Конспект урока по чтению на тему Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА» 3 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
чтение
3 кл
10.01.2017
Создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личностиКонспект урока по чтению Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА» 3 класс
Лев и собачка.doc
Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать
формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих
навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к
окружающим людям), нравственному становлению личности
Предметные:
научатся выражать личное
отношение к прослушанному
(прочитанному),
аргументировать свою позицию с
привлечением текста
произведения; понимать, позицию
какого героя произведения
поддерживает автор,
подтверждать словами
из текста.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Метапредметные:
познавательные:
формируем умение извлекать информацию из текста;
формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
регулятивные:
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы
с материалом учебника;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей;
формируем умение осуществлять познавательную и личностную
рефлексию.
коммуникативные:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
формируем умение работать в группе.
Личностные:
формируем умение
выказывать своё отношение
к героям, выражать свои
эмоции;
формируем мотивации к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности;
формируем умение
оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы : портрет Л. Н. Толстого, аудиозапись рычание льва, компьютер, экран, мультимедийный проектор,презентация «Творчество Л.Н.Толстого, выставка книг Толстого, листы для составления плана, звёздочки успеха.
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
I.Организация
начала урока
Прошу садиться. Сегодня вы мои ученики, а я ваш учитель. Зовут меня
Наталья Леонидовна.
Самое удивительное явление в мире это
Содержание деятель
ности учащегося (осу
ществляемые действия)
Показывают готовность
Формируемые
способы
деятельности
Владеют навыка
ми психологи
человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу. Передайте своё
хорошее настроение. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит
к уроку. Приветствуют
учителя.
ческой подготовки
к уроку, органи
II.Логопедичес
кое упражне
ние.
III.Мотивация
учебной дея
тельности.
наши сердца благородными чувствами. (Создание ситуации успеха)
– Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать,
громко и чётко отвечать на вопросы.
Для красивого чтения нужно хорошее дыхание, правильная дикция. Сядьте
правильно, плечи расправьте.
Сделайте глубокий вдохносом и выдох через рот (2раза)
А сейчас прочитайте фразу про себя. «Чтобы поверить в добро, надо
начать делать его». Л.Н.Толстой (слайд 1).
Каждый человек в течение жизни испытывает разные чувства: радость,
грусть, печаль. Размышляя над этим, я часто представляю себе, как падает с
неба звезда, как стучит дождь, как светит яркое солнце, как осенью улетают
журавли. Человек почувствовал радость и грусть и поведал об этом другим
людям. Постарайтесь почувствовать человека, которого вы никогда не
зации рабочего
места, вежливого
общения.
Владеют логиче
Читают фразу про себя
Читают фразу с ударе
нием на выделенное
скими действия
ми в речи.
слово, на повышение и
снижение голоса. видели, никогда не слышали о нем, но который прислал вам звуковое письмо
Прослушивание.
(слайд 2).
Какие чувства испытал автор, создавая это произведение?
(Звучит музыка Э.
Грига “Смерть Озе”)
IV.Постановка
цели и задач
урока.
V. Первичное
усвоение но
вых знаний
1.Знакомство с
биографией
Л.Н.Толстого.
Эдвард Григ показал сцену смерти пожилой женщины, которая была
брошена собственным сыном. Она умирает одна от голода и холода.
– Когда вам тяжелее: когда вы кричите и плачете, или когда комок к горлу
подкатывается и хочется плакать, а заплакать не получается или нельзя?
– Приходилось ли вам читать грустные произведения?
Сегодня мы будем читать рассказ Л.Н. Толстого “Лев и собачка”,
Беседа.
Отвечают
познакомимся с творчеством Л.Н.Толстого. Проведём анализ произведения,
поработаем в группах.
Принимают
и
сохраняют цели и
задачи учебной
деятельности.
А сечас всё внимание на экран (слайд 3).
Внимательно слушают и
Адекватно
Под городом Тулой есть маленькая деревенька – Ясная Поляна.
В Ясной Поляне, осенью, родился мальчик, названный Левушкой будущий
смотрят на экран.
воспринимают
информацию.
великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (слайд 4).
В Ясной Поляне прошло детство Левушки.
Лев Толстой рано остался без родителей. Мальчику не было и двух лет,
когда умерла мама, а через три года умер и отец. Детей воспитывала тетя
(слайд 5).
Лев Николаевич Толстой был граф – знатный и богатый человек. Он мог
бы вообще ничего не делать, но, несмотря на это работал вместе с простыми
людьми: пахал, сеял, колол дрова (слайд 6).
А еще недалеко от дома росло дерево с «колоколом для бедных». Каждый, кто приходил к писателю, звонил в колокол. И Лев Николаевич никому не
отказывал, всю свою жизнь помогал простым людям (слайд 7).
В Ясной Поляне Львом Николаевичем была открыта школа для
крестьянских детей (слайд 8).
Детям так нравилось в школе, что они засиживались там допоздна. Он и
сам работал в школе, учил детей (слайд 9).
Лев Толстой писал для ребят учебные книги, интересные сказки, басни и
рассказы (слайд 10).
У самого писателя было 13 детей (слайд 11).
Однажды, во время путешествия Лев Николаевич очень сильно заболел и
через несколько дней умер.
