Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"
Оценка 4.6
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
21.02.2018
Цели: ознакомить учащихся с особенностями строения легких; механизмом газообмена в легких и тканях; дать понятие о жизненной емкости легких, сущности дыхательных движений, регулировании вдоха и выдоха. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике; извлекать нужную информацию быстро и качественно; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, гигиенические требования к его составу.
Оборудование: модель гортани; таблицы «Органы дыхания, гортань, органы полости рта при дыхании и глотании».
Уроки 40–42. Газообмен в легких и тканях.rtf
У р о к и 40–42
ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ
Ц е л и : ознакомить учащихся с особенностями строения легких;
механизмом газообмена в легких и тканях; дать понятие о жизненной
емкости легких, сущности дыхательных движений, регулировании вдоха
и выдоха. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и
рисунками, данными в учебнике; извлекать нужную информацию быстро
и качественно; логически мыслить и оформлять результаты
мыслительных операций в устной и письменной форме; характеризовать
изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, гигиенические
требования к его составу.
О б о р у д о в а н и е : модель гортани; таблицы «Органы дыхания,
гортань, органы полости рта при дыхании и глотании».
Ход уроков
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я 1 3 8 в р а б о ч е й т е т р а д и .
Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов.
1 – носовая полость;
2 – гортань;
3 – язык;
4 – трахея;
5 – бронхи;
6 – легкое;
7 – альвеолы.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я 1 4 2 в р а б о ч е й т е т р а д и .
– Каково строение легкого? Как это связано с его функциями?
Основной орган дыхательной системы – легкие. Здесь происходит
газообмен между воздухом и кровью. Ткань легких состоит из тончайших разветвлений бронхов и
тонкостенных легочных пузырьков – альвеол. В легких насчитывают до
700 млн альвеол, их общая поверхность составляет 60–120 мКроме
того,
стенки легочных пузырьков образованы одним слоем
эпителиальных клеток и густо оплетены сеткой капилляров, что также
обеспечивает быстрое протекание газообмена.
Эпителиальные клетки легочных пузырьков выделяют биологически
активные вещества, которые в виде тонкой пленки выстилают их
внутреннюю поверхность. Эта пленка поддерживает постоянный объем
пузырьков и не дает им смыкаться. Кроме того, вещества пленки
обезвреживают микроорганизмы, проникающие в легкие с воздухом.
«Отработанная» пленка выводится через воздухоносные пути в виде
мокроты или переваривается легочными фагоцитами.
Снаружи каждое легкое покрыто гладкой блестящей оболочкой из
соединительной ткани – легочной плеврой. Внутренняя стенка грудной
клетки выстлана пристеночной плеврой. Находящаяся между ними
герметичная плевральная полость увлажнена и совсем не содержит
воздуха. Поэтому легкие всегда тесно прижаты к стенке грудной
полости и их объем всегда изменяется вслед за изменением объема
грудной полости, а небольшое количество жидкости, содержащееся в
плевральной полости, уменьшает трение при движениях легких.
III. Изучение нового материала.
1. С а м о с т о я т е л ь н о е з н а к о м с т в о у ч а щ и х с я с т е к с т о м
и р и с у н к а м и на с. 163–170 учебника.
2. О б с у ж д е н и е п р о ч и т а н н о г о под руководством учителя.
– Как изменяется состав воздуха во время дыхания?
(Вдыхает человек воздух, содержащий 21 % кислорода и 0,03–0,04
% углекислого газа. Выдыхает воздух, содержащий 16 % кислорода и
4–4,5 % углекислого газа.)
– Как происходит газообмен в легких?
(Легкие состоят из легочных пузырьков (альвеол), густо
оплетенных капиллярами.
Согласно законам осмоса и диффузии, кислород из альвеол
устремляется в кровь, а углекислый газ из крови – в альвеолы (этому
способствуют тонкие стенки альвеол и капилляров). В насыщении крови кислородом имеется одна важная
особенность. Кислород, растворившийся в крови, благодаря
диффузии проникает внутрь эритроцитов и вступает там в
соединение с гемоглобином.
В результате образуется
оксигемоглобин. Каждая молекула гемоглобина способна удержать
четыре атома кислорода. Благодаря этому каждые 100 мл крови,
прошедшие через легкие, уносят с собой 20 мл кислорода.
Обогащенная кислородом кровь возвращается в сердце, а оттуда
направляется во все органы и ткани.)
– Как проходит газообмен в тканях?
(Кислород из крови переходит в тканевую жидкость, а из нее – в
клетки.
Углекислый газ из клеток направляется в тканевую жидкость, а
оттуда – в кровь.
Свободного кислорода в крови немного. Основная его часть входит
в состав молекул оксигемоглобина. Оксигемоглобин – вещество
непрочное. Он способен сохраняться только тогда, когда в
окружающей среде много свободного кислорода. Поэтому во время
движения крови по крупным сосудам оксигемоглобин не
разрушается. Но, как только кровь достигает капилляров и
растворенный в ней кислород станет переходить в ткани,
начинается распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород. Этот
процесс идет тем сильнее, чем быстрее кислород покидает
капилляры, и продолжается до полного распада всех молекул
оксигемоглобина.
В плазме крови углекислого газа может быть растворено совсем
немного. Однако он вступает здесь в химические реакции с
различными молекулами, образуя легкорастворимые в крови и весьма
неустойчивые вещества. Оказавшись в легочных капиллярах, эти
вещества распадаются, и образовавшийся при этом углекислый газ
покидает кровяное русло, а затем удаляется из организма.)
– Какие изменения происходят с легкими, мышцами, диафрагмой
при вдохе и выдохе?
Отразим эти изменения в форме т а б л и ц ы . Дыхательное
Состояние
движение
дыхательных мышц
2
1
Вдох
Выдох
Состояние
диафрагмы
3
Состояние легких
4
Наружные
межреберные
мышцы
сокращаются и
поднимают ребра
Диафрагма
сокращаетс
я и
становится
плоской
Внутренние
межреберные
мышцы
сокращаются и
опускают ребра
Диафрагма
расслабляе
тся и
становится
выпуклой
Грудная полость
увеличивается;
легкие расширяются;
давление в легких
становится ниже
атмосферного;
воздух устремляется в
легкие
Ребра опускаются;
грудная полость
возвращается в исходное
положение;
уменьшается объем легких; 1
2
3
4
Окончание табл.
давление в легких
увеличивается;
воздух выталкивается из
легких наружу
– Что такое жизненная емкость легких?
(Жизненная емкость легких – это наибольший объем воздуха,
который может выдохнуть человек после глубокого вдоха.)
– Как регулируется дыхание?
(Деятельностью дыхательной системы управляет дыхательный
центр продолговатого мозга.)
У ч и т е л ь . Русским физиологом Н. А. Миславским было
установлено, что в продолговатом мозге имеется группа клеток,
разрушение которых ведет к остановке дыхания. Так было положено
начало изучению дыхательного центра. Дыхательный центр – сложное
образование, состоящее из центра вдоха и центра выдоха. Позже
удалось показать, что дыхательный центр имеет более сложную
структуру и в процессах регуляции дыхания принимают участие также
и вышележащие отделы центральной нервной системы, которые
обеспечивают приспособительные изменения в системе органов дыхания
к различной деятельности организма. Важная роль в регуляции дыхания
принадлежит коре больших полушарий.
Дыхательный центр находится в состоянии активности: в нем
ритмически возникают импульсы возбуждения. Эти импульсы
возникают автоматически. Автоматизм дыхательного центра связывают
с процессом обмена веществ в нем. Ритмические импульсы передаются
из дыхательного центра по исполнительным нейронам к дыхательным
мышцам и диафрагме, обеспечивая чередование вдоха и выдоха.
Возбуждение дыхательного центра могут вызвать также следующие
факторы:
химический состав крови;
термические рецепторы кожи;
обонятельные рецепторы и т. д. Если в результате случайных загрязнений в воздухе оказываются
посторонние вещества, то, попав в легкие, они разносятся кровью по
всему организму. Вредные вещества способны образовывать в организме
химические соединения. Поэтому они могут накапливаться в
значительных количествах. Вот почему тяжесть отравления зависит не
только от количества вредных веществ в атмосфере, но и от
продолжительности пребывания в ней человека.
Если образующиеся при этом соединения оказываются прочными,
они надолго задерживаются в тканях организма.
Чтобы от таких веществ избавиться, бывает недостаточно просто
покинуть опасную зону. Приходится использовать лекарства, чтобы
разрушить эти вещества и удалить их из организма.
Источниками загрязнения воздуха могут явиться выбросы
промышленных предприятий, выхлопные газы автотранспорта, в быту –
летучие вещества, содержащиеся в лаках и красках, бытовой и угарный
газы.
3. З а с л у ш и в а н и е с о о б щ е н и я у ч а щ е г о с я на тему «Как
надо дышать?».
Как правильно дышать? Ответить на этот вопрос можно очень
коротко – ритмично и без задержки. Однако в движениях часто
нарушается ритм и бывает необходима задержка дыхания. Обычно
выдох несколько продолжительнее вдоха. Заметим, что у певцов выдох
длится в 30–50 раз дольше вдоха.
Ритмичность дыхания поддерживается ритмичностью движения.
Всякое движение, при котором уменьшается объем грудной клетки,
должно совпадать с выдохом, а вдох – когда движение способствует
увеличению объема грудной клетки. Этим достигается глубина вдоха и
выдоха. Поэтому при выполнении гимнастических упражнений
необходимо делать вдох, когда разводите руки в стороны, разгибаете
ноги или туловище, а выдох – когда сводите руки, сгибаете туловище и
ноги.
С выдохом совпадают наиболее сильные, резкие, быстрые движения.
Сила движения меньше в момент вдоха.
По возможности следует избегать задержки дыхания в момент мышечного усилия. При задержке дыхания снижается газообмен в
легких, нарушается ритм дыхания, повышается давление в легких и
кровеносных сосудах,
ухудшается
кровоснабжение всех органов, особенно сердца.
возникает застой крови,
Тренировкой удается мышечное напряжение производить в момент
выдоха. Например, опытный боксер удар делает на выдохе, а
начинающий – на задержке дыхания. Для пловца особенно важно
научиться момент гребка сочетать не с выдохом, а с задержкой
дыхания.
Велика роль дыхательной гимнастики. Малая подвижность организма
приводит к недостаточному дыханию тканей. Кислородное голодание
сердечной мышцы вызывает болевые ощущения в области сердца.
Особенно чувствительна к недостатку кислорода нервная ткань. Слабый
приток его к мозгу может вызвать головные боли, головокружения. При
большой физической нагрузке увеличивается вентиляция легких до 40 л
в минуту, а при покое она равна 5–9 л.
Правильное дыхание и движения удлиняют молодость человека.
В о п р о с ы д о к л а д ч и к а д л я с л у ш а т е л е й :
1) Чем поддерживается ритмичность дыхания?
2) Когда следует избегать задержки дыхания?
3) Какими симптомами сопровождается кислородное голодание
сердечной мышцы?
4. З а с л у ш и в а н и е с о о б щ е н и я у ч а щ е г о с я на тему «Гигиена
воздуха».
О целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит врач
Комов в романе Павленко «Счастье»: «…ваша болезнь требует простого
лекарства – воздуха. Побольше его – и наяву и во сне. Нужно насквозь
продуть себя, омыть каждую клетку свою свежим воздухом. Есть на
открытом воздухе, а спать непременно… Итак, начните принимать
воздух в самых неограниченных дозах. Научитесь дышать. Привыкайте
относиться к воздуху, как к пище, пережевывайте его носоглоткой,
ощущайте на вкус, на запах, наслаждайтесь им, как гурман… Держитесь
в своей болезни политики открытых дверей».
Загрязнение воздуха дымом способствует заболеванию бронхов легких. Вреден для организма спертый воздух душных помещений: в
нем может быть много ядовитых газов, пыли, микробов. Нужно следить
за чистотой воздуха в помещениях. Это гигиеническое правило
Владимир Владимирович Маяковский выразил так:
Нельзя человека
закупорить в ящик.
Жилище проветривай
лучше и чаще.
Мы всегда окружены невидимым облаком пыли. Она портит жилище,
одежду, продукты. Но главное – пыль в воздухе вредна для здоровья
человека. При помощи ультрамикроскопа подсчитали количество
пылинок в воздухе. В 1 смОсобенно вредна производственная пыль. Еще
Михаил Васильевич Ломоносов писал о вредности «каменной и
земляной пыли». И только спустя 100 лет было исследовано вредное
влияние пыли на организм рабочего.
Каторжные условия труда описал Эмиль Золя в романе
«Жерминаль», где он рассказывает о рабочих, которые, откашливаясь,
выплевывают угольную черную мокроту.
Оздоровление условий труда – важная задача производства.
Вместе с пылью в воздухе всегда есть бактерии. Они оседают на
пылинки и, как на парашютах, долго находятся во взвешенном
состоянии.
Там, где много пыли в воздухе, много и микробов. В жилом
помещении в 1 мВ о п р о с ы докладчика для слушателей:
1) Заболевания каких органов вызывает загрязненный дымом воздух?
2) Сколько пыли оседает ежегодно на 1 кмIV. Закрепление знаний.
I г р у п п а . Выполнение задания в рубрике «Проверьте свои знания»
на с. 170 учебника.
1) Расскажите, какие процессы происходят в легочных альвеолах.
2) Каков механизм газообмена в тканях?
3) Каким образом совершаются дыхательные движения?
II г р у п п а . Выполнение задания 144 на с. 94 в рабочей тетради.
III г р у п п а . Выполнение тренировочного задания уровня А в
рабочей тетради на с. 96. IV г р у п п а . Выполнение задания в рубрике «Подумайте» на с. 170
учебника.
1) Чем отличаются легочный газообмен от тканевого?
О т в е т . При легочном газообмене кровь насыщается кислородом, а
при тканевом – углекислым газом. При легочном газообмене кровь
отдает углекислый газ, а при тканевом – кислород.
2) Что выгоднее для ныряльщика: сделать перед погружением
несколько вдохов и выдохов или набрать в легкие как можно больше
воздуха?
О т в е т . Выгоднее набрать в легкие как можно больше воздуха. При
частом дыхании, весьма поверхностном, кислород воздуха почти не
проникает в глубь альвеол. При глубоком же дыхании воздух успевает
проникнуть глубоко в альвеолы, а благодаря этому кровь лучше
насыщается кислородом.
V г р у п п а . Выполнение задания: «Как происходит газообмен в
легких и тканях?».
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 163–190; выполнить
задания 144, 146, 148 в рабочей тетради; желающим подготовить
сообщения о болезнях органов дыхания.
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.