Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)на тему "Православная молитва" в 4 классе
Оценка 4.9

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)на тему "Православная молитва" в 4 классе

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
15.01.2017
Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)на тему "Православная молитва" в 4 классе
На данном уроке ,который сопровождает презентация, учащиеся узнают о видах молитв, о происхождении молитвы "Отче наш",должны понять смысл,входящих в нее слов и выражений. На уроке раскрывается культурологический характер молитвы как жанра русской литературы. Желательно, чтобы у учащихся формировалось уважительное отношение к иному мнению.Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)№4 "Православная молитва" в 4 классе
Урок по ОПК в 4 кл.№4 Православная молитва.docx
Урок подготовила и провела учитель начальных классов  МОУ «Малораменская начальная общеобразовательная школа» Заболотько Наталия Васильевна                                                Урок ОПК  в 4 классе   Тема урока : "Православная молитва" Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок – изучение нового. Средства обучения: интерактивная доска, презентация. Цель:  Формирование духовно­нравственных качеств личности у учащихся 4  класса  средствами  курса ОРКСЭ  по теме «Православная молитва»   Задачи: Предметные: 1. Узнать значение и связь слов «православие», «молитва». 2. Познакомить с видами молитвы. 3. Познакомить  с молитвой «Отче наш». 4. Узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл, входящих в нее слов и выражений. 5. Раскрыть культурологический характер молитвы как жанра русской литературы Метапредметные:  1. Формирование  умения слушать собеседников, признавать возможность  существования различных точек зрения и права каждого иметь свою  собственную. Личностные:      ­ развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; ­ развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на   основе   представлений   о   нравственных   нормах,   социальной справедливости и свободе; ­ формирование эстетических потребностей; ­   развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­ нравственной отзывчивости; ­развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях. ­ наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Прогнозируемые результаты: ­понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить;   ­умение различать виды православных молитв; ­ объяснять значение слов молитвы «Отче наш».      ­ формирование уважительного отношения к иному мнению                                                       Ход урока 1.Проверка домашнего задания Отвечают на вопросы, работая в парах: Перед вами  высказывания, прочитайте и определите, какие из них  выражают  позицию человека светской культуры, а какие верующего православного   христианина? 1. Не лги, чтобы тебе не лгали в ответ. Не лги, потому что всякую ложь видит Бог. 2  «Любите врагов ваших». Не отвечайте злом на зло. 3.  «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на  небе». Если человек болен, никакое богатство не принесёт ему радости. 4. «Поделись улыбкою своей – и она к тебе не раз ещё вернётся». Душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт людям. 5. Не зазнавайся – люди перестанут тебя уважать. Гордыня – это грех. 6. Не груби, чтобы тебе не ответили грубостью. Не груби, так как все твои слова слышит Бог. 2. Актуализация. В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть. С души как бремя скатится, Сомненье далеко­ И верится, и плачется, И так легко, легко…  М.Ю. Лермонтов  О чём пишет Михаил Юрьевич Лермонтов?  ­ Что значит в трудную минуту? ­ А какую молитву  читал Лермонтов? ­Почему вы так думаете?  Показ презентации (1 слайд.) (Отче наш.) (беда, горе, неудачи, одиночество, грусть, болезнь и др.) 3. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности. ­ Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.  ­ Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 3)  ­ Что бы вы хотели знать по этой теме? Сформулируйте вопросы. ­ Где мы можем узнать, что такое молитва? (толковые словари, интернет, православные каналы телевидения, энциклопедии, у учителя, у взрослых, учебник, православная литература и др. 4. Открытие новых знаний. Молитва ­ обращение верующего к Богу. ­ А что значит православная молитва? ­ “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться. Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они  обращаются не с требованиями, а с мольбой. И потому обращение к Богу называется молитва. 3. Чтение статьи учебника. Работа по учебнику. ­ Где мы ещё можем найти ещё эту информацию, находясь на уроке? (в учебнике) ­ Откройте учебники на с.12, 1 абзац, проверим, правильно ли мы думали? (работа по учебнику) ­ А когда люди  обращаются к Богу? 5.. Закрепление. Ответы на вопросы после чтения учебника. ­ Что в высказанном вами предположении оказалось верным? Что нового вы  узнали? ­ Какие бывают молитвы?  Молитва – просьба: “Подай, Господи!” Молитва­просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего  начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха… Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о  защите. Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость. Молитва – благодарение ­ за всякое благодеяние Божие. ­ За то можно благодарить Бога? ­ Молитва благодарственная по исцелении от болезни. ­ Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу. ­ Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда. ­ Молитва благодарственная по получении просимого. Молитва – славословие.  