Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"
Оценка 4.7

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"

Оценка 4.7
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
21.02.2018
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"
Цели: познакомить учащихся с энергетическим и пластическим обменом; ролью органов пищеварения, кровообращения, дыхания и выделения в обмене веществ. Формировать умения: объяснять биологическую роль обмена веществ; самостоятельно работать с текстом, рисунками и схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Оборудование: таблицы «Схема строения живой клетки», «Схема кровообращения», «Схема строения органов пищеварения».
Урок 49. Обмен веществ.rtf
У р о к   49 ОБМЕН ВЕЩЕСТВ Ц е л и:  познакомить   учащихся   с   энергетическим   и   пластическим обменом;   ролью   органов   пищеварения,   кровообращения,   дыхания   и выделения   в   обмене   веществ.   Формировать   умения:   объяснять биологическую   роль   обмена   веществ;   самостоятельно   работать   с текстом,   рисунками   и   схемами   учебника,   извлекая   из   них   нужную информацию;   логически   мыслить   и   оформлять   результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. О б о р у д о в а н и е :   таблицы   «Схема   строения   живой   клетки», «Схема кровообращения», «Схема строения органов пищеварения». Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка и закрепление знаний.  1.  П р о в е р к а   з а д а н и й   1–5  в   р у б р и к е   «Проверьте   свои знания» на с. 186.  2.  П р о в е р к а   з а д а н и я   в   р у б р и к е   «Подумайте»   на   с.   186 учебника. В о п р о с . Известно, что в желудке перевариваются белки. Почему же стенки самого желудка не повреждаются?  III.   Актуализация   знаний,   необходимых   для   усвоения   нового материала.  1)   Уже   в   5   и   6   классах   мы   вели   разговор   о   признаках   живого. Вспомните основные признаки живых организмов.  О т в е т .  Для   живых   организмов   характерен   обмен   веществ, питание, дыхание, выделение продуктов жизнедеятельности, рост, развитие, размножение, подвижность, раздражимость. (Записываем на доске и в тетрадях основные признаки живого.)  2)   Почему   «питание»,   «выделение   продуктов   «дыхание», жизнедеятельности» выделены среди других признаков живого?  О т в е т .  Питание,   дыхание,   выделение   продуктов жизнедеятельности   являются   компонентами   (элементами, составными частями) обмена веществ.  3)   Вспомните   определение   понятия  «обмен   веществ»,  которое   мы давали в 6–7 классах.  О т в е т .  Обмен веществ  – это поступление из внешней среды в организм одних веществ и выделение из организма во внешнюю среду других.  4) Что такое питание?  О т в е т .  Питание  –   это   процесс   получения   организмом   из внешней среды веществ и энергии.  Р е п л и к а   у ч и т е л я . То есть питание – это часть обмена веществ. 5) Что такое дыхание?  О т в е т . Дыхание – это газообмен между организмом и внешней средой:   из   внешней   среды   в   организм   поступает   кислород,   а   из организма во внешнюю среду выделяется углекислый газ.  Р е п л и к а   у ч и т е л я . Дыхание – это тоже часть обмена веществ. 6) Что называется выделением у живых организмов?  О т в е т .  Выделение  –   это   процесс   удаления   из   организма   во внешнюю среду ненужных, вредных и ядовитых веществ.  Р е п л и к а   у ч и т е л я . И выделение есть часть обменных процессов.  7)   А   теперь   задумаемся   над   вопросом:   остаются   ли   неизменными вещества и энергия, поступившие из внешней среды в организм?  О т в е т . Нет. 8) Что же с ними происходит в организме?  О т в е т .  Вещества,   поступившие   из   внешней   среды   в   организм, подвергаются различным превращениям.  9)   Таким   образом,   обобщив   и   упорядочив   все   вышесказанное, сформулируем определение понятия «обмен веществ».  IV. Изучение нового материала.  Обмен   веществ  –   это   совокупность   процессов,   обеспечивающих поступление  веществ   и   энергии   из   внешней   среды   в   организм,   их преобразование  полезных компонентов этого преобразования на нужды организма и выделение из организма во внешнюю среду ненужных, вредных и ядовитых веществ.  