Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"
Оценка 4.6

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"

Оценка 4.6
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
21.02.2018
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"
Цели: ознакомить учащихся с особенностями строения легких; механизмом газообмена в легких и тканях; дать понятие о жизненной емкости легких, сущности дыхательных движений, регулировании вдоха и выдоха. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике; извлекать нужную информацию быстро и качественно; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, гигиенические требования к его составу. Оборудование: модель гортани; таблицы «Органы дыхания, гортань, органы полости рта при дыхании и глотании».
Уроки 40–42. Газообмен в легких и тканях.rtf
У р о к и  40–42 ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ Ц е л и :   ознакомить   учащихся   с   особенностями   строения   легких; механизмом газообмена в легких и тканях; дать понятие о жизненной емкости легких, сущности дыхательных движений, регулировании вдоха и выдоха. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике; извлекать нужную информацию быстро и   качественно;   логически   мыслить   и   оформлять   результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, гигиенические требования к его составу. О б о р у д о в а н и е :   модель   гортани;   таблицы   «Органы   дыхания, гортань, органы полости рта при дыхании и глотании».  Ход уроков I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я   1 3 8   в   р а б о ч е й   т е т р а д и .  Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов.  1 – носовая полость;  2 – гортань;  3 – язык;  4 – трахея;  5 – бронхи;  6 – легкое;  7 – альвеолы.  2. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я   1 4 2   в   р а б о ч е й   т е т р а д и . – Каково строение легкого? Как это связано с его функциями?  Основной орган дыхательной системы – легкие. Здесь происходит газообмен между воздухом и кровью. Ткань   легких   состоит   из   тончайших   разветвлений   бронхов   и тонкостенных легочных пузырьков – альвеол. В легких насчитывают до 700   млн   альвеол,   их   общая   поверхность   составляет   60–120   мКроме того,   стенки   легочных   пузырьков   образованы   одним   слоем эпителиальных клеток и густо оплетены сеткой капилляров, что также обеспечивает быстрое протекание газообмена.  Эпителиальные клетки легочных пузырьков выделяют биологически активные   вещества,   которые   в   виде   тонкой   пленки   выстилают   их внутреннюю поверхность. Эта пленка поддерживает постоянный объем пузырьков   и   не   дает   им   смыкаться.   Кроме   того,   вещества   пленки обезвреживают   микроорганизмы,   проникающие   в   легкие   с   воздухом. «Отработанная»   пленка   выводится   через   воздухоносные   пути   в   виде мокроты или переваривается легочными фагоцитами. Снаружи каждое легкое покрыто гладкой блестящей оболочкой из соединительной ткани – легочной плеврой. Внутренняя стенка грудной клетки   выстлана   пристеночной   плеврой.   Находящаяся   между   ними герметичная   плевральная   полость   увлажнена   и   совсем   не   содержит воздуха.   Поэтому   легкие   всегда   тесно   прижаты   к   стенке   грудной полости   и   их   объем   всегда   изменяется   вслед   за   изменением   объема грудной полости, а небольшое количество жидкости, содержащееся в плевральной полости, уменьшает трение при движениях легких.  III. Изучение нового материала. 1. С а м о с т о я т е л ь н о е   з н а к о м с т в о   у ч а щ и х с я   с   т е к с т о м и   р и с у н к а м и  на с. 163–170 учебника.  2. О б с у ж д е н и е   п р о ч и т а н н о г о  под руководством учителя. – Как изменяется состав воздуха во время дыхания?  (Вдыхает человек воздух, содержащий 21 % кислорода и 0,03–0,04 % углекислого газа. Выдыхает воздух, содержащий 16 % кислорода и 4–4,5 % углекислого газа.)  – Как происходит газообмен в легких?  (Легкие   состоят   из   легочных   пузырьков   (альвеол),   густо оплетенных капиллярами.  Согласно   законам   осмоса   и   диффузии,   кислород   из   альвеол устремляется в кровь, а углекислый газ из крови – в альвеолы (этому способствуют тонкие стенки альвеол и капилляров). В   насыщении   крови   кислородом   имеется   одна   важная особенность.   Кислород,   растворившийся   в   крови,   благодаря диффузии   проникает   внутрь   эритроцитов   и   вступает   там   в соединение   с   гемоглобином.   В   результате   образуется оксигемоглобин. Каждая молекула гемоглобина способна удержать четыре атома кислорода. Благодаря этому каждые 100 мл крови, прошедшие   через   легкие,   уносят   с   собой   20   мл   кислорода. Обогащенная   кислородом   кровь   возвращается   в   сердце,   а   оттуда направляется во все органы и ткани.) – Как проходит газообмен в тканях?  (Кислород из крови переходит в тканевую жидкость, а из нее – в клетки.  Углекислый газ из клеток направляется в тканевую жидкость, а оттуда – в кровь.  Свободного кислорода в крови немного. Основная его часть входит в   состав   молекул   оксигемоглобина.   Оксигемоглобин   –   вещество непрочное.   Он   способен   сохраняться   только   тогда,   когда   в окружающей среде много свободного кислорода. Поэтому во время движения   крови   по   крупным   сосудам   оксигемоглобин   не разрушается.   Но,   как   только   кровь   достигает   капилляров   и растворенный   в   ней   кислород   станет   переходить   в   ткани, начинается распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород. Этот процесс   идет   тем   сильнее,   чем   быстрее   кислород   покидает капилляры,   и   продолжается   до   полного   распада   всех   молекул оксигемоглобина.  В плазме крови углекислого газа может быть растворено совсем немного.   Однако   он   вступает   здесь   в   химические   реакции   с различными молекулами, образуя легкорастворимые в крови и весьма неустойчивые   вещества.   Оказавшись   в   легочных   капиллярах,   эти вещества распадаются, и образовавшийся при этом углекислый газ покидает кровяное русло, а затем удаляется из организма.) –   Какие   изменения   происходят   с  легкими,   мышцами,  диафрагмой при вдохе и выдохе?  Отразим эти изменения в форме т а б л и ц ы . Дыхательное  Состояние движение дыхательных мышц 2 1 Вдох  Выдох Состояние  диафрагмы  3 Состояние легких 4 Наружные  межреберные  мышцы  сокращаются и  поднимают ребра Диафрагма сокращаетс я и  становится  плоской Внутренние  межреберные  мышцы  сокращаются и  опускают ребра Диафрагма расслабляе тся и  становится  выпуклой   Грудная полость  увеличивается;  легкие расширяются;  давление в легких  становится ниже  атмосферного;  воздух устремляется в  легкие   Ребра опускаются;  грудная полость  возвращается в исходное  положение;  уменьшается объем легких; 1 2 3 4 Окончание табл.  давление в легких  увеличивается;  воздух выталкивается из  легких наружу – Что такое жизненная емкость легких?  (Жизненная   емкость   легких   –   это   наибольший   объем   воздуха, который может выдохнуть человек после глубокого вдоха.)  – Как регулируется дыхание? (Деятельностью дыхательной системы управляет дыхательный центр продолговатого мозга.) У ч и т е л ь .   Русским   физиологом   Н.   А.   Миславским   было установлено,   что   в   продолговатом   мозге   имеется   группа   клеток, разрушение которых ведет к остановке дыхания. Так было положено начало изучению дыхательного центра. Дыхательный центр – сложное образование,   состоящее   из   центра   вдоха   и   центра   выдоха.   Позже удалось   показать,   что   дыхательный   центр   имеет   более   сложную структуру и в процессах регуляции дыхания принимают участие также и   вышележащие   отделы   центральной   нервной   системы,   которые обеспечивают приспособительные изменения в системе органов дыхания к различной деятельности организма. Важная роль в регуляции дыхания принадлежит коре больших полушарий.  