«Политическая
система СССР в 30-е годы»
Цели урока:
Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся в рамках системно- деятельностного подхода
Формируемые УУД:
Предметные: создать
условия для: 1) формирования у учащихся представлений о политической системе
СССР в 30-е годы; 2) понимания причин складывания культа личности И.В. Сталина;
3) понимания социально – политического смысла массовых репрессий.
Метапредметные: 1) сознательно организовывать и регулировать
учебную деятельность; анализировать и обобщать факты, составлять таблицу,
формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники
информации.
Личностные: осознавать свою идентичность как граждан страны;
осваивать гуманистические традиции и ценности общества; осмысливать
социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная,
групповая, коллективная.
Оборудование:
Учебник А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. XX век. 9-й класс
Портрет И. В. Сталина
Задания для групповой работы (текст документов и т. д.)
ПК, медиапроектор, презентация.
Тип урока:
исследование
Эпиграф урока: «Самое большое рабство – не обладая свободой
считать себя свободным». И. Гёте.
Ключевые понятия и названия:
Конституция, культ личности, репрессии, тоталитаризм
Основные даты:
1 декабря 1934 г., 5 декабря 1936 г., ноябрь 1938 г., 1937-1938 гг.
План урока:
I Орг. момент, постановка целей
II Изучение новой темы:
1. Политическая система в СССР в 30-е годы.
2. Формирование культа личности Сталина.
3. Массовые репрессии.
4. Конституция «победившего социализма»
5. Национальная политика.
III Закрепление
IV Домашнее задание
V Рефлексия
ХОД УРОКА:
I. Вступительное слово:
Здравствуйте ребята, давайте вместе с вами, обратим свое внимание на слайд. Я предлагаю вам подумать и сказать нам, на какие мысли наводит вас данная информация, какие выводы вы можете сделать? Определитесь в круге вопросов, ответы на которые вы хотели бы получить на уроке?
На экране появляются тезисы
А) Уже в период Гражданской войны на всех государственных постах в стране находились члены правящей большевистской партии.
Б) Все законы в стране сначала обсуждались в печати, затем – в парламенте утверждались
В) все граждане пользовались политическими и гражданскими свободами
Г) Сталин в 1937 г утверждал: «Властвуют не те, кто выбирают и голосуют, а те, кто правят»
Д) С 1932 по 1949 г съезды профсоюзов и всесоюзные профсоюзные конференции не проводились ни разу
Е) Все оппоненты большевиков имели право на защиту своей точки зрения и публичную защиту его в печати.
На экране появляется тема урока, цели, основные понятия.
Молодцы. Итак, тема нашего урока –
«Политическая система СССР в 30-е годы»
II Изучение новой темы: Составляем план (слайд 5)
Определяем цели урока (слайд 6)
Проблемное задание.
В «Песне о Родине» В.И. Лебедева-Кумача, написанной в 1937 г., есть такие слова:
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
Нам предстоит, работая по группам, выработать собственное мнение и аргументировать его. Опираясь на текст, предложенных документов, ответьте на вопросы и запишите их в таблицу, схему (слайд 7,8)
Задания для групп:
1 гр.- прочитать п.1, 2 §25 «Роль партии в жизни государства. Роль идеологии» и ответить на вопросы:- Какую роль в советской политической системе играла ВКП (б)?
-Как называют историки политическую систему сложившуюся в СССР?
- Какова идеология этой системы?
- Отличительные черты данной системы.
- Её важнейший элемент.
(ответ-тоталитаризм, сформулировать определение и записать его в тетрадь).
Ребята, а теперь давайте попытаемся совместно на основе выше сказанного и опираясь на текст слайда (внимание на проектор) сформулировать определение «КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА» (запись определения в тетрадь). Хорошо, приведите примеры проявления культа личности СТАЛИНА; Каковы были причины формирования культа личности СТАЛИНА;(слайд с причинами под запись).
1. потребности в идеологическом обеспечении функционирования тоталитарной системы;
2. низкий уровень культуры народных масс, допускавший существование веры в величие и непогрешимость вождя;
3. личные качества Сталина.
2 гр.- прочитать п. 4, 5
§25 «Массовые репрессии ив стране. Показательные судебные процессы»
и ответить на вопросы: - каковы причины массовых репрессий?
- приведите примеры
массовых
репрессий
- на чем, на ваш
взгляд, держался сталинский террор?
- оцените его влияние на развитие нашей страны.
(репрессии, сформулировать определение и записать его в тетрадь). Давайте сейчас заслушаем небольшое сообщение на тему ГУЛАГ.
3 гр.- прочитать п.
6 §25 «Конституция «победившего социализма» и ответить на вопросы: - В чём
состояла противоречивость Конституции СССР 1936 г?
- дайте характеристику государственного устройства нашей страны
согласно основным положениям Конституции 1936 г.
4 гр.- прочитать п.
6 §25 «Национальная политика» и ответить на вопрос: - Какие факты
свидетельствовали о свертывании курса 20-х гг., на развитие национальных
культур?
Алгоритм действий учащихся:
А) Разделить текст на абзацы между участниками группы.
Б) Каждый самостоятельно работает со своей частью текста.
В) Необходимо выделить главное в тексте и записать в тетрадь.
Г) Материал обсудить всей группой и совместно составить конспект.
Д) Вывод записать на листке.
Е) По окончании работы группа заявляет о своей готовности
III Закрепление.
Закрепление материала урока проходит в рамках выполнения практической работы на основе ФЦОР «Политическая система СССР в 30-е годы».
Итак, давайте вернемся к поставленному мной вначале нашего урока заданию - в «Песне о Родине» В.И. Лебедева-Кумача, написанной в 1937 г., есть такие слова:
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
- Согласны ли вы с ним? Свой ответ аргументируйте (обучающиеся высказываются, учитель подводит итоги работы на уроке).
Таким образом:
• СССР в 30-е годы являлся тоталитарным государством с республиканской формой правления, мощным репрессивным аппаратом, где отсутствовали демократические права и свободы.
IV Домашнее задание, параграф 25,
Варианты домашних заданий:
- Подготовка индивидуального (группового) проекта, созданного на основе Интернет-ресурсов) в виде простого текстового (возможно, иллюстрированного) документа, презентации на тему «Повседневность 1930-х гг., выясните какие изменения происходили в сознании масс под влиянием перестройки всех сторон жизни советского общества 1930- х гг.
А) Словарь - Объяснение терминов (по выбору ученика или учителя) с указанием источника.
Б) Персоналии - Участники событий (краткая историческая справка).
V Рефлексия
Как я усвоил материал ?
Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли я своей работой ?
Как работала подгруппа, учебная пара ?
Сформулируй свое мнение об уроке и свои пожелания.
СПАСИБО ЗА УРОК.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.