Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности
Оценка 4.7

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
информатика
Взрослым
05.04.2017
Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности
Методическая разработка конкурсного урока по учебной дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» на тему: «Изучение поисковых информационных систем. Организация поиска информации в сети Интернет» специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 2 курс. Весь урок пронизан материалом для будущей профессиональной деятельности студентов.
2017 Методическая разработка урока Изюмская.docx
ГБПОУ Самарской области «Самарский социально­педагогический колледж» Методическая разработка конкурсного урока по учебной дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» на тему: «Изучение поисковых информационных систем. Организация поиска информации» специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах Преподаватель информатики и ИКТ:  Изюмская Н.Г. г.о. Самара, 2017 Дисциплина:  Информатика   и   информационные   технологии   в Развернутый конспект урока. профессиональной деятельности. Тема: Изучение поисковых информационных систем. Организация поиска информации.  Тип урока: комбинированный. Длительность: 45 мин Цели урока:  Образовательные:  1. Сформировать   у   обучающихся   представление   о   поисковых информационных системах сети Интернет. 2. Сформировать   у   обучающихся   представление   о   способах   поиска информации в Интернете в этих ИПС. 3. Практически освоить приемы поиска информации (язык запросов) в сети Интернет в данных ИПС. Развивающие: 1. Развивать внимание, память, мыслительную деятельность обучающихся. 2. Развивать   умение   анализировать,   обобщать   и   наблюдать,   сравнивать, выделять главное, делать выводы. 3. Развивать   коммуникативные   способности   обучающихся   при   общении   в группах. Воспитательные: 1. Воспитывать   активного   слушателя,   способного   воспринимать информацию в соответствии с формируемыми компетенциями. 2. Воспитывать умение работать в команде. 3. Содействовать развитию положительной мотивации обучения. Оборудование:   мультимедийное   оборудование   (ноутбук,   проектор, интерактивная   доска,   колонки),   раздаточный   материал,   документкамера, компьютерный класс, оборудованный 12 компьютерными рабочими местами. Этапы проведения урока 1. Организационный момент. Актуализация знаний. 2. Изучение нового материала. 3. Выполнение практического задания за компьютерами.   4. Заключительный этап. Ход урока. Организационный момент. 9 мин I. Приветствие, регистрация отсутствующих, проверка готовности к уроку. Здравствуйте! Садитесь! Меня зовут Н.Г. и сегодня урок информатики и ИТ проведу у вас я. Студенты заранее рассаживаются в группы за 3 стола. Вы,   как   будущие   учителя   начальных   классов,   при   подготовке   к   своим урокам   и  на   практике   пишите   конспекты.  С   чего   начинается   планирование уроков? Как вы думаете, какой элемент урока, позволяет сформулировать задачи   на   предстоящую   работу?  Рождение   любого   урока   начинается   с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока. Целеполагание.  Постановка   целей,   которые   решаются   на   уроке. Определение темы урока. Постановка цели и задачи урока имеет большое значение для активизации внимания учащихся и формирования первоначального интереса к изучаемому предмету. Чем мы сейчас с вами и займемся: попробуем сформулировать цели нашего   урока,   также,   как   и   вы   будете   их   формулировать   при   составлении конспектов в своей ПД.  Итак,   тема   нашего   урока:  «Изучение   поисковых   информационных систем. Организация поиска информации».  Цели урока мы с вами попробуем определить с помощью колеса проблем. В будущем вы сами сможете воспользоваться таким приемом для постановки целей на уроке.  На колесе обозначены ключевые слова, которые могут касаться или   не   касаться   изучения   нашей   темы.   Вам   необходимо   их   внимательно рассмотреть и определить подходящие.  Слова для колеса:  поисковые системы, информатика, интерактивность, способы поиска информации, гипертекст, язык запросов.  Какие слова подходят для нашей темы? Интернет   в   целом   и   Всемирная   паутина   в   частности   предоставляют пользователю   доступ   к   серверам   и   Веб­страницам,   на   котором   хранится огромное количество информации. Как не потеряться в этом информационном океане   и   получить   нужную   информацию?  Нужно   научиться   искать информацию в интернете… Т.о, давайте сформулируем образовательные цели, которые мы сегодня будем решать на нашем уроке. 