Конспект урока по литературе на тему "К.Ф. Рылеев. Жизнь и творчество"(8 класс, литература)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
06.11.2018
К.Ф. Рылеев был человек неподкупной честности. Он принадлежал к той категории людей, о которой ярко сказал Герцен: "Это какие - то богатыри, кованые из чистой стали с головы до ног, воины-подвижники". Благородная личность Рылеева оставила след и в истории и в литературе.
рылеев.docx
План урока:
І. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и
сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в
сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и
есть наше с вами совместное творчество.
Сейчас посмотрите друг на друга, пожмите друг другу руки и
скажите: «Спасибо, что ты рядом!»
ІІ. Актуализация прежних знаний.
- На последних уроках мы с вами знакомились с творчеством
Ивана Андреевича Крылова - великого русского баснописца.
Вам было дано задание исследовательского характера: найти в
литературе высказывания известных людей о Крылове.
Надеюсь, что вы все справились и нам будет отрадно вас
послушать.
(Выступления учащихся)
ІІІ. Основная часть.
1.
2.
Сообщение темы и целей урока.
Слово учителя о К.Ф.Рылееве.
- Кондратий Федорович Рылеев. Это был человек, неподкупной
честности, «неукротимой ненависти», к несправедливости
постоянной готовности к самопожертвованию. Таким он
остался в памяти друзей и сподвижников, которые называли
его «мучеником правды».
Он принадлежал к той славной когорте людей, о которой ярко
сказал Герцен: «Это какие-то богатыри, кованые из чистой
стали с головы до ног, воины-подвижники…»
Благородная личность Рылеева оставила след и в истории и в
литературе. Так как же складывалась судьба этого
удивительного человека?
3. Рассказ о жизни и творчестве К.Ф.Рылеева.
- РЫЛЕЕЕВ Кондратий Федорович (1795-1826), русский поэт,
декабрист. Член Северного общества, один из руководителей
восстания 14 декабря 1825. Создатель альманаха «Полярная
звезда». Лирика, исторические «Думы», поэмы «Войнаровский»,
«Наливайко» и др. насыщены политическими ассоциациями,
характерными для русского гражданского романтизма. Казнен.
РЫЛЕЕЕВ Кондратий Федорович [18 (29) сентября 1795, с. Батово
Софийского уезда Петербургской губ. — 13 (25) июля 1826,
казнен в Петербурге], русский поэт, декабрист.
Сын небогатого дворянина, отец имел небольшое имение в
Санкт-Петербургской губернии. Рылеев получил образование в
1 Кадетском корпусе в Петербурге. Из корпуса был выпущен в
январе 1814 артиллерийским офицером, участвовал в заграничных походах русской армии 1814-15. Существует
предание, что в Париже Рылеев посетил знаменитую гадалку,
которая предсказала ему смерть через повешение. После
войны он квартировал вместе с ротой в Виленской, затем
Воронежской губерниях. Вышел в отставку в 1818 в чине
подпоручика. В 1819 женился по страстной любви на дочери
воронежского помещика Н. М. Тевяшевой и поселился в
Петербурге, где поступил на службу в палату уголовного суда.
Как и некоторые другие либерально настроенные
современники, Рылеев старался «облагородить» непопулярную
среди дворянства гражданскую службу и использовать ее для
совершения гуманных поступков и борьбы за справедливость.
Служа в суде, Рылеев совершил немало добрых дел, помогал
обездоленным и притесняемым. С весны 1824 Рылеев перешел
правителем дел в канцелярию Российско-Американской
компании и поселился в казенном доме на набережной Мойки.
Литературная деятельность
Определяющими чертами личности Рылеева были его
пламенный патриотизм, стремление к свободе отечества и
романтически-возвышенное понимание гражданственности.
Его политические взгляды носили налет романтического
утопизма. По воспоминанию сослуживца, Рылеев был помешан
на «равенстве и свободомыслии». Это было основным мотивом
и его поэтического творчества. Рылеев воспевал гражданские
добродетели, был чужд чисто эстетического отношения к
поэзии («Я не поэт, я гражданин»), его герои — борцы за
свободу. С 1819 он начал сотрудничать в различных
литературных журналах, прославился в 1820 публикацией
стихотворения «К временщику», явно обличавшего А. А.
Аракчеева. Автор сборника «Думы» (оригинальные по форме
стихотворные повествования о славных событиях русской
истории, одна из дум, «Ермак», стала народной песней), поэм
«Войнаровский», «Наливайко». Рылеев состоял
членом Вольного общества любителей российской словесности,
Общества соревнователей просвещения и благотворения. В
1823-25 вместе с другом, литератором и декабристом А. А.
Бестужевым издавал имевший успех литературный
альманах «Полярная Звезда», в котором печатались
произведения А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, А. А. Дельвига и
др.
