Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")
Оценка 4.7

Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
08.02.2017
Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")
Несмотря на сложность понимания данного произведения семиклассниками, автор учебника не предлагает вопросов для анализа произведения, а рекомендует учащимся самостоятельно дать характеристику рассказа и выйти на его основную мысль, учитывая способы раскрытия образов и роль художественно-выразительных средств. Очевидно, что такая задача по силам лишь отдельным ученикам; рассказ требует подробного рассмотрения, для того чтобы художественная идея произведения была понята семиклассниками правильно. Урок сопровождается презентацией.конспект урока "Кто убил чиновника Червякова?" по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника", 7 класс
мой урок.docx
Пояснительная записка По   программе   Г.   С.   Меркина   рассказ   А.   П.   Чехова   «Смерть   чиновника» изучается   в   7   классе   вместе   с   другим   рассказом   писателя   «Хамелеон». Несмотря на сложность понимания данного произведения семиклассниками, автор   учебника   не   предлагает   вопросов   для   анализа   произведения,   а рекомендует учащимся самостоятельно дать характеристику рассказа и выйти на   его   основную   мысль,   учитывая   способы   раскрытия   образов   и   роль художественно­выразительных средств. Очевидно, что такая задача по силам лишь  отдельным   ученикам;  рассказ   требует  подробного  рассмотрения,  для того чтобы художественная идея произведения была понята семиклассниками правильно.   К   тому   же   построение   программы   дает   возможность сопоставления рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника» с произведением Н. В. Гоголя «Шинель» и выявления особенностей темы «маленького человека» у каждого писателя. Разработанный   конспект   урока   сопровождается   показом   компьютерной презентации,   основным   моментом   в   которой   является   видеоролик,   где «Смерть   чиновника»   читает   И.   Ильинский.   Считаю,   что   показ   слайдов   не только   даст   возможность   более   яркого   эмоционального   восприятия произведения, но и поможет увлечь учащихся творчеством А. П. Чехова. Тема урока: «Кто убил чиновника Червякова?» Тип урока: урок­расследование  Цель урока – выяснить, кто виноват в смерти Червякова (по рассказу А.П. Чехова «Смерть чиновника»). Задачи: ­ продолжить знакомство учащихся с самобытным творчеством А.П. Чехова; ­развивать   навыки   выявления   авторской   позиции   в   литературном произведении; ­формировать коммуникативные навыки учащихся и умение аргументировано доказывать свою точку зрения; ­оценить степень актуальности творчества А.П.Чехова в современной жизни 1. Организационный момент.  Слово учителя. Итак, ребята, сегодня на уроке мы продолжаем работу по творчеству  А.П.Чехова. Мы знаем, что Чехов писатель необычный, так как  материал для своих рассказов он брал из жизни, наблюдая за  различными ситуациями.  Как­то А. П. Чехов признавался в письме к брату: "Извини, что я  написал так много. Но у меня не было времени написать коротко".  И ещё на память приходит притча, заимствованная из записной книжки французского писателя Альфонса Доде. Эту притчу любил Чехов:  "Однажды мудрую певчую птицу спросили: "Ты поёшь так красиво,  но почему твои песни так коротки?" На что птица ответила: "У  меня так много песен, я должна поведать их миру". Так и Чехов, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём  нам, своим читателям. В своих коротеньких рассказах он, как  врач, пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость,  угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность  кругозора. Писатель считал: "Тогда человек станет лучше, когда вы покажете  ему, каков он есть". Из множества эпизодов Чехов выбирает такие, в  которых раскрываются характеры действующих лиц. В  юмористических рассказах такой характеристикой является поведение героя в нелепой ситуации. А ситуации предельно просты, например,  заболели зубы, проиграл деньги, случайная встреча друзей детства  или... чихнул в театре. 2. Прочтем эпиграф урока: Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он  есть. А.П.Чехов ...