Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
7 кл
05.04.2017
Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)
Представленный материал разработан для открытого урока. Конспект включает в себя интересные факты из жизни Ивана Антоновича, Елизаветы Петровны, Екатерины 2. Для первичного закрепления материала разработаны задания для ментальной карты, с которой ребята работают самостоятельно. Для закрепления материала разработаны тесты - тренажеры для работы с интерактивной доской.конспект урока соответствует требованиям ФГОС
Конспект урока по теме Дворцовые перевороты.docx
Российская Федерация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Разработка конспекта урока по теме: «Дворцовые перевороты».                                                                       Учитель: Мантрова О.В. Моршанск, 2017 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА. Мантрова Ольга Викторовна МБОУ «Гимназия» учитель истории и обществознания история 7б Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI ­ XVIII  век. Учебник. 7 класс. М.: 2014. Дворцовые перевороты урок изучения нового материала ­ формирование у обучающихся понимания явления дворцового  переворота, как одной из форм насильственной смены власти,  сущности и характерных черт эпохи дворцовых переворотов» ­мотивация к изучению раздела «Эпоха дворцовых переворотов»; ­развитие умения  у обучающихся работать с визуальным  материалом и понятийным аппаратом Личностные: воспитание чувства само­ и взаимоуважения;  развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса  к  истории, как к науке. Предметные: развитие умений работать с учебником, визуальным материалом. Метапредметные: развитие речи; формирование умений  сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у обучающихся  самостоятельности. развивающее  и коммуникативное  обучение, анализ визуального  материала,  информационно­коммуникационные технологии учебник по истории,  ноутбук, интерактивная доска, раздаточный  материал ( распечатанный документ, таблички для «гирлянды  ассоциаций)  ФИО Место работы Должность Предмет Класс Автор УМК Тема урока Тип урока Цели урока Планируемые  результаты  обучения Техники и  технологии Ресурс (учебники,  наглядные пособия, ИКТ Этапы урока Деятельность учителя 1.Организационный этап Создание благоприятный  психологический настрой на  работу. Здравствуйте, уважаемые гости  и ребята! Если день начинать с  улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте  сегодняшнее занятие проведем с  улыбкой. Главная задача – быть  внимательными, активными,  Деятельность обучающихся Приветствуют учителя.  Полная готовность  обучающихся к работе,  быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация  внимания учащихся. 2. Этап проверки  выполнения домашнего  задания. Установить правильность,  полноту и осознанность  выполнения д/з всеми  учащимися. находчивыми, а главное –  трудолюбивыми. Показывать,  что мы знаем и как умеем  работать. (сл 1) На слайде (2) даны портреты  монархов и фаворитов 18 века  (Екатерина 1, Петр 2, Анна  Иоановна,  Александр   Меньшиков) ­Ребята, как вы считаете, что  объединяет всех этих людей? ­ Кто конкретно изображен  на слайде? ­ Что вам известно о  дворцовых переворотах? (сл. 3) Работают по алгоритму: 1. временные рамки  переворотов; 2. причины переворотов; 3. повод к началу  переворотов. Все они являются  участниками дворцовых  переворотов. Екатерина 1, Александр  Меньшиков, Петр 2, Анна  Иоановна, Бирон Эрнст  Иоган Фронтальный опрос  Дворцовые перевороты –  смена власти, совершавшаяся дворянскими    группировками и  гвардейскими полками. 1.Дворцовые перевороты  длились 37 лет. С 1725 – по  1762г). В истории  Российского государства  было 5 переворотов. 2.  А) Указ Петра 1 о  престолонаследии 1722года. (указ   отменял древний  обычай передать монарший  престол по мужской линии,  согласно которому, глава  государства   сам  назначал   себе преемника) Б) отсутствие легальной  политической деятельности;  в) неразрешенные  противоречия между  монархической властью,  правящим классом и  дворянами. 