Конспект урока по географии на тему "Рельеф дна океана", 5 класс.
Оценка 4.6

Конспект урока по географии на тему "Рельеф дна океана", 5 класс.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
5 кл
11.01.2017
Конспект урока по географии на тему "Рельеф дна океана", 5 класс.
Предмет География предусматривает изучение терминов, понятий, законов, а также освоение ряда практических умений и навыков: работа с картой, планом местности, компасом, контурными картами, диаграммами, профилями, коллекциями горных пород и т.д. Именно в этом предмете теоретическая и практическая часть взаимодополняют друг друга. Так, освоить понятия масштаб, географические координаты, азимут, роза ветров, горные породы и многое другое, без специальных практических работ невозможно. Выполнение любых практических работ, в том числе и по географии, требуют опоры на инструкции и алгоритмы. Чтобы активизировать внимание учащихся и повысить познавательную активность ученика на уроках географии нужно шире применять инструктивные карты, опорные конспекты. Инструктивные карты — это карты-задания, материалы для освоения практических умений и навыков по географии Инструктивных карт и опорные листы на уроках географии используются для активизации внимание и познавательной деятельности обучающихся, более полного усвоения ими учебного материала.Конспект урока по географии на тему "Рельеф дна океана", 5 класс. К ней, в отдельных файлах, прилагаются презентация и инструктивная карта
Сидорова Л.Г._Конспект урока_Рельеф дна океана_5кл.docx
Преподаватель: Л.Г. Сидорова  Учебное учреждение: Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение  «Пермское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» Предмет: география Класс: 5 Урок: 15 Тема: «Рельеф дна Мирового океана» Цель: сформировать представление об основных формах рельефа дна океана. Задачи: Образовательные:   формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его составе,   введение основных понятий: «Материковая отмель» ­«шельф», «материковый склон»,  «глубоководные желоба», «ложе океана»­ «котловина», «срединноокеанические хребты»,  Развивающие:   продолжить формирование умения работать работать с учебником, с географической картой;  развитие умений и навыков планирования своей деятельности,   продолжить работу над формированием установления причинно­следственных связей,  формировать умения систематизировать материал, научить обрабатывать и обобщать  информацию, полученную в результате исследования. Воспитательные:     способствовать формированию чувства ответственности за сохранение окружающей среды –  экологическое мировоззрение, географическую культуру.  развивать умение давать определения основным понятиям темы; воспитывать бережное отношение  к природе океана. Формирование УУД: Личностные: Оценивание усвояемого содержания, овладение основными навыками нахождения, использования  географической информации. Познавательные: Умение определять понятия, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно­следственные связи. Предметные результаты обучения: выявлять и знать географические объекты при изучении темы;  знать основные правила работы на уроке. Метапредметные результаты обучения:  умение работать с текстом, выделять в нем самое главное. • Ставить учебную задачу под руководством учителя; • Планировать свою деятельность под руководством учителя; • Работать в соответствии с поставленной задачей и планом; • Оценивать работу одноклассников; • Получать различную информацию из различных источников. Формы и методы:  объяснительно иллюстративный; частично поисковый; демонстративный,   самостоятельная работа с учебником, беседа, работа с картой и атласом. Тип урока:   комбинированный. Межпредметные связи На данном уроке используются меж предметные связи с экологией, литературой, ИЗО Здоровье и психосберегающая среда создаётся на основе комфортных условий, активных форм  изучения материала, смены видов и форм организации деятельности, соблюдения санитарно –  гигиенических требований, физминутки. Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах. Оборудование: презентация, карта океанов в атласе, учебник, физическая карта полушарий, “Рельеф  дна Мирового океана” в учебнике и на доске, тесты. I. Организационный момент (2 мин) ХОД УРОКА Начинается наш урок. Прошу вас, улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.  ­ С каким настроением вы пришли на урок? Что вы ожидаете от урока? (Дети высказывают свои ожидания: узнать что­то новое; поработать самостоятельно, в группе, поспорить с товарищами и т.д.) ­   Мне   хочется,  чтобы   весь   наш  урок   был   окрашен  только   радужными   красками.  Пусть  девизом нашего урока является следующее четверостишие: Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Мы готовы разгадать! ­ Мы продолжаем изучать поверхность нашей планеты.   II. Постановка целей урока (3 мин) ­Сегодня мы совершим путешествие на дно Мирового океана.  Вы уже знаете что, что земная кора – это твердая оболочка Земли. Земная кора бывает двух типов материковая и океаническая. Чем отличается материковая земная кора от океанической? ­ Схему земной коры нарисует на доске … ­ С разнообразием рельефа материковой земной коры вы уже знакомы. Это горы, равнины,  низменности.  III. Проверка Д/З по теме «Рельеф суши» (7 мин) ВАРИАНТ 1 1. «Третий лишний»,  определите какое термин лишний. Я слова читаю вам, Вы прислушайтесь к словам. Может лишние попали, Объясните, как узнали? А) Ядро, впадина, земная кора, мантия Б) Вершина, склон, магма, подошва В) Кратер, жерло, эпицентр, конус Г) Известняк, гранит, песок, уголь  Д) Низменность, хребет, возвышенность, плоскогорье Е) Кордильеры, Орисаба, Анды, Гималаи 2. Расшифровать ребусы:  Даны (Анды), Вазкак (Кавказ),Рестэве (Эверест), Ламиган (Гималаи), Тайла (Алтай),Ипарм  (Памир) 3. Найдите на карте название вершин. (Везувий, Эверест, Килиманджаро, Этна, Фудзияма). 12818848589533233776 ВАРИАНТ 2 1. Суворовцы, с помощью физической карты России, помогите мне дописать письмо  домой Пишу письмо с европейской части России. Валдайская возвышенность лежит на западе …(1)… равнины. Абсолютная высота её …(2)… метров. С Валдая берет начало русская река …(3)… . На юге её сменяет Смоленско­Московская …(4)… . К …(5)… от неё находится столица нашей Родины  …(6)… 2. Дополните предложения: 1. Все неровности  земной коры … . 2. Участок земной коры поднятый относительно прилегающих территорий до 700м….. . 3. Сильно приподнятый участок земной коры на высоту более 700 м …… 4. Равнины по виду различаются …… и…… 5. Горы по возрасту выделяют ….. 6. Часть горы или холма, которая располагается между подошвой и вершиной ….. 7. Понижение между хребтами ….. 8. Установите соответствие: 1. Анды        а) низкие 2. Урал         б) высокие 3. Жигули     в) средние 8. Установите соответствие: 1. Западно­Сибирская     а) возвышенность 2. Бразильское                 б) низменность 3. Среднерусская            в) плоскогорье 9. На Зеле 6 мат ериков, укажите абсолютные высоты всех материков (название и высота) 10*. Что лишнее: Альпы, Урал, Ключевская Сопка, Алтай. ВАРИАНТ №3 Слова учителя: Что мы изучали на предыдущих уроках? (рельеф поверхности суши). Какие формы рельефа мы изучили? (горы, равнины). Основываясь на знаниях, полученных на прошлых уроках, попробуем разгадать кроссворд.  =3 = = = = = = = = = = =6 = = = = = = = =2 =1 = = = = = = =4 = = =8 =9 = = =5 =7 = = = = = = = = = = Вопросы:   По   вертикали  1.   Густой,   трудно   проходимый     экваториальный   лес   раскинулся   на   этой огромной   территории.   Здесь   протекает   самая   полноводная   река   мира.   Эта   низменная   равнина   – величайшая на Земле. По горизонтали: 1. Самые протяженные горы в на Земле. 2. Форма рельефа, образующаяся на хорошо увлажненных холмистых равнинах, сложенных рыхлыми породами. 3. Это полезное ископаемое добывается на равнинах, низменностях, даже пустынях, по его запасам Россия на 1­ом месте в мире. 4. Так называется способ окрашивания карты, указывающий на высоту над уровнем моря. 5. Эта руда  часто встречается в горах. 6. Отметка высоты 8848 м – это гора…… 7. Самый «высокий» материк. Вы заметили, что кроссворд необычный в нем выделены буквы, из них нужно собрать 2 слова.  