Дыхательный   центр   находится   в   состоянии   активности:   в   нем ритмически   возникают   импульсы   возбуждения.   Эти   импульсы возникают автоматически. Автоматизм дыхательного центра связывают с процессом обмена веществ в нем. Ритмические импульсы передаются из дыхательного центра по исполнительным нейронам к дыхательным мышцам и диафрагме, обеспечивая чередование вдоха и выдоха.  Возбуждение дыхательного центра могут вызвать также следующие факторы:   химический состав крови;   термические рецепторы кожи;   обонятельные рецепторы и т. д. Если   в   результате   случайных   загрязнений   в   воздухе   оказываются посторонние вещества, то, попав в легкие, они разносятся кровью по всему организму. Вредные вещества способны образовывать в организме химические   соединения.   Поэтому   они   могут   накапливаться   в значительных количествах. Вот почему тяжесть отравления зависит не только   от   количества   вредных   веществ   в   атмосфере,   но   и   от продолжительности пребывания в ней человека. Если   образующиеся   при   этом   соединения   оказываются   прочными, они надолго задерживаются в тканях организма.  Чтобы   от   таких   веществ   избавиться,   бывает   недостаточно   просто покинуть   опасную   зону.   Приходится   использовать   лекарства,   чтобы разрушить эти вещества и удалить их из организма.  Источниками   загрязнения   воздуха   могут   явиться   выбросы промышленных предприятий, выхлопные газы автотранспорта, в быту – летучие вещества, содержащиеся в лаках и красках, бытовой и угарный газы.  3.  З а с л у ш и в а н и е   с о о б щ е н и я   у ч а щ е г о с я   на   тему   «Как надо дышать?». Как   правильно   дышать?   Ответить   на   этот   вопрос   можно   очень коротко   –   ритмично   и   без   задержки.   Однако   в   движениях   часто нарушается   ритм   и   бывает   необходима   задержка   дыхания.   Обычно выдох несколько продолжительнее вдоха. Заметим, что у певцов выдох длится в 30–50 раз дольше вдоха.  Ритмичность   дыхания   поддерживается   ритмичностью   движения. Всякое   движение,   при   котором   уменьшается   объем   грудной   клетки, должно совпадать с выдохом, а вдох – когда движение способствует увеличению объема грудной клетки. Этим достигается глубина вдоха и выдоха.   Поэтому   при   выполнении   гимнастических   упражнений необходимо делать вдох, когда разводите руки в стороны, разгибаете ноги или туловище, а выдох – когда сводите руки, сгибаете туловище и ноги.  С выдохом совпадают наиболее сильные, резкие, быстрые движения. Сила движения меньше в момент вдоха.  По   возможности   следует   избегать   задержки   дыхания   в   момент мышечного   усилия.   При   задержке   дыхания   снижается   газообмен   в легких,   нарушается   ритм   дыхания,   повышается   давление   в   легких   и кровеносных   сосудах,   ухудшается кровоснабжение всех органов, особенно сердца.    возникает   застой   крови, Тренировкой удается мышечное напряжение производить в момент выдоха.   Например,   опытный   боксер   удар   делает   на   выдохе,   а начинающий   –   на   задержке   дыхания.   Для   пловца   особенно   важно научиться   момент   гребка   сочетать   не   с   выдохом,   а   с   задержкой дыхания. Велика роль дыхательной гимнастики. Малая подвижность организма приводит к недостаточному дыханию тканей. Кислородное голодание сердечной   мышцы   вызывает   болевые   ощущения   в   области   сердца. Особенно чувствительна к недостатку кислорода нервная ткань. Слабый приток его к мозгу может вызвать головные боли, головокружения. При большой физической нагрузке увеличивается вентиляция легких до 40 л в минуту, а при покое она равна 5–9 л. Правильное дыхание и движения удлиняют молодость человека. В о п р о с ы   д о к л а д ч и к а   д л я   с л у ш а т е л е й :   1) Чем поддерживается ритмичность дыхания?  