3. Причиной послужило то, что у Петра 1 не осталось  наследника, а преемника  он себе назначить не успел, т.к. умер. Основных претендентов на  престол было двое ­ жена  Петра I ­ Екатерина  Алексеевна и его внук Петр, дочери Анна и Елизавета  тоже могли претендовать на  престол. Была ещё родня по  линии старшего брата Ивана,  с которым Пётр начинал  царствовать в 1682 г. Ассоциативный ряд посвящен правлению Анны Иоановны.  Рассказывает о ее правлении. Не вступать в брак и не  назначать себе наследника, не начинать войны и не  заключать мира, присваивать  новые звания лишь до  полковника, передать  командование гвардией т  войсками Верховному  тайному совету. ­ Кто  после  смерти  Петра   претендовал  на царский  престол? ( слайд 4)  Учитель использует прием  «Гирлянда ассоциаций». На доске заранее вывешиваются  таблички, относящиеся к  правлению одного из трех  монархов, с которыми ученики  познакомились на первом уроке.  1730 год, 1727 год,  бироновщина, кондиции,  фаворит Задание: один из учеников  класса должен определить,   к   правлению какого  монарха  относится этот ассоциативный  ряд, дать характеристику его  правления. ­Каким образом кондиции  ограничивали власть монарха? ­ В пользу какого сословия были составлены? ­Как изменилась бы форма  правления в России в случае  принятия Кондиций?  4 человека работают  индивидуально с тестами дворянства ограниченная монархия Тест: 1. Главная движущая сила  дворцовых переворотов? а) духовенство б) крестьянство в) гвардия 2. Лицо, руководящее  государством в случае  малолетства или болезни  монарха? а) верховник б) регент в) рекрут 3. Фаворитом при  Екатерине I был? а) Меншиков б) Бирон в) Разумовский 4. Члены Верховного  тайного совета  предложили Анне  Иоанновне? а) установить патриаршество б) установить регентство в) подписать кондиции 5. Государственное  устройство, при котором  власть государя не  ограниченна? а) республика б) абсолютная монархия в) парламент 3. Подготовка    ­Ребята,   обратите  внимание  Продолжение темы  «Дворцовые перевороты». обучающихся  к работе на  основном этапе урока. Обеспечить   мотивацию   уче­ ния   школьников,   принятие ими целей урока. на следующий слайд (слайд  5)или фрагмент фильма ­ Как вы думаете, о чем  сегодня пойдет речь на нашем  уроке? ­   Какие задачи мы  ставим  для себя на уроке сегодня?  (прописывается на сл. 6) Записывают тему урока в  тетрадь. 1. Выяснить, кто мог  претендовать на престол  после Анны Иоановны? 2. Дать личностную оценку  деятельности правителей  “эпохи дворцовых  переворотов». 3.  Выяснить, каковы были  последствия частых  дворцовых переворотов для  России? 4. Этап усвоения новых  знаний и способов  действий. Обеспечить восприятие,  осмысление и первичное  закрепление уч­ся   изучаемого  материала: Рассказ   учителя   о   следующих представителях дворцовых переворотов.   Вскоре ко двору была  приближена племянница  императрицы Анна (СЛ.8)  Леопольдовна, которая  становилась главной  кандидаткой на престол. К концу жизни императрицы у Анны  Леопольдовны родился сын,  которого сразу же объявили  наследником престола. В  октябре 1740 г. Анна Иоановна    умирает, назначив Бирона  регентом при малолетнем  императоре Иване Антоновиче. ­Ребята, а что означает слово  регент?    Иван Антонович ( 1740 – 1741  гг.)  (сл. 8) Иван VI Антонович ,  номинальный российский  император, сын Анны  Леопольдовны. Его регентом  был назначен Э.И. Бирон, а после свержения последнего — Анна  Леопольдовна. 25 ноября 1741  года был свергнут Елизаветой  Петровной. Сначала Иван VI  Антонович вместе с родителями  был отправлен в ссылку, затем  переведен в одиночную камеру.  Временное  осуществление  полномочий главы   государства в связи с  малолетством или болезнью  монарха. Место его заключения  неоднократно менялось и  содержалось в глубокой тайне. С 1756 года находился в  Шлиссельбургской крепости.  Был убит стражей при попытке  офицера В.Я. Мировича  освободить его и провозгласить  императором.  