Конспект урока по ФГОС, презентация по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка" 6 класс
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
28.01.2017
Материал содержит технологическую карту урока по ФГОС , презентацию и раздаточный материал по теме "С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно-выразительные средства языка". На уроке применяются следующие обучающие технологии: Обучение в сотрудничестве, ИКТ. Урок предназначен для обучающихся 6 класса.
конспект урока ФГОС_Изобр-выразит средства языка.docx
ГБОУ СОШ №2 п.г.т. УстьКинельский
Методическая разработка
урока русского языка в 6 классе
Тема: "С русским языком можно творить чудеса, или
изобразительновыразительные средства языка"
Разработала: учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №2 п.г.т. УстьКинельский Голованова
Г.С. 2012
Класс: 6
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык. 6 кл.: учеб. для образоват. учреждений: в 2х кн. /Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,
Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева, Н.А. Исаева. – изд. 3е перераб. – М. : Баласс. 2012.
Тип урока: интегрированный урок русского языка и литературы
Тема урока: «С русским языком можно творить чудеса, или изобразительновыразительные средства
языка»
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник,
алгоритм работы; репродукция картины.
карточки с текстом, словарик,
Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Технологии:
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся с изобразительновыразительными средствами языка;
рассмотреть основные виды тропов и стилистических фигур.
2. Практические: совершенствовать умение находить в тексте изобразительновыразительные
средства; формировать филологическую зоркость.
3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе; развивать чувство
прекрасного; совершенствовать читательский вкус.
4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять
главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное
и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных
способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее
мотивом; самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых
дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона реального действия
и его результата;
коммуникативные УУД: планирование
соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, Этапы урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ход урока
Организация
начала занятия
Мотивация к
учебной
деятельности
личностные:
мобилизация
внимания, уважение к
окружающим;
коммуникативные:
учебное
сотрудничество с
учителем,
сверстниками;
регулятивные:
саморегуляция
коммуникативные
УУД: определение
целей, функций
участников, способов
взаимодействия,
инициативное
сотрудничество в
сборе и обработке
информации, владение
монологической и
диалогической
формой речи;
личностные:
самоопределение,
установление связи
между целью учения и
ее мотивом,
проявлять интерес к
изучению темы.
регулятивные:
целеполагание
Включение детей в
деятельность.
Включение в работу,
самоопределение
Учащиеся делают вывод,
что речь обогащается
благодаря использованию
изобразительно
выразительных средств
языка.
Учитель: Здравствуйте,
ребята! Я очень рада вас
видеть! Сегодня нам предстоит
поработать над очень
интересной темой . Начнем
урок.
Учитель: Ребята, давайте
рассмотрим слова Николая
Михайловича Карамзина: «Да
будет же честь и слава
нашему языку, который в
самородном богатстве своем,
почти без всякого чуждого
примеса, течет как гордая,
величественная река —
шумит, гремит — и вдруг,
если надобно, смягчается,
журчит нежным ручейком и
сладостно вливается в душу,
образуя все меры, какие
заключаются только в
падении и возвышении
человеческого голоса!»
Ребята, как вы думаете, о
чем эти слова?
А что обогащает нашу речь?
А есть ли какиенибудь
приемы, средства, которые
делают речь более яркой,
эмоциональной?
Какие изобразительно
выразительные средства вам
уже известны? Формулирование
темы
Постановка цели
деятельности
Проблемная
ситуация и ее
решение
постановка и
решение проблемы:
формулирование темы
коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации
регулятивные:
коррекция (внесение
необходимых
коррективов в план и
способ действия)
постановка и
решение проблемы:
формулирование
задач и целей урока;
коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации
регулятивные:
коррекция (внесение
необходимых
коррективов в план и
способ действия)
Учитель: Ребята, пришло
время сформулировать тему
нашего урока. Какова она?
Я, с вашего позволения,
немного подкорректирую ее.
Итак, тема урока: С русским
языком можно творить чудеса,
или Изобразительно
выразительные средства языка.
Формулирование темы
урока:
«С русским языком
можно творить чудеса,
или изобразительно
выразительные средства
языка»
Учитель: Ребята, какие цели
мы можем поставить перед
собой на уроке?
Постановка целей урока:
•
•
•
познакомить
учащихся с
изобразительно
выразительными
средствами языка;
рассмотреть
основные виды
тропов и
стилистических
фигур;
узнать, для чего
нужны
изобразительно
выразительные
средства языка
Учащиеся делают вывод,
что это ситуация
неоднозначная,
проблемная.
постановка и
решение проблемы:
формулирование
проблемы и поиск
путей ее решения
коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации
регулятивные:
коррекция (внесение
необходимых
коррективов в план и
способ действия)
Учитель: Ребята, а нужны ли
нам, действительно, какието
приемы и средства, чтобы
передать информацию или
выразить свои чувства? Или в
настоящее время это
неактуально?
А какие слова вы чаще всего
используете в своей речи?
А знакомы ли вам такие
слова? Обратите внимание на
слайд.