Он всюду и всегда видел материал для наблюдений. М. Горький Сегодня мы проведем с вами урок­расследование «Кто убил  чиновника Червякова?» по рассказу Чехова «Смерть чиновнка» В конце урока вы должны будете сделать вывод, кто же виноват в  смерти чиновника, как эпиграф соотносится с нашим уроком, а также  постараемся создать модель отрицательного и положительного  человека. ­ Цели урока 3. 4. 5. Выход на тему урока. Сейчас передадим слово ученикам, которые подготовили сообщения о  времени написания рассказа и воспоминаний брата Михаила  ПавловичаЧехова  (Овсепян А. и Чуйкова М.) Прежде, чем мы начнём анализ рассказа А.П.Чехова “Смерть  чиновника”, нам необходимо определить пути, по которым мы пойдём. Вы внимательные, квалифицированные читатели, поэтому знаете, что  без знания теории литературы невозможно понять произведение в  достаточной мере. Дома вы выполняли задание: необходимо было найти  и записать  определение литературных терминов, которые могут стать  составляющими в теме урока. ЮМОР – вид смеха, может быть дружеским, ласковым. Изображение  героев в смешном виде. Это  смех веселый, доброжелательный. ИРОНИЯ – в переводе с греческого “насмешка”, “осмеяние”. САТИРА – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика  действительности, человека, явления. ­Что сближает, а что различает эти понятия? Как вы думаете: рассказ «Смерть чиновника» ­ юмористический или  сатирический?  Словарь к рассказу Чехова (по Далю). Вам встретились слова, которые использовал в рассказе писатель. Все  ли они были вам понятны? Жанр «Смерти чиновника» ­ К какому жанру относят произведение А.П.Чехова? (рассказ) 1)Дайте определение рассказа. Рассказ – эпический жанр малого объёма, требующий не менее двух  событий и ударной концовки. Для рассказа характерен режим  экономии. 2)Докажите, что это рассказ. В рассказе «Смерть чиновника» очень небольшой объём, три героя,  минимум событий, экономное повествование, неожиданный финал. Филологи утверждают, что чеховский рассказ – это сплав анекдота и  притчи. Анекдот (греч.) – короткий занимательный рассказ о неожиданном  событии с непредсказуемой концовкой. Притча – небольшой рассказ в назидательной форме, претендующий на общечеловеческое обобщение. Вы согласны с мнением филологов? Докажите. 6. Работа с текстом Давайте на примере рассказа "Смерть чиновника" рассмотрим, как  работал автор над сюжетом.  ­ Что такое сюжет? (Ход событий в художественном тексте). ­ Назовите сюжетные элементы ­ Экспозиция, завязка, развитие  действия, кульминация, развязка. ­ Сейчас мы будем смотреть фрагменты по рассказу Чехова, а ваша  задача ­ найти сюжетные элементы в рассказе и записать их в тетрадь. 1.Экспозиция. Иван Червяков в театре. Просмотр фрагмента 1 2.Завязка. Чиновник чихнул и обрызгал генерала. ­ С каких слов начинается завязка? (но вдруг..)   ­ " Что значит вдруг? (Неожиданно, внезапно).  ­ Как пишет по этому поводу Чехов? "В рассказах часто встречается  это "но вдруг". Авторы правы: жизнь так полна неожиданностей!" ­ Но почему Червякову тут же пришлось сконфузиться? Потому ли,  что старичок вытирал лысину и бормотал что­то? Или другая была  причина? Просмотр фрагмента 2 3.Развитие действия. Червяков  извиняется перед генералом. ­ Когда он принёс первое извинение? (Первое извинение он принёс тут  же в зале. И даже не одно). ­ Как принял извинение генерал? (Спокойно принял). ­ Но почему­то не успокаивается Червяков? Как он поступает?  (Приносит в антракте повторное извинение). Просмотр фрагмента 3 4.Кульминация. Генерал закричал и затопал ногами. 5.Развязка. Чиновник умер. Версия 1 ­Виноват ли генерал в смерти чиновника? (Нет.) ­ Согласны ли вы с интерпретаций М.Рыбниковой:  Это рассказ о страхе. Генерал был крупный чиновник, а Червяков –  мелкий чиновник. Такой был строй жизни, такая была система, что  младшие до ужаса боялись старших. Он десять раз извинялся, тот на  него накричал, Червяков испугался и умер. ­ Вам жалко Червякова? (Нет).  ­ Что привело чиновника к смерти?   ( К смерти чиновника привели страх, холопство).  Давайте проследим по тексту, как возникает этот рабский страх? ­Почему Червяков не верит, что генерал его простил уже после  первого извинения? Ведь у генерала совершенно нормальная реакция:  принял извинения и обо всём забыл. Чиновника никто не унижает, не  оскорбляет, не вынуждает пресмыкаться. Он не мыслит иного  поведения, низкопоклонство для него ­ норма жизни ­ Какие несуществующие действия приписывает генералу не на шутку  оробевший, запаниковавший, обеспокоившийся Червяков?      (Мстительные намерения: "Забыл, а у самого ехидство в глазах, ­  подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. ­ И  говорить не хочет. ... Теперь не подумает, так после подумает!";  "Говорить не хочет! ­ подумал Червяков, бледнея. ­ Сердится, значит... Нет, это нельзя оставить". ; "... Генерал, а не может понять... Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей­богу, не стану!") ­ Как реагирует генерал на назойливость чиновника? Оправданы ли эти действия?     (Выборочная работа с текстом, работа с интонацией.)         "Ничего ... ничего ... " "Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать". "Ах, полноте. Я уже забыл, а вы всё о том же! ­ сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой". "Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? ­ обратился  генерал к следующему просителю". "Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой". "Да вы просто смеётесь, милостисдарь! ­ сказал он, скрываясь  за дверью". "Пошёл вон!! ­ гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся  генерал". "Пошёл вон!! ­ повторил генерал, затопав ногами". Работа в тетрадях: Выпишите в тетрадь, последовательно располагая слова и  словосочетания, усиливающие гнев генерала: Сказал и нетерпеливо шевельнул нижней губой; состроил плаксивое  лицо; сказал он, скрываясь за дверью; гаркнул; повторил, затопав  ногами. Какой приём использует здесь автор, показывая, как нарастает  гнев генерала?      (Приём градации ­ последовательно усиливается гнев генерала из­за  назойливости Червякова. Возрастающая градация обычно  используется для эмоциональной выразительности и  воздействующей силы текста). ­ Смешно нам или грустно? В чём заключается комический характер  конфликта?  (Чувства действующих лиц ­ страх у одного и гнев у другого ­ не  имели в данном случае никаких посредственных серьёзных оснований.  Страх чиновника был результатом недоразумения, самовнушения. ­ А в эпоху 80­х годов 19 века могли страх чиновника и гнев генерала  иметь основания? Конечно, ведь в эту эпоху царила атмосфера  приниженности и страха. Чехов на примере комического столкновения маленького чиновника и генерала показывает особенности  общественных отношений в старой России 7. Художественная   д ­В каком произведении звучала эта тема? Кто автор? (Гоголь.  «Шинель») ­ Как Гоголь относится к своему герою?   В творчестве А. П. Чехова большое значение имеет художественная   д  еталь ­ один из приёмов писателя, который помогает представить  изображаемую картину, предмет, характер в его неповторимой  индивидуальности.       еталь. Говорящие фамилии. Обратите внимание на фамилии и имена главных действующих лиц  рассказа. Как они называются в литературе? ( Говорящие имена) Зачем писатели используют в своих произведениях говорящие имена?  (Чтобы можно было сразу увидеть характер человека, его сущность) Объясните значения говорящих имён в этом рассказе. Посмотрите на значения имён. Иван (др.евр.) – Бог даровал, милость Божия. Дмитрий (др.греч.) – посвящённый Деметре, богине плодородия и  земледелия. Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое  ползает, пресмыкается (Даль). Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать  – кричать резким голосом, ворчать (Даль). ­ Почему такой выбор? Иван. Бог даровал жизнь герою. Дмитрий. Связь с землёй, по которой ползает. Червяк. Животное, которое ползает по земле, пресмыкается. Герою сам Бог подарил жизнь человека, а он превратил её в жизнь  животного. Какой вывод мы можем сделать? 8. Версия 2 ­ Почему же Червяков никак не может успокоиться? Докажите, что его унижения   не   от   бедности. (Его   поведение   продиктовано   не бедностью. Он может себе позволить пойти в театр, перед тем как   идти   к   генералу   он   надевает   новый   вицмундир,   посещает парикмахера. Червяков страдает не от унижения, а оттого, что не унижаться он не может. Высокий чин Бризжалова не помешал генералу   остаться   нормальным   человеком.   Червяков,   напротив, перестал   быть   личностью,   его   поведение   основано   на неукоснительном преклонении перед вышестоящими.) ­ О какой детали идёт речь? "На другой день Червяков надел новый  вицмундир, подстригся и пошёл к Бризжалову объяснить.  