Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ДВИЖЕНИЕ КРОВИ И ЛИМФЫ В ОРГАНИЗМЕ"
Оценка 4.8

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ДВИЖЕНИЕ КРОВИ И ЛИМФЫ В ОРГАНИЗМЕ"

Оценка 4.8
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
21.02.2018
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ДВИЖЕНИЕ КРОВИ И ЛИМФЫ В ОРГАНИЗМЕ"
Цели: закрепить знания учащихся о строении и функциях крови; проследить, как происходит движение крови и лимфы в организме и каково значение этого процесса; рассмотреть особенности строения органов кровообращения. Формировать умения: работать с текстом и рисунками учебника; подсчитывать пульс; измерять кровяное давление. Оборудование: таблицы: «Кровеносная система человека», «Схема кровообращения», «Сердце»; модель «сердца».
Урок 35. Движение крови и лимфы в организме.rtf
ДВИЖЕНИЕ КРОВИ И ЛИМФЫ В ОРГАНИЗМЕ У р о к   35 Ц е л и:  закрепить знания учащихся о строении и функциях крови; проследить, как происходит движение крови и лимфы в организме и каково   значение   этого   процесса;   рассмотреть   особенности   строения органов кровообращения. Формировать умения: работать с текстом и рисунками учебника; подсчитывать пульс; измерять кровяное давление.  О б о р у д о в а н и е :   таблицы:   «Кровеносная   система   человека», «Схема кровообращения», «Сердце»; модель «сердца».  Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка и закрепление знаний.  1. Ф р о н т а л ь н ы й   о п р о с . –   Какие   клетки   содержатся   в   плазме   крови?  Какие   функции   они выполняют? – Какую форму имеют эритроциты и как это связано с выполняемой ими функцией?  –   Почему   в   анализе   крови   указывается   количество   не   только эритроцитов, но и гемоглобина?  – Что такое малокровие? Каковы его причины и способы лечения?  (Малокровие   –   это   состояние   организма,   при   котором   в   крови уменьшается   либо   количество   эритроцитов,   либо   содержание гемоглобина в каждом из них.  Малокровие может возникнуть по разным причинам. Оно может развиться после большой кровопотери, после перенесения некоторых заболеваний (к примеру, малярии). К малокровию может привести отравление   ядами   некоторых   животных,   вызывающее   массовую гибель   эритроцитов.   Причиной   малокровия   может   быть   также нарушение образования эритроцитов в кроветворных органах. Во всех случаях малокровия в крови уменьшается количество гемоглобина, в результате чего ткани испытывают недостаток кислорода. Малокровие   лечат   различными   лекарственными   препаратами, переливанием   крови,   нередко   помогают   восстановить   нормальное содержание   гемоглобина   в   крови   усиленное   питание   и   свежий воздух.) – Что такое иммунитет? Какое он имеет значение?  –   Какую   роль   в   борьбе   с   инфекционными   заболеваниями   играют антитела? –   Какие   клетки   крови   выполняют   в   нашем   организме   защитную функцию?  – Чем естественный иммунитет отличается от искусственного?  –   Почему   иммунитет,   выработанный   против   оспы,   не   действует против дифтерии? 2. И н д и в и д у а л ь н а я   р а б о т а   у ч а щ и х с я   п о   к а р т о ч к а м  (6 человек). К а р т о ч к а  1. Выберите правильный ответ. А. Какой процент от массы тела составляет кровь? (6 %; 10 %; 15 %; 20 %; 30 %.)  Б. Что такое кровь? (Однородная жидкость,  соединительная ткань, межклеточное вещество.)  В.   Какую   функцию   выполняют   красные   кровяные   клетки?  дыхательную,   обеспечивают   свертывание (Защитную,   питательную, крови.) Г.   Какова   функция   белых   кровяных   клеток?   (Выделительная, дыхательная, питательная, защитная, гуморальная, терморегуляторная.) П р и м е ч а н и е . Правильные ответы подчеркнуты двумя линиями. К а р т о ч к а  2. Какова роль ­ и Т­клеток, фагоцитов в иммунитете? Чем отличается механизм их действия?  О т в е т .  ­клетки образуют особые вещества – антитела. Антитела соединяются   с   бактериями   и   делают   их   беззащитными   против фагоцитов.  Т­клетки   сами   находят   болезнетворные   бактерии   или   клетки, пораженные вирусами. Вступив в контакт с ними, Т­клетки выделяют особые вещества, вызывающие гибель бактерий или вирусов. Фагоциты (некоторые виды лейкоцитов) поглощают и переваривают болезнетворных микробов и их яды. К а р т о ч к а   3.   Чем   отличается   действие   вакцины   от   действия лечебной сыворотки?  О т в е т .   Вакцина   –   культура   ослабленных   микробов.   Введение вакцины в организм человека называется прививкой. Прививка вызывает заболевание в легкой форме, при этом образуются защитные антитела. После прививки человек чаще всего не заболевает или болеет легко той болезнью, от которой сделана прививка.  Если заболевшему нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотки. В ы в о д .   Вакцина   –   это   микробы,   в   ответ   на   введение   которых организм   вырабатывает   соответствующие   антитела,   а   лечебная сыворотка   –   это   готовые   антитела,   полученные   из   плазмы   крови животных   или   людей,   перенесших   определенное   инфекционное заболевание. Вид иммунитета 1. Естественный. А. Врожденный. Б. Приобретенный 2. Искусственный.  А. Активный. Б. Пассивный Способ приобретения Длительность действия Передается детям от  родителей по наследству. В результате  перенесенных болезней В течение всей жизни  человека. Как правило, в течение  всей жизни По действием вакцины  (т. е. введение убитых или  сильно ослабленных  возбудителей болезни, что вызывает заболевание в  легкой форме и  выработку защитных  антител). Под действием лечебной  сыворотки (т. е.  сыворотки крови  переболевших людей или  животных, содержащей  Как правило, в течение  всей жизни или на долгие годы. Непродолжительное  время, пока  присутствуют введенные  антитела готовые антитела) К а р т о ч к а  5. Как происходит свертывание крови?  О т в е т .   Свертывание   крови   –   это   защитная   реакция   организма, препятствующая   потери   крови   и   проникновению   в   организм болезнетворных организмов. При повреждении кровеносных сосудов разрушаются и тромбоциты, при   этом   в   плазму   выделяется   особый   фермент   –   тромбин.   Под действием   этого   фермента   растворимый   белок   плазмы   крови фибриноген   преобразуется   в   нерастворимый   белок   фибрин.   Фибрин представляет  собой  тонкие  нити, образующие мелкоячеистую  сеть, в которой   задерживаются   форменные   элементы   крови.   Образуется сгусток, или тромб.  К а р т о ч к а  6. Что такое фагоцитоз и кто открыл это явление?  О т в е т .   Фагоцитоз   –   это   захватывание   и   поглощение микроскопических инородных живых объектов (бактерий, фрагментов клетки)   и   твердых   частиц   одноклеточными   организмами   или некоторыми клетками многоклеточных организмов.  Явление фагоцитоза обнаружено И. И. Мечниковым в 1882 году. III. Изучение нового материала.  1.  А к т у а л и з а ц и я   з н а н и й   на   основе   повторения   материала предыдущих курсов о животных.  – Что такое кровообращение?  (Движение крови по сосудам.)  – Какова роль кровообращения в жизни млекопитающих животных?  (Кровь, двигаясь по сосудам, разносит по организму питательные вещества и кислород, выносит из организма углекислый газ и другие продукты распада.)  – Назовите органы кровообращения.  (Сосуды и сердце – органы кровообращения.)  2.  С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а   у ч а щ и х с я   с   текстом   и рисунками в учебнике на с. 146–147. 1) Изучить текст учебника на с. 146–147.  2) Ответить на 2 и 3­й вопросы в рубрике «Проверьте свои знания» на с. 148 учебника. – Чем артерии отличаются от вен?  (Артерии – сосуды, по которым кровь течет от сердца, а вены несут кровь к сердцу. Артерии имеют толстые, прочные и упругие стенки, у вен стенки тонкие и мягкие. Это объясняется тем, что у артерий   слой   гладких   мышц   значительно   толще,   чем   у   вен,   и   у артерий   две   эластические   мембраны,   а   у   вен   –   одна.   Давление   в артериях выше, чем в венах.)  – Какую функцию выполняют капилляры?  (Капилляры связывают артерии и вены между собой, замыкают круг кровообращения и обеспечивают непрерывную циркуляцию крови. В   капиллярах   происходит   обмен   жидкостями,   питательными веществами и газами между кровью и тканями.) 3. Объяснение учителя. Строение и функции сердца.  Сердце  –   полый   мышечный   четырехкамерный   орган.   Его   масса   у взрослого человека составляет 250–300 г.  Сердце   лежит   в   грудной   полости   между   легкими,   немного   левее средней линии тела.  По форме сердце напоминает уплощенный конус и состоит из двух частей:   правой   и   левой.   Каждая   часть   включает   предсердие   и желудочек.  Сердце   покрыто   тонкой   и   плотной   оболочкой,   образующей замкнутый   мешок   –   околосердечную   сумку.   Между   сердцем   и околосердечной   сумкой   находится   жидкость,  увлажняющая   сердце   и уменьшающая трение при его сокращениях. Предсердия и желудочки соединяются между собой отверстиями. По краям отверстий располагаются створчатые клапаны сердца. На стороне клапанов,   обращенной   в   полость   желудочков,   имеются   специальные сухожильные   нити.   Эти   нити   удерживают   клапаны   от   прогибания   в сторону предсердий. Между левым предсердием и левым желудочком клапан имеет две створки и называется двустворчатым, между правым предсердием и правым желудочком находится трехстворчатый клапан. Двустворчатый и трехстворчатый клапаны обеспечивают ток крови в одном   направлении   –   из   предсердий   в   желудочки.   Между   левым желудочком   и   отходящей   от   него   аортой,   а   также   между   правым желудочком   и   отходящей   от   него   легочной   артерией   тоже   имеются клапаны. Из­за своеобразной формы створок они названы полулунными. Каждый полулунный клапан состоит из трех листков, напоминающих кармашки. Свободным краем кармашки направлены в просвет сосудов. Полулунные   клапаны   обеспечивают   ток   крови   только   в   одном направлении – из желудочков в аорту и легочную артерию. Основной функцией сердца является обеспечение непрерывного тока крови по сосудам.  4 .   С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а   у ч а щ и х с я  с текстом на с. 146 «Круги кровообращения».  1) Чтение текста «Схема кровообращения».  2) Заполнение таблицы «Изменения крови в кругах кровообращения».  Круги  Органы,  кровообращения  их образующие Направление  движения крови 1 Большой круг  кровообращени я  3 От левого  желудочка к  правому  предсердию  2 Левый желудочек   аорта  артерии   капилляры  мелкие вены  крупные  вены  верхняя и  нижняя полые вены   правое предсердие Вид крови 4 От левого  желудочка до  капилляров –  артериальная  кровь. От  капилляров до  правого  предсердия –  венозная кровь Малый круг  кровообращени я  Правый желудочек  легочный ствол   правая и левая  легочные артерии   От правого  желудочка до  левого  предсердия От правого  желудочка до  легочных  капилляров –  венозная кровь. 