Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "УЧЕНИЕ Ч. ДАРВИНА О ЕСТЕСТВЕННОМ ОТБОРЕ"
Оценка 4.8

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "УЧЕНИЕ Ч. ДАРВИНА О ЕСТЕСТВЕННОМ ОТБОРЕ"

Оценка 4.8
Разработки уроков
rtf
биология
9 кл
21.02.2018
Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "УЧЕНИЕ Ч. ДАРВИНА О ЕСТЕСТВЕННОМ ОТБОРЕ"
Цели: изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции; показать значение теории Ч. Дарвина для современной науки. Задачи: образовательная: рассмотреть теорию Ч. Дарвина о естественном отборе; факторы отбора; явление борьбы за существование и виды этой борьбы; развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, умений: анализировать, сопоставлять, выделять главное. Тип урока: комбинированный. Метод проведения: беседа, самостоятельная работа.
Урок 7. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.rtf
УЧЕНИЕ Ч. ДАРВИНА О ЕСТЕСТВЕННОМ ОТБОРЕ У р о к  7 Цели:  изучить   сущность   естественного   отбора   и   борьбы   за существование   как   основных   факторов   эволюции;   показать   значение теории Ч. Дарвина для современной науки. Задачи: о б р а з о в а т е л ь н а я:   рассмотреть   теорию   Ч.   Дарвина   о естественном   отборе;   факторы   отбора;   явление   борьбы   за существование и виды этой борьбы; р а з в и в а ю щ а я:   продолжить   формирование   умений   и   навыков самостоятельной   работы   с   учебником,   умений:   анализировать, сопоставлять, выделять главное. Тип урока: комбинированный. Метод проведения: беседа, самостоятельная работа. Планируемые предметные результаты: ученик должен и м е т ь   п р е д с т а в л е н и е  о   работе   Ч.  Дарвина  «Происхождение видов путем естественного отбора»; з н а т ь:   основные   положения   теории   Ч.   Дарвина   о   естественном отборе; определения «естественный отбор», «борьба за существование»; виды борьбы за существование; у м е т ь использовать полученные знания для объяснения основных положений теории о естественном отборе. Внутридисциплинарные   связи:  экология   –   «Популяционные волны». Образовательные ресурсы: изображения севрюги, богомола. С ц е н а р и й   у р о к а I. Фронтальный опрос (вопросы на с. 23–24). –  Полезны ли те признаки, которые закрепляет человек у животных, растений? Приведите примеры. Д о п о л н и т е л ь н ы е   в о п р о с ы. Что   такое   мутация?   Каково значение мутаций? II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели. –   Искусственный   отбор   проводит   человек.   Есть   ли   в   природе аналогичный процесс? Как он действует? III. Открытие новых знаний. 1. Факторы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование. Основываясь   на   изучении   большого   числа   фактов   из   области естествознания   и   практики   растениеводства   и   животноводства,   Ч. Дарвин приходит к выводу о существовании в природе стремления к размножению каждого вида в геометрической прогрессии. Это правило не   знает   исключений   ни   в   животном,   ни   в   растительном   мире. Потенциально каждый вид способен произвести и производит гораздо больше особей, чем выживает их до взрослого состояния; юных особей всегда больше, чем взрослых. – Почему число взрослых особей каждого вида растений и животных сохраняется более или менее постоянным? Учитель   подводит   учащихся   к   выводу   о   наличии   борьбы   за существование. Необходимо объяснить метафорический смысл этого термина. В это понятие   входит   зависимость   одного   существа   от   другого,   а   также включает   не только  жизнь   одной  особи, но  и  ее  успех   в оставлении потомства. Наблюдения   в   природе   показывают,   что   для   животных   и растительных организмов характерна всеобщая изменчивость признаков и свойств.  Даже в потомстве  одной пары  родителей  нет совершенно одинаковых особей. – Что такое изменчивость? – Что такое индивидуальная изменчивость? При   средних   благоприятных   условиях   различия,   обусловленные индивидуальной   изменчивостью,   не   играют   существенной   роли,   но   в крайне неблагоприятных условиях каждое мельчайшее различие может стать решающим для выживания. 2. Формы борьбы за существование. Самостоятельная   работа  учащихся с учебником по заполнению таблицы «Формы борьбы за существование» и проверка ее выполнения. Формы борьбы за существование Название формы борьбы  за существование 1. Межвидовая борьба 2. Внутривидовая борьба  и др. формы борьбы Результат борьбы Примеры (См. приложение.) –   Какая   из   форм   борьбы   за   существование   наиболее   жестокая? Почему? Приведите примеры. 3. Естественный отбор как движущая сила эволюции. –  Какие  особи в пределах  одного вида могут выжить   в  условиях постоянной борьбы за существование? (Наиболее приспособленные.) Ч.   Дарвин   при   сопоставлении   фактов   борьбы   за   существование   и всеобщей изменчивости признаков и свойств пришел к заключению о неизбежности в природе избирательного уничтожения одних особей и размножения других – естественного отбора. Неизбежным   результатом   отбора   оказалось   возникновение приспособлений и на этой основе – таксономического и экологического разнообразия. В   качестве   доказательства   этого   положения   можно   предложить учащимся следующее з а д а н и е: прочитать в учебнике описание опыта с богомолами на с. 28 (второй абзац). Ответить на следующие вопросы: –   Какие   приспособления   к   среде   обитания   есть   у   богомолов? (Окраска тела.) – Что удалось выяснить при помощи описанного опыта? – Что обеспечило выживаемость богомолов? – Что считается факторами отбора? Этот   вид   работы   по   усмотрению   учителя   можно   заменить сообщением   одного   из   учащихся   (с   демонстрацией   конкретного фактического материала: фотографии, изображения). IV. Закрепление. Формулировка   вывода   об   открытии   Дарвином   механизма эволюционного процесса и его значении. Таким образом, эволюционное учение перешло в теорию эволюции. 130­летнее   существование   эволюционной   теории   показало,   что   она относится к тем завоеваниям человеческой мысли, которые составляют фундамент нашего познания природы вообще. Каждое новое крупное достижение   в   любой   специальной   области   биологии,   каким   бы   на первый взгляд противоречащим этой теории оно ни казалось, находит свое место в ее рамках, обогащая и развивая эволюционную теорию. З а п о л н е н и е   т а б л и ц ы   «Сравнение   естественного   и искусственного отбора», беседа по результатам данной работы. – Отличаются ли по скорости естественный и искусственный отбор? Обратить   внимание   учащихся   на   то,   что   Е.   о.   не   определен,   не направлен   заранее   к   какой­то   цели,   как   искусственный.  Для   Е.   о. направление   на   каждом   этапе   эволюции   определяется   сложным сочетанием внешних и внутренних условий существования, успехом в борьбе за существование. V. Рефлексия.  Учащиеся   оценивают   степень   реализации   поставленных   на   уроке целей,   свои   учебные   действия   и   содержательно   обосновывают правильность (ошибочность) результата. Домашнее   задание:  изучить   §   5;   ответить   на   вопросы   в   конце текста; сравнить естественный и искусственный отбор. Дополнительная информация Т в о р ч е с к а я   з а д а ч а  «Любовь с первого взгляда». Многие   животные,   появившись   на   свет,   запоминают   первый увиденный ими предмет, и в дальнейшем следуют за ним, испытывая к нему   самую   нежную   привязанность.   Это   явление   называется «импринтинг», или «запечатление». В норме так запечатлевается мать, но в неестественных условиях птицефермы индюшата, появляющиеся в инкубаторе из яиц, запечатлевают друг друга или ухаживающего за ними фермера,   а   это   доставляет   массу   неудобств   и   даже   опасно.   Когда тысячи   индюшат   устремляются   за   одним   объектом,   они   давят   друг друга и гибнут. – Как решить эту проблему? (Возможный ответ.) Израильский   зоопсихолог   Г.   Гварьягу   придумал   решение   этой проблемы – пластмассовые «импринтинг­якоря». Такое устройство по форме несколько напоминает лодочный якорь из синей пластмассы. И форма   якоря,   и   его   цвет   привлекают   индюшат,   и,   как   только   они запомнят эти предметы, фермер может, перемещая якоря, руководить движениями всего стада или любой его части. Исследования показали, что это изобретение снижает смертность молодняка до 40 %. Импринтинг   появился,   чтобы   в   нормальных   условиях   повысить выживаемость   потомства:   поскольку   детенышей   у   позвоночных рождается   мало,   появилась   забота   о   потомстве   (чтобы   выжило   как можно больше особей и вид продолжил свое существование). Однако наступает   момент,   когда   эта   забота   о   потомстве   уже   бесполезна   – малыши   сами   начинают   всюду   совать   свой   нос.   Тогда   нужен   другой механизм, который обеспечивал бы малышам сохранение жизни. Это и есть   импринтинг.   Малыш,   только   появившийся   на   свет,   практически сразу запомнит мать, а она его не подведет, и он останется жив. – Как появился такой механизм? Просто и, увы, жестоко. Тысячелетия назад, у какого­то детеныша данный механизм появился впервые – детеныш всюду ходил за мамой, а остальные   –   нет.   Выжил   только   он   и   передал,   таким   образом,   эту особенность своим потомкам.

