Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "БОДРСТВОВАНИЕ И СОН"
Оценка 4.8

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "БОДРСТВОВАНИЕ И СОН"

Оценка 4.8
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
21.02.2018
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "БОДРСТВОВАНИЕ И СОН"
Цели: раскрыть биологическое значение чередования сна и бодрствования; проследить расстройства, возникающие у человека, лишенного сна; фазы сна и их характеристики. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; слушать и слышать слово; отвечать на вопросы; логически мыслить; выступать с небольшими сообщениями. Оборудование: таблица «Головной мозг человека»; электроэнцефалограмма сна человека.
Урок 60. Бодрствование и сон.rtf
У р о к  60 БОДРСТВОВАНИЕ И СОН Ц е л и :   раскрыть   биологическое   значение   чередования   сна   и бодрствования;   проследить   расстройства,   возникающие   у   человека, лишенного сна; фазы сна и их характеристики. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; слушать и слышать слово; отвечать на вопросы; логически мыслить; выступать с небольшими сообщениями. О б о р у д о в а н и е :   таблица   «Головной   мозг   человека»; электроэнцефалограмма сна человека. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  201 в рабочей тетради.  1) Что такое торможение?  2) Какие бывают виды торможения?  3) Каково биологическое значение торможения?  III. Изучение нового материала. 1. В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я .  Регулярная   смена   сна   и   бодрствования   –   необходимый   суточный цикл для животных. Зимняя спячка многих животных, так называемый «сезонный   сон»,   является   защитой   организма   от   неблагоприятных условий.  Человек   более   20   лет   из   60   проводит   во   сне.   Без   сна   жизнь немыслима. В опытах собаки без пищи жили 20–25 дней и теряли в весе 50 %, а лишенные сна погибали через 10–12 дней, хотя убавляли в весе всего на 5–13 %. Бессонница очень мучительна, и не случайно в Древнем Китае приговаривали к смертной казни лишением сна. Сон   неодолим.   Вот   как   рисует   картину   непреодолимого   сна   В. Катаев в рассказе «Сон». Бойцы конницы С. М. Буденного в течение трех суток выдержали 20 атак… «к мукам жажды, немоты, голода и зноя прибавилась еще новая – мука борьбы с непреодолимым сном. …Атака   кончилась.   Бойцы   едва   держались   в   седлах.   Не   было никакой возможности бороться со сном. Наступал вечер. Сон заводил глаза. Веки были как намагниченные. Глаза засыпали. Сердце, налитое кровью,   тяжелой   и   неподвижной,   как   ртуть,   затихало   медленно,   и вместе   с   ним   останавливались   и   вдруг   падали   отяжелевшие   руки, разжимались пальцы, мотались головы, съезжали на лоб фуражки». Почему человек и животное не обходятся без сна? На этот вопрос отвечает современная наука.  2. С о о б щ е н и е   у ч а щ е г о с я  на тему «Почему мы спим». Первые наивные ответы на вопрос о причинах сна складывались у людей еще в глубокой древности. Первобытный человек полагал, что во сне душа отделяется от тела, и если она не успеет вернуться к моменту пробуждения, то человек умирает. В сновидениях происходили встречи с умершими людьми. Это давало повод утверждать бессмертие души. В Древней Греции богом сна считали Морфея, брата Смерти.  С   развитием   науки   высказывались   разные   теории   о   сне.   Были утверждения,   что   сон   вызывается   «обескровливание   мозга».   В доказательство   приводили   опыт:   если   зажать   крупные   артерии   шеи, человек   или   животное   засыпает.   Эти   сосуды   и   называли   сонными. Однако наблюдения за сросшимися близнецами показали, что изменение состава   крови   не   является   причиной   сна.   Близнецы,   имея   общий кровоток, засыпали в разное время.  Природу сна объяснил И. П. Павлов. Размышления о причинах сна возникли у него под влиянием случайного наблюдения в лаборатории. Собаку приготовили к очередному опыту. Она долго стояла в станке и заснула, повиснув на лямках. Никакие раздражители не вывели ее из этого   состояния.   Последовали   специальные   опыты   и   исследования. Привычная   обстановка,   отсутствие   постоянных   раздражителей   и приводит в заторможенное состояние клетки мозга. Сон   –   общее   торможение.   Оно   распространяется   на   всю   кору головного мозга и даже захватывает средний мозг. Вызывать сон могут ритмичные раздражители: мерные удары капель, тиканье   часов,   стук   колес   вагона,   монотонная   песня.   И.   П.   Павлов подметил,   что   все   люди,   особенно   не   имеющие   сильной   внутренней жизни, при однообразных раздражениях, как бы это ни было неуместно и несвоевременно, неодолимо впадают в сонливость и сон.  Сон   наступает,   когда   клеткам   мозга   необходимо   отдохнуть.   Он охраняет мозг от перенапряжения. И. П. Павлов поэтому назвал сон охранительным   торможением.   Сон,   как   заметил   ученый,   является «выручателем» нервной системы, он защищает организм от утомления и бережет здоровье. В   процессе   сна   клетки   мозга   восстанавливают   свою работоспособность,   они   активно   усваивают   питательные   вещества, накапливают энергию. Сон восстанавливает умственные силы, создавая чувство   свежести,  бодрости,  готовности  работать.  Недаром  в  народе говорят: «Утро вечера мудренее».  Причины сна еще глубже раскрыты современной наукой. Смена сна и бодрствования   связывается   с   деятельностью   сетевого   вещества, ретикулярной   формации,   ствола   головного   мозга.   Кора   может подавлять   или   поддерживать   состояние   бодрствования,   посылая сигналы или перерывая связь с сетевым веществом.  