В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с  Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к  славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!” Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы  бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми. 6 . Знакомство с молитвой “Отче наш”.(слайд 3) 1). Знакомство с текстом молитвы «Отче наш»    Так молитва звучит на старинном церковнославянском языке, который и  сегодня принят в Русской православной церкви. Первое слово этой молитвы­  Отче. Это хорошо нам знакомое слово «отец».Бог именуется Отцом потому,  что это по семейному теплое и простое обращение. Слово иже­  «который».Еси – «ты есть».На небесех, то есть  «на небесах».В молитвах –это  указание на Бога или на ангелов.Выражение  «Небесный Отец» уточняет, к  какому именно Отцу обращается молящийся: не к земному, давшему ему  тело, а к Небесному –Творцу его души. 2). Объяснение слов молитвы.  Отче ­ Отец; Иже ­ Который; Иже еси на небесех ­ Который находится на небесах, или  небесный; да ­ пусть; святится ­ прославляется: яко ­ как; на небеси ­ на небе; насущный ­ необходимый для существования; даждь ­ дай; днесь ­ сегодня, на нынешний день; остави ­ прости; долги – вина перед другим; искушение ­ соблазн; лукаваго ­ всего хитрого и злого. Первое прошение читается так:  «да святится имя Твое» (Слайд 5)          Имя Господа Иисуса Христа носят христиане, и когда они живут  праведно и соблюдают  Господни заповеди, тогда имя Его святится и  прославляется в людях, и наоборот: когда христиане живут грешно и дурно,  то этим срамят в себе имя веры своей. Здесь человек говорит , что имя Бога  для него свято, то есть чрезвычайно дорого.  Во втором прошении мы говорим: «да приидет Царствие Твое».(Слайд 6 )      В настоящее время на земле в жизни человеческой , не переставая, борются два царства: царство добра и зла. Человек говорит Богу: «Пусть Твоя любовь  и Твой мир царят в моем сердце, я готов исполнять Твою волю».  Третье прошение читается так: «да будет воля Твоя, яко (как) на небеси, и на земли».(Слайд 7)   Человек доверяет Богу: «Ты, Боже, знающий все лучше меня, исполни Свой  замысел обо мне и обо всем мире!» Четвертое прошение молитвы Господней единственное, в котором мы  говорим не о духовной жизни, а о телесной: «Хлеб наш насущный  даждь  нам  днесь».  (Слайд 8)         Хлеб –это еда. Под хлебом насущным просят  себе вообще того, что нам  необходимо для существования в земной жизни: пищи, одежды, жилища.  Господь заповедал просить не богатства, не роскоши, а только самого  необходимого, и то «днесь»,т.е.на этот день, чтобы мы не обременяли своего  сердца заботами о земном.   Пятое прошение читается так: «и остави нам долги  наши, якоже и мы  оставляем должником нашим».(Слайд 9) Это не о денежных долгах. Человек просит простить его и для этого сам  прощает тех, кто был виноват перед ним. Простятся грехи только тогда, когда сами  люди будут прощать другим их долги, т. е. грехи против человека:  обиды, обманы, брань и т. п.  Шестое прошение:  «И не введи нас во искушение».(Слайд 10) Искушение –это выбор в ситуации, когда не совпадают правильное и легкое,  доброе и выгодное, честное и удобное. Молящийся просит, чтобы таких  случаев, когда он может ошибиться и выбрать зло, было поменьше в его  жизни. К шестому прошению близко примыкает седьмое: «но избави нас от  лукавого».(Слайд11) «Лукавый» значит «лживый»; здесь это обозначение зла и злого духа. Это  просьба о защите от зла. Зло надо отталкивать от себя, не позволять себе даже и мысли согласиться с ним.    7.Итог урока.   Молитва похожа на беседу с близким человеком. ­ Что даёт молитва человеку? (тепло, покаяние, уют, добро, ласка, успокоение, любовь, благодать – а когда человек чувствует благодать? – добрый дар человек меняется) ­ Как действует молитва на душу человека? (становится добрее, милосерднее, терпимее) ­А где мы можем использовать наши знания?/ Кому мы можем рассказать, что  такое молитва, используя наши образы? (родителям, друзьям, в другом классе) ­ Вы теперь знаете как звучит православная молитва и что она даёт человеку. ­ А какая молитва считается неправильной? (если желать в молитве другим людям зло, болезнь и др.) При составлении урока и  презентации использованы материалы:  Основы православной культуры. 4­5 классы: учеб. для  общеобразоват.учреждений / А.В.Кураев.­ М.: Просвещение, 2013г.. мультимедиапроектор  Интернет.Сайт http://www.proshkolu.ru/

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)на тему "Православная молитва" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)на тему "Православная молитва" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)на тему "Православная молитва" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)на тему "Православная молитва" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)на тему "Православная молитва" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)на тему "Православная молитва" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)на тему "Православная молитва" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)на тему "Православная молитва" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)на тему "Православная молитва" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)на тему "Православная молитва" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)на тему "Православная молитва" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)на тему "Православная молитва" в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017