О 3 Ж Е Л Э В Е В Г Е Р Е6 В Ы Д 1 А Н 2 М Р А Г З А З П О 4 Н 8 С К5 Р А 7 Я Е С А 9 Т З Л О Й Н О Е Я И Я Вы заметили, что кроссворд необычный в нем выделены буквы, из них нужно собрать 2 слова. ДНО ОКЕАНА. Итак, что нам предстоит изучать сегодня? (рельеф дна мирового океана). Что вы знаете о дне океана? Что хотите узнать? Какую цель мы поставим перед собой? Как будем её достигать? VI. Изучение нового материала (20 мин) Как вы думаете дно Мирового океана ровное или также, как и материковая земная кора имеет  неровности… Сегодня на уроке мы познакомимся с рельефом дна Мирового океана. Запишите в тетрадь тему урока: Рельеф дна мирового океана.   1. Истории изучения рельефа мирового океана. ­  140 лет назад английский мореплаватель Джеймс  Кук на  корабле "Челленджер" отправился в  кругосветную экспедицию, продолжавшуюся четыре года. На борту корабля находились известные  ученые разных специальностей. "Челленджер" полностью переоборудовали: с военного корабля  в  научный корабль океанографии. Ученые исследовали температуру воды на разных глубинах. Первый  научный корабль прошел по многим морям и океанам, совершив кругосветное путешествие, и ученые  собрали столько разнообразных сведений, что их пришлось потом обрабатывать 20 лет.  В результате полученных сведений была создана первая карта дна океанов. ­ Но на этом исследования дна мирового океана не закончились. ­ Современные ученые для измерения глубин используют прибор ЭХОЛОТ. Специальное устройство, установленное в нижней части корпуса корабля, посылает звуковой сигнал. Звук достигает дна и отражается от него. Этот отражённый звук(эхо) улавливается эхолотом. Скорость распространения звука в океане – 1500м/с. С помощью эхолота ежегодно производят тысячи промеров глубины морского дна. Специальные приборы­самописцы ведут запись изменения глубин по ходу судна.  Работает он так. В основе действия – принцип измерения времени, которое требуется звуку, чтобы дойти с борта корабля до дна и вернуться назад(скорость распространения звука в воде 1500 м/сек.) Например, посланный с корабля звук возвратился через 4 секунды, значит до дна он шёл 2 секунды. Следовательно, глубина в этом месте 3000метров. Запишите в тетрадь: • ЭХОЛОТ ­ Прибор для изучения рельефа дна МО • скорость распространения звука в воде 1500 м/сек      Большой вклад в изучение дна Мирового океана внесли и вносят русские ученые. В 2007 году, летом была организована экспедиция по изучению дна Северного Ледовитого океана. В неё вошли самые знаменитые географы нашей страны.  Ими были сделаны исследования дна океана, движение льдов в нем, прогнозы по освоению богатств Северного Ледовитого океана, экологическая обстановка. Задача:  звук посланный эхолотом вернулся  за 4 сек.,  какова  глубина данного места?  (решение: 4х1500=6000м, 6000:2=3000м) ­ Как по физической карте можно определить глубины океана? рельеф  изображается  на карте с  помощью  послойной окраски. Рельеф  дна океанов  и морей изображается различными оттенками синего цвета. Отметки глубин и высот показывают также цифрами. Например, самая большая глубина Чёрного моря равна 2210метров. 4. Физминутка. По равнине все пойдем Там цветочки мы найдем. Маки яркие, гвоздики, Васильки, ромашки В беленькой рубашке. Руки вверх, в кружок все встали Теперь холмиками стали. А сейчас пойдем к горам,  Но овраг мешает нам. Быстро прыгнули вперед Кто к горе быстрей придет? На носочках потянулись До вершины дотянулись, Это горы, Это холм,  На равнине мы живем. 2. Рельеф  дна Мирового океана.  Работа со схемой.     В настоящее время   выделяют три части дна Мирового океана:  1) подводная окраина материков 2) переходная зона  3) ложе океана 1. Подводная окраина материков. На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами. В рельефе подводной   окраины   материка   выделяется   материковая   отмель   (её   называют   ещё   шельфом)   и материковый склон.  Материковая отмель(шельф) – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек. Шельф материков имеет различную ширину.  Работа с картой – по карте океанов  Откройте атласы на странице…. ­Какая глубина шельфа?(100­200м) ­ Каким цветом на карте обозначена шельфовая зона? (бледно голубым, белым) ­Определите, у каких материков наиболее широкий шельф?  Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин. (в морях Северного Ледовитого океана,  у северного побережья Австралии, в Беринговом, Желтом, Восточно­Китайском и Южно­ Китайском морях шельф наиболее широкий,  а у западных берегов Северной и Южной Америки  тянется узкой полосой вдоль берега) ­У какого океана зона шельфа самая большая?( у Северного ледовитого океана) ­ У берегов какого материка она меньше? (Африка.) Шельф   занимает   около   9%   площади   Мирового   океана.  Благодаря   хорошей   освещенности   и прогреваемости воды на шельфе характерно обилие морских организмов.  Это самая продуктивная его часть, так как именно здесь добывается 90% морепродуктов и многие полезные ископаемые, в первую очередь нефть и природный газ.  2. Материковый склон. Эта часть океанического дна лежит ниже границы шельфа (от бровки) до глубин в 2000 метров. Она имеет крутые склоны в 15­20°, а иногда и до 40°.  Для материковых склонов характерна повышенная сейсмичность,   активны   оползни.  Материковый   склон   занимает   12%   площади   Мирового   океана. Продуктивность его значительно ниже, чем у шельфа. Растительный мир беден из­за недостатка света. Животные ведут придонный образ жизни. Материковый склон переходит в ложе океана. 3. Переходная зона Откройте учебники прочитайте (можно по цепочке) абзац №3 Переходная зона. ­Какие формы рельефа в переходной зоне?(глубоководные океанические желоба) ­Дайте определение понятию «Глубоководный океанический желоб» (длинные узкий понижения дна океанов глубиной свыше 6000м) ­Назовите самый глубокий на Земле океанический желоб. (Марианский желоб) ­Он находится в западной части Тихого океана  ­ Найдите на карте атласа глубину Марианского желоба. 4. Ложе океана. Подводная   окраина   материков   заканчивается   материковым   склоном   –   сравнительно   крутым уступом до глубины 2­3 тыс. м. Он плавно переходит в ложе океана. Ложе океана занимает более 70% дна и имеет самые большие – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены хребтами и возвышенностями. Срединно­океанические хребты занимают важнейшее место в рельефе дна океана. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км.  На   склонах   хребтов   вулканы   т.   к.   чаще   всего   срединные   хребты   являются   границами   между литосферными плитами. Наиболее   широкие   срединно­океанические   хребты   находятся   в   Тихом   океане   ­   Восточно   – Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно­океанических хребтов выходят на поверхность образуются о­ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане). Большой вклад в изучение дна Мирового океана внесли и вносят русские ученые. В 2007 году, летом была   организована   экспедиция   по   изучению   дна   Северного   Ледовитого   океана.   В   неё   вошли   самые знаменитые географы нашей страны.  Ими были сделаны исследования дна океана, движение льдов в нем, прогнозы по освоению богатств Северного Ледовитого океана, экологическая обстановка. 5. Процессы внешние и внутренние Мы сегодня изучили с вами рельеф дна Мирового океана. Какие виды рельефа встречаются на дне Мирового океана. Что вы нашли общего в рельефе суши дна мирового океана? На формирование  рельефа дна М.о и рельефа суши влияют внутренние и внешние процессы. Внутренние процессы ­ движения земной коры, землетрясения и извержение вулканов. Они создают, как и на суше,  крупные формы рельефа.  К внешним процессам, формирующим дно океана, относится  осадкообразование, то есть оседание и накопление продуктов разрушения горных пород. Распределение  и перемещение их происходит под влиянием океанических течений в Мировом океане. Дно   океана   не   спокойно,   на   нем   как   и   на   суше   тоже   бывают   землетрясения   и   вулканы. Землетрясения   могут   вызвать   цунами,   а   вулканы   могут   привести   к   образованию   островов.   Как   вы думаете: каких размеров, формы они будут? Как их найти на карте? Приведите примеры (Курильские, Канарские,   Азорские).   Не     все   вулканы   достигают   поверхности,   часто   они   прекращают   свою деятельность, так и не достигнув поверхности. В теплых водах на их вершинах поселяются колонии кораллов, образуя коралловые острова в виде полукольца – атоллы. Найдите определение на стр.66.  