ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Наталья Макеева Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору

Все файлы публикации > Урок биологии Макеева.doc
Конспект урока по биологии «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян»  (6 класс)

«Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и
Урок биологии по теме:
семян»
Цели урока: сформировать у обучающихся представление об опылении и его видах, а
также сформировать знания о процессе оплодотворения и его особенностях у
растений.
познакомить обучающихся с различными способами опыления у цветковых
обобщить знания о цветке, как органе семенного.
Задачи:
образовательные:

растений; с процессом оплодотворения;

развивающие:


воспитательные:


учить анализировать, делать выводы, работать с учебником;
Развивать умения устанавливать причинно­следственные связи.
воспитывать положительную мотивацию к учёбе;
осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников.
Оборудование: Учебник биологии для 6 класса по программе В.В. Пасечника,
компьютер, мультимедийный процессор, презентация по теме.
Ход урока
I. Организационный момент.
У: Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Владимировна. И сегодняшний урок мы
проведем с вами вместе.
II. Актуализация знаний.
У: Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов ­ этого хрупкого и драгоценного
дара природы. Цветы ­ сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил:
“Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. Действительно, цветы
сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на
свадьбе, дне рождения и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть
нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между
людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.
Цветы, как люди, на любовь щедры,
И щедро нежность, людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Цветы – эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.
У: Как вы думаете, для кого или для чего красота цветов?
Ответ детей
Давайте же выясним, правы вы или нет.
У: Для начала вспомним, какое строение имеет цветок?

Конспект урока по биологии «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян»  (6 класс)

(Последовательно снизу вверх на макете: цветоножка, цветоложе, чашечка,
чашелистики, венчик, лепестки; тычинка: тычиночная нить, пыльник, пестик:
рыльце, столбик, завязь, семязачатки).
Каковы главные части цветка? (пестик, тычинки).
У: Молодцы! Сегодня на уроке мы поговорим о двух очень важных для цветковых
растений процессах, которые тесно взаимосвязаны между собой и без которых было
бы невозможно продолжение рода у растений – о оплодотворении и опылении.
У: Открываем тетради, записываем число и тему: «Оплодотворение и опыление у
покрытосеменных растений. Образование плодов и семян» (слайд 1)
У: Целью нашего сегодняшнего урока будет изучить опыление и его виды, а так же
познакомиться с процессом оплодотворения и его особенностями у растений.
III. Изучение нового материала.
У: Итак, для того чтобы произошло оплодотворение и образовался плод, необходимо,
чтобы пыльца попала на рыльце пестика. Этот процесс называется ­ опыление.
(слайд 2)
Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.(запись в тетрадь)
У: Существует перекрестное опыление и самоопыление. Что это за виды? Ответить на
эти вопросы нам поможет учебник (Одна группа учащихся ищет в тексте понятие “
самоопыление”, другая “перекрестное опыление”, затем определения записываются
в тетрадь.) (слайд 3 )
Перекрестное опыление происходит при переносе пыльцы с тычинок одного цветка на
рыльце пестика другого цветка того же или другого растения.
Самоопыление ­ пыльца попадает с тычинки на пестик того же самого цветка.
У: Верно. У самоопыляющихся растений пестики и тычинки созревают одновременно,
тычинки обычно длиннее пестиков, что облегчает попадание пыльцы на рыльце.
Пшеница, рис, горох, овес, картофель. (слайд 4)
У: Каким образом происходит перекрестное опыление?
“Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли.
Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему
клевер не давал плодов и семян, хотя обильно цветёт. Оказалось, что клевер не
плодоносит потому, что не опыляется, а опыления нет потому, что нет в Австралии
шмелей, которые опыляют цветки клевера. Привезли в Австралию шмелей, шмели
посещая клевер, опыляли его. Клевер стал плодоносить”.
Проблемный вопрос: Почему шмели и вообще насекомые прилетают на цветки?
Посмотрите на эти цветки, какие они? (слайд 5) (Яркие, большие, ароматные, богатые
нектаром, привлекательные). Полетят на эти цветы насекомые? (да, полетят). Такие
растения называются насекомоопыляемые.
А эти цветы? (слайд 6) (мелкие, невзрачные, пыльца сухая мелкая, легкая). На эти
цветы насекомые полетят? (нет). Эти растения ветроопыляемые. Береза, орешник, дуб,
ольха, осина, рожь, кукуруза, пырей.
У: Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родительское
растение, а при каком не совсем? Почему?

