Конспект урока по географии "Главные типы почв России и закономерности их распространения" (8 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по географии "Главные типы почв России и закономерности их распространения" (8 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
8 кл
18.04.2017
Конспект урока по географии "Главные типы почв России и закономерности их распространения" (8 класс)
Конспект урока по географии "Главные типы почв России и закономерности их распространения" (8 класс). На уроке дети определяют типы почв на различных территориях нашей страны, выясняют закономерности их распространения. А также используют карты России: физическая, климатическая, почвенная, атласы, контурные карты, учебники, тетради.
УРОК ПО ГЕОГРАФИИ 8КЛАСС.docx
Тема урока: Главные типы почв России и закономерности их распространения. Цель: Определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить  закономерности их распространения.  Задачи: Способствовать развитию познавательного интереса, прививать любовь к природе. Формировать умение контролировать и оценивать ход и результаты учебной деятельности,  воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда товарищей. Тип урока: комбинированный. Оборудование: карты России: физическая, климатическая, почвенная, атласы, контурные  карты, учебники, тетради. Ход урока. 1 Организационный момент. 2 Повторение. Проверка домашнего задания.  Взаимоопрос в группе. (работа ведется по карточкам: один задает вопрос другой отвечает, третий проверяет по образцу). Карточки:  вопросы приложение 1 1. Что называют почвой? 2. Назовите условия почвообразования? 3. Какие из них являются главными? 4. Кто основатель науки о почвах? 5. Как различаются почвы по механическому составу? 6. Назовите свойства почвы? 7. Почему важна для почвы рыхлая структура? 8. Почему почвы России разнообразны? Ответы для проверки по образцу: 1. Почва ­ верхний, рыхлый, плодородный слой земной коры. 2. Условия почвообразования ­  материнская горная порода, растения, животные.   Климат (тепло и влажно), рельеф, время. 3. Главные материнская порода, растения, животные, климат, микроорганизмы. 4. В. В. Докучаев. 5. Песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые. 6. Почва обладает плодородием (содержит перегной, минеральные соли, воздух,  влагу), имеет разный механический состав, структуру, имеет почвенные горизонты. 7. В рыхлой почве есть кислород и влага. Лучшая структура зернистая. 8. На образование почв влияет множество природных компонентов: горные породы,  растения, животные, климат и рельеф, уровень грунтовых вод, вечная мерзлота,  время – на огромной территории России компоненты разные. Сочетание различных  компонентов приводит к разнообразию почв. Тестовые задания (индивидуальная работа)                                                       Приложение 2 1) Почва отличается от горной породы: А) плодородием; Б) увлажнением; В) твердостью. 2) Горизонт вымывания имеет почвы: А) черноземы; Б) подзолистые; В) тундрово­глеевые. 3) Материнская порода – это горизонт: А) А1;                                         Б) А2; В) В;                           Г) С. 4) Поставщиком основной массы органического вещества в почву служат: А) растения; Б) насекомые; В) млекопитающие. 5) Плодородие почвы зависит от наличия в почве: А) влаги;                                                 Б) минеральных солей; В) воздуха;                           Г) гумуса. 6) Лучшей структурной почвы является: А) комковая; Б) зернистая; В) пылевая. 7) Какой механический состав имеют почвы, которые содержат 58% песка? А) супесь;                                                 Б) песок; В) суглинок;                           Г) глина. 8) Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле: А) личинок насекомых;                                Б) червей; В) бактерий;                                         Г) грибков. 9) Способностью удерживать перегной обладают: А) пески; Б) известняки; В) глина. 10) В умеренно­континентальном климате при достаточном увлажнении под  широколиственными лесами формируются почвы: А) подзолистые; Б) дерново­подзолистые; В) серые лесные. Самопроверка по эталону на доске: 1 – а,  2 – б,  3 – г,  4 – а,  5 – г, 6– б,  7 – в, 8 – в, г, 9 – б,  10 –в. 3. Изучение нового материала ­ Посмотрите на почвенную карту России. Назовите почвы.  (Арктические и тундрово­глеевые, подзолистые и дерново­подзолистые, серые лесные,  черноземы, каштановые.) ­ кажется, карта пестрая и почвы расположены хаотично. Есть ли закономерности в  размещении почв? Давайте совершим путешествие (по почвенной карте) с севера на юг по  территории Восточно­Европейской равнины. (почвы подчиняются закону широтной зональности, т.к. мы двигались по равнине с севера  на юг. В горах почвы изменяются, следуя закону вертикальной зональности от подножья к  вершине.) ­ Нарушают закон широтной зональности почвы аллювиальные в поймах рек, почвы болот,  вулканические. Тип почвы соответствуют типу растительности. «Почва – зеркало  ландшафта». 4. Самостоятельная ( в групповая)  работа учащихся по заполнению таблицы: 1­ арктическая пустыня, 2­тундра, 3­ лесная зона (а)тайги, б)тайга Восточной Сибири, в)  смешанные, г) широколиственные леса), 4­ степи, 5­ полупустыни.               Приложение 3 Природная зона Типы почв Содержание  гумуса Свойства почвы Условия  почвообразования арктическая  пустыня Вывод:1 В арктической пустыне весь год низкие температуры, на поверхности лежит снег  или лед, кот. Не могут быть материнской породой. Поэтому в арктической пустыне почти  нет почв. «Почти», потому что в Артике есть участки, которые не заняты снегом и льдом, и на них очень медленно формируется тонкий слой арктических почв.         Приложение 3 Природная зона Типы почв Содержание  гумуса Свойства почвы Условия  почвообразования тундра Вывод:2 В тундре тепла земля получает больше, но лето прохладное и короткое.  Почвообразование замедляет и многолетняя мерзлота, охлаждая почву. Растительность  представлена мхами и лишайниками и многолетними кустарниками. Под такой  растительностью формируются почвы тундрово­глеевые. Гумуса в них мало, т.к.  растительный покров не богат и образование гумуса замедленно из­за недостатка тепла.                                                                                                                                     Приложение 3  Природная зона Типы почв Содержание  гумуса Свойства почвы Условия  почвообразования а) тайги Вывод:3(а) В тайге формируются подзолистые, а в южной тайге дерново­подзолистые  почвы. При избыточном увлажнении идет промыв гумуса, образуется неплодородный  горизонт вымывания – подзол.                                                                                                         ­ Почему в тайге в почвах мало гумуса, хотя растительность тайги гораздо богаче  растительности тундры и степей по биомассе?  ( при избыточном увлажнении идет промыв гумуса и солей. Деревья – это многолетние  растения, к тому же ель, сосна, пихта – вечнозеленые,  только лиственница ежегодно  сбрасывает всю хвою.) Дополняет  учитель: хвоя – неблагоприятный растительный опад, т.к. содержит смолы. При гниении (а оно затруднено) образуются фульвокислоты, которые вымываются из почвы, и к тому же придают ей повышенную кислотность. Поэтому почвы тайги – кислые.                                                                                                                                    Приложение 3  Природная зона Типы почв Содержание  гумуса Свойства почвы Условия  почвообразования б) тайга  Восточной  Сибири Вывод:3(б) В сибирской тайге почвообразование замедлено из­за подземного  «холодильника» многолетней мерзлоты. Почвы здесь таежно­мерзлотные. Промыва в этих  почвах нет из­за мерзлоты, которая является водоупорным слоем.                Приложение 3    Природная зона Типы  почв Содержание гумуса Свойства  почвы Условия  почвообразования в) смешанные г) широколиственные леса Вывод:3(в) Под смешными лесами формируются почвы дерново­подзолистые и серые­ лесные. Благодаря большему, чем в тайге, количеству тепла и более благоприятному  растительному опаду, почвы смешанных и широколиственных лесов содержат больше  гумуса.   Приложение 3 Природная зона Типы почв Содержание  гумуса Свойства почвы Условия  почвообразования 4­ степи Вывод:4 самые плодородные почвы под степной травянистой растительностью­черноземы. В них гумуса 10­12%, т.е. в 10­12 раз больше, чем в почвах тайги. ­ Подумайте, почему самые плодородные почвы России – чернозем, «царь почв», по  образному выражению В. В. Докучаева, находятся под степной растительностью?  (травы – самый хороший растительный опад, к тому же ежегодный. Нет промыва,  т.к. увлажнение недостаточное, что способствует накоплению гумуса. Белее  длительный период почвообразования – длинное, теплое лето.)                                           Приложение 3 Природная зона Типы почв Содержание  гумуса Свойства почвы Условия  почвообразования  5­ полупустыни Вывод:5 В полупустыне при скудном увлажнении и разреженном растительном покрове  формируются засоленные бурые и серо­бурые почвы. ­ Не всегда почвы подчиняются закону широтной зональности. Подумайте, где этот закон  нарушается? (В горах – высотная поясность, каждому высотному поясу соответствует свой тип почв. На разных горных породах – разные почвы: на известняках в лесной зоне формируются  дерново­карбонатные почвы с большим содержанием гумуса, который удерживается  кальцием. Пойменные почвы – вдоль рек, плодородны, благодаря ежегодному поступлению в них ила во время половодья.) 5. Первичное закрепление выступает каждый из  группы и зачитывает свой вывод по  природной зоне. Остальные внимательно слушают и заполняют таблицу по ходу. По  окончании беседы у учащихся должна получиться таблица: Типы и свойства почв различных природных зон Природная зона Типы почв Содержание Свойства почвы Условия гумуса почвообразования 1. арктическая  пустыня 2. тундра Часто  отсутствуют  или  арктический Тундрово­ глеевые Крайне мало Не плодородная Мало Маломощные,  имеют слой  глеевой а) тайги подзолистые Мало (1­2%) Промывные,  3. лесная зона Мало тепла и  растительности Вечная мерзлота,  мало тепла,  переувлажнение,  недостаток  кислорода RУВЛ.>1,  растительные  останки­хвоя Вечная мерзлота Промыв весной,  больше  растительных  остатков б) тайга Восточной Сибири в) смешанные  г)  широколиственные леса 4. степи кислые Малоплодородные холодные Более  плодородные Таежно­ мерзлотные Дерново­ подзолистые Серые  лесные Мало Больше, чем в  подзолистых 4­5% 10­12% Чернозёмы, каштановые Самые  плодородные  почвы, зернистая  структура RУВЛ.