Часто ли вы сами используете
слова современного
подросткового сленга? Ребята, давайте проведем
голосование. Нужны ли нам
изобразительновыразительные
средства в современной речи?
Ребята, чтобы найти решение
этой проблемы, предлагаю
поработать в группах:
1. Проанализировать
текст, написанный
учениками 6 «Б»
класса ГБОУ СОШ №2
п.г.т. УстьКинельский
«Прогулка в осеннем
лесу»;
2. Придумать текст на
тему «Прогулка в
осеннем лесу»,
используя современные
выражения из своего
сленга;
3. Познакомиться с
отрывком из
«Эпитафии»
И.А. Бунина и ответить
на вопросы.
Роль супервайзера
наблюдателя выполняет
учитель.
Учитель: Ребята, давайте
поработает с вами над
стихотворением Ф.И. Тютчева
«Листья»
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, –
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Учащиеся работают в
группах, после чего
представляют
полученные результаты.
Работа в группах
осуществляется
следующим образом: все
участники выступают в
роли сборщиков
информации. Один
человек выполняет
функцию аналитика из
массы предложений
выбирает наиболее
существенные для
решения данной
проблемы. Секретарь
протоколирует ход
рассуждения группы,
фиксируя все
высказанные тезисы в
защиту какойлибо точки
зрения, следит за
временем.
Внутри группы
выбирается спикер,
который будет
осуществлять
презентацию мнения
своей группы.
Выразительное чтение
стихотворения
Работа над
выразительностью
речи
познавательные:
структурирование
знаний,
выбор наиболее
эффективных
способов решения
задач,
применение методов
информационного
поиска;
логические: анализ
объектов с целью
выделения признаков, регулятивные:
саморегуляция,
контроль (сличение
знаний с эталоном).
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
(слайд №4)
Учитель: Друзья, попробуем
его проанализировать по плану
(слайд №5)
Работа с текстом
стихотворения и
словарем изобразительно
выразительных средств
языка
1 гр.: заполнить 1 столбик
(динамичность)
2 гр.: заполнить 2 столбик
(образность)
3 гр.: заполнить 3 столбик
(звукопись)
Работа в группе
осуществляется следующим
образом: каждый участник
отвечает за одну строфу (4
человека – 4 строфы)
Сверим результаты с
эталоном (слайд №6)
Какие изобразительно
выразительные средства мы
можем найти в этом
стихотворении?
Учащиеся делают вывод;
находят изобразительно
выразительные средства,
работают со словарем. Включение в
систему знаний и
повторение
Рефлексия
деятельности
познавательные:
контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности,
подведение итогов,
логические:
выведение следствий,
коммуникативные:
владение
монологической
формой речи, умение
чётко и кратко
выражать свои мысли.
личностные:
самоопределение,
регулятивные:
саморегуляция,
осознание качества и
уровня усвоения
знаний;
коммуникативные:
умение слушать,
принимать решения.
Учащиеся говорят о
функции изобразительно
выразительных средств в
нашей речи.
Групповая работа.
Ребята, какова же функция
изобразительновыразительных
средств языка?
Обратите внимание на слайд.
Перед нами картины
выдающихся художников. Что
общего между красками и
словом, кистью художника и
изобразительно
выразительными средствами
писателя?
Учитель: Дорогие ребята,
чтобы еще раз закрепить
полученные знания, предлагаю
вам отгадать кроссворд (слайд
№ 13 )
Молодцы, ребята! Мы
сегодня с вами поработали над
очень важной темой. И
разобрались в ней на «отлично»
К какому же выводу мы
пришли?
Ответить на вопросы.
Нужны ли нам
изобразительновыразительные
средства в современном языке?
Продолжите предложение:
• Сегодня на уроке я
узнал (а)…
Восстановление учебной
мотивации.
• Наиболее интересным
на занятии было то, что
…
• Мне мешал (о), (и) в
Самоанализ
работе…
• Моя деятельность была
недостаточно успешной,
потому что…
• Я оцениваю уровень
продемонстрированных
мною знаний как:
максимально высокий,
высокий, средний, ниже
среднего, низкий.
• Я считаю, что степень
моего взаимодействия с
группой была:
максимально высокой, высокой, средней, ниже
среднего, низкой.
Учитель:
Придумайте рассказ на
произвольную тему,
используя изобразительно
выразительные средства
языка.
Задание на дом
коммуникативные:
инициатива в выборе
задачи, поиск и сбор
информации;
логические: анализ и
синтез полученных на
уроке знаний;
регулятивные:
оценка результатов
работы
Конспект урока по ФГОС, презентация по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка" 6 класс
Конспект урока по ФГОС, презентация по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка" 6 класс
Конспект урока по ФГОС, презентация по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка" 6 класс
Конспект урока по ФГОС, презентация по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка" 6 класс
Конспект урока по ФГОС, презентация по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка" 6 класс
Конспект урока по ФГОС, презентация по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка" 6 класс
Конспект урока по ФГОС, презентация по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка" 6 класс
Конспект урока по ФГОС, презентация по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.