1. Определить   возможности   информационных   поисковых   систем   сети Интернет.  2. Изучить способы поиска информации в Интернете в этих ИПС. 3. Освоить   приемы   поиска   информации   (языка   запросов)   в   сети Интернет в данных ИПС. Цели повесить на доске!!! Цели мы с вами сформулировали и должны отметить, что и в своей деят учителя нач классов, какой­то материал на уроке мы будем изучать, а в какой­то деят­ти практиковаться! Для того, чтобы достичь эти цели, давайте выполним  первое  задание на карточках. У   каждого   из   вас   лежат   карточки   с   утверждениями   для   рассмотрения проблемы, которая будет рассматриваться сегодня на уроке. С ними мы будем работать сейчас и затем вернемся к ним после получения новой информации. Посмотрите, пожалуйста, на утверждения и отметьте в графе «До», какие на ваш   взгляд,   являются   верными   (истинными),   и   какими   неправильными (ложными). Отмечая их словами «+» или «­». Утверждения Оценка утверждений ДО ПОСЛЕ 1. Все поисковые информационные системы одинаковы. 2. Отличие   информационных   поисковых систем   состоит   только   во   внешнем облике. 3. Вы   знаете,   и   умеете   использовать   все поиска способы   существующие информации в Интернете.   4. Вы   знаете,   и   умеете   использовать   все поиска приемы   существующие информации в Интернете.   5. Способы   поиска   информации   в   ИПС одинаковые. 6. Приемы   поиска   информации   в   ИПС одинаковые. Давайте   обсудим,   каждое   из   этих   утверждений.   Какие   варианты   у   вас получились?   Отложите   пока   карточки,   мы   к   ним   вернемся   позже,   когда познакомимся с нашей темой урока. У   вас   будет   в   течение   урока   несколько   заданий.   В   конце   урока   вы получите   лист   самооценки   вашей   работы   на   уроке.   Каждый   из   вас   получит оценку в конце урока. Некоторые задания будут ограничены по времени.  Изучение нового материала.  II. А теперь переходим к изучению темы. Тема   нашего   урока:   «Изучение   поисковых   информационных   систем. Организация поиска информации». Какие вы знаете поисковые информационные системы? Их существует очень много. www.apport.ru –msn.com, майл.   выбора     Для вам http://www.liveinternet.ru/stat/ru/searches.html    рейтинг   русскоязычных поисковых   систем.   Остановимся   на   наиболее   часто   используемых   в   деят­ти учителя начальных классов в нашей стране. предлагаю ИПС   ­ Рассмотрим   3   наиболее   популярные   ИПС.   Разделимся   на   3   команды.   1 команда будет называться Яндекс, 2­Гугл, 3­Рамблер. Пояснить по рамблер 0,5 У вас нас столах списки и краткие характеристики ИПС у каждой команды свои.   Вам   необходимо   изучить   текст,   рассмотреть   критерии,   проверить достоверность   сведений   в   Интернете   в   данной   ПИС   и   заполнить   таблицу, доказав, что утверждения таковы. На рассмотрение текстов время ограничено.  3 минуты Направление Google Yandex Rambler Объем  информации на  главной  странице Перечень  возможностей  для  осуществления поиска  информации Отличается минимализмом.  На главной странице только  эмблема и строка поиска. На главной странице добавлены  информативные блоки: новостная  лента, телепрограмма, погода. Проверка уникальности документа. Можно сравнивать цены на  товары в интернет­магазинах,  читать новости и многое  другое. Есть и служба  блокировки интернет­ рекламы. Количество  обрабатываемых запросов Очень быстрая, есть  голосовой поиск. Быстрая Вы видите таблицу заполненную. Определите, какая ИПС ваша. Итог!  Рассказывает по 1 человеку из команды о каждой ИПС. Выделяем отличия по каждой строке. Наполнение главной стр? Возм­ти и т.д. Опросы пользователей показывают, что предпочтения у всех разные. Можно составлять сколь угодно много сводных таблиц, сопоставляя результаты работы различных поисковиков (а ведь их куда как больше трех!), но, так или иначе каждый сам делает свой личный выбор. Именно поэтому на графике видно, что Гугл и Яндекс примерно одинаковы….  Заполняем   кластер   вместе.   Как   назовем   ключевое   слово   нашего кластера? ИПС. Перечислите несколько видов. Заполните ее.  Далее мы будем работать с профес значимой для вас информацией. Хочу вам предложить краткий список сайтов для учителя начальной школы, которые вам понадобятся для дальнейшей работы. Список разрешенных к использованию ЭОР для учителя начальных классов. Нормативная документация по организации НОО: ­ http://www.mon.gov.ru  Министерство образования и науки Российской Федерации ­ http://www.edu.ru  Федеральный портал «Российское образование»  ­ http://www.ed.gov.ru Федеральное агентство по образованию (Рособразование)  ­  http  поколения.  .  ru сайт, раскрывающий особенности ФГОС НОО нового   ://   standart  .  edu    Методическое обеспечение программ НОО: ­  http://rusedu.ru/subcat_28.html —   Разработки   уроков   и   сценарии   внеклассных   занятий   для начальной школы с применением ИКТ ­ www.school2100.ru — Официальный сайт для учителей, работающих по УМК «Школа 2100». ­  http://www.uroki.net/ —   Банк   данных   в   помощь   учителю:   разработки   уроков,   сценарии внеклассных   мероприятий,   школьные   песни   и   караоке,   календарно­тематическое   планирование   и множество других полезных материалов. ­  http://festival.1september.ru –   Фестиваль   педагогических   идей   «Открытый   урок».   Самый большой   педагогический   форум   в   русскоязычном   интернете.   Содержит   свыше   26000   разработок уроков и внеклассных мероприятий для начальной школы ­ http://school­collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ­  http://www.zanimatika.narod.ru/index.htm  Методическая копилка     учителя. www.nachalka.com — Официальный ресурс для учителей, детей и виртуальная Сайты профессиональных сообществ учителей начальных классов: родителей. Всех, чья жизнь каким-либо образом связана с начальной школой. творческая группа "Начальная школа" на портале МЕТОДИСТЫ - - - http://algkool.blogspot.ru/ Виртуальный клуб учителей начальной школы - http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com – http://metodisty.ru/m/groups/view/nachalnaya_shkola Сеть - творческих учителей. Авторские сайты учителей начальной школы: - http://shalalbina.narod.ru/p1aa1.html Сайт учителя начальных классов - http://edu.h1.ru - Компьютер в начальной школе, авторская программа Салтановой - http://ermakova76.ucoz.ru/ Сайт учителя начальных классов Ермаковой Юлии Шалаковой Альбины Николаевны. Н.Н., учителя информатики многопрофильной гимназии 13 г. Пензы. Александровны Библиотечные каталоги для учителей начальных классов: - http://www.int-edu.ru - Сайт Института Новых Технологий. им. К. Д. Ушинского. http://www.rsl.ru - Российская государственная библиотека. http://www.gnpbu.ru- Государственная научная педагогическая библиотека http://lib.ru - Библиотека Максима Мошкова. http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека. http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line. http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь. Поднимите   руку,   кто   использует   Яндекс   (Гугл,   Рамблер)   для   поиска информации для подготовки к своим урокам? Всегда ли одинаковым способом вы используете поиск информации в этих ПИС?  Давайте   это   проверим.  В   командах.  Все   открыли?   Итак, посмотрим,   какая   ИПС   обладает   возможностями   поиска   информации   в Интернете…   Из списка сайтов вводим адрес сайта в адресную строку. Выбирают из категории «Сайты проф сообществ учит нач кл» 1 ссылку. Что получ у Янд, Г и Р? Одинаково. 1. Указание адреса страницы; http://www.nachalka.com/   В адресной строке вбиваем название известного нам сайта. Выберем из списка, который я вам предложила. Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ. САЙТ 2. Перемещение по гипертекстовым ссылкам; СПИСОК Примером   могут   быть   различные   каталоги.  http://lib.ru/.  В   категории «Библ   каталоги   для   учит   нач   классов».  Библиотеки   начальной   школы, педагогические библиотеки, каталоги детских ресурсов.   Это  наименее   удобный  способ,  так   как   с  его  помощью  можно   искать документы, только близкие по смыслу текущему документу. Что получ у Янд, Г и Р? Одинаково. 3. Обращение к поисковой системе. МНОГО САЙТОВ Мы   хотим   найти   ФГОС   начального   общего   образования.   Вводим   в поисковую строку запрос «ФГОС НОО».   Запрос должен быть четким, емким, кратким и правильно сформулирован!!!!Что получ у Янд, Г и Р? Одинаково. Вывод: результат использования способов поиска информ в Интернете в ИПС везде одинаковый. Заполняем кластер: Какие способы поиска информации мы с вами сейчас рассмотрели? указание адреса страницы, перемещение по гиперссылкам, поиск в ПС. Для того чтобы сократить время на поиск информации и конкретизировать его, а также  найти сразу  необходимую информацию, нам надо знать приемы поиска инф в Интернете.  1 задание: 8 мин Какие вы знаете приемы поиска информации в Интернете? Их существует довольно много, но мы рассмотрим основные. Как вы думаете, можно ли использовать данные приёмы в разных ИПС? Давайте попробуем.   На распечатках у кажд команды лежат по 3 приема.  