Конспект урока по истории на тему «Политическая система СССР в 30-е годы»
Оценка 4.9

Конспект урока по истории на тему «Политическая система СССР в 30-е годы»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
9 кл—11 кл
16.01.2017
Конспект урока по истории на тему «Политическая система СССР в 30-е годы»
Конспект урока по истории на тему «Политическая система СССР в 30-е годы» был разработан с целью создать условия для: 1) формирования у учащихся представлений о политической системе СССР в 30-е годы; 2) понимания причин складывания культа личности И.В. Сталина; 3) понимания социально – политического смысла массовых репрессий.
конспект.docx

«Политическая система СССР в 30-е годы»

Цели урока:          

Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся в рамках системно- деятельностного подхода

Формируемые УУД:

Предметные: создать условия для: 1) формирования у учащихся представлений о политической системе СССР в 30-е годы; 2) понимания причин складывания культа личности И.В. Сталина; 3) понимания социально – политического смысла массовых репрессий.
Метапредметные: 1) сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность; анализировать и обобщать факты, составлять таблицу, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации.
Личностные: осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические традиции и ценности общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Формы организации познавательной деятельности:  индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование:

Учебник А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. XX век. 9-й класс

Портрет И. В. Сталина

Задания для групповой работы (текст документов и т. д.)

ПК, медиапроектор, презентация.

Тип урока: исследование
Эпиграф урока: «Самое большое рабство – не обладая свободой считать себя свободным». И. Гёте.

Ключевые понятия и названия:

Конституция, культ личности, репрессии, тоталитаризм

Основные даты:

1 декабря 1934 г., 5 декабря 1936 г., ноябрь 1938 г., 1937-1938 гг.

План урока:

I Орг. момент, постановка целей

II Изучение новой темы:

1. Политическая система в СССР в 30-е годы.

2. Формирование культа личности Сталина.

3. Массовые репрессии.

4. Конституция «победившего социализма»

5. Национальная политика.

III Закрепление

IV Домашнее задание

V Рефлексия

 

ХОД УРОКА:

I. Вступительное слово:

Здравствуйте ребята, давайте вместе с вами, обратим свое внимание на слайд. Я предлагаю вам подумать  и сказать нам, на какие мысли наводит вас данная информация, какие выводы вы можете сделать? Определитесь в круге вопросов, ответы на которые вы хотели бы получить на уроке?

На экране появляются тезисы

А) Уже в период  Гражданской войны на всех государственных постах в стране находились члены правящей большевистской партии.

Б) Все законы в стране сначала обсуждались в печати, затем – в парламенте утверждались

В) все граждане пользовались политическими и гражданскими свободами

Г) Сталин в 1937 г утверждал: «Властвуют не те, кто выбирают и голосуют, а те, кто правят»

Д) С 1932 по 1949 г съезды профсоюзов и всесоюзные профсоюзные конференции не проводились ни разу

Е) Все оппоненты большевиков имели право на защиту своей точки зрения и публичную защиту его в печати.

На экране появляется тема урока, цели, основные понятия.

Молодцы. Итак, тема нашего урока –

«Политическая система СССР в 30-е годы»

II Изучение новой темы: Составляем план (слайд 5)

Определяем цели урока (слайд 6)

Проблемное задание.

 В «Песне о Родине» В.И. Лебедева-Кумача, написанной в 1937 г., есть такие слова:

 

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

Нам предстоит, работая по группам, выработать собственное мнение и аргументировать его.  Опираясь на текст, предложенных документов, ответьте на вопросы и запишите их в таблицу, схему (слайд 7,8)

Задания для групп:

 

1 гр.- прочитать п.1, 2 §25 «Роль партии в жизни государства. Роль идеологии» и ответить на вопросы:- Какую роль в советской политической системе играла ВКП (б)?

                      -Как называют историки политическую систему сложившуюся в СССР?

                      - Какова идеология этой системы?

                      - Отличительные черты данной системы.

                      - Её важнейший элемент.

(ответ-тоталитаризм, сформулировать определение и записать его в тетрадь).