В гвардии   вновь стало  формироваться настроение в  пользу смены власти. Наиболее    популярной  кандидатурой  на  императорский престол была  дочь Петра I­ Елизавета. (сл. 9)   В  ночь на 25 ноября 1741 г. она  пришла в казармы  Преображенского полка и  призвала гвардейцев служить ей  так же, как служили её отцу.  « …она отправилась в  Преображенские казармы и  прошла в гренадерскую роту. Гренадеры ожидали её. — Вы знаете, кто я? — спросила  она солдат, — Хотите следовать  за мною? — Как не знать тебя, матушка  цесаревна? Да в огонь и в воду за тобою пойдём, желанная, —  хором ответили солдаты. Цесаревна взяла крест, стала на  колени и воскликнула: — Клянусь этим крестом  умереть за вас! Клянётесь ли вы  служить мне также, как служили моему отцу? — Клянёмся, клянёмся! —  ответили солдаты хором…»  (текст  сл.10) Учитель предлагает  обучающимся поработать с  историческим документом  ( у  каждого на столе заранее  распечатан текст документа)  (текст документа см.  Приложение 1) ­ Какой  предстала  перед вами Елизавета Петровна?  Охарактеризуйте ее как  личность. Работа с историческим  документом Фронтальная беседа, ответы  детей. Елизавета была последней  представительницей династии  Романовых по прямой женской  линии; мужская линия  пресеклась со смертью Петра II в 1730 году. Государством  Елизавета управляла через своих фаворитов: Разумовского,  Шувалова, Бестужева – Рюмина.  (слайд 10) Официальным наследником  престола 7 (18) ноября 1742 г.  Елизавета назначила своего  племянника (сына старшей  сестры Анны Петровны) —  герцога Карла­Петера Ульриха  Голштинского. (сл. 11.)  По прибытии в Россию он был  переименован на русский манер  в Петра Фёдоровича, причём в  официальный титул были  включены слова «внук Петра  Великого».  Пётр рос боязливым, нервным,  впечатлительным, любил музыку  и живопись и одновременно  обожал всё военное (однако  боялся пушечной пальбы; эта  боязнь сохранилась у него на всю жизнь). Именно с воинскими  утехами были связаны все его  честолюбивые мечты. Крепким  здоровьем не отличался, скорее  наоборот: был болезненным и  хилым. По характеру Пётр не  был злым; часто вёл себя  простодушно. Отмечается также склонность Петра ко лжи и  нелепым фантазиям. По  некоторым сведениям, уже в  детстве он пристрастился к  вину. При первой встрече Елизавета  была поражена невежеством  своего племянника и огорчена  внешним видом: худой,  болезненный, с нездоровым  цветом лица. Его воспитателем и учителем стал академик Якоб  Штелин, который считал своего  ученика достаточно способным,  но ленивым, одновременно  отмечая в нём такие черты, как малодушие, жестокость по  отношению к животным,  склонность к хвастовству. Вскоре императрица женила его  на немецкой принцессе Софии  Августе Фредерике Ангальт­ Цербской, которая при  крещении по православному  обряду получила имя –  Екатерина. (СЛ. 12)  Вскоре Елизавета  разочаровалась в племяннике,  который оставался равнодушным к России, боготворил лишь  прусского короля. Вскоре у  Петра и Екатерины рождается  сын – Павел, и Елизавета забрала к себе мальчика на воспитание. ­ Елизавета Петровна умерла 25  декабря 1761 года, и в  следующий, 1762 год Россия  вступила уже без императрицы.   К власти пришел Петр3. (1761 –  1762год). В числе деяний Петра  3 было немало крупных  государственных мер, вызвавших одобрительную реакцию при  дворе и в армии. В гвардии зрел заговор в пользу  Екатерины 2. (слайд 13) Мечтая   о   власти,   опасаясь   за свою   безопасность,   Екатерина принимала деятельное участие в приготовлениях   к   перевороту   в свою пользу. Эти приготовления шли в кругу некоторых вельмож и   в   гвардейских   полках. очень Вельможи осторожны   и   скрытны,   а гвардейская   молодёжь   смела   и решительна.   Во   главе   её   встала семья   офицеров   Орловых (Алексей   Григорьевич   и Григорий Григорьевич).  ­Как же осуществлён переворот? Лето 1762 г. Пётр III проводил в  Ораниенбауме, а Екатерина – в  Петергофе. Рано утром 28 июня  Орловы тайно вывезли  Екатерину в Петербург и  провозгласили её императрицей  и самодержицей, а великого  князя Павла Петровича –  наследником престола. Все  были войска присягнули Екатерине,  народ ликовал. Вельможи в  Зимнем дворце приветствовали    новую государыню. Послав  своих сторонников в Кронштадт, Екатерина к вечеру 28 июня  выступила с войсками в  Ораниенбаум. Император не  решился на борьбу и в день  своих именин, 29 июня, подписал отречение от престола. Он был  отправлен на мызу Ропшу под  присмотром А. Г. Орлова.  В бездействии заточения Пётр III вместе с охранявшими его  офицерами развлекался, по  своему обычаю, вином и умер от  удара, полученного в хмельной  ссоре.  Это был пятый  дворцовый   переворот  с  момента смерти Петра Великого. На престол  на долгие 34 года  вступила Екатерина 2, вошедшая в историю как Великая. Учитель предлагает составить Ребятам ментальную карту по  теме: «Дворцовые перевороты». ­Ребята, определите ключевую  слово нашей темы. Запишем ее  в центре листа. От основной идеи будем  рисовать разветвления.  Напротив  каждой ветви мы  будем в хронологической  последовательности записывать  представителей дворцовых  переворотов и годы их  правления. Обучающиеся самостоятельно  доделывают ментальную карту,  дописывая  к каждой ветви  монарха слова ­ассоциации,  которые у них возникли с его   именем.  Дворцовые перевороты 1.Екатерина 1 (1725­ 1727) 2.Петр 2 (1727 ­1730) 3. Верховники (1730) 4. Анна Иоановна (1730­  1740) 5. Иван Антонович (1740­  1741) 6. Елизавета Петровна (1741­  1761) 7.Петр 3 (1761­ 1762) 8. Екатерина 2 (1762 – 1796) 5. Этап первичной  проверки понимания  изученного. Установить   правильность   и осознанность изученного материала.   Провести   кор­ рекцию выявленных пробелов в осмыслении уч­ся изученного материала     6. Этап применения знаний  Работа с тренажером. (см и способов действий. Обеспечить усвоение уч­ся  знаний и способов действий  на уровне применения их в  разнообразных ситуациях. 7. Этап информации о  домашнем задании. Обеспечить понимание  учащихся цели, содержания и способов выполнения  домашнего задания. 8.Этап подведения итогов  занятия. Дать качественную оценку  работы класса и отдельных  уч­ся. ссылку) Коллективная работ Найдите и исправьте  исторические ошибки в тексте. Текст с ошибками. (текст  находится у ребят перед  глазами)   После смерти Петра II встал  вопрос о власти. Выбор    верховников   пал на герцогиню  курляндскую Елизавету.      Было  решено усилить самодержавну ю власть и вместе с  приглашением на престол ей  направили кондиции (условия).  Дворяне поддержали эти  требования. Приехав в  Москву, Екатерина II  подписала кондиции, после  этого она стала  императрицей. (сл.14) Повторить параграф 20­21 (сл.15) Заполнить таблицу «Двойной  дневник». ­Ребята, кто же вошел в  список возможных    претендентов на  престол   после  смерти Анны Иоановны? 2. Какая из личностей  дворцовых переворотов у Вас  вызывает уважение или  сочувствие? Почему?(сл.16) 3. Каковы были последствия  частых дворцовых переворотов  для России? Ответы детей Записывают в дневники 1.Иван Антонович, Елизавета  Петровна, Петр 3, Екатерина  2.Несколько человек  высказывают свое личное  мнение. 3.В эту эпоху значительно  возросло влияние гвардии,  придворных кругов,  фаворитов­временщиков.  Правители России стали  более зависимы от поддерживавшего их  дворянства. Учитель отмечает хорошую  работу учеников,  аргументированно выставляет  оценки за работу на уроке. 9.Этап рефлексии. Обеспечить усвоение уч­ся  принципов  саморегуляции  и сотрудничества. Учитель просит  учеников  высказать свое мнение об уроке. (сл. 17) Ребята   высказываются  одним предложением,  выбирая начало фразы из  рефлексивного экрана на  доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… теперь я могу… я научился… у меня получилось … я смог… мне захотелось…

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Конспект урока по истории "Дворцовые перевороты" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017