1 2 3 легочные капилляры   легочные вены   левое предсердие  Окончание табл. 4 От легочных  капилляров до  левого  предсердия –  артериальная  кровь IV. Закрепление знаний.  Р а б о т а   в   г р у п п а х . I   г р у п п а . Работа над вопросами 1–5 в рубрике «Проверьте свои знания» на с. 148 учебника. II  г р у п п а . Работа над вопросами 6–10 в рубрике «Проверьте свои знания» на с. 148 учебника.  III  г р у п п а .   Работа   над   заданием   12   рубрики   «Проверьте   свои знания» на с. 148 учебника.  I V   г р у п п а . Работа над заданием в рубрике «Подумайте» на с. 149 учебника. По   окончании   работы   в   группах   учащиеся   обмениваются информацией, дополняют и исправляют друг друга.  О т в е т ы   н а   в о п р о с ы  рубрики «Проверьте свои знания».  1) Каково значение кровеносной системы?  2) Чем артерии отличаются от вен?  3) Как устроено сердце?  5) Какую роль играют створчатые клапаны?  6) Как работают полулунные клапаны?  7) Где начинается и заканчивается большой круг кровообращения? 8) Что происходит с кровью в малом круге кровообращения?  9) Почему у артерий более толстые стенки, чем у вен?  10) Почему мышечная стенка левого желудочка значительно толще мышечной стенки правого желудочка?  О т в е т   н а   в о п р о с  в рубрике «Подумайте!».  – Почему вредно носить тесную обувь и туго затягиваться ремнями?  О т в е т .  Тесная   обувь   и   туго   затянутые   ремни   нарушают нормальное движение крови по сосудам, а следовательно, не могут нормально   снабжать   ткани   кислородом   и   питательными веществами   и   обеспечивать   отток   из   тканей   продуктов   распада, что может привести к различного рода заболеваниям. Задание   на   дом:  изучить   материал   учебника   на   с.   144–148; выполнить в рабочей тетради задания 123, 124, 127; записать в словарик определения   терминов  «артерия»,  «вена», «капилляр»,  «предсердие», «желудок», «створчатые клапаны», «полулунные клапаны», «большой и малый круг кровообращения».

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ДВИЖЕНИЕ КРОВИ И ЛИМФЫ В ОРГАНИЗМЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ДВИЖЕНИЕ КРОВИ И ЛИМФЫ В ОРГАНИЗМЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ДВИЖЕНИЕ КРОВИ И ЛИМФЫ В ОРГАНИЗМЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ДВИЖЕНИЕ КРОВИ И ЛИМФЫ В ОРГАНИЗМЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ДВИЖЕНИЕ КРОВИ И ЛИМФЫ В ОРГАНИЗМЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ДВИЖЕНИЕ КРОВИ И ЛИМФЫ В ОРГАНИЗМЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ДВИЖЕНИЕ КРОВИ И ЛИМФЫ В ОРГАНИЗМЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ДВИЖЕНИЕ КРОВИ И ЛИМФЫ В ОРГАНИЗМЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ДВИЖЕНИЕ КРОВИ И ЛИМФЫ В ОРГАНИЗМЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ДВИЖЕНИЕ КРОВИ И ЛИМФЫ В ОРГАНИЗМЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ДВИЖЕНИЕ КРОВИ И ЛИМФЫ В ОРГАНИЗМЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ДВИЖЕНИЕ КРОВИ И ЛИМФЫ В ОРГАНИЗМЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ДВИЖЕНИЕ КРОВИ И ЛИМФЫ В ОРГАНИЗМЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ДВИЖЕНИЕ КРОВИ И ЛИМФЫ В ОРГАНИЗМЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ДВИЖЕНИЕ КРОВИ И ЛИМФЫ В ОРГАНИЗМЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ДВИЖЕНИЕ КРОВИ И ЛИМФЫ В ОРГАНИЗМЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ДВИЖЕНИЕ КРОВИ И ЛИМФЫ В ОРГАНИЗМЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ДВИЖЕНИЕ КРОВИ И ЛИМФЫ В ОРГАНИЗМЕ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018