Конспект урока по физике на тему "Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука. " (9 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока по физике на тему "Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука. " (9 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
физика
9 кл
21.03.2018
Конспект урока по физике на тему "Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука. " (9 класс)
В материалах конспекта урока по физике на тему " Звуковые волны . Высота , тембр , громкость звука " работа по изучению нового материала планируется проводить по методу К С О, с последующим взаимоконтролем и контролем учителя. Предлагается 4 вида карточек.
Урок2-8, 9-35, 36..doc

 

 

Работу выполнила Бавкун Татьяна Николаевна учитель физики

МБОУ «Очерская СОШ № 3» г. Очер Пермский край

 

Урок № 2 - 8,9 - 35,36.

Тема: Высота, тембр, громкость звука. Звуковые волны.

Цель: Изучить звуковые волны и их характеристики.

Задачи: ввести понятие звуковые волны, рассмотреть характеристики звуковых волн.

Ход урока: работа по изучению нового материала будет происходить по методу КСО, работа по карточкам с последующим взаимоконтролем и контролем учителя.

 

Карточка № 1.

1. Прочтите § 35, стр.118 - 119 учебника.

2. Подчеркните нужную вам информацию.

3. Выполните следующие действия:

-Зажмите в настольных тисках ножовку по металлу и приведи­те ее в колебательное движение, обратите внимание на высо­ту звука и частоту колебаний ножовочного полотна.

- Увеличьте (или уменьшите) длину колеблющейся части но­жовки, повторите опыт.

- Сравните высоту звука и частоту колебаний с результатами предыдущего опыта.

4. Подготовьте текст устного выступления, содержащего ответы на вопросы:

а) От чего зависит высота звука?  б) Что называется чистым тоном?  в) Что такое обертон и тембр звука?

г) Из чего «состоит» музыкальный звук?

5. Кто в полете быстрее машет крыльями: муха, шмель или комар? Как это можно определить?

6. Вливайте струю воды в высокий цилиндрический сосуд. Как изме­нится высота тона прослушиваемого звука по мере наполнения со­суда?

 

Карточка № 2.

1. Прочитайте § 36, стр.121 - 122 учебника.

2. Выделите в тексте основные элементы знаний о громкости звука.

3. Слегка ударьте молоточком по одной ветви камертона. Зафиксируй­те уровень громкости звука. Заглушите камертон и ударьте по нему сильнее, чем в первый раз. Как изменилась громкость звука?

4. Подготовьте устный ответ, содержащий ответы на вопросы: а) Чем определяется громкость звука?

б) В каких единицах измеряется громкость звука?   в) Звук какой громкости вызывает у человека болевые ощущения?   г) Почему в больших городах необходимо принимать меры для уменьшения шумов?

5. Крупный дождь можно отличить от мелкого по более громкому зву­ку, возникающему при ударе капель о крышу. На чем основана такая возможность?

6. Попробуйте постучать по стене и двери класса с одинаковой силой. В каком случае стук получается более громким?

 

Карточка № 3.

1. Прочитайте §37, стр.122 - 123 учебника.

2. Выделите существенное, главное, объясняющее причину различия скоростей распространения звука в жидких, твердых и газообразных телах.

3. Под колокол воздушного насоса поместите электрический звонок или будильник и включите воздушный насос. Почему звук исчезает со временем?

4. Подготовьтесь к устному ответу, содержащему ответы на вопросы: а) В каких средах может происходить распространение звука? б) Почему звук не распространяется в вакууме?

в) Какие тела - пористые или упругие - лучше проводят звук?

г) Как можно обеспечить звукоизоляцию помещения? Какие ма­териалы для этого используют?

5. Объясните, как слуга из рассказа «Барон Мюнхгаузен> смог узнать, что скороход заснул: <<Я позвал своего слугу, того самого, который слышал, как растет трава в поле, и спросил его, не слышит ли он то­пота ног моего скорохода. Он приложил ухо к земле и сообщил, к моему величайшему горю, что бездельник скороход заснул».

6. Сделайте игрушечный «телефон», состоящий из двух коробок, со­единенных натянутой ниткой или проволокой. Почему такое уст­ройство позволяет переговариваться тихим голосом и даже шепотом на расстоянии в несколько десятков метров.

 

 

Карточка № 4.

1. Прочитайте §38, cтp.l24 - 125 учебника.

2. Выпишите нужную для вас информацию о скорости звука в различ­ных средах, способах ее определения.

3. Объясните опыт:

- если ударить молотком по одному концу длинной металличе­ской трубы (например, водопроводной), то стоящий у другого конца трубы услышит двойной удар. Почему?

4. Подготовьте текст устного выступления, содержащий ответы на сле­дующие вопросы:

а) Каким образом у человека вызывается ощущение звука?

б) Какую волну представляет собой звук, распространяющийся в газах и жидкостях?

в) Как была измерена скорость звука в воде?   г) От чего зависит скорость распространения звука в воде?

5. Герой рассказа О. Генри ударил поросенка с такой силой, что тот полетел, «опережая звук собственного визга». С какой наименьшей скоростью должен был лететь поросенок, чтобы описанный случай произошел в действительности?

6. Почему в туман гудки паровозов, пароходов слышны на более дале­ком расстоянии, чем в солнечную погоду?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Итог урока: защита своих карточек.

 

3. Д/З §35-38.


Работу выполнила Бавкун Татьяна

Работу выполнила Бавкун Татьяна

Сделайте игрушечный «телефон», состоящий из двух коробок, со­единенных натянутой ниткой или проволокой

Сделайте игрушечный «телефон», состоящий из двух коробок, со­единенных натянутой ниткой или проволокой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2018