Конспект урока по ИЗО на тему "В мастерской мастера- игрушечника. Декоративная компози¬ция с вариа¬циями филимоновских узо¬ров."
Оценка 4.9

Конспект урока по ИЗО на тему "В мастерской мастера- игрушечника. Декоративная компози¬ция с вариа¬циями филимоновских узо¬ров."

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл
16.05.2017
Конспект урока по ИЗО на тему "В мастерской мастера- игрушечника. Декоративная компози¬ция с вариа¬циями филимоновских узо¬ров."
Конспект урока по изобразительному искусству для 2 класса, по ФГОС, с ууд . В конспекте представлен материал для знакомства с русскими народными промыслами. Глиняной игрушкой- Филимоновской (история развития промысла, форма и сюжеты игрушек, материал и краски для изготовления игрушки,элементы росписи, стихи для физкультминутки, рефлексия)Файл содержит конспект урока по ИЗО для 2 класса на тему "В мастерской мастера- игрушечника. Декоративная компози¬ция с вариа¬циями филимоновских узо¬ров."
УРОК ФГОС Филимоново.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Открытый урок по изобразительному искусству для 5 класса,   по программе Б.М.Неменского, ФГОС В мастерской мастера­ игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров.                                                             Выполнила  Сунгатова Розалия Аслямовна                                                              учитель  изобразительного искусства                                                              МАОУ «СОШ № 30»        Стерлитамак  2017 Конспект урока по ФГОС по теме «В мастерской мастера­ игрушечника.  Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров. »  2 класс. Цель урока.                                                                                                                  Расписать шаблон филимоновской свистульки в традициях народного  промысла. Задачи урока .                                                                                                     Обучающие:  способствовать ознакомлению учащихся с художественным  промыслом Филимоновская игрушка, с особенностью росписи и лепки ;  создать условия для расширения знаний о художественных народных  промыслах, народных умельцах.                                                                  Развивающие: способствовать развитию тонкой моторики руки, образных  представлений, художественного вкуса, навыков работы с гуашью, умения  выполнять вариации орнаментальных композиций на основе филимоновской   росписи;                                                                                                                Воспитывающие: способствовать эстетическому воспитанию школьников  средствами народного искусства; воспитывать любовь к Родине,  национальным традициям. Оборудование урока: гуашь, палитра, кисти, салфетки, стакан с водой,  шаблон свистульки.                                                                                           Образовательные ресурсы: учебник, изображения филимоновских игрушек,  образцы  элементов росписи,  презентация «Филимоновская игрушка».             Музыкальный ряд: вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов; использование музыки на уроке  проходит в следующей последовательности: песенные мелодии звучат со  сменой ритма и громкости как сопровождение слова учителя в  драматургической завязке, а бестекстовые мелодии фольклорного характера  звучат негромко фоном во время самостоятельной практической работы  учащихся.                                                                                          Литературный  ряд: стихи о филимоновской игрушке; легенда о мастере Филимоне. Ход урока.                                                                                                                   1.Мотивация к учебной деятельности ( организационный момент).                      Результат: создание эмоционального настроения.                                            Деятельность учителя:                                                                                               У нас на парте всё в порядке: Краски, кисти и тетрадки.                                                                                          Готовы мы начать урок, И прозвенел для нас звонок! (Проверка готовности учащихся к уроку.)    Деятельность учащихся: настрой на урок.                                                        УУД : (регулятивные)  Правильность выбора учебных принадлежностей. 2.Целеполагание.                                                                                                   Результат: Определение цели урока.                                                                  Деятельность учителя:   Вы встречали когда­нибудь разноцветную полосатую  корову, а может быть видели медведя с длинной как у жирафа шеей? Нет? Ну, а если пофантазировать? Ведь чего только не бывает на свете!                             (Учитель демонстрирует филимоновские игрушки) слайд № 1                             Сегодня мы познакомимся еще с одной глиняной игрушкой ­ филимоновской.  Ребята, вы узнаете на уроке, где и как эта игрушка зародилась, познакомитесь  с элементами и правилами росписи .   Деятельность учащихся: отгадывание  темы.                                                     УУД:   (познавательные) развитие  способности смыслового восприятия; (личностные)осуществление   толерантного принятия  разнообразия культурных явлений, национальных  ценностей и духовных традиций.                  3. Введение в тему урока.                 Результат:   Проявление интереса к теме.                                                                Деятельность учителя:   Зародилась эта игрушка в Одоевском районе  Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.               Слайд № 2, 3, 4                                                                                                            Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что  делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон,( слайд № 5) обнаружил залежи отличной глины и начал  лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали  Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами,  солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеек. Присел он на камушек,  а тут и глина. Повертел он её ­ в руках ­ получилась птичка, проткнул  дырочки ­ запела птичка. Так с тех пор и повелось “глиняное дело”.                   Местные глинистые почвы давали плохой урожай, поэтому необходимо было  заниматься таким делом который приносил хороший доход . Этим промыслом и стало гончарное ремесло на основе богатых здесь запасов глины. Как и в  большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая  продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре.( слайд  № 6) Только в одном ближайшем городе Одоеве проходило семь ежегодных  ярмарок, и к ним филимоновские мастерицы готовили лучший товар.                 ( слайд № 7) Как правило, мужчины делали только посуду, а женщины лепили  и расписывали игрушки. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки,  поэтому нужно было их изготовить очень много.( слайд № 8) Женщинам  помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7­8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.                       Весной, до начала  полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые  изделия обжигали в специальных горнах.( слайд № 9) На склоне большого  оврага, близ деревни Филимоново была построена из кирпича печь, в которой  плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли  свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой  ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки.  Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом  всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий.                                  Посмотрите на необычные филимоновские игрушки.( слайд № 10) Почему они такие вытянутые? Оказывается все дело в природных свойствах местной  глины. Филимоновская глина жирная и пластичная. При сушке глина быстро  покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной  рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются  утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы. ( слайд № 11)            Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись.  После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет,  который не "глушит" краски, горящие всем многоцветьем  радуги. Именно  поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой" или  "солнышком" Для росписи мастера брали анилиновые краски и  гусиные,  куриные или утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”­ говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с  кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с  перышка – ложится чисто и ровно.                                        (Учитель  показывает презентацию поэтапной росписи филимоновской игрушки.  Обращает внимание на особенности филимоновской росписи.)   Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине,  причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых, реже синих и  фиолетовых цветов. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от  него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению.  Роспись строится по традиционной схеме:   сначала накладывают желтые полосы и пятна;  потом их обводят красным;  затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.  Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски.  Несмотря на относительную скупость их палитры игрушки получаются  яркими и веселыми. Вопрос: Каким узором украшены филимоновские игрушки?                                Ответ: Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники.  Учитель: В этих незатейливых узорах выражается древняя символика  крестьянской религии. Круг ­ солнце, треугольник ­ земля, елочки ­  символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о  связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах  несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.      Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме:  поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и  только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или  красным. Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки  обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках,  передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются  чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.                                      Все игрушки, кроме петушка и павлинчика ­ свистульки. И во все  игрушки можно посвистеть. Народная игрушка ­ явление в русской  культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и  мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская  свистулька, прославила свою деревню, у нас в стране и далеко за ее  пределами, должна быть сохранена для будущего.                                        Деятельность учащихся: рассуждают о красоте игрушек, задают  вопросы. УУД: ( познавательные) учатся видеть и воспринимать  проявления художественной культуры в окружающей жизни; проявляют  желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания  и выразительных средств произведений искусства;( коммуникативные)  задают существенные вопросы.                                                                    4.Самостоятельная работа.                                                                               Результат: применение новых знаний.                                                            Деятельность учителя: Учитель предлагает детям стать настоящими  народными мастерами и расписать модели филимоновской игрушки.  Можно скопировать рисунок художника, а можно самим придумать  узор. В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям  творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно  включить негромкую народную музыку.                                                         Деятельность учащихся: выполняют подмалевок.                               УУД: (личностные) овладевают навыками самостоятельной работы в процессе  выполнения художественно – творческих заданий;  умеют применять  полученные знания в собственной художественно – творческой  деятельности.                                                                    5.Физкультминутка:                                                                                           Мы веселые игрушки: Ладушки, ладушки. Рыбки, птички и зверюшки Ладушки, ладушки. Мы в нарядах наших пестрых Ладушки, ладушки Так забавны и красивы Ладушки, ладушки.                                                                                     Деятельность учителя: поет вместе с детьми. Используется русская  народная мелодия (по выбору педагога).                                                        Деятельность учащихся: выполняют легкие плясовые движения.  Дыхание свободное. Необходимо следить за осанкой.                   6.Творческая практическая деятельность учащихся.                         Результат:   создание  узора на игрушке.                                         Деятельность учителя: Что делаем дальше? (Украшаем игрушку).    Какие краски будем использовать? (Яркие, летние, солнечные: желтые,  красные, малиновые, зеленые).                                                               Какими узорами украшают игрушку? (Украшают цветными полосками,  елочками, пятнышками, цветами и ягодами, похожими на солнце).    Деятельность учащихся: расписывают свои игрушки.                           УУД: (личностные) стремятся использовать художественные умения для создания красивой композиции; (коммуникативные) общение с соседом  по парте.                                                                                              7.  Рефлексия, итог урока .                                                                                    Результат: оценка.                                                                                              Деятельность учителя: В конце урока устраивает выставку. Ребята  устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с  учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить  каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.           С каким новым промыслом  мы сегодня познакомились?  Продолжите предложение: Было интересно…. Было трудно… Я выполнил задание….                                                                                      Теперь я могу…                                                                                                 Деятельность учащихся: ответы на вопросы.                                                  УУД:  (коммуникативные) умение выражать свои мысли, овладевают  способностями оценивать результаты  художественно –творческой  деятельности, собственной и одноклассников.                                               Все хорошо потрудились сегодня на уроке. Посмотрите, у нас есть тучка и солнышко. Если у вас от того, что происходило на уроке, хорошее  настроение – то улыбнитесь солнышку и положите в его кармашек своё  сердечко, ну а если плохое настроение, то положи сердечко в тучку.