Пробуждение наступает только тогда, когда раздражение достигает коры   через   сетевое   вещество.   Сон   задерживается,   если   сигналы незначительны.  Торможение   клеток   ретикулярной   формации   вызывает   сон,   а   их активное влияние на клетки коры – бодрствование. Почему, например, трудно   бывает   уснуть   после   напряженной   умственной   работы, волнений?   Возбужденное   состояние   коры   оказывает   влияние   на ретикулярную формацию, повышая или угнетая ее деятельность.  Расстройство сна связано с нарушением деятельности ретикулярной формации; через влияние на нее различными химическими веществами можно вернуть нормальную смену сна и бодрствования.  В о п р о с ы   д л я   с л у ш а т е л е й : 1) Что считалось причиной сна в глубокой древности? 2) Как природу сна объяснил И. П. Павлов? 3) В чем видит причины сна современная наука? 3.  С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а   у ч а щ и х с я   над   текстом учебника на с. 235–237 и последующее  о б с у ж д е н и е   и з у ч е н н о г о п о   в о п р о с а м . –  Каково значение сна?  –  Кто научно обосновал природу сна?  –   Что происходит в организме во время сна?  – Какие этапы можно выделить во время сна?  – Чем характеризуются «медленный» и «быстрый» сон?  – Что такое сновидения?  – Все ли люди видят сны?  –   Что   такое   «сторожевые   пункты»   коры   полушарий,   каковы   их функции?  – Какова потребность во сне у подростка?  4. С о о б щ е н и е   у ч а щ е г о с я  на тему «Здоровый сон».  Сон – показатель физического  и психического  здоровья  человека. Еще в древности говорили: «Сон – лучшее благо на пиру природы». Многие   поэты   воспевали   сон,   который   приносит   покой   усталому человеку, снимает волнения, облегчает горе. Ф. Тютчев писал: «Древние раны сном лечи».  Сон ничем нельзя заменить. От недосыпания страдает весь организм,   в   результате   ослабевают   память, и   прежде   всего   мозг, сообразительность и общая работоспособность. Сколько же нормально нужно спать? Продолжительность и глубина сна зависят от характера человека, возраста, работы, привычек, степени утомления.   В   среднем   взрослый   человек   должен   спать   8   часов. Некоторые люди сохраняют нормальную работоспособность и хорошо себя чувствуют, хотя спят всего 5–6 часов в сутки.  Свежий  воздух, прогулки  ускоряют  наступление сна,  увеличивают его   продолжительность   и   глубину.   Вот   почему   так   полезно   в   свой режим внести регулярные вечерние прогулки перед сном, отдохнуть от умственного напряженного труда, настроить себя на отдых.  Если всегда ложиться спать в установленное время, наступление сна будет быстрее и, как говорил И. П. Павлов, настойчивее. Несомненно, в этом проявляется влияние ритма – четко заведенного порядка в смене видов деятельности, чередовании труда и отдыха. Человек, приучивший себя   к   режиму,   овладевает   очень   выгодной   для   труда   и   здоровья формой деятельности. Безалаберность ведет к значительным потерям времени, к более быстрому утомлению и изнашиванию организма.  Ложась спать, нужно, как говорят, вместе с одеждой скинуть с себя и все дневные заботы. Трудно уснуть, когда мозг возбужден. Обычно разыгравшиеся перед сном дети не могут быстро заснуть: возбуждение широко   охватило   кору   их   мозга.   Неожиданное   известие,   сильный раздражитель нарушает сон.  Спокойная   обстановка,   привычный   порядок   подготовки   ко   сну хорошо настраивают мозг к наступлению охранительного торможения. Чем меньше посторонних раздражителей, тем легче заснуть.  Мешают спать плотный ужин перед сном, крепкий чай или кофе. Они являются   сильными   возбудителями   нервной   системы,   снимают торможение коры головного мозга, взбадривая на некоторый период его деятельности.  Слишком   длительный   сон   вреден   здоровому   человеку.   Об   этом красноречиво   написал   великий   русский   педагог   К.   Д.   Ушинский.   В своем   труде   «Человек   как   предмет   воспитания»   он   отмечает: «Излишний   сон   усиливает   растительный   процесс   больше,   чем   того требует деятельность животного организма, и делает человека вялым, маловпечатлительным, тупым, ленивым, увеличивает объем его тела… Вот почему должно управлять и сном».  В о п р о с ы   д л я   с л у ш а т е л е й :   1) Назовите основные правила здорового сна.  2) Кто и в каком произведении написал о вреде слишком длительного сна?  3) Почему человеку вреден излишний сон?  IV. Закрепление знаний.  Р а б о т а   в   г р у п п а х .   I   г р у п п а   выполняет задание 1 в рубрике «Подумайте» на с. 238 учебника.  II  г р у п п а   выполняет задание 2 в рубрике «Подумайте» на с. 238 учебника. Задание на дом:  изучить текст учебника на с. 235–237; выполнить задания 205–207 в рабочей тетради.

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "БОДРСТВОВАНИЕ И СОН"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "БОДРСТВОВАНИЕ И СОН"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "БОДРСТВОВАНИЕ И СОН"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "БОДРСТВОВАНИЕ И СОН"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "БОДРСТВОВАНИЕ И СОН"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "БОДРСТВОВАНИЕ И СОН"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "БОДРСТВОВАНИЕ И СОН"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "БОДРСТВОВАНИЕ И СОН"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "БОДРСТВОВАНИЕ И СОН"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "БОДРСТВОВАНИЕ И СОН"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "БОДРСТВОВАНИЕ И СОН"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "БОДРСТВОВАНИЕ И СОН"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018