Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"
Оценка 4.8

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

Оценка 4.8
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
21.02.2018
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"
Цели: обобщить знания учащихся о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему; роли тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Формировать умения: распознавать виды кровотечений; оказывать первую помощь при повреждении сосудов; логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы) и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; слушать и делать краткие записи в тетради. Оборудование: таблицы: «Схема кровообращения», «Значение тренировки сердца», «Влияние алкоголя, никотина на сердечно-сосудистую систему» (их серии «Таблицы по гигиене»); бинты; жгуты резиновые; палочки; видеоматериалы; муляжи (куклы).
Урок 38. Заболевания сердечно-сосудистой системы.rtf
ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО­СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У р о к   38 Ц е л и :   обобщить знания учащихся о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечно­сосудистую систему; роли тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно­сосудистых заболеваний.   Формировать   умения:   распознавать   виды   кровотечений; оказывать   первую   помощь   при   повреждении   сосудов;   логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать   и   делать   выводы)   и   оформлять   результаты   мыслительных операций   в   устной   и   письменной   форме;   слушать   и   делать   краткие записи в тетради. О б о р у д о в а н и е :   таблицы:   «Схема   кровообращения»,   «Значение тренировки   сердца»,   «Влияние   алкоголя,   никотина   на   сердечно­ сосудистую систему» (их серии «Таблицы по гигиене»); бинты; жгуты резиновые; палочки; видеоматериалы; муляжи (куклы). Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. З а д а н и я   р у б р и к и  «Проверьте свои знания» на с. 157 учебника. 1) Назовите причины движения крови в сосудах. 2) Что называется кровяным давлением? 3) Почему кровяное давление падает по мере движения крови по сосудам?  4) Благодаря чему движение крови по сосудам непрерывно?  5) Какое давление называется максимальным?  (Давление   крови   в   кровеносной   системе   не   постоянно,   оно изменяется в разные фазы сердечного цикла. Наибольшим давление бывает   во   время   сокращения   желудочков,   его   называют максимальным.)  6) Что такое пульсовое давление?  7) Почему возникает пульсовая волна? 8) С какой скоростью кровь движется по артериям?  9)   В   чем   биологический   смысл   медленного   движения   крови   по капиллярам?  10) Какой механизм обеспечивает движение крови по венам?  III. Изучение нового материала.  1. Р а с с к а з   у ч и т е л я   с   э л е м е н т а м и   б е с е д ы . Причины заболевания органов кровообращения Наше сердце при средней продолжительности жизни человека в 70 лет   сокращается   свыше   2,5   млрд   раз.   За   это   время   перекачивается огромное количество крови, для перевозки которой потребовался бы состав   из   4 000 000   железнодорожных   цистерн.   И   эта   работа выполняется   органом,   масса   которого   немногим   больше   300   г,   а толщина мышечной стенки не превышает 10–15 мм.  В о п р о с   к   у ч а щ и м с я . Почему же такой совершенный механизм начинает   давать   сбои?   В   чем   причина   заболеваний   органов кровообращения?   Почему   в   мире   на   первом   месте   среди   причин смертности людей стоят именно болезни сердечно­сосудистой системы? (является   результатом   обсуждения   вышеизложенной О т в е т   проблемы учителем совместно с учениками). Научно­техническая   революция,   автоматизация   и   механизация привели к гиподинамии, т. е. недостатку движений, что отрицательно сказывается не только на состоянии сердца и сосудов, но и на общем состоянии и настроении человека. Кроме   того,   отрицательно   сказываются   на   состоянии   и функционировании   сердечно­сосудистой   системы   такие   пагубные привычки, как:   избыточное, несбалансированное питание;   курение;   употребление алкоголя.  Немаловажным   отрицательным   фактором   являются   стрессы, чрезмерные психические нагрузки.  У ч и т е л ь . Заслушаем ряд сообщений, подготовленных учащимися.  С о о б щ е н и е   п е р в о г о   у ч е н и к а . Вредное влияние гиподинамии Гиподинамия   –   ограничение   физической   подвижности.   С   чем   это связано? На производстве труд человека часто сводится к контролю за работой машин. В быту электричество, газ, водопровод освобождают его от тяжелых домашних дел.  Автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, наконец, лифт избавляют человека от длительного хождения. А итоге – недостаток движений. Он сказывается даже на школьниках. Современный ученик много сидит за партой, письменным столом, компьютером, телевизором… В результате – ослабление мышц, увеличение количества жировой ткани, снижение выносливости. Регуляция сосудов нарушается в такой степени,   что   даже   простой   переход   человека   от   горизонтального положения   в   вертикальное   вызывает   столь   сильный   отток   крови   от мозга, что человек может потерять сознание. Стоит нетренированному человеку очень быстро пройти 150–200 м или немного пробежать, как у него   повышается   сердцебиение,   появляется   одышка.   Эти   явления возникают из­за того, что кровоснабжение сердца не увеличивается в 4– 5 раз, как это требуется организму. В итоге мышца сердца и мышцы тела получают   недостаточно   кислорода,   или,   как   говорят,   работают   в условиях кислородного голодания. В организме накапливаются вредные продукты   обмена   веществ,   что   приводит   к   более   быстрому   износу сердечной мышцы.  В о п р о с ы   с л у ш а т е л я м . 1) Что такое гиподинамия?  2) Что является причиной гиподинамии?  3) Как гиподинамия отражается на сердечно­сосудистой системе? С о о б щ е н и е   в т о р о г о   у ч е н и к а . Влияние алкоголя на сердечно­сосудистую систему Особенно   вредно   действует   на   сердечно­сосудистую   систему алкоголь.   Он   отравляет   сердечную   мышцу,   повреждая   мембраны   и другие   структуры   клеток.   В   результате   ослабевают   сокращения сердечной мышцы, развивается сердечная недостаточность, одышка. В то же время алкоголь изменяет и стенки кровеносных сосудов, прежде всего   сосудов   самого   сердца.   Мышца   сердца   начинает   получать недостаточное   количество   кислорода   и   питательных   веществ, постепенно   перерождается   и   заменяется   соединительной   тканью.   В результате   нарушения   работы   сердца   снабжение   организма   кровью ухудшается, что ведет к болезненным изменениям его функций.  В о п р о с ы   к   с л у ш а т е л я м . 1) Как алкоголь влияет на клетки сердечной мышцы?  2)   Каковы   последствия   изменений   стенок   кровеносных   сосудов сердца?  3) К чему приводит нарушение работы сердца?  У ч и т е л ь . Алкоголь поступает в кровь уже через несколько минут после   его   приема   и   циркулирует   в   ней   5–7   часов.   Он   возбуждает нервную систему и угнетает обмен веществ в мышечных волокнах. В результате  пульс  достигает  100 ударов в 1  минуту, сила   и скорость сокращений сердца уменьшаются, а нагрузка на него возрастает. Это вызывается тем, что алкоголь усиливает выделение адреналина в кровь. С о о б щ е н и е   т р е т ь е г о   у ч е н и к а .  Влияние табака на сердечно­сосудистую систему Не   меньший   вред   сердечно­сосудистой   системе   наносит   табак.   У курильщиков после каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов,   длящееся   30   минут.   Поэтому   у   систематически   курящего человека сосуды почти непрерывно находятся в суженном состоянии, что   увеличивает   работу   сердца   по   проталкиванию   крови.   Работая   с большим   напряжением,   сердце   быстрее   изнашивается   и   стареет. Сужение   сосудов   –   причина   заболевания   курильщиков   – «перемежающаяся  хромота»,  которое   сопровождается   сильной  болью во   время   ходьбы.   Больной   вынужден   каждые   10–15   минут останавливаться и ждать, пока боль утихнет. Это страдание обрекает больного   на   длительную   потерю   трудоспособности   и   приводит   к инвалидности. В о п р о с ы   к   с л у ш а т е л я м . 1)   Что   происходит   с   сосудами   курильщика   после   каждой выкуренной сигареты?  2) Как сужение сосудов влияют на работу сердца? 3) Каковы признаки «перемежающейся хромоты» курильщиков? У ч и т е л ь . «Курение или здоровье» – выбирайте сами. В табачном дыму   определено   300   различных   вредных   веществ.   Рассмотрим,   как действуют на наш организм лишь два из них: никотин и угарный газ.  Никотин   вызывает   сужение   кровеносных   сосудов   и   тем   самым способствует   повышению   кровяного   давления,   напряженной   работе мышцы сердца. Те   люди,   которые   прибегают   к   сигарете   для   успокоения   нервов, должны   знать,   что   и   волнение,   и   курение   увеличивают   содержание адреналина в крови.  Обнаружено,   что   никотин   усиливает   свертываемость   крови.   Это приводит   к   тому,   что   сосуды   курящих   людей   чаще   закупориваются тромбами. Статистика свидетельствует, что у лиц, выкуривающих до 20 сигарет   в   день,  вероятность   заболевания   инфарктом   миокарда   вдвое выше, а у выкуривающих более 20 – втрое выше, чем у некурящих.  Значение тренировки сердца для предупреждения  заболеваний сердечно­сосудистой системы О   вредных   привычках   мы   поговорили,   теперь   речь   пойдет   о факторах, которые положительно влияют на работу сердца и сосудов.  