Конспект урока по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути"(10 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути"(10 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
10.11.2018
Конспект урока по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути"(10 класс)
Цели: Знать основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова; Понимать своеобразие художественного мира поэта; Совершенствовать навык анализа текста на уровне содержания (темы, мотивы, идеи) и формы (изобразительно-выразительные средства); Развивать основные рече-мыслительные умения (сравнение, обобщение, анализ, синтез); Развивать эмоционально-ценностные компетенции. Тип урока: комбинированный Оборудование: портрет писателя, ноутбук, презентация, дидактический материал, тексты стихотворений
10.docx
1 Дата:25.09.2018г                           Урок № 10                  Класс: 10 Предмет: литература                                        Учитель: Аппазова Э.Н.   Тема: М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути. Цели: Знать основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова; Понимать своеобразие художественного мира поэта; Совершенствовать навык анализа текста на уровне содержания (темы, мотивы, идеи) и  формы (изобразительно­выразительные средства); Развивать основные рече­мыслительные умения (сравнение, обобщение, анализ, синтез); Развивать эмоционально­ценностные компетенции. Тип урока: комбинированный Оборудование: портрет писателя, ноутбук, презентация, дидактический материал, тексты  стихотворений I. II. Оргмомент.  Актуализация опорных знаний. Ход урока. Поэты не рождаются случайно… И. Тальков Он мало жил, он умер рано, Не завершив великих дел, В стране рабов, в стране тиранов Тяжел был гения удел… М. Геллер ­Ребята, посмотрите на эти цитаты, подумайте, о ком пойдет речь сегодня на уроке? (о  поэте). ­ А чтобы узнать имя поэта, я предлагаю вам отрывки из его стихотворений . А) ­ Скажи­ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые…(«Бородино») Б) Ночевала тучка золотая На груди утеса­великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя…(«Утес») ­ Итак, речь сегодня на уроке пойдёт о великом русском поэте М.Ю. Лермонтове. III. IV. Постановка цели и задач урока. Проверка домашнего задания.     М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Детство провел в имении  Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по 2 матери Елизавете Алексеевне Арсеньевен. Она была умна, образованна, властолюбива,  внука своего любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью.     Отец — Юрий Петрович Лермонтов — носил чин капитана. Он происходил из  старинного шотландского рода.     Мать — Марья Михайловна — происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.     Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями  Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817г. мать Лермонтова умерла, Юрий Петрович  уехал в свое тульское имение, а Михаил Юрьевич остался с бабушкой. Елизавета  Алексеевна сделала все, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Юрию Петровичу деньги и  взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка  грозилась лишить внука наследства.     Лермонтов рос болезненным ребенком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские  воды, которые совершенно исцелили мальчика.     Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел  французским и немецким языками и подготовился для поступления в Московский  университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828 г. в четвертый класс.     Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же поступает в  Московский университет.     В 1832 г. из­за участия в «маловской истории» (бунт студентов против бездарного  преподавателя Малова) и трений с профессорами Лермонтов был вынужден покинуть  университет и переехать в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.      По окончании Школы в 1834 г. М.Ю. Лермонтов был произведен в корнеты лейб­ гвардии Гусарского полка. Зимой 1837 г., откликаясь на смерть А.С. Пушкина, М.Ю.  Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург.       Приписанные к нему вскоре 16 строк (начиная со слов «А вы, надменные потомки...»)  вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев.     Весной 1838 г. благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же  лейб­гвардии Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.     В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А.  Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетневым, В.Ф. Одоевским — писателями  пушкинского круга.     Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до  1840 г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал  М.Ю. Лермонтова к красавице княгине  М.А. Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по  свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову.     Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку.  Э. де Барант уехал на родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.     Сражаясь в Чечне, Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был  награжден золотой саблей с надписью «За храбрость».     Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки Лермонтова,  император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург. В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю. Лермонтов был вынужден вернуться на  Кавказ.     13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Лермонтов и его  знакомый Л. С. Пушкин были в веселом расположении духа, они острили смешно, но не  зло. Тут они увидели Ник.Соломоновича Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. 3 Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов подошел к нему и сдержанно  сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор,  закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.     Доказательством тому, что Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение  необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвел  выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова.     Дуэль состоялась 15 июля 1841 г. Поэт был убит. Его бабушка обратилась к Николаю I с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребен в  фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где он и покоится до сих пор. V. Первичное усвоение новых знаний. М.Ю. Лермонтов – крупнейший поэт России, основоположник наряду с А.С. Пушкиным  русской классической литературы. ­ Как вы думаете, почему изучение творчества Лермонтова следовало, как правило,  сразу же за творчеством Пушкина? (По хронологическому порядку (дате жизни)). Лермонтов такое же «светило русской поэзии», как и Пушкин. Лермонтова называют  «преемником Пушкина». ­ Какие стихотворения вам известны? («Море», «Парус», «Узник», «Три пальмы»). ­ Нет ли у Лермонтова стихотворений созвучных с пушкинскими? («Узник», «Пророк») Судьба М.Ю. Лермонтова и его творчество тесно взаимосвязаны, что наложило  отпечаток и на образ его лирического героя.     Лирический герой — своего рода художественный двойник автора­поэта, выступающий  в качестве лица, наделенного личной судьбой, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определенности (облик, повадки, осанка). Особенности лирического героя Лермонтова: Лирический герой Лермонтова одинок, печален.  свобода – абсолютная ценность – идеал свободы недостижим, но он готов заплатить  за нее даже жизнью («Мцыри»);    погружен в безысходное разочарование, необыкновенно чуток к природе («Тучи»,  «Утес», «Парус»); всегда ярко представляет романтическое двоемирие – чем хуже земная жизнь, тем  сильнее устремление к небу, к Богу; в реалистической лирике («Бородино», «смерть поэта») переживает враждебное  отношение к власти. Вывод: Мотив одиночества неотделим от темы любви в лирике поэта. По Лермонтову,  «любить стоит только невозможное – тот идеал или в будущем («бесплотное видение»).  Тоска, тревога лирического героя раскрываются и через мир природы.  Задание: соотнесите каждое стихотворение с предложенными темами (мотивами). Физминутка.Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:  жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь); 4     разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром  («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес»,  «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»); любовь­страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы,  но твой портрет...»); критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...»,  «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение  народа и Родины («Родина», «Бородино»); трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»); Главная тема творчества Лермонтова — личность в процессе самопознания и  самовоплощения. Лирика Лермонтова — это летопись процессов самопознания и  самовоплощения, становления души, и в этой исповедальности — истинное  художественное открытие автора. Лирический герой Лермонтова предельно близок автору. VI. Первичное закрепление. Работа в группах. (выразительное чтение стихотворений; определение темы, идеи) VII. Рефлексия. Подведение итогов урока ­ Итак, сегодня мы познакомились с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова. ­ Что нового и интересного вы узнали о его жизни, о произведениях поэта? (ответы  учащихся). ­ Урок мне хочется закончить словами известного критика В.Г. Белинского  «Этой  жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя  длинную струю света и благоухания и – исчезнуть во всей красе своей. Какие  поэтические тайны унёс он с собой в могилу? Кто разгадает их?.. » ­ В чём смысл слов критика? (ответы учащихся). VIII. Домашнее задание Проанализировать одно из стихотворений; прочит., пересказ поэму «Демон»

Конспект урока по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути"(10 класс)

Конспект урока по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути"(10 класс)

Конспект урока по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути"(10 класс)

Конспект урока по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути"(10 класс)

Конспект урока по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути"(10 класс)

Конспект урока по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути"(10 класс)

Конспект урока по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути"(10 класс)

Конспект урока по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути"(10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018