Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."
Оценка 4.9

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
биология
7 кл
08.06.2017
Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."
Урок в 7 классе. даётся общая характеристика бактерий, обращается внимание на разнообразие форм бактерий. Задачей урока является изучение строения и процессов жизнедеятельности бактерий, обращается внимание на отличительные черты эукариотов и прокариотов. Используя знания учащихся о клетке, объяснить, почему они выделены в отдельное царство.
Тема2.docx
Тема:   Общая   характеристика   бактерий.   Разнообразие   бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека. Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала. Цель: сформировать представления о бактериях как особом царстве живых организмов. Задачи: Образовательные: формирование   представлений   о   бактериях   как   живых организмах, принадлежащих к отдельному царству живой природы. Развивающие: развивать   умения   устанавливать   причинно–следственные связи,   сравнивать,   выделять   существенные   признаки   объекта,   развивать умение   правильно   высказывать   мысли,   опираясь   на   изученный   материал, развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы. Воспитательные: способствовать развитию коммуникативных способностей при   работе   в   группах,   способствовать   формированию   познавательного интереса   к   изучаемой   теме   и   предмету   в   целом,   чувство   ценности интеллектуального труда. Оборудование   и   материалы   к   уроку:  фотографии,   рисунки,   схемы, кроссворд,   таблицы,   позволяющие   иллюстрировать   разнообразие   бактерий. Задача для закрепления изученного. Главная   проблема   урока:  опираясь   на   знания   учащихся   о   клетке, предоставить информацию о бактериях, объяснить, почему они выделены в отдельное царство. Формулировка задач ученикам:  1. Определить, что такое бактерии.  2. Узнать особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Предполагаемые результаты выполнения заданий учащимися: ученики узнают чем отличаются эукариоты от прокариот; почему бактерии выделили в отдельное царство, и их характерные особенности. (А. Хуторской. Формы и методы обучения). Ход урока I.  Организационный момент. Подготовка учащихся к работе. Приветствие, позитивный настрой на работу и сотрудничество. II. Актуализация  опорных   знаний   и мотивация   учебной  деятельности: дети разыгрывают домашнюю заготовку. Сказка (дидактическая) о бактерии.   Мама принесла из сада корзину яблок. Одно из яблок выпало из корзины и покатилось по столу. ­Революция! Свобода! Независимость! ­ тут же закричали бактерии и вирусы и начали прыгать и скакать от радости. ­Глупые,   почему   вы   радуетесь!   ­   попыталась   урезонить   их   бактерия Спирохета. Ей было уже пять миллиардов лет и она не любила нововведений ­ все равно ни к чему хорошему не приводят. ­ Жили мы себе поживали на яблоне, солнышко нас пригревало, дождик мыл, никто не жаловался. А что теперь будет ­ неизвестно! Ну,   ну,   пусть   молодежь   рассеется,   ­   снисходительно   сказала   подруга спирохеты, бактерия Палочка. ­ Мы ­ то знаем, что нет ничего нового под Луной. Наше яблоко теперь заживет по­новому. Долой старый порядок! ­ вещал тем временем вирус Гепатит. ­ Чтобы наше яблоко не стало объектом в хаос, предлагаю избрать новую власть. Да, давайте устроим выборы! Выберем президента! ­ вдохновились бактерии и вирусы. А что такое президент? ­ пискнула маленькая бактерия Хламидия, но она была такой маленькой, что никто ее не услышал. ­Что тут выбирать? ­ важно сказала Оспа. ­ Наше яблоко должен возглавить самый сильный, тот, кто способен объединить вокруг себя общество. Это   ты   на   себя   намекаешь?   ­   возмутилась   бактерия   Дифтерия.   ­   Да   тебя вообще медицина уже победила! Оспа так разозлилась, что почернела от ярости. Ну,   а   тебя,   ­   закричала   она   дифтерии,   ­   Лечат   с   помощью   обычных антибиотиков! Раз, и тебя нет! А меня так просто не возьмешь! ­Да да! ­ поддержал Столбняк. ­ Нужны честные выборы! ­Ах да! ­ закричала Дифтерия. Она поднатужилась и умножилась в сорок раз. Ну­ка, посмотрим, что вы на это скажете! ­ хором пропищали сорок бактерий Дифтерий. Столбняк и Оспа возмутились и тоже было стали в позу, чтобы размножиться, как вдруг в кухню вошел мальчик Вова. Он был невоспитанным мальчиком и не знал, что перед едой яблоки нужно мыть. Поэтому он схватил со стола яблоко и понес в рот. ­Караул! Погибаем! Конец света! ­ в ужасе закричали бактерии. ­ Прощайте, друзья! И только одна старая Спирохета, которая многое видела и знала, что жизнь на этом не заканчивается, не испугалась. ­Увидимся на том свете! ­ крикнула она, улетая в желудок. Введение в тему урока: Вопрос к классу: О каких организмах вы прослушали сказку? Как вы думаете, что изображено на рисунке? Сообщение темы урока: Итак, сегодня на уроке мы подробно рассмотрим строение   бактериальной   клетки,   формы   бактерий   и   рассмотрим,   на   какие систематические группы их разделяют. III.. Изучение нового материала: План усвоения нового материала. 1. История открытия бактерий. 2. Работа с учебником. Решите кроссворд «Формы бактериальных клеток». 3.   Фронтальная   беседа   (вопросы)   о   внешнем   виде   бактерий.   Общая характеристика бактерий. 4. Строение и жизнедеятельность бактерий (рассказ учителя). 5. Значение бактерий в природе и жизни человека. 1. История открытия бактерий. (Краткий рассказ учителя). Впервые   название   "бактерии"   ввел   в   употребление   в   1828   году   Христиан Эренберг ­ немецкий естествоиспытатель.(портрет на доске)  "бактерия" ­ маленькая палочка. Изучением этих маленьких живых существ занимается целая наука ­ бактериология, которая в свою очередь является часть   огромной   науки   о   микроскопических   организмах   ­   микробиологии. Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал их в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ он назвал их " анималькули" ­ маленькие животные    Сквозь волшебный прибор Левенгука    На поверхности капли воды    Обнаружила наша наука    Удивительной жизни следы. Государство смертей и рождений    Нескончаемой цепи звено    В этом мире чудесных творений    Сколь ничтожно и мелко оно.    Там я звездное чую дыханье,    Слышу речь органических масс    И стремительный шум созиданья,    Так знакомый любому из нас. ( Н.Заболоцкий)   В   начале   изучения   этих   микроорганизмов   ошибочно   считали,   что   они зарождаются в гнилых останках флоры и фауны. Позже ученый Л. Пастер установил, что они происходят только от других живых бактерий и могут вызвать   определенные   заболевания.   Левенгук   увидел   под   микроскопом бактерий различной формы.  2. Решите кроссворд и вы узнаете о разнообразии форм бактериальных клеток.  Учитель организует работу в парах, дети пользуются текстом параграфа и заполняют кроссворд, далее проводится проверка.  Поисковый метод, работа с учебником (на доске написана таблица с буквами, к которым надо найти соответствующие формы бактерий в учебнике). и и к а п и б а н 3.   Фронтальная   беседа   (вопросы)   о   внешнем   виде   бактерий.   Общая характеристика (словарная работа): ­ Какие формы бактерий вы узнали? (Дети отвечают на вопросы). Наглядный материал на доске. 3.   Общая   характеристика   бактерий  (мини­лекция,   словарная   работа, составление схем).     Форма   бактерий   может   быть   разная:   палочковидная   ­   бациллы,   в   виде запятой   ­   вибрионы,   спиралевидные   ­   спириллы.   У   шаровидных   бактерий (кокков) пары клеток образуют диплококки, цепи ­ стрептококки. ­ Почему они такие? Чтобы правильно ответить на эти вопросы надо узнать о строении бактерий.          