Конспект урока по истории России 6 класс. Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Оценка 4.8

Конспект урока по истории России 6 класс. Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
6 кл
10.01.2017
Конспект урока по истории России 6 класс. Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Цель урока: сформировать представление об эпохе правления Ярослава Мудрого, как о периоде расцвета Древнерусского государства. Задачи: 1. Сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, о системе управления Древнерусским государством при Ярославе, уяснить, что социально-экономического развития Руси являлось крайне медленное формирование феодальной собственности. 2. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме; продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, ИКТ; развивать умение работать в группах. 3. Способствовать воспитанию патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины.
Разработка урока по истории России 6 класс.docx

Разработка урока по истории России 6 класс

Урок 7: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Цель урока: сформировать представление об эпохе правления Ярослава Мудрого, как о периоде расцвета Древнерусского государства.

Задачи:

1.       Сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, о системе управления Древнерусским государством при Ярославе, уяснить, что социально-экономического развития Руси являлось крайне медленное формирование феодальной собственности.

2.       Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме;  продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, ИКТ; развивать умение работать в группах.

3.       Способствовать воспитанию патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины.

Оборудование урока: учебник § 6, раздаточные материалы, компьютер, интерактивная доска.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотива-ционно-целевой

Урок начинается с опроса:

- В каких годах правил Владимир?

- Какие задачи стояли перед князем?

 

 

- Каковы были причины принятия Русью христианства?

 

 

 

 

 

 

 

- Какое значение имело принятие Русью христианства?

 

 

 

 

 

 

- Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?

 

 

 

- Чем Владимир отличался от них?

 

 

 

 

 

 

На слайде 1 эпиграф.

- Как в эпиграфе назван князь Ярослав?

- С чем связывают время правления Ярослава?

Давайте сформулируем тему урока. Тема нашего урока «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» (слайд 1 при нажатии на пустое окно, появляется тема).

Попытаемся ответить на вопрос, почему Ярослава прозвали Мудрым?

 

- 980-1015 гг.

- расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства.

- необходимость появления новой идеологии, которая должна была оправдать усиливавшуюся эксплуатацию; языческая религия не соответствовала феодальному государству; необходимость сильной централизованной власти; язычество пагубно сказывалось на международных отношениях.

- Усиление власти князя; способствовало объединению племен; бурное экономическое развитие; повысился международный статус государства; появляются новые цивилизационные законы; бурное развитие культуры.

- Расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины.

- первый князь, принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен.

 

- Мудрым.

- С расцветом

Ориенти-ровочный

Что мы узнаем сегодня на уроке? Сегодня мы изучим документ, поработаем в группах.

- Узнаем, почему Ярослав назван «Мудрым»; почему время его правления связывают с расцветом Древнерусского государства; охарактеризуем основные направления внутренней и внешней политики князя; определим основные изменения, которые произойдут в управлении Древнерусским государством; выделим особенности культурного развития Руси.

Поисково-исследо-вательский

Ярослав правил в Новгороде. Ярослав хотел порвать зависимость от Киева и стать независимым государем Новгородской области. Новгородцы отказывались платить Киеву ежегодную дань. Разгневавшись на Ярослава, Владимир готовился  идти против него. Но смерть помешала столкновению отца с сыном.

В это время власть в Киеве захватил Святополк, который опасался любимого всеми киевлянами Бориса. Бориса не было в Киеве. Святополк решил стать единодержавным правителем.

Учитель раздает приложение 8.

- Как вы думаете, что сделал Святополк для осуществления этой цели? Почему Святополка прозвали Окоянным?

?             - Почему Борис не выступил против Святополка, ведь он захватил власть, скрыл смерть отца, у Бориса была дружина?

?             - Почему после смерти Владимира начались распри между его сыновьями?

?             Борис и Глеб стали первыми святыми (слайд 2), как вы думаете почему?