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "УЧЕНИЕ Ч. ДАРВИНА О ЕСТЕСТВЕННОМ ОТБОРЕ"

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "УЧЕНИЕ Ч. ДАРВИНА О ЕСТЕСТВЕННОМ ОТБОРЕ"

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "УЧЕНИЕ Ч. ДАРВИНА О ЕСТЕСТВЕННОМ ОТБОРЕ"

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "УЧЕНИЕ Ч. ДАРВИНА О ЕСТЕСТВЕННОМ ОТБОРЕ"

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "УЧЕНИЕ Ч. ДАРВИНА О ЕСТЕСТВЕННОМ ОТБОРЕ"

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "УЧЕНИЕ Ч. ДАРВИНА О ЕСТЕСТВЕННОМ ОТБОРЕ"

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "УЧЕНИЕ Ч. ДАРВИНА О ЕСТЕСТВЕННОМ ОТБОРЕ"

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "УЧЕНИЕ Ч. ДАРВИНА О ЕСТЕСТВЕННОМ ОТБОРЕ"

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "УЧЕНИЕ Ч. ДАРВИНА О ЕСТЕСТВЕННОМ ОТБОРЕ"

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "УЧЕНИЕ Ч. ДАРВИНА О ЕСТЕСТВЕННОМ ОТБОРЕ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018