Конспект урока по литературе на тему : «Философские взгляды Ф. М. Достоевского» ( 10 класс )
Оценка 4.8

Конспект урока по литературе на тему : «Философские взгляды Ф. М. Достоевского» ( 10 класс )

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
19.07.2018
Конспект урока по литературе на тему : «Философские взгляды Ф. М. Достоевского» ( 10 класс )
Цели урока: 1. познакомиться с философскими взглядами писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; 2. помочь учащимся осознать роль творчества Достоевского в литературе; 3.прививать любовь к родной литературе. Задачи урока: -обобщение и систематизация знаний, полученных ранее; -формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источниковКонспект урока "Философские взгляды Ф.М.Достоевского" ( 10 класс )
Тема урока.docx
Класс: 10. УМК:   Примерная программа основного общего образования по литературе и авторской  программы:   В.И.Сахарова, С.А.Зинина «Русская литература Х   2012.     В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Русская литература Х    I  Х века»  к учебнику   I  Х века. 10 класс», М., Русское слово  Уровень: базовый. Тема: «Философские взгляды Ф.М.Достоевского» Тип урока: лекция с элементами индивидуальной работы Цели урока: 1. познакомиться с философскими взглядами писателя,      особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества;                        2. помочь учащимся осознать роль творчества Достоевского в литературе;                        3.привить любовь к родной литературе. Задачи урока:   образовательные: ­обобщение и систематизация знаний, полученных ранее; ­формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников; развивающие: ­ развитие навыков монологической и диалогической речи; ­ развитие навыков индивидуальной и групповой работы; ­развитие   навыков   и   способностей   критического   мышления   (навыков   сопоставления, формулирования   и   проверки   гипотез,   умений   анализировать   литературный   материал, процесс собственной учебной деятельности); ­формирование умений анализировать полученную информацию; ­формирование умения слушать и вступать в диалог; цели воспитательные: ­воспитание   уважительного   отношения   к   чужому   мнению,   культуры   учебного   труда, требовательного отношения к себе и своей работе; ­формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Основные   понятия,   термины   и   названия: нигилизм,почвенничество,   двойственное   начало   в человеке. Структура урока: 1 Организационный момент. (2 мин) 2  Этап актуализации знаний. (5 мин)  Этап изучения нового материала (23 мин) 3  Истоки взглядов Ф.М.Достоевского.  Философские взгляды Ф.М.Достоевского. 4 5  Этап закрепления материала.  (8 мин)   Домашнее задание. (2 мин)  Тема урока «Философские взгляды Ф.М. Достоевского». 1.Организационный момент. 2. Оформление тетрадей (тема, эпиграф, план) Ход урока: В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского  гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму. (Ч. Айтматов) Необыкновенность, сила, глубина и оригинальность  таланта Достоевского были признаны тотчас же всеми, и  … публика тотчас же обнаружила ту неумеренную  требовательность в отношении к таланту Достоевского и  ту неумеренную нетерпеливость к его недостаткам,  которые имеет свойство возбуждать только  необыкновенный талант. (Виссарион Белинский) Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих  героях, воображая, что все люди такие. И что же!  Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не  только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу. (Лев Толстой) Гениальность Достоевского неоспорима, по силе  изобразительности его таланта равен, может быть, только Шекспиру. (М. Горький) 1.Поворотные моменты жизни Ф.М. Достоевского (сведения из биографии писателя). 2. Истоки взглядов Ф.М. Достоевского. 3. Философские взгляды Ф.М. Достоевского. План урока Лекция учителя с записями тезисов учащимися. Ход урока 1.Вступительное слово учителя. Поворотные моменты жизни Ф.М.Достоевского. Сегодня мы с вами начинаем изучение новой большой темы и поговорим об очень  интересном человеке и писателе, чьи произведения до сих пор являются символом русской  классической литературы за рубежом. Его с удовольствием читают американцы, англичане и французы, стремясь постичь таинственную русскую душу. Поставленные в его  произведениях проблемы, спустя 150 лет, остались столь же актуальными и особенно  обострились последние 10 лет. Интересны не только его произведения, но сам этот человек  как личность достоин особого внимания.      Жизнь его была полна сложных и непредсказуемых поворотов. Назову пока один из них.  Ему было 28 лет, он молод, полон сил и стремлений жить и трудиться на благо отчества и  своего народа. Но стремление это показалось царскому правительству слишком уж рьяным.  За участие в политическом кружке он арестован. 22 декабря, морозный ветреный день. Он и  его товарищи на эшафоте. Им надевают на голову мешки, готовя к казни, читают приговор.     « Отставного инженер ­ поручика Федора Достоевского за участие в преступных замыслах, за распространение частного письма, наполненного дерзкими выражениями против  православной церкви и верховной власти, за распространение сочинений против  правительства подвергнуть смертной казни расстрелянием». Как вы думаете, что чувствует молодой человек в таких обстоятельствах,  стоящий на эшафоте, понимающий, что жить осталось несколько минут? Ответы учащихся. Чем же закончилась эта страшная история? Казнь была всего лишь представлением: в последний момент ее заменили ссылкой и  каторгой с лишением «всех прав состояния». Четыре года каторги, разжалование в солдаты, запрещение «Въезда в губернии Санкт– Петербуржскую и московскую и жительство в обеих столицах», а затем вдруг ласки великих князей, вечная нехватка денег, тяжелая болезнь и, наконец, горловые кровотечения,  завершившиеся в 1881 году смертью. Это только внешние события, а что было в глубине? Как отражалось все на внутренней  натуре художника? Мировоззрение Достоевского, весь его идейно – образный мир полон  подчас трагических контрастов. Нет оснований преуменьшать глубину действительных заблуждений писателя. Его  славянофильские настроения, его религиозность, целый ряд расхождений с революционными демократами – были. Но корни этих заблуждений можно связать с исторической  деятельностью. Зрелые годы его жизни пришлись почти на самую мрачную пору российской  деятельности, что в сочетании с противоречиями личности и дало такое сложное во всей  истории русской культуры явления, имя которому – Достоевский. Ф.М. Достоевский в своих произведениях показал российскую деятельность и общество,  в котором страдания уничтоженных и оскорбленных безмерны, а преступления,  несправедливость, бесчеловечность выражает самую сущность социальных отношений. Но осуждая бесчеловечность общества, автор выбрал утопический путь борьбы с ним. По его мысли, в бескорыстный добровольный товарищеский союз, свободный от жестокости и  розни, объединит людей христианская религия с ее идеями братства и взаимного  сострадания. Достоевский скептически относится к революционному движению, отрицал  возможность революционного пути преобразования мира. 2.Истоки взглядов писателя. Все, что изображал писатель, было им мучительно выстрадано, а противоречивость его  мысли непосредственно вытекает из живых противоречий русской истории второй половины ХIХ века. В этот период происходит подъем революционного движения. В стране ширились  крестьянские волнения. Росли студенческие беспорядки, расширилась сеть тайных  революционных кружков. Центральный вопрос времени – вопрос о крепостном праве.  Революционеры­демократы считали, что освобождение крестьян должно произойти  революционным путем. Либералы же были сторонниками постепенных реформ  освобождения крестьян «сверху». В 60­е годах произошел раскол в группе писателей,  объединенных вокруг журнала «Современник». Это было время, когда русская передовая  мысль жадно искала правильной революционной теории. Итак, «страшная разноголосица» в этот период русской общественной жизни. Период,  когда появился роман «Преступление и наказания». Перед глазами писателя, когда он  создавал роман, был не только опыт русской революционной борьбы, но и опыт Запада.  Стабилизация капитализма вместо ожидаемого равенства, братства и принципов. Из этого  опыта Достоевский сделал свои всеобъемлющие выводы. Он стал утверждать, что любые  теоретические проекты организации общества деспотичны и в случае их практического  осуществления приведут к крови, насилию над живой жизнью. Перед русским народом Достоевский преклонялся всю жизнь. Писатель верил, что ключи к будущему в руках народа и народ скажет свое веское слово, правду народную, которая  изменит мир. Впервые с крестьянской и солдатской массой писатель вплотную столкнулся на каторге  и остро почувствовал «глухую стену», отделявшую внутренний мир «черного народа» от  настроений дворянских и разночинских революционеров, которые ему были известны. И этот разрыв между образованной частью общества и народом стал предметом  трагических размышлений Достоевского. Преодолеть этот разрыв, по мнению писателя, ­  основная задача русской жизни. Живую связь с народом обрести можно лишь в том случае,  если приобщится к народному мировоззрению. Достоевский идеализировал отсталые,  консервативные черты в мировоззрении русского народа. В напряженных исканиях правды о человеке, Достоевский сосредоточил все внимание на  несчастьях и страданиях, на болезнях мысли и сознания, на трудностях, состоящих на пути к тому времени, когда счастье будет доступно всем. 3.Философские взгляды писателя Достоевский /1821­1881/ не писал специальных философских трудов. Но он одновременно и  художник, и глубокий мыслитель. Его философские взгляды пронизывают творчество, и не  случайно они оказали сильное влияние на русскую и мировую культуру и философию. С 60­х годов ХIХ в. Достоевский ­ идеолог направления, получившего название  почвенничества. С 1866 по 1880 г, он создает основные «философские» романы:  «Преступление и наказание», ''Идиот", "Бесы", "Подросток", "Братья Карамазовы".  Достоевский осудил нигилистическую этику, приписав ей оправдание преступлений ради  превратно понятого общего блага, противопоставил ей евангельскую мораль. Достоевский  выступал против атеизма. Он подчеркивал моральное превосходство простых людей над  образованными, но оторванными от народа, порочными слоями общества. Достоевский поддерживал идею "почвы","родственного единения с народом". Наш народ  имеет две главные черты: необыкновенную способность усваивать духовную суть других  наций и сознание своей греховности, жажду лучшей жизни, очищения, подвига. Достоевский  считает русский народ "народом­богоносцем", ему предназначена всечеловеческая миссия ­  духовное оздоровление Европы и создание новой мировой цивилизации. А сегодня наше  общество античеловечно. Достоевский говорил о негативных последствиях петровских  реформ, которые привели к разъединению дворянства и народа. Он критикует  "буржуазность". Ему неприемлемы идеи социализма; революция ведет к рабству человека,  отрицанию свободы духа. Достоевский ставит тему столкновения рационализма и иррационализма, науки и веры,  утилитаризма и свободы. Иван Карамазов говорит: чтобы жить правильной жизнью, надо  знать законы жизни, а они недоступны. Говорят, что в мире есть гармония, но если даже это  так, она не искупает страдания  ребенка. Главное в человеке ­ свобода. Путь к свободе  начинается с крайнего индивидуализма, с бунта против внешнего миропорядка. У человека  есть неискоренимая потребность в безумии свободы. Свобода иррациональна, она может  создать и добро, и зло. Достоевский исследует тот вариант, когда свобода переходит в  своеволие, своеволие ведет к злу, зло ­ к преступлению, а преступление ­ к наказанию.  Достоевский показывает муки совести. В страдании зло сгорает. Достоевский верит в  возможность духовного перерождения личности . Говоря о Достоевском, часто вспоминают его слова о том, что красота спасет мир. Но вот  что любопытно: об этом говорит князь Мышкин в "Идиоте", Верховенский ­ в "Бесах",  Алексей Карамазов в "Братьях Карамазовых". Эти люди ­ не вполне нормальный человек,  нигилист, глубоко верующий. Достоевский, между прочим, говорит, что красота  раскрывается через человека, но человеку нет покоя в красоте. Ф.М.Достоевский отмечал двойственное начало в человеке. В любом из нас есть два начала :  светлое и тёмное. Борьба добра и зла в человеке идёт постоянно . И это двойственное начало он отразил в своих героях. Прежде всего , в Родионе Раскольникове из романа  «Преступление и наказание». Поэтому задача следующих уроков – проследить, как раскрываются философские взгляды  Ф.М.Достоевского в его романе «Преступление и наказание». Домашнее задание: 1. Ответить на вопросы: А) Как родилась у Раскольникова идея убийства и на чем она основана? Б) Перечитать сцену убийства старухи – процентщицы и Лизаветы и подумать, что  несет обездоленным теория Раскольникова?      2. Подготовить сжатый пересказ сцены подготовки к убийству и убийства (ч. 1, гл. 6­7).

Конспект урока по литературе на тему : «Философские взгляды Ф. М. Достоевского» ( 10 класс )

Конспект урока по литературе на тему : «Философские взгляды Ф. М. Достоевского» ( 10 класс )

Конспект урока по литературе на тему : «Философские взгляды Ф. М. Достоевского» ( 10 класс )

Конспект урока по литературе на тему : «Философские взгляды Ф. М. Достоевского» ( 10 класс )

Конспект урока по литературе на тему : «Философские взгляды Ф. М. Достоевского» ( 10 класс )

Конспект урока по литературе на тему : «Философские взгляды Ф. М. Достоевского» ( 10 класс )

Конспект урока по литературе на тему : «Философские взгляды Ф. М. Достоевского» ( 10 класс )

Конспект урока по литературе на тему : «Философские взгляды Ф. М. Достоевского» ( 10 класс )

Конспект урока по литературе на тему : «Философские взгляды Ф. М. Достоевского» ( 10 класс )

Конспект урока по литературе на тему : «Философские взгляды Ф. М. Достоевского» ( 10 класс )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2018