Рассмотрим приемы поиска информации в поисковой системе с помощью языковых запросов. У них есть свои особенности. У вас на столах находятся распечатки с подробным описанием способов поиска информации в Интернете. Вам надо в команде их рассмотреть и продемонстрировать их другой команде. При этом вы можете пользуетесь компьютером, применяете ваш способ запроса в Интернете. Данное задание ограничено во времени.  1 команда 1.  Организация поиска информации в Интернете. Яндекс. Применяйте   специальные   операторы.   Операторы   –   значки, используемые при формировании запроса в поисковой системе и облегчающие поиск   необходимых   данных.   Пробел   или   знак   & —   означает,   что   требуется искать   документы   с   требуемым   словосочетанием   в   пределах   одного предложения. Если вам известна, только часть информации необходимой для поиска,   то   используйте   «амперсанд»   ­   (&),   например,   в   поисковую   строку Яндекса   вводите:   образование   &   начальная   школа.   Найдется   информация,   в которой   содержится   образование   в   начальной   школе   в   пределах   одного предложения. 2. Поиск на выбор из вариантов. Используя оператор “|”, можно осуществить Google поиск по нескольким сочетаниям фраз, заменяя несколько слов в различных   местах. Например,   введём   фразу   «образование   |   обучение   | учение»  выдаст   нам   страницы,   содержащие   либо   “образование”,   либо “обучение”, либо “учение”. 3. Значение слова. Чтобы узнать значение того или иного слова, достаточно в поисковую строку ввести «define:инклюзивный». Яндекс выдаст значение данного слова. Организация поиска информации в Интернете. Гугл. 2команда 1. Поиск   по   изображению:   Есть   изображение   или   логотип   какой­то программы или организации, и вы хотите найти подробную информацию о нем. Приведу пример. Знакомый учитель прислал вам образец книги методических рекомендаций для начальной школы по математике и окружающему миру. Вы хотите найти подробную информацию о нем, содержание книги.  Вот здесь и приходит   нам   на   помощь   сервис   поиска   картинок   по   цифровому   коду изображения от Google. Добавляем в поиск по изображению наше изображение и начинаем искать. 2. Поиск   внутри   файлов   с   определенным   расширением.   Для   того, чтобы искать текст в файлах, нужно ввести в поисковую строку следующую команду:  filetype:xls искомый текст. Xls в данном случае – это расширение файлов   Excel.   Т.е.   поисковая   машина   будет   искать   текст   внутри   файлов   с указанным расширением. Например: filetype:xls программа начальной школы.  3. Поиск по синонимам. Используйте символ “~” для поиска схожих слов   к   выбранному.   Например,   в   результате   выражения:   “~лучшие математические   примеры   ­лучшие”   вы   увидите   все   ссылки   на   страницы, содержащие синонимы слова “лучшие”, но ни одно из них не будет содержать этого слова. Организация поиска информации в Интернете. Рамблер. 3 команда 1. Поиск информации по электронной почте. Иногда необходимо найти информацию   по   человеку   или   организации,   но   на   руках   есть   только   адрес электронного почтового ящика (email). Если ввести в поисковую строку адрес почтового ящика, то можно найти все сайты и ресурсы, где человек оставлял свой   email.   Можно   также   найти   домены,   которые   зарегистрированы   на   этот ящик.   Например,   на   педагогическом   совете   в   школе,   вам   рассказали   про интересные методики, которые использует другая начал школа и вам захотелось про них узнать и тоже применять на своих уроках. Но у вас есть только адрес эл почты   этой   школы.   Вводим  nsc.1september.ru  в   поисковую   строку   и   находим нужный сайт. 2. Исключение слов из поиска. Чтобы исключить из поисковой выдачи какое­либо слово, фразу, символ и т.п., достаточно перед ним поставить знак “­” (минус), и оно не появится в результатах поиска. Для примера, я ввела в строку поиска   следующую   фразу:   “   образование   ­кружки   ­секции   ”   и   в   поисковой выдаче нет ни одного слова «кружки» и «секции». Добавление слов в поиск. 3. Обязательное   наличие   слова   в   найденном   документе   (работает   также   в применении к стоп­словам) +. Например, +урок +игра. Вызываю по одному и команды и рассматриваем приемы!!!!!!!!! Команды сели за столы и рассматривают на ИД. Я вывожу в кластер. С помощью данных приемов мы можем искать информацию намного быстрее и точнее.  Вывод: Раздаю  распечатанный   кластер.   Дополните   кластеры   теми приемами, которые вы изучили в своих группах. Показываю их по очереди на документкамере и они его представляют.  