=1 и 0,8 0,9,  много  растительных  остатков  ежегодно, много  тепла Сухой климат,  разреженный  растительный  покров RУВЛ.<0,5 Вывод: Почвы России разнообразны. Каждому типу растительности соответствует свой  тип почвы. Мы проследили смену почв на равнине, двигаясь с севера на юг. Бурые  полупустынь, серо­бурые Гумуса  меньше 5. полупустыни Засоление почв 6. Вторичное закрепление нового материала в виде игры «Ты мне, я тебе» (По очереди  задают друг другу вопросы и отвечают не ответив на вопрос, вопрос переходит к другому  участнику)  Какие почвы формируются под лесами?                         (подзолистые, серые лесные)  В какой зоне происходит наибольшее накопление гумуса?                           (в степях)  Какие почвы самые плодородные?                                                               (черноземы)  Почему уменьшается накопление гумуса в зоне лесов?                                                                  (идет промыв почвы, т.к. увлажнение избыточно)  В какой зоне происходит накопление солей?                                          (полупустынь)  Почему в Восточной Сибири почвы тайги не подзолистые, как в Европейской части,  а таежно­мерзлотные?                  (в Восточной Сибири мерзлота препятствует промыву и охлаждает почву)  Почему в лесной зоне, несмотря на большую биомассу растений, гумуса мало?    (растительность многолетняя, опад неблагоприятен­хвоя; идет промыв почв, т.к.  RУВЛ.>1, избыточный.) Итог урока: оценки с комментированием за урок. Дома §16,знатьосновные типы почв и их свойства. Приложение1 Карточки:  вопросы: 1.Что называют почвой? 2.Назовите условия почвообразования? 3.Какие из них являются главными? 4.Кто основатель науки о почвах?        5.Как различаются почвы по механическому составу? 6.Назовите свойства почвы?        7.Почему важна для почвы рыхлая структура?        8.Почему почвы России разнообразны? Тестовые задания (индивидуальная работа)                                                                                     Приложение 2 1.Почва отличается от горной породы: А) плодородием; Б) увлажнением; В) твердостью. 2.Горизонт вымывания имеет почвы: А) черноземы; Б) подзолистые; В) тундрово­глеевые. 3.Материнская порода – это горизонт: А) А1;                                         Б) А2; В) В;                           Г) С. 4.Поставщиком основной массы органического вещества в почву служат: А) растения; Б) насекомые; В) млекопитающие. 5.Плодородие почвы зависит от наличия в почве: А) влаги;                                                 Б) минеральных солей; В) воздуха;                           Г) гумуса. 6.Лучшей структурной почвы является: А) комковая; Б) зернистая; В) пылевая. 7.Какой механический состав имеют почвы, которые содержат 58% песка? А) супесь;                                                 Б) песок; В) суглинок;                           Г) глина. 8.Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле: А) личинок насекомых;                                Б) червей; В) бактерий;                                         Г) грибков. 9.Способностью удерживать перегной обладают: А) пески; Б) известняки; В) глина. 10.В умеренно­континентальном климате при достаточном увлажнении под широколиственными лесами  формируются почвы: А) подзолистые; Б) дерново­подзолистые; В) серые лесные. Приложение 3 Природная зона Типы почв Содержание  гумуса Свойства почвы Условия  почвообразования                                                                                                                                    Приложение 4 игра «Ты мне, я тебе» (По очереди задают друг другу вопросы и отвечают не ответив на  вопрос, вопрос переходит к другому участнику)  Какие почвы формируются под лесами?                                                                                                                               (подзолистые, серые лесные)  В какой зоне происходит наибольшее накопление гумуса?                                                                                                                                 (в степях)  Какие почвы самые плодородные?                                                                                                                           (черноземы)  Почему уменьшается накопление гумуса в зоне лесов?                                                                            (идет промыв почвы, т.к. увлажнение  избыточно)  В какой зоне происходит накопление солей?                                                                                                                            (полупустынь)  Почему в Восточной Сибири почвы тайги не подзолистые, как в Европейской части,  а таежно­мерзлотные?                                                    (в Восточной Сибири мерзлота препятствует промыву и охлаждает  почву)  Почему в лесной зоне, несмотря на большую биомассу растений, гумуса мало?    (растительность многолетняя, опад неблагоприятен­хвоя; идет промыв почв,  т.к. RУВЛ.>1, избыточный.)