Нормальной   работе   сердца   способствуют   физические   упражнения, посильный труд, активный образ жизни.  – Как физическая нагрузка может повлиять на работу сердца?  В процессе обсуждения учащиеся формулируют в ы в о д. При физической работе:   увеличивается объем крови, протекающей через сердечную мышцу;   улучшается снабжение ее кислородом и питательными веществами;  это способствует укреплению сердечной мышцы и ее развитию.  При снижении физической нагрузки:    сердечная   мышца   слабеет;   например,   на   70­е   сутки   полной неподвижности размеры сердца уменьшаются на 13–18 %.  У ч и т е л ь . В то же время следует помнить, что у детей рост сети кровеносных   сосудов   отстает   от   роста   сердца.   Поэтому   сердце подростка затрачивает дополнительные усилия на проталкивание крови через   узкие   просветы   сосудов.   В   этот   период   нужны   физические нагрузки, но в пределах возможностей каждого ребенка.  Первая помощь при кровотечениях По кровеносным сосудам человека циркулируют около 5 л крови. При   уменьшении   количества   крови   падает   кровяное   давление, нарушается снабжение кислородом головного мозга, сердца и других органов. Потеря около 2–2,5 л крови при кровотечениях смертельна для человека.  Кровотечение   бывает   внутренним   и   наружным.   Внутреннее кровотечение   очень   опасно,   так   как   кровь   может   изливаться   в плевральную или в брюшную полость, а также в полость черепа. Но точный   диагноз   может   поставить   только   врач.   При   внутреннем кровотечении   пострадавший   бледнеет,   покрывается   потом,   дыхание учащается, пульс становится частым и слабым. При появлении таких признаков   больного   надо   уложить   или   придать   ему   полусидячее положение, а к предполагаемой области кровотечения (грудь, живот, голова) приложить пузырь со льдом или бутылку с холодной водой.  При   наружном   кровотечении   оказывают   первую   помощь   в зависимости от вида поврежденных сосудов. Кровотечение может быть артериальным, венозным, капиллярным.  2. Ла б о р а т о р н а я   р а б о т а  «Приемы остановки кровотечения».  Ц е л ь   р а б о т ы : научиться практически оказывать первую помощь при кровотечениях.  О б о р у д о в а н и е :   перевязочные   материалы,   жгут,   кусок   ткани, карандаш,   блокнот   для   записи,   йод,   вазелин   или   крем   (имитатор стрептоцидовой мази), вата, ножницы.  Ход работы Капиллярное кровотечение.  1. Обработайте края условной раны йодом.  2.  Отрежьте   квадратный   кусок   бинта   и   сложите   его   вчетверо. Нанесите на сложенный бинт мазь и приложите к ране, сверху положите вату и сделайте повязку.  Артериальное кровотечение. 1. Ознакомьтесь по таблице «Типичные места для прижатия артерий к   костям   с   целью   остановки   кровотечения»   с   точками,   где   надо прижимать артерию при кровотечении, и найдите их на себе.  2. Определите место наложения жгута при условном ранении.  3.  Положите под жгут кусок ткани, сделайте жгутом 2–3 оборота, пока не перестанет прощупываться пульсация.  В н и м а н и е! Жгут сразу же ослабьте!  4. Вложите записку с обозначением времени наложения жгута.  З а п о м н и т е   п р а в и л а   наложения   жгута:   жгут   накладывают   на 1,5–2 часа в теплое время года и на 1 час – в холодное. Под жгут кладут записку с указанием даты и времени наложения жгута.  Венозное кровотечение.  1.  Определите   условное   место   повреждения   (на   конечности). Поднимите конечность вверх, чтобы исключить большой приток крови к месту повреждения.  2.  При   появлении   венозного   кровотечения   наложите   давящую повязку.  3. При повреждениях крупного венозного сосуда наложите жгут.  В н и м а н и е:   при   артериальном   и   венозном   кровотечениях   после оказания   первой   помощи   пострадавший   должен   быть   обязательно доставлен в больницу или поликлинику.  После выполнения лабораторной работы сделайте вывод (можно в форме таблицы «Наружное кровотечение»). Вид  кровотечения 1 Признаки 2 Артериальн ое  Алая кровь, текущая  пульсирующей струей Способ оказания первой помощи 3 Давящая повязка при  повреждении мелкого сосуда.  Жгут при повреждении  крупной артерии 1 Венозное  Капиллярно е  2 Темная кровь, вытекающая  непрерывной струей  Кровь вытекает медленно,  свертывается нормально Окончание табл. Давящая повязка 3 Обычная стерильная повязка  Задание на дом: из курса 6 класса повторить материал о процессе дыхания   (Сонин   Н.   И.   Биология.   Живой   организм.   6   кл.:   учеб.   для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин. М.: Дрофа, 2010); из курса 8 класса   повторить   материал   о   клеточном   строении   организмов, внутренней среде организма и транспортировке веществ.

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018