Наиболее   популяр   ИПС,   которые   используют   учит   нач   классов являются….Способы поиска инф в Интернете в ИПС одинаковые или нет?да.  А   приемы   одинаков   или   нет?   Нет,   разные.   Кластеры   можете отксерокопировать   и   вложить   вместе   со   списком   в   тетрадь.   Они   вам пригодятся… III. Выполнение практического задания за компьютерами.   Повторение техники безопасности при работе на компьютере. 2 мин Прежде   чем   приступить   к   практической   части,   давайте вспомним   технику   безопасности   работы   на   компьютере,   которые   должны соблюдать не только вы сами, но и учить своих учеников. 3 задание. 5 мин Задание на закрепление изученного материала. От каждой команды по 1 человеку вызывается к интерактивной доске. А   сейчас   ваша   задача   выполнить   задание   на   соответствие: http://learningapps.org/display?v=pv0ddnznj17 – каждый игрок по 4 вопроса. В этом упражнении вам предстоит найти пару: оператор ­ значение в языке поисковых запросов. Оценка команд в таблице. Практическое задание.  4 задание. Осуществите поиск информации в Интернете и заполните документ на рабочем столе. 8 мин. Физминутка во время ПР. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1–4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1–6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3–4 раза. Поиск информации в сети Internet Решите задачу: Вы являетесь учителем начальных классов. Для подготовки к уроку математики в 1 классе, вы хотите найти УМК по программе «Школа России». Найдите в Интернете данный документ и оставьте открытым на экране. Какой способ поиска информации вы использовали? Какой прием использовали для поиска информации? Поиск информации в сети Internet Решите задачу: Вы являетесь учителем начальных классов. Для подготовки к уроку   математики   уроку   математики   в   1   классе,   вы   хотите   найти   УМК   по программе «Перспектива». Найдите в Интернете данный документ и оставьте открытым на экране.  Какой способ поиска информации вы использовали? Какой прием использовали для поиска информации? Поиск информации в сети Internet Решите задачу: Вы являетесь учителем начальных классов. Для подготовки к уроку   математики   в   1   классе,   вы   хотите   найти   УМК   по   программе «Перспектива  XXI  век».   Найдите   в   Интернете   данный   документ   и   оставьте открытым на экране.  Какой способ поиска информации вы использовали? Какой прием использовали для поиска информации? IV. Заключительный этап:  Подведение итогов. 5 мин Рефлексия Вернемся   с   вами   к   карточкам   с   учреждениями,   которые   мы   с   вами рассматривали вначале урока. Отметьте в графе «После» теперь ваше мнение о высказываниях. Предлагаю вам лист самооценки работы на уроке Команда Янд узнали что новое в колонке после? Команд  Гугл и тд Лист самооценки на уроке Оцените   себя   по   каждому   критерию   по   5   балльной   шкале,   вставьте пропущенные слова. ­ Я активно участвовал в обсуждении заданий в группе. ­ Я участвовал в представлении заданий от группы. ­ Успешно самостоятельно продемонстрировал прием поиска информации в сети Интернет. ­ Я выполнил все упражнения на уроке в заданное время. ­ Я успешно выполнил самостоятельную практическую работу. ­ Я знаю …. способов поиска информации в сети Интернет. ­ Я знаю …. приемов поиска информации в сети Интернет. Взаимопроверка. 30­36 баллов – 5, 24­29 баллов – 4, 23­18 – 3. Что у вас получилось?  Какие способы поиска информации мы сегодня изучили? Какие ИПС вы узнали и какими лучше всего пользоваться? Расскажите о языке запросов для поиска информации в Интернете. Давайте вспомним цели, которые мы формулировали вначале урока. Решили   ли   мы   поставленные   цели?  Мы   изучили   организацию   поиска информации в Интернете. Сегодня вы узнали о поисковых системах Интернета, научились грамотно и быстро находить необходимую информацию.  Молодцы! Активно работали на уроке. Домашнее задание. Используя поисковые системы ответить на следующие вопросы: Вопросы: 1. Что является одним из критериев готовности к школьному обучению? 2. C точки зрения фонематической концепции, орфографическая зоркость – это? 3.В   соответствии   с   ФГОС   НОО,   примерные   результаты   воспитания   и социализации младших школьников имеют… 4.   К   какому   виду   универсальных   учебных   действий   относится   умение организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность Подсчет баллов, выставление оценок за урок.

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности

Конспект урока по информатике и ИТ в профессиональной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017