Сейчас в Ясной Поляне доммузей (слайд 12). Сюда очень часто приезжают
туристы, посмотреть, где жил великий русский писатель. А во многих
городах поставлены памятники Льву Николаевичу Толстому.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а ( д л я г л а з )
–Когда то очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии
произошла история. Л. Н. Толстой никогда не был в Лондоне. Возможно, эту
историю писателю рассказал ктонибудь из моряков, кто бывал в
Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней
равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка». (слайд 13).
Смотрят на выставку
книг
Выполняют
физкультминутку
Выполняют сог
ласно инструкции
учителя
– О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой
Рассуждают
собачке.)
– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?
Быль – то, что было,
Прогнозируют
содержание.
рассказа по
– Посмотрите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту
рассказ о действитель
заголовку. и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над
ном происшествии.
этим произведением.
Прослушивание рассказа учителем
– О чём эта быль? (о любви и привязанности двух животны ).
Назовите главных героев. (Лев и собачка).
Где происходит действие? (в зверинце)
Делятся своими
впечатлениями.
Формулируют
ответы на пос
тавленные учи
телем вопросы.
В этом тексте вам встретились такие непонятные слова.
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он
называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или
нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность
собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих
животных.
Определяют совместно
с учителем толкование
Используют
простые речевые
слов.
средства
для
передачи своего
мнения.
Полно и точно
выражают свои
мысли.
Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?
Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со
Выполняют задания,
отвечают на вопросы.
Осуществляют
логические дейс
львом? Подтвердите словами из текста. (Поджала хвост, прижалась в
угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки).
Выборочное чтение.
твия.
Используют
1. Первичная
проверка
понимания.
2. Словарная
Работа.
VI. Продолже
ние работы
над темой.
1.Анализ
произведения
(работа с
текстом простые речевые
средства
для
передачи своего
мнения.
произведения
– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его
по учебнику).
удивило? Найдите и прочитайте это место. (Ему стало её жалко, она ему
понравилась).
– Как лев относился к собачке?
– Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в
одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а
иногда играл с ней.)
В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не
рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении
этих животных.
Прочитайте, как лев повел себя? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с
любопытством, тронул ее лапой…)
Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило?
Найди и прочитай это место. (Была очень добрая, игривая и ласковая,
стала приветливо махать хвостиком).
Найди и прочитай в тексте как автор называет собачку?
(собачка,
Выборочное чтение
собачонка, лапки, хвостик).
Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)
2. Прослушива
ние аудиозапи
си (рычание
Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное
Слушают,
животное, могучее рычание) (слайд 15).
По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и льва).
прочитай. ( Оторвал кусок мяса и поделился с ней).
3. Работа над
илюстрацией
учебника
Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к
ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)
Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в
одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а
иногда играл с ней).
Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит?
(Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не
предаст).
Формулируют
Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?
– Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать
Рассуждают о содер
жании картины.
ответы на пос
тавленные учи
собачку
Во что переросли чувства собачки и льва? ( В дружбу).
Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.
Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном
предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата
событиями.)
Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерла).
Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть
собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её
телем вопросы.
Используют
простые речевые
средства
для
передачи своего
мнения.
Полно и точно
выражают свои лапой).
мысли.
Какие чувства испытывает лев от потери собачки. С помощью каких слов
автор передаёт чувства льва? (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал
хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал
грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой
собачки и затих).
Высказывают своё
мнение.
Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? (Дал новую собачку).
Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался
верен своей подруге).
Прочитайте про себя последние два предложения.
Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом,
поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько
дней).
Какой конец в этой истории? (Печальный)
Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это произведения,
изображающие несчастье, глубокое переживание, обычно трагедии
заканчиваются гибелью героя.
VII. Работа в
группах.
Расставьте пункты плана рассказа в правильном порядке:
Работа в группах.
Прислушиваются
Беда.
к мнению других. Доверилась.
Жизнь льва и собачки.
Лондонский зверинец.
Собачка попадает в клетку.
Печальный конец.
Встреча со львом.
Лев делится едой.
VIII. Рефлек
сия (подве
дение итогов
урока).
Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по
Делают выводы и обо
Формулируют
размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства
к друг к другу?
бщения.
ответы на воп
росы.
Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют
сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они
могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они
оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.
А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?
Всегда ли вы можете заметить боль, радость, как людей, так и животных?
У вас на столах находятся звёздочки. Если у вас всё получилось, и вам
понравился урок поднимите звёзды с улыбкой. Если нет, то наоборот.
Выбор звёзд
Мне приятно, что в вашем классе ребята с чуткими сердцами.
Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо
работали. Я горжусь вами! И я вам в память о нашем уроке, дарю закладки
с изображением главных героев рассказа Л.Н.Толстого «Лев и собачка».
Анализируют
свою работу на
уроке IX. Информа
ция о домаш
нем задании
Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
Внимательно слушают,
Слушают инст
задают уточняющие
вопросы.
руктаж.
Конспект урока по чтению на тему Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА» 3 класс
Конспект урока по чтению на тему Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА» 3 класс
Конспект урока по чтению на тему Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА» 3 класс
Конспект урока по чтению на тему Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА» 3 класс
Конспект урока по чтению на тему Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА» 3 класс
Конспект урока по чтению на тему Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА» 3 класс
Конспект урока по чтению на тему Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА» 3 класс
Конспект урока по чтению на тему Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА» 3 класс
Конспект урока по чтению на тему Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА» 3 класс
Конспект урока по чтению на тему Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА» 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.