Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ТОРМОЖЕНИЕ"
Оценка 4.9

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ТОРМОЖЕНИЕ"

Оценка 4.9
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
21.02.2018
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ТОРМОЖЕНИЕ"
Цели: рассмотреть роль и физиологическую природу различных видов торможения. Проследить взаимосвязь процессов возбуждения и торможения. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; отвечать на вопросы; логически мыслить; оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Оборудование: портрет И. М. Сеченова и И. П. Павлова; таблица «Головной мозг».
Урок 59. Торможение.rtf
У р о к   59 ТОРМОЖЕНИЕ Ц е л и :   рассмотреть  роль   и  физиологическую   природу   различных видов торможения. Проследить взаимосвязь процессов возбуждения и торможения. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; отвечать на вопросы; логически мыслить; оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.  О б о р у д о в а н и е : портрет И. М. Сеченова и И. П. Павлова; таблица «Головной мозг». Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1.  П р о в е р к а   в ы п о л н е н и я   в   т е т р а д и   с х е м ы   «Выработка условного   рефлекса   по   И.   П.   Павлову»   проводится   фронтально (возможен другой вариант проверки – собрать тетради). 2.  П р о в е р к а   з а д а н и й   в   р у б р и к е   «Проверьте свои знания»: вопросы 1–8 на с. 234 учебника. – Изобразите схемы безусловного и условного слюноотделительного рефлексов. (Безусловный слюноотделительный рефлекс: рецепторы языка  чувствительный   путь   (нейрон)    слюноотделительный   центр   в   продолговатом   мозге   (с   промежуточными   нейронами) двигательный путь (нейрон)  слюнная железа.  Условный   слюноотделительный   рефлекс:   рецепторы   глаза   чувствительный путь (нейрон)    зрительная зона коры полушарий большого мозга (с промежуточными нейронами)    пищевой центр коры   больших   полушарий   (с   промежуточными   нейронами)   слюноотделительный   центр   в   продолговатом   мозге   (с промежуточными   нейронами)    двигательный   путь   (нейрон)   слюнная железа.) III. Изучение нового материала.  1. О б ъ я с н е н и е   у ч и т е л я .  Различные раздражители, действующие на организм, могут вызвать в нервной системе не только возбуждение, но и торможение.  Незнакомый звук, возникший одновременно с действием условного раздражителя, очень часто нарушает выработанный у собаки условный рефлекс   и   может   вызвать   его   временное   исчезновение.   Это   явление объясняется развитием в коре полушарий процесса торможения.  Дикое   животное   прекращает   поиск   пищи   и   прячется,   если почувствует запах хищника. Этот запах – раздражитель, вызывающий торможение в тех клетках коры полушарий, которые связаны с пищевым рефлексом.  Подобное   явление   наблюдается   и   в   случаях   применения   очень сильных условных раздражителей. Так, сколько бы ни подкреплять едой резкий   звук   трещотки,   у   многих   собак   нельзя   выработать   на   него условный пищевой рефлекс. Действие сильного раздражителя вызывает в коре полушарий не возбуждение, а торможение.  Торможение,   возникающее   сразу,   при   первом   же   действии раздражителя, И. П. Павлов назвал безусловным.  Значение безусловного торможения в жизни животных чрезвычайно велико. Подавляя одну деятельность животного, оно дает простор для другой.   Так,   например,   запах   рыси   тормозит   деятельность   лося, связанную   с   питанием,   зато   в   полной   мере   у   него   проявляется ориентировочная   реакция.   Лось   останавливается,   настораживается, втягивает в ноздри воздух, вслушивается, всматривается. Это позволяет ему своевременно заметить грозящую опасность и избежать ее.  Безусловное   торможение,   возникающее   при   действии   чрезмерно сильных раздражителей, имеет охранительное значение. Оно оберегает нервные клетки от возможного в этих случаях истощения. От   безусловного   следует   отличать   условное   торможение,   которое требует   выработки   и   возникает   в   коре   полушарий   медленно   и постепенно. Рассмотрим несколько случаев такого торможения.  У   собаки   выработан   прочный   слюноотделительный   рефлекс   на почесывание   лапы.   Если   условный   раздражитель   (почесывание) применять, не сопровождая пищей, то с каждым разом выделение на его действие   слюны   будет   все   меньше   и   наконец   вовсе   прекратится. Объясняется это тем, что происходит медленная выработка условного торможения.   С   каждым   опытом   торможение   увеличивается,   пока совершенно не подавит рефлекс.  Хищник,   добывающий   свою   пищу   в   определенном   участке   леса, имеет ряд условных рефлексов, связанных с местом его охоты. Если животные, которых он добывает, переменят место своего пребывания, то   происходит   постепенное   условное   торможение   имевшихся рефлексов у хищников, и он перестает посещать прежний охотничий участок.  Если   какой­нибудь   тон,   например   «до»,   сопровождать   действием безусловного   раздражителя,   а   другой,   близкий   к   нему   тон   «ре»   не подкреплять,   то   первое   время   оба   тона   вызывают   одинаковые условнорефлекторные   акции.   Однако   при   многократном   повторении опыта тон «до» продолжает вызывать нормальный рефлекс, а на тон «ре»   ответная   реакция   все   более   и   более   ослабляется   и   наконец прекращается. В данном случае происходит различение (анализ) двух слабых   раздражителей.   Вследствие   этого   применение   одного   из   них (неподкрепляемого), вызывавшее прежде процесс возбуждения, теперь влечет за собой постепенное развитие условного торможения.  