Конспект урока по истории России 6 класс. Тема: Культура Древней Руси
Оценка 5

Конспект урока по истории России 6 класс. Тема: Культура Древней Руси

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
6 кл
10.01.2017
Конспект урока по истории России 6 класс. Тема: Культура Древней Руси
Цель урока: познакомить с культурой древней Руси. Задачи: 1. Сформировать у учащихся представления о самобытном характере древнерусской культуры, которая соединяет в себе восточнославянские, византийские признаки. 2. Развивать умение работать с текстом, выделяя главное, систематизировать материал при выполнении творческого задания. 3. Способствовать развитию уважения к культуре своего народа, желание познакомиться с ней.
Разработка урока по истории России 6 класс.docx

Разработка урока по истории России 6 класс

Урок 8: Культура Древней Руси

Цель урока: познакомить с культурой древней Руси.

Задачи:

1.   Сформировать у учащихся представления о самобытном характере древнерусской культуры, которая соединяет в себе восточнославянские, византийские признаки.

2.   Развивать умение работать с текстом, выделяя главное, систематизировать материал при выполнении творческого задания.

3.   Способствовать развитию уважения к культуре своего народа, желание познакомиться с ней.

Оборудование урока: учебник § 7, компьютер, интерактивная доска, видеоматериалы.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотива-ционно-целевой

На прошлом уроке мы изучали тему «Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром». Для закрепления этой темы выполним следующие задания (слайд 1-5) (на листочках).

После производится проверка:

Проверка домашнего задания – факторы, влияющие на формирование народности (устно).

Люди Древней Руси не только занимались земледелием, торговали, воевали, но и строили храмы, накапливали знания, т.е. создавали культурные ценности. А что такое культура?

 

 

 

 

Какую тему мы сегодня будем изучать?

В ходе урока, мы должны ответить на следующий проблемный вопрос – Какие идеи несут в себе памятники культуры?

 

 

 

 

 

 

 

Общность территории, культуры, единый язык, вера.

 

 

 

 

 

- Достижения людей в духовной и материальной жизни. Духовная культура – наука, искусство, просвещение. Материальная культура – орудия труда, жилища, одежда.

- Культура Древней Руси (слайд 6)

Ориенти-ровочный

Исходя из темы, сформулируйте задачи сегодняшнего занятия.

 

- Изучение духовной и материальной культуры Древней Руси. Для этого мы рассмотрим устное народное творчество, письменность, литературу, зодчество, изобразительное искусство, художественное ремесло этого периода (слайд 7)

Поисково-исследо-вательский

Культура Древней Руси включает в себя как древнерусскую, так и византийскую культуру. Докажите это, выполнив задание (слайд 8). После выполнения задания проверка (слайд 9). Влияние оказали и другие соседи - хазары, печенеги, финно-угорские племена, но при этом наша культура сохраняла самобытность, неповторимость. В этом и заключаются особенности древнерусской культуры.

Далее учитель нажимает на ссылку, переходит к слайд 7. Для знакомства с устным народным творчеством, кликнуть по объекту.

Что такое устное народное творчество?

 

 

 

Кого из былинных героев вы знаете?

Далее учитель предлагает посмотреть видеофрагмент (нажать на картинку) и ответить на вопрос, какова основная идея русских былин? (слайд 10)

Далее нажать на ссылку «Письменность и грамотность» (переход на слайд 11). (То же выполнить и с другими объектами). Сообщение учащегося по теме «Письменность и грамотность» (3 мин)

 

 

 

- Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- это поэтические сказания о прошлом, в которых прославляется подвиги русских богатырей (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, былины).

- Илья Муромец, Алеша Попович и т.д.

- Защита, освобождение русской земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ученики слушают, задают вопросы.

Практи-ческий

Литература. Обучающиеся должны заполнить таблицу на слайд 12. Учитель проверяет выполнение задания.

Зодчество – слайд 13. Что такое зодчество?

Из чего строили на Руси избы, терема, крепости?

Рассмотрите рисунки и определите особенности русского деревянного зодчества.

После крещения на Русь приходит каменное строительство. Самая ранняя из известных построек Киева – церковь Богородицы или Десятинная. На её сооружение князь отдал десятую часть княжеских доходов, отсюда и название. Построена церковь была византийскими мастерами в 989-996 гг., разрушена во время осады Киева монголами (слайд 14). На Руси строятся крестово-купольные храмы. Большое внимание строительству храмов уделял Ярослав Мудрый. Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде. Сравните изображённые храмы и определите особенности новгородской архитектуры (слайд 15).

Внутри собора стены были украшены фресками (слайд 16). А центральный купол переливался разноцветной мозаикой. Кроме этого в соборах имеются иконы. Что такое фреска, икона, мозаика? Нажав на «это…» появляется ответ. Что еще могли изображать на фресках и мозаиках помимо церковных сюжетов?

Далее ученики читают пункт «Художественное ремесло» и отвечают на вопросы:

Какие виды ремесла были распространены в Древней Руси?

 

 

 

 

Что изготавливали?

 

 

Что такое зернь, скань, эмаль?

 

 

 

 

Таким образом, Древняя Русь отличалась высоким уровнем для своего времени уровнем развития культуры. Русь творчески перерабатывала культурные достижения Византии и других соседних государств. Древнерусская культура стала большой частью мировой культуры.

- Выполняют задание.

 

 

 

- Искусство строительства и украшения зданий, сооружений.

- Из дерева

 

-Многоярусность строений, наличие разнообразных пристроек, увенчание построек теремами и башенками, художественная резьба по дереву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Для новгородской архитектуры характерно скупость украшений, строгость и величественность форм.

 

 

 

 

 

- Высказывают мнения, записывают в тетрадях.

- Танцы, охота на медведя – сцены из повседневной жизни.

 

 

 

 

- Резное и плавильное искусство, строительство зданий, храмов, ткачество, железоделательное ремесло, кузнечное дело, оружейное дело, ювелирная работа. Были и каменотесы и резчики.

- Кольчуги, мечи, навесные замки с ключами, серебряную и золотую посуду, украшения.

Зернь – узор, который напаивался и состоял из множества мельчайших шариков- зернышек.

Скань – рисунок, которую напаивали тонкой золотой или серебряной проволокой.

Скань - тонкий слой стеклянного сплава более или менее легкоплавкого, различных цветов.

Рефлек-сивно-оценоч-ный

О каких сферах  культуры мы сегодня говорили?

 

 

 

Чье влияние переживала древнерусская культура?

Как звали летописца, автора «Повести временных лет»?

Что относится к жанру героического эпоса?

Как называлась славянская азбука?

Задание на слайде 17: найти изображения украшений, выполненных при помощи скани, зерни, эмали.

Какие идеи несут в себе памятники культуры?

Оцените вашу работу на уроке.

- Устное народное творчество, письменность, литературу, зодчество, изобразительное искусство, художественное ремесло.

- Древнерусское, византийское, влияние соседних народов.

- Нестор.

 

-Былины.

 

- Кириллица

 

- Выполнение задания, проверка при помощи «лупы».

 

 

- любовь к Родине, самопожертвование, чувство долга.

Оценивают проделанную работу.

Домашняя работа: § 7 учебника, рабочая тетрадь стр. 43-46 (слайд 18). сообщение о жилище (2 ученика).


 

Разработка урока по истории России 6 класс

Разработка урока по истории России 6 класс

Изучение духовной и материальной культуры

Изучение духовной и материальной культуры

После крещения на Русь приходит каменное строительство

После крещения на Русь приходит каменное строительство

Практи-ческий Литература

Практи-ческий Литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017