В конце рассказа последняя фраза сообщает: "Придя машинально  домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и: помер".  (вицмундир Червякова ­ деталь­символ чиновника). Каждое слово  здесь насыщено смыслом, Каждая деталь подчёркивает потрясение  несчастного чиновника ("машинально" ­ бессознательно,  непроизвольно, как машина, государственная машина, "не снимая  вицмундира"), и тут Чехов использует гиперболу: " ... лёг на диван и ... помер". 9. Создание положительной и отрицательной модели человека Качества положительного человека:     я личность; самоуважение; смелость; достоинство;    гордость; доброта; отзывчивость. А  теперь   обратимся   к   рассказу А.П.   Чехова   “Смерть   чиновника”. Представьте,   что   вы   встретились   с   Червяковым,   вам   удалось пообщаться. Какие впечатления, чувства вызвал у вас этот человек? На доске рис.  двух человек  Дети  записывают  положительные и  отрицательные  качества   Работа по модели человека с отрицательными чертами. На доске у нас человечек, обладающий отрицательными чертами, над которыми   смеялся   в   своём   рассказе   А.П.Чехов.   Давайте   подумаем, какие отрицательные черты преобладают в этом человеке:    жалкий   ничтожный не   чувствует   себя человеком глупый    забыл о достоинстве ему страшно  не уважает себя. Итоги урока,  выставление  оценок 10.  Рефлексия. 1. Беседа с классом: 1. Над чем смеётся автор? 2. Могут ли такие люди встретиться нам в сегодняшней жизни? 3. В чём, по­вашему, заключается ирония, а в чём юмор в  рассказе? 4. Вернёмся к эпиграфу урока. Как он соотносится с нашим  уроком? 5. Над чем заставил вас задуматься урок? 11. Домашнее задание Написать небольшое сочинение­рассуждение  «Почему   рассказ   Чехова   называется   «Смерть   чиновника»,   а   не «Смерть человека» или «Смерть Червякова»? Или  «Что делать, чтобы не остаться «маленьким человеком»? υπερβολη ) — стилистическая фигура явного и  намеренного   (от фр. sujet, букв. — «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино,  ГИПЕРБОЛА (греч. —  преувеличения, имеющего целью усиление выразительности Сюж тее комиксах и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в  художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя... Композ цияие  — составление целого из частей.  Экспозиция (непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая  читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт  литературного произведения. ­ В театре на "Корневильских колоколах". "В один , сидел во  прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитриевич Червяков втором ряду кресел и глядел в бинокль на "Корневилъские колокола". Он глядел и  чувствовал себя наверху блаженства". (Ощущение полного счастья.) Прекрасное начало,  прекрасное настроение героя. Развитие действия (структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из  завязки. По ходу Р. д. конфликт обостряется, а противоречия между действующими  лицами углубляются и обостряются.)­ это четыре извинения чиновника. Кульминация (сцена, событие, эпизод, где коллизия достигает наивысшего напряжения и  происходит решающее столкновение между характерами и устремлениями героев, после  чего в сюжете начинается переход к развязке)­ последнее извинение. Развязка (завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому  образному завершению конфликт произведения) ­ смерть чиновника. ие ае» (фр. Les Cloches de Corneville) — комическая опера в трёх   «Корнев льские колокол действиях и четырёх картинах французского композитора Робера Планкета на  либретто Луи­Франсуа Клервилля и Шарля Габе по пьесе «Вилларские колокола» Э.  Майяра[1] экзекутор (то есть осуществляющий наказание) и вдруг «смешная» фамилия... Червяков.  (младший чиновник в канцелярии) (Приём градации ­ последовательно усиливается гнев генерала из­за назойливости  Червякова. Возрастающая градация обычно используется для эмоциональной  выразительности и воздействующей силы текста). ЮМОР – вид смеха, может быть дружеским, ласковым. Изображение героев в смешном  виде. Это  смех веселый, доброжелательный. ИРОНИЯ – в переводе с греческого “насмешка”, “осмеяние”. САТИРА – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека,  явления. Композиция рассказа: 1. Экспозиция 2. Завязка 3. Развитие действия 4. Кульминация 5. Развязка  Время создания рассказа  «Смерть чиновника» относится к так называемым ранним рассказам писателя.  Опубликован в 1883 году с подзаголовком — «Случай». «Смерть чиновника», как и другие рассказы писателя, включены автором в сборник 1886 года «Пестрые рассказы». Все эти  произведения раскрывают тему «маленького человека». Этим понятием в литературе обозначают персонаж, не наделённый героическими качествами, не имеющий каких­то  особенных отличий. "Маленький человек" – обычный и заурядный  Червякова   можно   было   бы   причислить   к   традиционному   в   русской   литературе   типу «маленького человека». Такие люди, как Червяков, занимают одно из низших мест в социальной иерархии. Им   присуща   приниженность,   соединённая   с   ощущением   несправедливости,   уязвлённой гордостью. «Маленький человек» часто выступает в оппозиции к «значительному лицу», а развитие сюжета строится главным образом как история обиды, оскорбления. НО!   Вместо   традиционной   для   предшествующей   литературы   жалости   чувствуется презрение   к   подобным   людям.   И   прекрасной   иллюстрацией   этого   является   рассказ «Смерть чиновника». Из воспоминаний Согласно воспоминаниям младшего брата Чехова — Михаила Павловича, анекдотичную  историю про чиновника, чихнувшего во время спектакля, Антон Павлович услышал во  время пребывания в имении Бабкино от управляющего императорскими московскими  театрами Владимира Бегичева, который утверждал, что такой случай действительно  произошёл в Большом театре. Литературоведы, воспроизводя эти сведения, тем не менее  делают оговорку о том, что рассказ «Смерть чиновника» был написан в 1883 году, тогда  как Чехов впервые посетил Бабкино двумя годами позже. Вторая версия, связанная с возможными источниками для чеховского сюжета, восходит к  распространённым в ту пору байкам о проделках и розыгрышах поэта и юмориста, одного  из создателей образа Козьмы Пруткова Алексея Жемчужникова. В театральной среде  рассказывали о том, как, придя на спектакль, Жемчужников сознательно наступил на ногу  некоему вельможе, после чего начал изводить того своими ежедневными визитами и  просьбами о прощении.  Третья гипотеза относится к реальным событиям, произошедшим в январе 1882 года в  родном городе Антона Павловича — Таганроге. По информации одного из знакомых  писателя, А. В. Петрова, после конфликта с местным почтмейстером старший  сортировщик Щетинский попытался принести свои извинения. Они не были приняты.  Пребывая в отчаянном состоянии, Щетинский покончил жизнь самоубийством. Приступая к написанию рассказа, Чехов сообщил издателю литературно­художественного  журнала «Осколки» Николаю Лейкину, что готовит для него «экспромтец»: «Суббота у  меня Ваш день». Работа шла быстро: рассказ был начат 25 июня 1883 года и закончен 26­го. В конце июня Лейкин известил писателя, что к нему поступили рукописи сразу двух  чеховских произведений — речь шла о «Смерти чиновника», а также об очерке из цикла  «Осколки московской жизни». По словам издателя, «и то, и другое прелестно».  Рассказ, имевший подзаголовок «Случай» и подписанный первым литературным  псевдонимом Антона Павловича — А. Чехонте, был опубликован в 27­м номере  «Осколков», вышедшем в свет 2 июля 1883 года.

Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")

Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")

Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")

Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")

Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")

Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")

Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")

Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")

Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")

Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")

Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")

Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")

Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")

Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")

Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")

Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")

Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")

Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")

Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")

Конспект урока по литературе на тему "Кто убил чиновника Червякова" (по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017