ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Алина Калинина свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"
Файл:

Урок 49. Обмен веществ.rtf - Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"


Все файлы публикации > Урок 49. Обмен веществ.rtf
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"

У р о к 49
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ
Ц е л и: познакомить учащихся с энергетическим и пластическим
обменом; ролью органов пищеварения, кровообращения, дыхания и
выделения в обмене веществ. Формировать умения: объяснять
биологическую роль обмена веществ; самостоятельно работать с
текстом, рисунками и схемами учебника, извлекая из них нужную
информацию;
логически мыслить и оформлять результаты
мыслительных операций в устной и письменной форме.
О б о р у д о в а н и е : таблицы «Схема строения живой клетки»,
«Схема кровообращения», «Схема строения органов пищеварения».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка и закрепление знаний.
1. П р о в е р к а з а д а н и й 1–5 в р у б р и к е «Проверьте свои
знания» на с. 186.
2. П р о в е р к а з а д а н и я в р у б р и к е «Подумайте» на с. 186
учебника.
В о п р о с . Известно, что в желудке перевариваются белки. Почему
же стенки самого желудка не повреждаются?
III. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового
материала.
1) Уже в 5 и 6 классах мы вели разговор о признаках живого.
Вспомните основные признаки живых организмов.
О т в е т . Для живых организмов характерен обмен веществ,
питание, дыхание, выделение продуктов жизнедеятельности, рост,
развитие, размножение, подвижность, раздражимость.
(Записываем на доске и в тетрадях основные признаки живого.)
2) Почему «питание»,
«выделение продуктов
«дыхание»,
жизнедеятельности» выделены среди других признаков живого?
О т в е т .
Питание,
дыхание,

выделение
продуктов

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"

жизнедеятельности являются компонентами (элементами,
составными частями) обмена веществ.
3) Вспомните определение понятия «обмен веществ», которое мы
давали в 6–7 классах.
О т в е т . Обмен веществ – это поступление из внешней среды в
организм одних веществ и выделение из организма во внешнюю среду
других.
4) Что такое питание?
О т в е т .
Питание – это процесс получения организмом из
внешней среды веществ и энергии.
Р е п л и к а у ч и т е л я . То есть питание – это часть обмена веществ.
5) Что такое дыхание?
О т в е т . Дыхание – это газообмен между организмом и внешней
средой: из внешней среды в организм поступает кислород, а из
организма во внешнюю среду выделяется углекислый газ.
Р е п л и к а у ч и т е л я . Дыхание – это тоже часть обмена веществ.
6) Что называется выделением у живых организмов?
О т в е т . Выделение – это процесс удаления из организма во
внешнюю среду ненужных, вредных и ядовитых веществ.
Р е п л и к а у ч и т е л я . И выделение есть часть обменных процессов.
7) А теперь задумаемся над вопросом: остаются ли неизменными
вещества и энергия, поступившие из внешней среды в организм?
О т в е т . Нет.
8) Что же с ними происходит в организме?
О т в е т . Вещества, поступившие из внешней среды в организм,
подвергаются различным превращениям.
9) Таким образом, обобщив и упорядочив все вышесказанное,
сформулируем определение понятия «обмен веществ».
IV. Изучение нового материала.
Обмен веществ – это совокупность процессов, обеспечивающих
поступление веществ и энергии из внешней среды в организм, их
преобразование
полезных
компонентов этого преобразования на нужды организма и выделение из
организма во внешнюю среду ненужных, вредных и ядовитых веществ.
внутри организма,
использование

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"

Определение учащиеся записывают в тетрадь и подчеркивают ключевые слова.
У ч и т е л ь . Проанализируем получившееся определение.
В ходе обсуждения учащиеся под руководством учителя п р и х о д я т
к с л е д у ю щ и м у м о з а к л ю ч е н и я м :
Обмен веществ складывается из следующих этапов:
1) поступление веществ и энергии в организм из внешней среды;
2) преобразование этих веществ и энергии внутри организма;
3) использование организмом положительных компонентов данных
преобразований;
4) выброс из организма ненужных компонентов преобразований во
внешнюю среду.
У ч и т е л ь . Каким преобразованиям подвергаются вещества и
энергия, поступившие из внешней среды в организм?
В ходе самостоятельной работы с текстом, схемами и рисунками,
данными в учебнике на с. 162–163, у ч е н и к и п р и х о д я т к м ы с л и
о том, что преобразования веществ внутри организма могут быть
представлены пластическим и энергетическим обменом.
Пластический обмен – это совокупность процессов синтеза,
создания сложных органических соединений из менее сложных, идущих
с поглощением и накоплением энергии.
Энергетический обмен – это совокупность процессов расщепления
сложных органических веществ до менее сложных, идущих с
выделением энергии.
Хотя пластический и энергетический обмен противоположные по
своей сути процессы, они могут существовать в неразрывной связи, так
как:
 пластический обмен нуждается в энергии, которую поставляет
энергетический обмен;
 энергетический обмен дает пластическому обмену материал, из
которого создаются сложные органические соединения.
Например, белки, поступившие в организм человека в составе пищи,
не могут быть им использованы в неизменном виде для «строительства»
клеток и тканей. В процессе энергетического обмена белки пищи
расщепляются до аминокислот, а из аминокислот в процессе

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"

пластического обмена создаются белки, которые по составу и свойствам
соответствуют данному организму.
Кроме того, энергия, высвободившаяся при энергетическом обмене,
будет использована на протекание процессов пластического обмена.
Обмен веществ в той его части, которая касается преобразования
– это совокупность процессов энергетического и
веществ,
пластического обмена.
Пока существуют пластический и энергетический обмен, организм
живет. Нарушение одного из них ведет к неминуемой гибели организма.
Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным
моментом которого является постоянно осуществляющийся обмен
веществ. Прекращение обмена веществ означает смерть организма.
V. Закрепление изученного материала.
У ч а щ и е с я в ы п о л н я ю т з а д а н и я в р у б р и к е «Проверьте
свои знания» на с. 193 учебника.
1) Какие процессы происходят в клетке?
2) Что является внешним проявлением жизненных процессов?
3) Что получает организм из внешней среды?
4) Какие вещества организм выделяет во внешнюю среду?
5) Что называется пластическим обменом?
(Совокупность процессов, приводящих к усвоению веществ и
накоплению энергии, называется пластическим обменом (от греч.
«пластика» – лепить). Это точное название: ведь из питательных
веществ, поступающих в клетки, строятся свойственные организму
белки, жиры, углеводы, которые, в свою очередь, идут на создание
новых клеток, их органоидов, межклеточного вещества.)
6) Что происходит в организме за счет пластического обмена?
(За счет пластического обмена происходит рост, развитие и
деление каждой клетки.)
7) В чем суть энергетического обмена?
(Процесс, в ходе которого происходит распад части поступающих
в клетки органических веществ с выделением энергии, называется
энергетическим обменом.)
8) Какова биологическая роль энергетического обмена?

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"

9) Что называется обменом веществ и энергии?
После выполнения заданий в рубрике «Проверьте свои знания» ответы
обсуждаются и проверяются.
Задание на дом: изучить текст, схемы и рисунки на с. 187–191
учебника; выполнить задания 170–172 на с. 110 в рабочей тетради.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл