Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений".
Оценка 4.7

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений".

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология +1
6 кл
22.01.2018
Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных   и однодольных растений".
Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений" позволяет сформировать у школьников представление о покрытосеменных растениях как наивысшем этапе в развитии растительного мира. На разных этапах урока используются разные формы, методы работы с учащимися.Конспект составлен в Word 2007, Times New Roman, 11.
Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. .docx
Поурочный план                                                                                                                                                 Дата ______  Класс:      6 –ые Предмет:   биология Тема урока  № 42 Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных  и однодольных растений (Слайд № 1). Тип урока: усвоение новых знаний Цель: сформировать у школьников представление о покрытосеменных растениях  как  наивысшем этапе в развитии растительного мира.  Задачи:  Образовательные: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности  покрытосеменных растений, познакомить с их классификацией; Развивающие: развивать умения и навыки работы в группах, парах, индивидуально, фронтально, с учебником, делать выводы; Воспитательные: воспитывать доброжелательность, культуру общения. Оборудование:  презентация, видеоролики    «Многообразие двудольных растений»,  «Жизненные формы покрытосеменных»,   гербарии одно­  и двудольных растений, учебники. ХОД УРОКА                                                            «Накопление знаний подобно росту дерева.  Постепенно на нем появляются все новые и новые  ветви,  увеличивается толщина ствола» Винсон Браун    Этап урока Содержание учебного материала МО ФОПД I. Орг.  момент  Слайд 2 . Вальс цветов Чайковского.  Добрый день, дорогие ребята! Добрый день! А что это значит? Значит, день был По­доброму начат, Значит, день будет По­доброму прожит. Р Коллект   й о н ь л а н о и ц к н у ф       е и т и в з а р а н я и н а д а З и т с о н т о м а р г ­ о н ь л а у д и в и д н И я а н н о и ц к е р р о к Он умножит счастливые дни.  А). Устно: 1. На какие группы делятся растения на Земле? 2. Чем отличаются низшие растения от высших? 3.  Какие растения относятся к высшим растениям? Почему они  так называются? 4.  Какие условия можно считать благоприятными для произрастания  мхов? 5. Наиболее распространенный представитель папоротниковидных. 6. Почему Голосеменные растения относятся к высшим растениям и их особенности? (примерный ответ: имеют корень, стебель, листья (видоизменены в иголки – хвоинки); образуют семена; семя «лежит» открыто на чешуе шишки; опыление происходит с помощью ветра; для оплодотворения не нужна вода; в основном  древесные формы (можжевельник – кустарник). II.  Актуализаци я знаний III.  Мотивация       Ы . Б). Головоломка  «Свойства голосеменных» (слайд 3): Найдите начало головоломки и по непрерывной линии прочитайте фразу, из которой вы  узнаете об особенности голосеменных растений и объясните, как Вы это понимаете. Ы Н Й О В Х Л Я Ю Т Ф И Е Д Ы В Я Ь Д И Ц Н О Т Е Д Е Р Е В (Ответ: Хвойные деревья выделяют  фитонциды).   Слайд 4:  Разнообразен и прекрасен мир растений:    Мхи, водоросли, папоротники, плауны    И семенные: сосны, туя, пихты, ели,    Но властелины царства не они.  1. Назовите цветковые растения, которые, по вашему мнению, играют важную роль  в природе и жизни человека. 2. Проблемный вопрос:  Большинство   растений,   названные   вами,   Цветковые.  Как   вы   думаете,   почему   им     можно   отнести   к   отделу   Покрытосеменные   или   относятся   к   отделу   Покрытосеменные,   или Р Фронтал + Р Работа в парах       + Работа в парах + Р ЧП НО М К IV.  Изучение  н/м: Цветковые? Наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и плода. Сегодня  мы начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения. Откройте   и   запишите   тему   урока   в   тетради:  Общая   характеристика,   многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных  и однодольных растений  (слайд 5) . Цель:  изучить  особенности   строения   и   жизнедеятельности    покрытосеменных   растений, познакомить с их классификацией А). Отдел Покрытосеменных растений (слайды 6­7):. Покрытосеменные   занимают   господствующее   положение   среди   всех   современных растений. Они преобладают на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ. Ученые­палеоботаники считают, что покрытосеменные растения появились на Земле 125 – 150 млн. лет назад в мезозойской эре от голосеменных. Появление цветка стало важным событием в происхождении покрытосеменных. Согласно другой версии  покрытосеменные произошли от семенных папоротников. Быстрое распространение покрытосеменных растений повлияло на животный мир Земли, обеспечив эволюцию насекомых, птиц и млекопитающих. Им принадлежит ведущая роль в развитии всего живого населения на планете.  Отдел покрытосеменных объединяет около 250 тыс.видов растений.  Проблемный вопрос: Где же они встречаются?           Покрытосеменные   растения   распространены   везде:   на   всех   континентах,   во   всех климатических   зонах   и   в   самых   разнообразных   экологических   условиях.   