2) Когда следует избегать задержки дыхания?  3)   Какими   симптомами   сопровождается   кислородное   голодание сердечной мышцы?  4. З а с л у ш и в а н и е   с о о б щ е н и я   у ч а щ е г о с я   на тему «Гигиена воздуха». О целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит врач Комов в романе Павленко «Счастье»: «…ваша болезнь требует простого лекарства – воздуха. Побольше его – и наяву и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клетку свою свежим воздухом. Есть на открытом   воздухе,   а   спать   непременно…   Итак,   начните   принимать воздух в самых неограниченных дозах. Научитесь дышать. Привыкайте относиться   к   воздуху,   как   к   пище,   пережевывайте   его   носоглоткой, ощущайте на вкус, на запах, наслаждайтесь им, как гурман… Держитесь в своей болезни политики открытых дверей».  Загрязнение   воздуха   дымом   способствует   заболеванию   бронхов легких. Вреден для организма спертый воздух душных помещений: в нем может быть много ядовитых газов, пыли, микробов. Нужно следить за   чистотой   воздуха   в   помещениях.   Это   гигиеническое   правило Владимир Владимирович Маяковский выразил так:     Нельзя человека закупорить в ящик.    Жилище проветривай лучше и чаще. Мы всегда окружены невидимым облаком пыли. Она портит жилище, одежду, продукты. Но главное – пыль в воздухе вредна для здоровья человека.   При   помощи   ультрамикроскопа   подсчитали   количество пылинок в воздухе. В 1 смОсобенно вредна производственная пыль. Еще Михаил   Васильевич   Ломоносов   писал   о   вредности   «каменной   и земляной пыли». И только спустя 100 лет было исследовано вредное влияние пыли на организм рабочего.  Каторжные   условия   труда   описал   Эмиль   Золя   в   романе «Жерминаль», где он рассказывает о рабочих, которые, откашливаясь, выплевывают угольную черную мокроту.  Оздоровление условий труда – важная задача производства.  Вместе   с  пылью  в  воздухе  всегда  есть  бактерии.  Они  оседают  на пылинки   и,   как   на   парашютах,   долго   находятся   во   взвешенном состоянии.  Там,   где   много   пыли   в   воздухе,   много   и   микробов.   В   жилом помещении в 1 мВ о п р о с ы  докладчика для слушателей: 1) Заболевания каких органов вызывает загрязненный дымом воздух? 2) Сколько пыли оседает ежегодно на 1 кмIV. Закрепление знаний.  I   г р у п п а . Выполнение задания в рубрике «Проверьте свои знания» на с. 170 учебника.  1) Расскажите, какие процессы происходят в легочных альвеолах.  2) Каков механизм газообмена в тканях?  3) Каким образом совершаются дыхательные движения?  II  г р у п п а . Выполнение задания 144 на с. 94 в рабочей тетради.  III  г р у п п а .   Выполнение   тренировочного   задания   уровня   А   в рабочей тетради на с. 96. IV  г р у п п а . Выполнение задания в рубрике «Подумайте» на с. 170 учебника. 1) Чем отличаются легочный газообмен от тканевого?  О т в е т . При легочном газообмене кровь насыщается кислородом, а при   тканевом   –   углекислым   газом.   При   легочном   газообмене   кровь отдает углекислый газ, а при тканевом – кислород.  2)   Что   выгоднее   для   ныряльщика:   сделать   перед   погружением несколько вдохов и выдохов или набрать в легкие как можно больше воздуха?  О т в е т . Выгоднее набрать в легкие как можно больше воздуха. При частом   дыхании,   весьма   поверхностном,   кислород   воздуха   почти   не проникает в глубь альвеол. При глубоком же дыхании воздух успевает проникнуть   глубоко   в   альвеолы,   а   благодаря   этому   кровь   лучше насыщается кислородом.  V   г р у п п а .   Выполнение   задания:   «Как   происходит   газообмен   в легких и тканях?». Задание на дом: изучить текст учебника на с. 163–190; выполнить задания   144,   146,   148   в   рабочей   тетради;   желающим   подготовить сообщения о болезнях органов дыхания.

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ТКАНЯХ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018