Кроме  царств Растения, Грибы  и Животные  есть  еще  одно  ­  царство Бактерии. К ним относятся самые древние организмы, ученые считают, что им уже   около   3   мл.   лет.   Бактерии   обитают   везде.   Они   есть   в   Арктике   и Антарктиде,  где   сверхнизкие   температуры,    в  знойной   пустыне,  в  кратере вулканов, в самом соленом  Мертвом  море, в самой глубокой  Марианской впадине Тихого океана, и даже в атомных реакторах. Много их в воздухе больших   городов,   в   водах   рек,   протекающих   через   большие   населенные пункты.  В 1мл. воды содержится ­ 6тыс. бактерий  В 1гр. почвы содержится ­ 2,5млрд. бактерий  В 1 куб.м. воздуха до ­ 280тыс. бактерий Обитают бактерий и в организмах растений, животных, человека. На одежде человека и его теле постоянно присутствуют разнообразные бактерии. Много их в ротовой полости, в кишечнике, на открытых участках кожи. Но огромное их количество на руках. Размножаются простым делением надвое. Каждые 20 минут в благоприятных условиях   количество   бактерий   удваивается.   Если,   например,   в   организм человека попала всего одна бактерия, то через 12 часов их может стать уже несколько миллиардов. При такой скорости размножения потомство от одной бактерии за 5 суток может образовать массу, которая может заполнить за 5 суток все моря и океаны. Но этого не происходит.  ­ Как вы думаете почему? Оказывается,   большинство   бактерий     погибает   под   действием   солнечного света,   высушивании,   недостатке   пищи,   нагревании,   под   действием дезинфицирующих средств. На этом основаны и методы борьбы с бактериями. Работа в парах (задание на доске). Задача:   Холерный   вибрион   размножается   каждые   20   минут.   Сколько получится из одной клетки через 5:00? ­ Бактерии делят на два отдела (составление схемы): Бактерии                               Бактерии (кокки, бациллы, вибрионы, спириллы) Цианобактерии (нитчатые) - носток - стрептококки,             Физкультминутка. 4. Строение бактериальной клетки (рассказ учителя, работа с рисунком, словарная работа) Работа   учащихся   с   таблицами(   сравнение   бактериальной   и   растительной клеток)           Строение бактериальной клетки  ( по таблице)  1. Снаружи клетка покрыта плотной оболочкой.  2. Под оболочкой находится мембрана, ограничивающая содержимое клетки. 3.Отсутствие   истинного   ядра   ­   ядерное   вещество   распределено   по   всей цитоплазме.  4.Вся наследственная информация содержится в единственной хромосоме.   5. Многие бактерии содержат 1 или несколько жгутиков ­ орган движения. Вывод: Организмы, в клетках которых отсутствует истинное ядро. называют доядерными.   В   отличие   от   них   растения,   животные,   грибы   ­   ядерные, организмы, в клетках которых хорошо оформленное ядро.   Учитель: В нашем организме клеток бактерий в 15 раз больше, чем наших собственных. Общий вес бактерий 1,5кг. Бактерии несут в себе более чем три миллиона генов, в то время, как наших генов всего триста тысяч. Да и 40 из них нам достались от бактерий. Подпишите рисунок (работа с рисунком):       Бактериям   свойственны   различные   способы   питания.   Проработайте   текст параграфа   и   сделайте   сравнительную   таблицу   (таблица   на   доске)   типов питания и дыхания бактерий (самостоятельная работа учащихся): 1 вариант                                                                                              2 вариант Типы питания бактерий    автотрофы  гетеротрофы     Тип дыхания бактерий  анаэробы  аэробы     5. Значение бактерий в 1.  Бактерии   разлагают природе и жизни человека. органические вещества до минеральных, способствуют круговороту веществ, без чего жизнь на Земле была бы не возможной. 2. Бактерии улучшают качество почвы, повышают ее плодородие. 