Закрепление изученного материала. Вернемся к кроссворду. Попробуем к некоторым словам провести аналогию. Учитель называет слово из кроссворда, учащиеся называют его аналог, изученный на этом уроке и объясняют свой выбор: Анды – Срединно­атлантический хребет Эверест – Марианская впадина Евразия – Тихий океан V. Закрепление изученного материала (8 мин) Пользуясь картой океанов, назовите: ­ срединно ­ океанические хребты Атлантического, Индийского и Тихого океанов ­ океан где срединно­океанический хребет разветвляется на два хребта ­ самый широкий срединно­океанический хребет ВАРИАНТ 1 Выберите правильный ответ: шельф, материковая отмель,   глубоководный желоб, Марианский желоб, срединно­океанический хребет, эхолот. 11022м,  22011м 1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под океаническими водами до глубины 100­200м называется… 2. Длинные узкие понижения дна океанов глубиной свыше 6000м 3. Самый глубокий на Земле океанический желоб 4. Единая горная система образованная на дне океана общей длиной свыше 60тыс.км 5. Современный прибор для измерения глубин Мирового океана 6. Глубина Марианского желоба… ВАРИАНТ 2. ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА  1.70% ложе океана занимают:  а) котловины;   б) желоба;  в) срединно­океанические хребты.  2. Единая система горных сооружений на дне океана это:  а) материковый склон;    б) срединно­океанические хребты;   в) желоба.  3. Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это: а) ложе океана;    б) материковый склон;   в) шельф.  4. Самые глубокие участки мирового океана – это:  а) желоба;    б) материковый склон;    в) котловины.  5. Самая глубокая впадина Мирового океана называется:  а) Филиппинский желоб;    б) Марианский желоб;    в) Зондский желоб.  6. Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:  а) на ложе океана;    б) в желобах;  в) на материковой отмели.  7. По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового  океана находится в  точке с координатами 40?ю. ш., и 60 з. д.  а) материковая отмель (шельф);   б) срединно­океанический хребет;    в) желоб.  Ответы к тесту  1 2 3 4 5 6 7  А Б В А Б В А  VI. Итог урока (2 мин) ­Мы сегодня изучили с вами рельеф дна Мирового океана. Вспомним какую цель и задачи мы ставили на сегодняшний урок, мы их достигли? Какие виды рельефа встречаются на дне Мирового океана. ­Что вы нашли общего в рельефе суши дна мирового океана? ­ рельеф дна Мирового океана также разнообразен как и рельеф материков Рефлексия.  Что вы нашли общего в рельефе суши  и дна Мирового океана? VII. Домашнее задание (1 мин): маршрутный лист 1.Учебник. Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2010 2.География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, ­ М.: Дрофа; Издательство Дик, 2013 3. Дмитриева Л.М. – Уроки географии: методическое пособие (мастер­класс) , 6 класс.– М.: Дрофа, 2007 4. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ­ПРЕСС, 2001 Литература.

Конспект урока по географии на тему "Рельеф дна океана", 5 класс.

Конспект урока по географии на тему "Рельеф дна океана", 5 класс.

Конспект урока по географии на тему "Рельеф дна океана", 5 класс.

Конспект урока по географии на тему "Рельеф дна океана", 5 класс.

Конспект урока по географии на тему "Рельеф дна океана", 5 класс.

Конспект урока по географии на тему "Рельеф дна океана", 5 класс.

Конспект урока по географии на тему "Рельеф дна океана", 5 класс.

Конспект урока по географии на тему "Рельеф дна океана", 5 класс.

Конспект урока по географии на тему "Рельеф дна океана", 5 класс.

Конспект урока по географии на тему "Рельеф дна океана", 5 класс.

Конспект урока по географии на тему "Рельеф дна океана", 5 класс.

Конспект урока по географии на тему "Рельеф дна океана", 5 класс.

Конспект урока по географии на тему "Рельеф дна океана", 5 класс.

Конспект урока по географии на тему "Рельеф дна океана", 5 класс.

Конспект урока по географии на тему "Рельеф дна океана", 5 класс.

Конспект урока по географии на тему "Рельеф дна океана", 5 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017