Конспект урока по биологии «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян» (6 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по биологии «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян» (6 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
6 кл
19.12.2017
Конспект урока по биологии «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян»  (6 класс)
Конспект урока по биологии для 6 класса по теме: "Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян". Программа В.В. Пасечника. У обучающихся сформируется представление об опылении и его видах, а также знания о процессе оплодотворения и его особенностях у растений.
Урок биологии Макеева.doc
«Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и Урок биологии по теме: семян» Цели урока: сформировать  у  обучающихся  представление об  опылении и его  видах, а также сформировать  знания о процессе  оплодотворения и его  особенностях  у   растений. познакомить обучающихся с различными способами опыления у цветковых  обобщить знания о цветке, как органе семенного.  Задачи: образовательные: • растений; с процессом оплодотворения; • развивающие: • • воспитательные: • • учить анализировать, делать выводы, работать с учебником; Развивать умения устанавливать причинно­следственные связи.  воспитывать положительную мотивацию к учёбе; осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников. Оборудование: Учебник биологии  для 6 класса по программе В.В. Пасечника,  компьютер, мультимедийный процессор, презентация по теме. Ход урока I. Организационный момент. У: Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Владимировна. И сегодняшний урок мы  проведем с вами вместе. II. Актуализация знаний. У: Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов ­ этого хрупкого и драгоценного  дара природы. Цветы ­ сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. Действительно, цветы  сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на  свадьбе, дне рождения и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть  нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между  людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными. Цветы, как люди, на любовь щедры, И щедро нежность, людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры. Цветы – эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком. У: Как вы думаете, для кого или для чего красота цветов? Ответ детей Давайте же выясним, правы вы или нет. У: Для начала  вспомним, какое строение имеет цветок? (Последовательно снизу вверх на макете: цветоножка, цветоложе, чашечка,  чашелистики, венчик, лепестки; тычинка: тычиночная нить, пыльник, пестик:  рыльце, столбик, завязь, семязачатки).  Каковы главные части цветка? (пестик, тычинки). У: Молодцы! Сегодня  на  уроке  мы  поговорим  о  двух  очень  важных  для цветковых   растений процессах, которые  тесно  взаимосвязаны между  собой и  без  которых  было   бы  невозможно продолжение рода у  растений – о оплодотворении   и  опылении. У: Открываем тетради, записываем число и тему: «Оплодотворение и опыление у  покрытосеменных растений. Образование плодов и семян» (слайд 1) У: Целью  нашего  сегодняшнего  урока  будет  изучить  опыление и его  виды, а так же   познакомиться  с  процессом  оплодотворения и его особенностями у растений. III. Изучение нового материала. У: Итак, для того чтобы произошло оплодотворение и образовался плод, необходимо,  чтобы пыльца попала на рыльце пестика. Этот процесс называется  ­ опыление.  (слайд 2) Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.(запись в тетрадь) У: Существует перекрестное опыление и самоопыление. Что это за виды? Ответить на  эти вопросы нам поможет учебник (Одна группа учащихся ищет в тексте понятие “  самоопыление”, другая “перекрестное опыление”, затем определения записываются  в тетрадь.) (слайд 3 ) Перекрестное опыление происходит при переносе пыльцы с тычинок одного цветка на  рыльце пестика другого цветка того же или другого растения.  Самоопыление ­  пыльца попадает с тычинки на пестик того же самого цветка.  У: Верно. У самоопыляющихся  растений пестики и тычинки созревают одновременно,  тычинки обычно длиннее пестиков, что облегчает попадание пыльцы на рыльце.   Пшеница, рис, горох, овес, картофель.  (слайд 4) У: Каким образом происходит перекрестное опыление?   “Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли.  Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему  клевер не давал плодов и семян, хотя обильно цветёт. Оказалось, что клевер не  плодоносит потому, что не опыляется, а опыления нет потому, что нет в Австралии  шмелей, которые опыляют цветки клевера. Привезли в Австралию шмелей, шмели  посещая клевер, опыляли его. Клевер стал плодоносить”. Проблемный вопрос: Почему шмели  и вообще насекомые прилетают на цветки? Посмотрите на эти цветки, какие они? (слайд 5) (Яркие, большие, ароматные, богатые нектаром, привлекательные). Полетят на эти цветы насекомые? (да, полетят). Такие  растения называются насекомоопыляемые. А эти цветы? (слайд 6) (мелкие, невзрачные, пыльца сухая мелкая, легкая). На эти  цветы насекомые полетят? (нет). Эти растения ветроопыляемые. Береза, орешник, дуб,  ольха, осина, рожь, кукуруза, пырей. У: Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родительское  растение, а при каком не совсем? Почему? (при самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к.  опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении  будет несколько отличаться от родительского растения). У: Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и  искусственное опыление. Искусственное опыление ­ опыление, которое осуществляет  человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. У:  А что же происходит дальше, после того, как пыльца попала на рыльце пестика?  (слайд 7) Пыльцевое зерно состоит из двух клеток. Одна клетка прорастая, образует пыльцевую  трубку, которая растет и продвигается к завязи. В завязи находится семязачаток, внутри которого расположен зародышевый мешок с центральной клеткой и яйцеклеткой.   Из другой клетки в пыльцевой трубке образуется два спермия. У вас на столе лежат шарики из пластилина. Синего цвета –2  спермия, желтого цвета –  это будет яйцеклетка. А красного цвета ­  центральная клетка.  Первый спермий сливается с яйцеклеткой, как это происходит и что при этом  образуется? Возьмите слепленные из пластилина спермий и яйцеклетку и соедините их.  Что получилось? Образовалась новая клетка. Она  называется зигота, из нее потом будет развиваться зародыш растения. А теперь возьмите второй спермий и центральную клетку, соедините их. В этом случае  образовавшаяся клетка называется эндосперм, в нем будут накапливаться питательные  вещества. У: Таким образом, у цветковых растений в оплодотворении участвуют два спермия,  поэтому оплодотворение  у них называют двойным.  Этот процесс был открыт великим  русским ботаником, академиком Сергеем Гавриловичем Навашиным в 1898 году. Так что же такое оплодотворение?  (запись в тетрадь)  Оплодотворением называют процесс слияния двух половых клеток ­ гамет. (слайд  8 ) У: После оплодотворения из семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры,  зародыша и запаса питательных веществ. После оплодотворения к завязи притекают  питательные вещества, и она превращается в спелый плод. Околоплодник, защищающий  семена от неблагоприятных воздействий развивается из стенок завязи. (слайд 9 ) Физкультминутка  (слайд 10) Наши алые цветки Распускают лепестки. (плавно поднимаем руки вверх)  Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.  (качание руками влево­вправо) Наши алые цветки Закрывают лепестки,  (присели, спрятались)  Головой качают,  (движения головой влево­вправо) Тихо засыпают. IV. У:    красота цветов?» А теперь ребята, давайте  вместе с вами выполним тест, и проверим, как вы усвоили  материал.  Вернемся к вопросу, который был задан в начале урока ­  «Для кого или для чего  Закрепление изученного материала. Контрольный тест по теме. (слайд 11) На рисунке отметьте точками, правильные ответы, соедините точки. 1. Опыление – это А. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика..  Б. Слияния спермия с центральной клеткой В. Прорастание пыльцевых зерен Г. Слияние половых клеток 2. Искусственное опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика с  помощью: А. Ветра Б. Человека  В. Воды Г. Животных 3. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых: А. Ветром Б. Насекомыми В. Путем самоопыления Г. Искусственно 4. Самоопыление происходит у: А. Березы, орешника Б. Картофеля, гороха  В. Вишни клевера Г. Ржи, кукурузы. 5. Оплодотворение у цветковых растений называют двойным, так как в нем участвуют: А. 2 яйцеклетки Б. 2 спермия В. Центральная клетка зародышевого мешка Г. 2 центральные клетки зародышевого мешка 6. Семена развиваются из семязачатков, которые находятся А. В тычинке Б. В завязи пестика В. В пыльнике Г. На рыльце пестика 7. Биолог,  который открыл процесс двойного оплодотворения: А. Навашин Б. Менделеев В. Докучаев Г. Вернадский Если на лице появилась улыбка, значит, вы успешно справились с тестом, если  улыбка немного исказилась, то у вас есть ошибки, над которыми нужно еще  поработать. V. Инструктаж домашнего здания. (слайд 12) Параграф 44

Конспект урока по биологии «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян» (6 класс)

Конспект урока по биологии «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян»  (6 класс)

Конспект урока по биологии «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян» (6 класс)

Конспект урока по биологии «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян»  (6 класс)

Конспект урока по биологии «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян» (6 класс)

Конспект урока по биологии «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян»  (6 класс)

Конспект урока по биологии «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян» (6 класс)

Конспект урока по биологии «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян»  (6 класс)

Конспект урока по биологии «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян» (6 класс)

Конспект урока по биологии «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян»  (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2017