Конспект урока по ИЗО на тему "В мастерской мастера- игрушечника. Декоративная компози¬ция с вариа¬циями филимоновских узо¬ров."

Конспект урока по ИЗО на тему "В мастерской мастера- игрушечника. Декоративная компози¬ция с вариа¬циями филимоновских узо¬ров."

Конспект урока по ИЗО на тему "В мастерской мастера- игрушечника. Декоративная компози¬ция с вариа¬циями филимоновских узо¬ров."

Конспект урока по ИЗО на тему "В мастерской мастера- игрушечника. Декоративная компози¬ция с вариа¬циями филимоновских узо¬ров."

Конспект урока по ИЗО на тему "В мастерской мастера- игрушечника. Декоративная компози¬ция с вариа¬циями филимоновских узо¬ров."

Конспект урока по ИЗО на тему "В мастерской мастера- игрушечника. Декоративная компози¬ция с вариа¬циями филимоновских узо¬ров."

Конспект урока по ИЗО на тему "В мастерской мастера- игрушечника. Декоративная компози¬ция с вариа¬циями филимоновских узо¬ров."

Конспект урока по ИЗО на тему "В мастерской мастера- игрушечника. Декоративная компози¬ция с вариа¬циями филимоновских узо¬ров."

Конспект урока по ИЗО на тему "В мастерской мастера- игрушечника. Декоративная компози¬ция с вариа¬циями филимоновских узо¬ров."

Конспект урока по ИЗО на тему "В мастерской мастера- игрушечника. Декоративная компози¬ция с вариа¬циями филимоновских узо¬ров."

Конспект урока по ИЗО на тему "В мастерской мастера- игрушечника. Декоративная компози¬ция с вариа¬циями филимоновских узо¬ров."

Конспект урока по ИЗО на тему "В мастерской мастера- игрушечника. Декоративная компози¬ция с вариа¬циями филимоновских узо¬ров."

Конспект урока по ИЗО на тему "В мастерской мастера- игрушечника. Декоративная компози¬ция с вариа¬циями филимоновских узо¬ров."

Конспект урока по ИЗО на тему "В мастерской мастера- игрушечника. Декоративная компози¬ция с вариа¬циями филимоновских узо¬ров."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2017