внутри   организма,  использование Определение учащиеся записывают в тетрадь и подчеркивают ключевые слова. У ч и т е л ь . Проанализируем получившееся определение.  В ходе обсуждения учащиеся под руководством учителя п р и х о д я т к   с л е д у ю щ и м   у м о з а к л ю ч е н и я м : Обмен веществ складывается из следующих этапов: 1) поступление веществ и энергии в организм из внешней среды; 2) преобразование этих веществ и энергии внутри организма;  3)  использование   организмом  положительных   компонентов   данных преобразований;  4) выброс из организма ненужных компонентов преобразований во внешнюю среду.  У ч и т е л ь .   Каким   преобразованиям   подвергаются   вещества   и энергия, поступившие из внешней среды в организм?  В ходе самостоятельной работы с текстом, схемами и рисунками, данными в учебнике на с. 162–163, у ч е н и к и   п р и х о д я т   к   м ы с л и о   том,   что   преобразования   веществ   внутри   организма   могут   быть представлены пластическим и энергетическим обменом. Пластический   обмен  –   это   совокупность   процессов   синтеза, создания сложных органических соединений из менее сложных, идущих с поглощением и накоплением энергии.  Энергетический обмен – это совокупность процессов расщепления сложных   органических   веществ   до   менее   сложных,   идущих   с выделением энергии.  Хотя   пластический   и   энергетический   обмен   противоположные   по своей сути процессы, они могут существовать в неразрывной связи, так как:   пластический   обмен   нуждается   в   энергии,   которую   поставляет энергетический обмен;    энергетический   обмен   дает   пластическому   обмену   материал,   из которого создаются сложные органические соединения. Например, белки, поступившие в организм человека в составе пищи, не могут быть им использованы в неизменном виде для «строительства» клеток   и   тканей.   В   процессе   энергетического   обмена   белки   пищи расщепляются   до   аминокислот,   а   из   аминокислот   в   процессе пластического обмена создаются белки, которые по составу и свойствам соответствуют данному организму. Кроме того, энергия, высвободившаяся при энергетическом обмене, будет использована на протекание процессов пластического обмена. Обмен веществ в той его части, которая касается преобразования   –   это   совокупность   процессов   энергетического   и веществ, пластического обмена.  Пока существуют пластический и энергетический обмен, организм живет. Нарушение одного из них ведет к неминуемой гибели организма.  Жизнь   есть   способ   существования   белковых   тел,   существенным моментом   которого   является   постоянно   осуществляющийся   обмен веществ. Прекращение обмена веществ означает смерть организма.  V. Закрепление изученного материала.  У ч а щ и е с я   в ы п о л н я ю т   з а д а н и я   в   р у б р и к е   «Проверьте свои знания» на с. 193 учебника.  1) Какие процессы происходят в клетке?  2) Что является внешним проявлением жизненных процессов?  3) Что получает организм из внешней среды?  4) Какие вещества организм выделяет во внешнюю среду?  5) Что называется пластическим обменом?  (Совокупность   процессов,   приводящих   к   усвоению   веществ   и накоплению   энергии,   называется   пластическим   обменом   (от   греч. «пластика» – лепить). Это точное название: ведь из питательных веществ, поступающих в клетки, строятся свойственные организму белки, жиры, углеводы, которые, в свою очередь, идут на создание новых клеток, их органоидов, межклеточного вещества.) 6) Что происходит в организме за счет пластического обмена?  (За   счет   пластического   обмена   происходит   рост,   развитие   и деление каждой клетки.) 7) В чем суть энергетического обмена? (Процесс, в ходе которого происходит распад части поступающих в  клетки  органических  веществ  с  выделением  энергии,  называется энергетическим обменом.)  8) Какова биологическая роль энергетического обмена? 9) Что называется обменом веществ и энергии?  После   выполнения   заданий   в   рубрике   «Проверьте   свои   знания»   ответы обсуждаются и проверяются.  Задание   на   дом:  изучить   текст,   схемы   и   рисунки   на   с.   187–191 учебника; выполнить задания 170–172 на с. 110 в рабочей тетради.

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018