающихся"(7 класс)

Конспект урока по биологии "Многообразие и значение Пресмыкающихся"(7 класс)

Конспект урока по биологии "Многообразие и значение Пресмыкающихся"(7 класс)

Конспект урока по биологии "Многообразие и значение Пресмыкающихся"(7 класс)

Конспект урока по биологии "Многообразие и значение Пресмыкающихся"(7 класс)

Конспект урока по биологии "Многообразие и значение Пресмыкающихся"(7 класс)

Конспект урока по биологии "Многообразие и значение Пресмыкающихся"(7 класс)

Конспект урока по биологии "Многообразие и значение Пресмыкающихся"(7 класс)

Конспект урока по биологии "Многообразие и значение Пресмыкающихся"(7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017