 

 

 

 

Рассказ учителя, опираясь на карту (слайд 3) и отмечая важнейшие события: Святополк убил еще одного брата – Святослава. Но против него выступил Ярослав. Узнав, что Ярослав идет на него собрал армию, наняв в помощь печенегов. Противники встретились на Днепре около Любеча. В ходе битвы Святополк проиграл и вынужден был бежать в Польшу, к Болеславу.  1017 Ярослав занял Киев. Но Святополк не сдавался. Вместе с польским войском он двинулся на Русь.

·             Как вы думаете почему Болеслав помогает Святополку?

1017 летом они захватывают Киев. Ярославу пришлось отойти. В Киеве прокатилась волна насилия и грабежей. Киевляне восстали, и Болеславу пришлось бежать. Польше отошли червенские города.

Вскоре Ярослав снова занял Киев. Сражение произошло на р. Альте 1019 году. Только теперь после смерти Святополка Ярослав прочно утвердился в Киеве.

Но его брат Мстислав Тмутараканский не хотел подчиняться Киеву. 1024 близ Чернигова произошла битва, и Ярослав проиграл это сражение. Владения братьев разделял Днепр. 1036 г. Мстислав умирает и Русь снова объединилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики читают и отвечают на вопросы.

- Убил Бориса и Глеба

 

 

- Борис был христианином, хотел показать христианский путь непротивления злу.

 

- Отсутствовал закон о престолонаследии.

 

- Они знали, что Святополк приказал убить их. Но они смирились с этой вестью и стали символами праведности и мученичества во славу России. Они постоянно молились, плакали. Слезы признак святости. Георгий хотел сделать РПЦ независимой от Визант. церкви. Для повышения статуса РПЦ н/б завести русских святых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- его тесть, Болеслава интересовали русские пограничные земли

Практи-ческий

Как вы думаете, что означает слово «мудрый»? Попытаемся разгадать тайну мудрости Ярослава.

Учитель разделяет класс на 6 групп, 2 группы занимаются одним направлением:

1.      Управление государством.

2.      Внутренняя политика.

3.      Внешняя политика.

Задания выведены на слайде 4:

После производится проверка на слайде 5-7. Каждая группа пытается ответить на вопрос: в чем «мудрость» Ярослава?

Уточняющий вопрос:

1 группа: почему князь и местная власть вынуждены были считаться с волей вече? 

2 группа: сравните внешнеполитичес-кую деятельность Ярослава с политикой его отца и деда – Владимира и Святослава.

3 группа: Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве?

В правление Ярослава Мудрого складываются древнерусская народность и феодальное отношения.

Дайте определение понятию феодальный строй?

 

 

На слайде 8 соотнести термины и понятия форм земельной собственности. На слайде 9,10 ученики должны, используя учебник на стр. 56, заполнить схему.

- Справедливый умный дальновидный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- вече ведало народным ополчением

 

- с одной стороны, продолжение политики, с другой стороны, осторожность, хитроумие, попытка решения вопросов мирными, компромиссными путями

- Кровная смерть, община

 

 

 

 

 

 

Феодальный строй – такой порядок жизни, при котором вся земля и власть принадлежали феодалу-землевладельцу, эксплуатирующему зависимых от него крестьян

Рефлек-сивно-оценоч-ный

Обратимся к эпиграфу урока: «Правление сына Владимира Крестителя великого князя Ярослава Мудрого историки связывают с расцветом Древнерусского государства. Справедливы ли эти суждения?» Почему его прозвали Мудрым?

Что узнали нового? Что больше всего заинтересовало? Трудно ли было работать сегодня на уроке?

Создание письменного сборника законов «Русская Правда»; Закон о наследстве; строительство соборов, монастырей; развитие грамотности, появление библиотеки; укрепление границ и торговых отношений Руси.

 

 

Домашняя работа: § 6 учебника, стр.54 «Формирование народности» написать факторы, влияющие на формирование народности, знать термины, сообщение о письменности и грамотности (1 ученику).


 

Разработка урока по истории России 6 класс

Разработка урока по истории России 6 класс

Владимира и первых киевских князей? -

Владимира и первых киевских князей? -

Святополк для осуществления этой цели?

Святополк для осуществления этой цели?

Практи-ческий Как вы думаете, что означает слово «мудрый»?

Практи-ческий Как вы думаете, что означает слово «мудрый»?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017