 

Ребята, а теперь давайте попытаемся совместно на основе выше сказанного и опираясь на текст слайда (внимание на проектор) сформулировать определение «КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА» (запись определения в тетрадь). Хорошо, приведите примеры проявления культа личности СТАЛИНА; Каковы были причины формирования культа личности СТАЛИНА;(слайд с причинами под запись).

1. потребности в идеологическом обеспечении функционирования тоталитарной системы;

2. низкий уровень культуры народных масс, допускавший существование веры в величие и непогрешимость вождя;

3. личные качества Сталина.

 

2 гр.- прочитать п. 4, 5 §25 «Массовые репрессии ив стране. Показательные судебные процессы» и ответить на вопросы: - каковы причины массовых репрессий?                                          
                                                           - приведите примеры массовых репрессий                                                                                                     
                                                           - на чем, на ваш взгляд, держался сталинский террор?    

                                                           - оцените его влияние на развитие нашей страны.

  (репрессии, сформулировать определение и записать его в тетрадь). Давайте сейчас заслушаем небольшое сообщение на тему ГУЛАГ.

 

  3 гр.- прочитать п. 6 §25 «Конституция «победившего социализма» и ответить на вопросы: - В чём состояла противоречивость Конституции СССР 1936 г?
              - дайте характеристику государственного устройства нашей страны согласно       основным положениям Конституции 1936 г.      

  4 гр.- прочитать п. 6 §25 «Национальная политика» и ответить на вопрос: - Какие факты свидетельствовали о свертывании курса 20-х гг., на развитие национальных культур?
         Алгоритм действий учащихся:

А) Разделить текст на абзацы между участниками группы.

Б) Каждый самостоятельно работает со своей частью текста.

В) Необходимо выделить главное в тексте и записать в тетрадь.

Г) Материал обсудить всей группой и совместно составить конспект.

Д) Вывод записать на листке.

Е) По окончании работы группа заявляет о своей готовности

III Закрепление.

Закрепление материала урока проходит в рамках выполнения практической работы на основе ФЦОР «Политическая система СССР в 30-е годы».

Итак, давайте вернемся к поставленному мной вначале нашего урока   заданию - в «Песне о Родине» В.И. Лебедева-Кумача, написанной в 1937 г., есть такие слова:

 

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

- Согласны ли вы с ним? Свой ответ аргументируйте (обучающиеся высказываются, учитель подводит итоги работы на уроке).

Таким образом:

         СССР в 30-е годы являлся тоталитарным государством с республиканской формой правления, мощным репрессивным аппаратом, где отсутствовали демократические права и свободы.

 

IV Домашнее задание, параграф 25,

Варианты домашних заданий:

         -        Подготовка индивидуального (группового) проекта, созданного на основе Интернет-ресурсов) в виде простого текстового (возможно, иллюстрированного) документа, презентации на  тему «Повседневность 1930-х гг., выясните какие изменения происходили в сознании масс под влиянием перестройки всех сторон жизни советского общества 1930- х гг.

А) Словарь - Объяснение терминов (по выбору ученика или учителя) с указанием источника.

Б) Персоналии - Участники событий (краткая историческая справка).

 

V Рефлексия

Как я усвоил материал ?

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли я своей работой ?

Как работала подгруппа, учебная пара ?

Сформулируй свое мнение об уроке и свои пожелания.

СПАСИБО ЗА УРОК.

 


    

                                                                                                                                                       


 

Политическая система СССР в 30-е годы»

Политическая система СССР в 30-е годы»

План урока: I Орг. момент, постановка целей

План урока: I Орг. момент, постановка целей

Е) Все оппоненты большевиков имели право на защиту своей точки зрения и публичную защиту его в печати

Е) Все оппоненты большевиков имели право на защиту своей точки зрения и публичную защиту его в печати

Давайте сейчас заслушаем небольшое сообщение на тему

Давайте сейчас заслушаем небольшое сообщение на тему

Согласны ли вы с ним? Свой ответ аргументируйте (обучающиеся высказываются, учитель подводит итоги работы на уроке)

Согласны ли вы с ним? Свой ответ аргументируйте (обучающиеся высказываются, учитель подводит итоги работы на уроке)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017