Осенью 1823 Рылеев был принят И. И. Пущиным в Северное
общество, быстро стал одним из активнейших его членов. В
конце 1824 вошел в директорию Северного общества и
фактически возглавил его. По взглядам Рылеев больше тяготел
к идее республики, чем конституционной монархии, но не
придавал большого значения спорам декабристов на этот счет. Он считал, что вопрос о форме правления в России должно
решать не тайное общество, а избранное народом
Учредительное собрание, и основная задача тайного общества
— добиться его созыва. Рылееву же принадлежала и идея
компромиссного решения вопроса о судьбе царской фамилии:
заручившись поддержкой флотских офицеров, вывезти ее на
корабле в «чужие края». Рылеев даже пытался основать управу
Северного общества в Кронштадте, но потерпел неудачу.
В феврале 1824 Рылеев был ранен на дуэли с князем К. Я.
Шаховским (причиной дуэли послужила задетая честь сестры
Рылеева). В сентябре 1825 Рылеев был секундантом на
нашумевшем поединке его кузена и члена тайного общества К.
П. Чернова с В. Д. Новосильцевым, который закончился гибелью
обоих участников.
Известие о смерти Александра I застало врасплох членов Северного
общества, которые, чтобы избежать обсуждения вопроса о
цареубийстве, решили приурочить революционное
выступление к моменту смерти монарха. Рылеев сделался
одним из инициаторов и руководителей подготовки восстания
14 декабря 1825 на Сенатской площади. В дни междуцарствия
он был болен ангиной, и его дом стал центром совещаний
заговорщиков, приходивших будто бы проведать больного.
Рылеев, воодушевляя товарищей, сам не мог эффективно
участвовать в восстании, поскольку был штатским. Утром 14
декабря он пришел на Сенатскую площадь, затем покинул ее и
большую часть дня провел в разъездах по городу, стараясь
выяснить ситуацию в разных полках и найти подмогу.
Арестован был у себя дома вечером того же дня. Приговорен к
смертной казни и повешен 13 июля 1826. У Рылеева были дочь
и сын, умерший в младенчестве.
Чтение стихов К.Ф.Рылеева. (Читают двое учащихся по
желанию)
Понятие о жанре – думы.
- Что вы представляете, когда слышите слово дума?
- Да, конечно, лексическое значение этого слова это
«размышление». Но не следует путать это значение с
рылеевскими думами. Думы – это украинские народные
песни об исторических событиях и народных героях,
напоминающие по своему характеру и содержанию
русские былины и исторические песни. Сложенные
былинным стихом, с запевом и исходом – концовкой они,
так же как и былины, исполнялись сказителями
бандуристами или кобзарями нараспев, под звуки
народных украинских инструментов бандуры или кобзы..
4.
4. Думы возникли в XVІ – XVІІ веках; многие из них посвящены
борьбе украинского казачества с Турцией и польскими панами,
повествуют о казацких пленниках в турецкой неволе, их
страданиях и борьбе. Позднее думами в русской поэзии
называли иногда стихотворения, посвященные значительным
общественным темам. Думой назвал и поэт – декабрист
К.Ф.Рылеев книгу своих стихотворений, посвященных
историческому прошлому России.
Пересказ преданий о Ермаке
- Давайте вспомним кто такой Ермак. (Учащиеся рассказывают
предание о Покорении Сибири Ермаком) Прослушивание
фонохрестоматии отрывка из предания.
(Учитель зачитывает про гибель Ермака)стр. 326 поурочные
разработки
Чтение учителем думы «Смерть Ермака»
- Я сейчас вам прочитаю думу а вы подумайте какие
характерные признаки этого жанра вы услышали.
(рассказывается о конкретном историческом лице, и
историческом событии, образ лирического героя – удалый
добрый молодец. Присутствуют эпитеты, сравнения, запевы,
повторы).
Словарная работа.
9. Прослушивание фонохрестоматии
- А теперь проследите эти признаки уже в исполнении
заслуженного артиста России Сергея Сазонтьева. Ответьте на
вопрос: «На какое чтение текста настраивает музыка
(торжественное, суровое, печальное)?»
ІV. Заключительная часть.
Итог урока. Оценки.
- Понравилось ли вам произведение? Какую бы вы картину
нарисовали?(Устное рисование)
Домашнее задание:
- Индивидуально: 1. Подготовить рассказ об исторических
событиях 16 века. 2. Подготовить рассказ о Кучуме
- Всему классу – подготовить выразительное чтение текста и
составить по тексту вопросы.
4.
4.
4.
1.
2.
Конспект урока по литературе на тему "К.Ф. Рылеев. Жизнь и творчество"(8 класс, литература)
Конспект урока по литературе на тему "К.Ф. Рылеев. Жизнь и творчество"(8 класс, литература)
Конспект урока по литературе на тему "К.Ф. Рылеев. Жизнь и творчество"(8 класс, литература)
Конспект урока по литературе на тему "К.Ф. Рылеев. Жизнь и творчество"(8 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.