Условные рефлексы у молодых животных устанавливаются не сразу. Вначале животное положительно реагирует на самые различные запахи, звуки, шорохи и следы, которыми полна природа. Однако одни из этих раздражителей   постоянно   подкрепляются   добытой   пищей,   а   другие, может быть, и близкие к ним, такого подкрепления не получают, так как не   относятся   к   объекту   охоты.   Через   некоторое   время   у   хищника устанавливаются   условные   рефлексы   только   на   те   запахи,   звуки, шорохи   и   следы,   которые   связаны   с   его   жертвой.   На   остальные   же запахи, звуки, шорохи и следы у хищника постепенно вырабатывается условное торможение.  Благодаря условному торможению животное перестает реагировать на   сигналы,   которые   не   сопровождаются   более   безусловным раздражителем   и,   следовательно,   потеряли   свое   значение   для животного.  Условное   торможение   позволяет   животному   различать разнообразные раздражители и на те из них, которые сигнализируют об опасности или наличии пищи, реагировать, а на другие, близкие к ним, но не связанные с опасностью или пищей, – не отвечать.  Не будь условного торможения, вся деятельность животного имела бы беспорядочный характер и состояла бы из массы бесполезных и даже вредных реакций.  Если   образование   условных   рефлексов   играет   громадную   роль   в жизни   животных,   то   не   меньшее   значение   имеет   и   торможение   их. Образование   условных   рефлексов   и   их   торможение   –   процессы противоположные и в то же время связанные друг с другом. Только наличие   их   обоих   обеспечивает   точную   и   тонкую   ориентировку организма в постоянно меняющихся условиях существования.  2. С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а  с текстом в учебнике на с. 231 и заполнение таблицы «Виды торможений».  Вид торможений  1 Безусловное торможение Характерные признаки 2  Возникает сразу,  при первом же  действии  раздражителя;  врожденное,  наследственное;  возбуждение  одного участка  мозга ведет к  торможению в  другом его отделе Примеры  3 Значения  4 На поляне сидит  заяц. Он ест. Вдруг  раздается  незнакомый звук.  Заяц насторожился,  замер, прислушался  – это  ориентировочный  рефлекс.  Слюноотделение  (пищевой рефлекс)  замедлилось или  совсем  прекратилось.  Появился враг –  Безусловное  торможение,  возникающее при  действии чрезмерно сильных  раздражителей,  имеет  охранительное  значение: оно  оберегает нервные  клетки от  возможного в этих  случаях истощения.  Подавляя одну  деятельность лиса. Заяц видит ее,  возникает  оборонительная,  защитная реакция,  он вскакивает и  убегает животного, оно дает простор для другой, наиболее важной в  данной ситуации Условное  торможение  Возникает  медленно и  постепенно, если в течение  некоторого  времени условный  рефлекс не  подкрепляется  безусловным  раздражителем;  условное  торможение  является  следствием  ослабевания или  полного  исчезновения  связи между  двумя центрами  коры, контроли­ У собаки выработан  условный  слюноотделительный рефлекс на свет  лампочки. Но если в  течение некоторого  времени после  зажигания лампочки  собаке не давать  пищу, т. е. не  подкреплять  условный рефлекс  безусловным  раздражителем  (пищей), произойдет  угасание условного  рефлекса. Слюны на  вспышку света будет выделяться Условное  торможение  позволяет  животному  различать  разнообразные  раздражители и на  те из них, которые  сигнализируют об  опасности или  наличии пищи,  реагировать, а на  другие, близкие к  ним, но не  связанные с  опасностью или  пищей, – не  отвечать 1 2 3 Окончание табл. 4 рующими работу  двух  рефлекторных дуг, к примеру,  ориентировочного  и  слюноотделительн ого рефлекса все меньше и  меньше, а затем  выделение слюны  полностью  прекратится.  Голодная собака  перестанет  реагировать на свет  лампочки IV. Закрепление полученных знаний. У ч а щ и е с я   в ы п о л н я ю т   з а д а н и я   9   и   10  в   р у б р и к е «Проверьте свои знания» на с. 234 учебника.  1) Почему условный рефлекс может со временем угаснуть?  (Условный рефлекс не является врожденным, он приобретается в течение всей жизни и может как закрепиться, так и угаснуть. Это происходит в том случае, если в течение некоторого времени условный рефлекс не подкрепляется безусловным раздражителем.)  2) В чем суть условного торможения?  (В   процессе   условного   торможения   нарушается   связь   между двумя   центрами   коры   больших   полушарий,   контролирующими работу   двух   рефлекторных   дуг,   например   дуги   ориентировочного рефлекса и дуги слюноотделительного рефлекса.) Задание на дом: изучить текст учебника на с. 231–234; выполнить в рабочей   тетради   задание   201;   желающим   подготовить   сообщения   на темы «Почему мы спим» и «Здоровый сон».

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ТОРМОЖЕНИЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ТОРМОЖЕНИЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ТОРМОЖЕНИЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ТОРМОЖЕНИЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ТОРМОЖЕНИЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ТОРМОЖЕНИЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ТОРМОЖЕНИЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ТОРМОЖЕНИЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ТОРМОЖЕНИЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ТОРМОЖЕНИЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ТОРМОЖЕНИЕ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ТОРМОЖЕНИЕ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018