Им   принадлежит важнейшая   роль   в   образовании   растительных   сообществ,   за   исключением   болот,   где преобладают (?) мхи, а также тайги, где господствуют (?) голосеменные.   Б). Особенности Покрытосеменных растений (слайд 8): Используя   материал   на   страницах   137   –   139   параграфа   42   учебника   под   редакцией Р.Алимкуловой , выполните задание: Какие особенности  имеют покрытосеменные растения? Прием «Микрофон» (ответы детей) Проверьте себя. Всё ли мы назвали?  Особенности Покрытосеменных растений: наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями; семяпочка защищена завязью; образуют плод; ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций; быстрый обмен веществ; Р ИП ПП М К Р ИП ЧП НО М К Индивид + Работа в группах + приспособленность к обитанию в различных экологических условиях; гаметофит – семязачаток и пыльцевая трубка; опыление происходит ветром, животными, самоопыление; ярусность в лесу; жизненные формы: деревья, кустарники и травы; по продолжительности жизни: одно­, двух­ и многолетние растения. В). Черты сходства и отличия покрытосеменных и голосеменных растений  (слайды 9 ­11): Используя приложение № 1, работая в группах, найдите, обсудите и выступите перед классом с предложенным заданием: 1 и 3 группы –   черты отличия покрытосеменные и голосеменные растения друг от друга заполните в таблице №1 соответствующую колонку: 1 группа – характерные черты для голосеменных; 3 группа – для покрытосеменных. 2 и 4 группы  –  черты сходства покрытосеменных и голосеменных растений. Р ЧП НО М К Работа в группах +    голосеменные покрытосеменные признаки 1. Семя  2. Цветок 3. Ткани 4. Опыление 5.Жизненные формы Отчеты групп:  Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных (слайд 10): признаки 4. Семя  5. Цветок 6. Ткани    голосеменные семя   «лежит»   открыто   на   чешуе шишки. не образуют цветы  в древесине сосуды не развиты 4. Опыление 5.Жизненные опыление   происходит   с   помощью ветра только древесные формы покрытосеменные семяпочка защищена завязью наличие цветков  ткани  приспособлены к  выполнению своих функций  опыление происходит ветром,  животными, самоопыление единственная   группа   растений, формы   к способная образованию сообществ, включающих и травы, и деревья, и кустарники     Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений (слайд № 11). 1. Имеют хорошо развитые корни, стебли, листья  2. Образуют семена.  3. Семена не заключены в истинный плод (иногда покрыты мясистыми или твёрдыми   структурами (кедровый орех).  Слайд 12: Просмотор   видеоролика   «Жизненные   формы   покрытосеменных   растений»   с последующим обсуждением.  Покрытосеменные   –   единственная   группа   растений,   способная   к   образованию   сообществ, включающих и травы, и деревья, и кустарники. Г). Классификация покрытосеменных растений  (слайд №13:) Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные и  Двудольные растения.   К   Двудольным  принадлежат   около   200   тыс.     видов   растений,   что   составляет   80%, насчитывают 292 семейства. Класс Однодольным  объединяет около 20% цветковых растений, насчитывает 80 семейств,  50 тыс. видов растений. Слайды 14 ­19: Работа в группах по заданию:  используя материал на странице 79 ученика параграфа 42 под редакцией Р.Алимкуловой, найдите, обсудите,  заполните  в таблицу соответствующую колонку и выступите перед классом (слайды 8­16): 1 и 3 группы: класс Двудольные растения; 2 и 4 группы: класс Однодольные растения. Признак   Двудольные Однодольные   Класс растения Класс растения Индивид + Работа в группах + Р ИП Р ЧП ИП НО М К  Жизненные 1. Зародыш семени 2. формы 3. Корневая система 4. Листья Таблица «Характерные признаки классов Двудольные и Онодольные»: Признак   Двудольные Однодольные Класс растения 2 семядоли   Класс растения 1 семядоля 5. Край листа 6. Жилкование 7. Околоцветник 8. Части цветка 9. Опыление 10. Семейства   1. семени Зародыш  Жизненные 2. формы 3.Корневая  система Деревья,   кустарники   и травы  Стержневая к.с. В основном  травы  Мочковатая к.с. 4. Листья листья   простые   или сложные листья простые 5. Край листа цельный и изрезанный цельный  6. Жилкование перистое и пальчатое  параллельное и дуговое 7. Околоцветник двойной  простой 8. Части цветка кратно 4 или 5  кратно 3  9. Опыление преимущественно  насекомыми опыление преимущественно ветром   Наличие 10. камбия 11. Семейства имеют камбий не имеют камбий  Сложноцветные,   Розовые, Бобовые,   Паслёновые, Капустные и др. Злаковые, Лилейные и др.    Луковые   и Слайд 20: Растения – исключения: Подорожник – класс Однодольные, Вороний глаз – класс Двудольные.  Просмотр видеоролика «Многообразие двудольных растений» Д). Значение покрытосеменных растений. Используя  материал на странице 79 ученика параграфа 42 под редакцией Р.Алимкуловой, составьте кластер на тему «Значение покрытосеменных растений».  1. Работа с гербарием. Учащиеся работают в парах.     Рассмотрите предложенные растения, разделите их на однодольные и двудольные.  V.  Закрепление  Р Работа в парах + Подведение  итогов 2.Тестирование (слайды 21 – 22): Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые соответствуют  1 вариант ­  классу Однодольных: 2 вариант ­  классу Двудольных растений: Индивид + Р ЧП 1. Главный корень хорошо выражен. 2. Мочковатая корневая система. 3. Травянистые, реже деревянистые растения. 4. Растения имеют камбий 5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием 6. Зародыш с двумя семядолями 7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием 8. Растения не имеют камбий 9. Главный корень не развивается 10. Стержневая корневая система 11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные 12. Цветы трехчленные Взаимопроверка. Коды ответов: Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12 Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11 VI.  Подведение  итогов: Шкала оценивания: Нет ошибок – оценка «5» «1»  ­ «2» ­      оценка «4» «3» ­ «4»  ­      оценка «3» Более «5» ошибок  ­ оценка «2». Сегодня мы познакомились с характерными признаками отдела Покрытосеменные растения.  в современной флоре отдел Покрытосеменные – самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 300 тыс. видов);  покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях;  так   как   данные   растения   имеют   все   органы   и   ткани,   они   относятся   к   высшим растениям;  так как, они имеют цветки, их относят к цветковым растениям;  так как, семена находятся внутри плода, их называют покрытосеменными. Р Индивид На следующем уроке мы продолжим  изучать семейства однодольных и двудольных растений. Выставляются оценки ученикам принявшим участие в ходе урока. Активность определяется с  учетом мнения учащихся.  Слайд № 23: параграф 42 учебника. Повторить строение цветка и соцветия (параграфы 20,21). творческое задание:   подготовить интересные новинки о растениях семейства Капустные. Слайды 24 ­ 25:  Р Индивид Р Индивид VII. Д/З: VIII.  Рефлексия   Литература и Интернет – источник: 1. Р.Алимкулова. Учебник для 6 класса общеобразовательных школ. Алматы/ 2015. 2. Ж. Курмангалиева. Биология. Строение и жизнедеятельность растений. 6 класс. Алматы. 2015. 3. Г.П.Игошин. Уроки биологии в 6 классе. Ярославль. 2002. 4. В.Рохлов. Занимательная ботаника. Москва, 1998 5. yandex.kz 6.   fb.ru›article…obschim­priznakom…rasteniy…rasteniy    /  images›рисунки     покрытосеменные  растения  Приложение №1: Признаки сходства голосеменных и покрытосеменных. Также общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является тот факт, что для размножения им не нужна вода. Это выгодно  отличает их от споровых, которые очень зависят от влаги. Кроме того, можно отметить, что общим признаком голосеменных и покрытосеменных  является хорошее развитие вегетативных органов. Стебель, листья и корень имеют важное значение в жизни организма. Как у первой, так и у второй  группы эти признаки проявляются очень хорошо и отчетливо. Еще одно сходство ­ формирование больших лесных массивов, заселение обширных территорий и господство в мире над другими растениями.  Очевидное и неоспоримое преимущество обоих отделов ­ размножение при помощи семян. Ведь если есть семя, значит, зародыш имеет значительные  запасы для питания на первое время перед прорастанием. Споровые такого преимущества не имеют, поэтому их шансы выжить резко уменьшаются.  признаки голосеменных и покрытосеменных растений Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является способность  формировать плоды. У первых это шишки с семенами, у вторых ­ разные, как сочные, так и сухие. Это делает возможным расселение семян при  помощи птиц.  Различия между голосеменными и цветковыми.  Помимо сходства существуют и различия между главными отделами царства Растения. Это такие признаки голосеменных и покрытосеменных,  которые позволяют отличать их друг от друга и объясняют численное превосходство одних над другими. Можно обозначить несколько основных  пунктов: Время, уходящее на оплодотворение и размножение, формирование нового организма. Положение семени на растении (открытое или  защищенное). Наличие или отсутствие тех или иных жизненных форм. Способ опыления. Значение в эволюции животных. Биологическая роль в  природе и значение для человека.

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений".

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных   и однодольных растений".

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений".

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных   и однодольных растений".

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений".

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных   и однодольных растений".

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений".

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных   и однодольных растений".

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений".

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных   и однодольных растений".

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений".

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных   и однодольных растений".

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений".

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных   и однодольных растений".

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений".

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных   и однодольных растений".

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений".

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных   и однодольных растений".

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений".

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных   и однодольных растений".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018