3. Существует огромное количество патогенных бактерий. Поэтому человеку нужно внимательнее относиться к своему здоровью, к продуктам питания.   4. Бактерии   играют   положительную   роль   в   жизни   многих   живых организмов, принимают участие в образовании  полезных ископаемых. Используются человеком для очистки сточных и технических вод.   Используют при производстве кормовых белков. Молочно­кислые   бактерии   выделяют   кислоту,   которая   подавляет жизнедеятельность гнилостных бактерий, а это прямой путь к долголетию. Упражнение «Реклама» (по 30 с. Представить бактерии). Интересные факты 1.Студенты из Калифорнийского университета сделали необычное открытие. Они обнаружили, что бактерия Pseudomonas aeruginosa (синегнойная палочка) способна   «вставать   на   ноги»   и   двигаться   в   вертикальном   положении.   О необычном  явлении  студенты сразу сообщили профессору Жерару Вонга. В настоящее время остается выяснить, ­ зачем этим бактериям нужно «ходить»? 2.   В   наше   время   идет   активная   роботизация   общественной   жизни   и производства;   довольно   часто   мы   слышим   о   различных   научных   проектах, целью которых является создание работа, был бы способен заменить те или иные   человеческие   функции.   Однако   бывает   и   наоборот   ­   не   остаются   в стороне так называемые «биокомпьютеры»: ученые из Массачусетса потрясли мир тем, что смогли запрограммировать бактерию так, чтобы она выполняла ряд функций калькулятора. Теперь одноклеточный организм может делить, умножать, а также вычислять логарифмы и извлекать квадратные корни. IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний. 1. Взаимопроверка. Работа с учебником. Задача: быстро и внимательно прочитать текст (текст уже знакомый). Класс разделить   на   две   команды.   Каждая   команда   к   прочитанному   тексту формулирует   определенное   количество   вопросов   и   записывает   их.   После этого   первая   будет   задавать   вопросы,   вторая   ­   на   них   отвечать.   Потом   ­ наоборот.   Это   соревнование   на   лучший   вопрос   и   лучший   ответ   (точный, полный, умный, веселый, интересный и др.) 2. Биологический диктант. 1. Кто относится к организмам разрушителям ....... бактерии 2. Бактерии были открыты ............. Антони ван Левенгук 3. Бактерии столбнячной палочки относятся к группе ....... бациллы 4.   В   бактериях   отсутствуют   следующие   всех   органелл   .....   ядро,   вакуоль, пластиды. 5. Бактерии шаровидной формы ........ кокки 6.   Наука,   изучающая   мелкие,     невидимых   глазу   организмы   ........ микробиология. V. Итог урока, аргументация оценок, рефлексия Беседа (вспомним основное). 1. Могут ли бактерии держать форму? 2. Есть ли у бактерий ядро? 3. Почему они называются прокариотами? 4. Зачем бактериям жгутик? Оценивание учеников. Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? Что понравилось больше всего? Что не понравилось на уроке? VI. Домашнее задание. Проработать параграф учебника. Знать определение. 1­ й группе подготовить сенкан на тему «Бактерии», 2­й группе подготовить краткую   презентацию   на   тему   «Болезнетворные   бактерии»,   3­й   группе   ­ составить кроссворд «Бактерии в жизни человека».  Литература: 1.Хуторское А.В. Формы и методы обучения. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. ­ М .: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2005. ­ 509 Кб .; 2."Проектирование   эффективного   урока"   Охрименко   Н.А.,   Федченко   Л.Я., Коровка О.А., Чернышева Р.И. Денисова А.Д. (Методические рекомендации); 3.Мастер­класс  О.В.Таглина (7 кл) Утро Веста 2007; 4.«Все уроки биологии» 7 класс. Ю.Г.Гамуля, О.В.Гамуля «Основа» 2007; 5. http  6.http   ://   easyen  ://   osvita  .  ru   /;  .  ua   /  vnz   /  reports    /  biolog    /.

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Конспект урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017