Конспект урока по географии "Главные типы почв России и закономерности их распространения" (8 класс)

Конспект урока по географии "Главные типы почв России и закономерности их распространения" (8 класс)

Конспект урока по географии "Главные типы почв России и закономерности их распространения" (8 класс)

Конспект урока по географии "Главные типы почв России и закономерности их распространения" (8 класс)

Конспект урока по географии "Главные типы почв России и закономерности их распространения" (8 класс)

Конспект урока по географии "Главные типы почв России и закономерности их распространения" (8 класс)

Конспект урока по географии "Главные типы почв России и закономерности их распространения" (8 класс)

Конспект урока по географии "Главные типы почв России и закономерности их распространения" (8 класс)

Конспект урока по географии "Главные типы почв России и закономерности их распространения" (8 класс)

Конспект урока по географии "Главные типы почв России и закономерности их распространения" (8 класс)

Конспект урока по географии "Главные типы почв России и закономерности их распространения" (8 класс)

Конспект урока по географии "Главные типы почв России и закономерности их распространения" (8 класс)

Конспект урока по географии "Главные типы почв России и закономерности их распространения" (8 класс)

Конспект урока по географии "Главные типы почв России и закономерности их распространения" (8 класс)

Конспект урока по географии "Главные типы почв России и закономерности их распространения" (8 класс)

Конспект урока по географии "Главные типы почв России и закономерности их распространения" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2017