Конспект урока по биологии «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян»  (6 класс)

(при самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к.
опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении
будет несколько отличаться от родительского растения).
У: Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и
искусственное опыление. Искусственное опыление ­ опыление, которое осуществляет
человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений.
У: А что же происходит дальше, после того, как пыльца попала на рыльце пестика?
(слайд 7)
Пыльцевое зерно состоит из двух клеток. Одна клетка прорастая, образует пыльцевую
трубку, которая растет и продвигается к завязи. В завязи находится семязачаток, внутри
которого расположен зародышевый мешок с центральной клеткой и яйцеклеткой.
Из другой клетки в пыльцевой трубке образуется два спермия.
У вас на столе лежат шарики из пластилина. Синего цвета –2 спермия, желтого цвета –
это будет яйцеклетка. А красного цвета ­ центральная клетка.
Первый спермий сливается с яйцеклеткой, как это происходит и что при этом
образуется? Возьмите слепленные из пластилина спермий и яйцеклетку и соедините их.
Что получилось? Образовалась новая клетка.
Она называется зигота, из нее потом будет развиваться зародыш растения.
А теперь возьмите второй спермий и центральную клетку, соедините их. В этом случае
образовавшаяся клетка называется эндосперм, в нем будут накапливаться питательные
вещества.
У: Таким образом, у цветковых растений в оплодотворении участвуют два спермия,
поэтому оплодотворение у них называют двойным. Этот процесс был открыт великим
русским ботаником, академиком Сергеем Гавриловичем Навашиным в 1898 году.
Так что же такое оплодотворение? (запись в тетрадь)
Оплодотворением называют процесс слияния двух половых клеток ­ гамет. (слайд
8 )
У: После оплодотворения из семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры,
зародыша и запаса питательных веществ. После оплодотворения к завязи притекают
питательные вещества, и она превращается в спелый плод. Околоплодник, защищающий
семена от неблагоприятных воздействий развивается из стенок завязи. (слайд 9 )
Физкультминутка (слайд 10)
Наши алые цветки
Распускают лепестки. (плавно поднимаем руки вверх)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (качание руками влево­вправо)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, (присели, спрятались)
Головой качают, (движения головой влево­вправо)
Тихо засыпают.
IV.
У:

красота цветов?»
А теперь ребята, давайте вместе с вами выполним тест, и проверим, как вы усвоили
материал.
Вернемся к вопросу, который был задан в начале урока ­ «Для кого или для чего
Закрепление изученного материала.

Конспект урока по биологии «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян»  (6 класс)

Контрольный тест по теме. (слайд 11)
На рисунке отметьте точками, правильные ответы, соедините точки.
1. Опыление – это
А. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика..
Б. Слияния спермия с центральной клеткой
В. Прорастание пыльцевых зерен
Г. Слияние половых клеток
2. Искусственное опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика с
помощью:
А. Ветра
Б. Человека
В. Воды
Г. Животных
3. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых:
А. Ветром
Б. Насекомыми
В. Путем самоопыления
Г. Искусственно
4. Самоопыление происходит у:
А. Березы, орешника
Б. Картофеля, гороха
В. Вишни клевера
Г. Ржи, кукурузы.
5. Оплодотворение у цветковых растений называют двойным, так как в нем участвуют:
А. 2 яйцеклетки
Б. 2 спермия
В. Центральная клетка зародышевого мешка
Г. 2 центральные клетки зародышевого мешка
6. Семена развиваются из семязачатков, которые находятся
А. В тычинке

Конспект урока по биологии «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян»  (6 класс)

Б. В завязи пестика
В. В пыльнике
Г. На рыльце пестика
7. Биолог, который открыл процесс двойного оплодотворения:
А. Навашин
Б. Менделеев
В. Докучаев
Г. Вернадский
Если на лице появилась улыбка, значит, вы успешно справились с тестом, если
улыбка немного исказилась, то у вас есть ошибки, над которыми нужно еще
поработать.
V. Инструктаж домашнего здания.
(слайд 12)
Параграф 44

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл