Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». Особенности романтического восприятия. Образ Мцыри» (8 класс, литература)
Оценка 4.6

Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». Особенности романтического восприятия. Образ Мцыри» (8 класс, литература)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
07.01.2017
Конспект урока  по литературе  на тему:  М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». 	Особенности романтического восприятия. Образ Мцыри» (8 класс, литература)
Методическая разработка предназначена для учителей литературы, работающих в 8 классах. Папка содержит конспект урока по теме, подробную презентацию . Данный урок развивает и совершенствует навыки и приемы работы с художественным текстом: (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы); развивает речь и воображение учащихся, умения находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка; воспитывает такие чувства, как сопереживание, сочувствие, человеколюбие.
М.Лермонтов Мцыри.docx

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока  по литературе  на тему:  М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри».     Особенности романтического восприятия. Образ Мцыри»

 

Тип урока: Урок анализа

Цели:

Образовательные:

·       дать представление о романтизме и особенностях романтического мировосприятия;

·       охарактеризовать особенности лермонтовского романтизма (на материале поэмы «Мцыри»);

·       определить тему и идею поэмы;

·       углубить представление учащихся о личности М.Ю.Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме;

·       проанализировать образ главного героя  поэмы;

·       систематизировать знания учащихся по изученному произведению.

Развивающие:

·       развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом: (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);

·       развитие речи и воображения учащихся, умения находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка.

Воспитательная: активизация и воспитание таких чувств, как сопереживание, сочувствие, человеколюбие.

 

Наглядность  и  оборудование: карточки со  словами  и словосочетаниями, альбом "М.Ю.Лермонтов", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г; словарь литературоведческих терминов, карточки для анализа поэтического текста, компьютерная презентация.

                               

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

 

2.

Опрос домашнего задания.

 

1. Разговор к уроку.

-Назовите правила, которые надо соблюдать на уроке.

-Какого писателя мы изучаем?

-Кто такой М.Ю.Лермонтов?

- Что было задано на дом?

-Дайте определение поэмы.

(Поэма – вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Какова тема произведения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какова идея произведения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какова композиция произведения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как вы понимаете, что такое исповедь? (ответы учащихся)

 

 

 

 

Выучить выводы.

Повторить литературоведческие определения.

Поэма - один из родов литературы: стихотворное сюжетное повествование, стихотворная повесть или рассказ в стихах. Поэт повествует о поступках и переживаниях своего героя, о событиях, в которых он участвует и, одновременно, передаёт свои переживания, вызванные жизнью, отражёнными в поэме. Эти переживания поэт выражает в лирических отступлениях в поэме и в той эмоциональной окраске всего произведения. Исходя из этого можно сказать, что наряду с героями в поэме, действующими лицами, присутствует ещё лирический герой.

Тема – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней.
Идея – лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетние заключение в стенах монастыря, где человек не живёт полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Композиция поэмы своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе – строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трёх днях, проведённых на свободе, написана целая поэма.

 

3.

Сообщение темы урока

 

Слово учителя.

- Тема нашего урока сегодня весьма обширна: «Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности романтического восприятия. Образ Мцыри» И мы попытаемся через содержание поэмы, образ главного героя определить тему и то, к чему призывает в своей поэме автор.

- Давайте обратимся к плану.  Что мы с вами будем делать сегодня на уроке?

Продолжим  изучать произведение М.Ю.Лермонтова.

 

E

Мы узнаем…

Мы научимся…

Мы повторим…

 

 

Тема урока: М.Ю. Лермонтов.

«Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности романтического восприятия. Образ Мцыри».

4.

Введение нового материала.  Работа над темой:

«Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности романтического восприятия. Образ Мцыри»

 

 

1. Первоначальные представления о романтизме как о литературном направлении

- Но прежде постараемся доказать, что поэма «Мцыри» - это романтическая поэма. Романтизм – литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке. Для романтизма характерны следующие черты:

·       Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.

·       Исключительный герой в исключительных обстоятельствах  (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).

·       Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.

 

 

 

 

 

 

 

5.

Физкультминутка

 

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

 

 

6.

Работа над содержанием поэмы «Мцыри».

 

4. Анализ поэмы

    Итак, основные признаки романтизма мы определили. Вспоминаем текст поэмы и подтверждаем эти признаки содержанием.

-Кто герой поэмы? Назовите первый признак романтического произведения.

-Кто такой Мцыри?

 

 

- Расскажите его предысторию. Как герой очутился в монастыре?

 

 

   -Где происходят события поэмы? Назовите второй признак романтического произведения.

-Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж (работаем с учебниками, находим гл. 6, с. 118).

- Какие средства выразительности использовал поэт в описании Кавказа? Находим их в тексте.

Этот пейзаж можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична.

- Чем привлекал Лермонтова Кавказ? Вспомните, что связано у Лермонтова с Кавказом?

- Одним из признаков романтического произведения является романтическая любовь героев, сильные чувства.

- Где в поэме прослеживается это чувство, к кому? Находим строчки о  девушке, которая понравилась Мцыри (гл.13, с. 123).

- Следующий признак романтического произведения – единство человека с природой. Обращаемся к главе 8, с.120. Читаем отрывок.

Итак, мы доказали с вами, что поэма «Мцыри» - романтическое произведение.

Мы отметили главное: 1) романтический герой; 2) романтический сюжет; 3) романтический пейзаж. Поэма была написана в 1838 году под впечатлением реальных событий (ссылка на Кавказ), а также под влиянием романтической литературы и грузинской народной поэзии.

Работа в группах.

1 группа занимается композицией поэмы. Отвечает на вопросы:

·       Сколько глав в поэме?

·       Выделите микротему каждой главы.

·       Сколько дней длятся события, о которых рассказывает Мцыри? (в форме таблицы: день – событие).

2 группа ищет вопросы Мцыри в главах
3, 4, 5, 6, 8, 20, 21. Выписывает их. Каков смысл этих вопросов и как бы вы ответили на них?

И решает следующие проблемы:

·                   Какова была цель Мцыри?

·                   К чему он стремился?

·                   Какая страсть одолевала его?

Работу завершаем – сообщаем результаты.

- Возвращаемся к образу главного героя. На основе заполненных таблиц – работаем дальше.

- Почему же он бежит из монастыря?

- Сколько дней провел герой на свободе?

- Что представляет собой основная часть поэмы? Почему?

 

- Какую мечту вынашивал в своем сердце Мцыри?

 

- Какие испытания выпали на долю героя на свободе? Как он воспринял эти испытания?

 

 

 

- Чем, по Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провел на воле?

 

 

- Почему Мцыри не принял ту жизнь, которую обещали ему рыбы «в воде»?

- Что же для Мцыри значит «жить»?

 

 

- Какова последняя просьба главного героя?

 

 

- Остановимся на проблематике поэмы. Поэт постоянно подчеркивает, что герой чужой среди людей, по крайней мере среди тех, с кем он вынужден жить. Но в мире дикой природы он чувствует себя своим. Проблуждав три дня на свободе, Мцыри погибает не только от смертельных ран после схватки с барсом. Почему гибнет Мцыри, даже перед лицом смерти не жалеющий о проведенных 3 днях на свободе. Какова же основная проблема поэмы?

 

 

  

 

 

 

 

E  Романтические герои – это странники, скитальцы, изгнанники.

Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», «послушник».

Послушник – человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество.

В 6 лет он был взят в плен русским генералом, но ребенок заболел, и его оставили в ближайшем монастыре. Там его выходил один монах, но мальчик томился неясной тоской по своей родине.

(Необычная обстановка, лоно природы. Кавказ.)

 

 

 

(Эпитеты, сравнения, метафоры).

 

 

 

Поездки на Кавказ (1820, 1825) в детстве. В 1837 за стихотворение «Смерть поэта» (о гибели А. С. Пушкина) также был сослан в армию на Кавказ.

 

 

Красива и стройна девушка-грузинка, описанная Лермонтовым в поэме. И встреча эта была для Мцыри лишь мечтой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тоска по родине, мечты о свободе

 

Три дня

 

Центральная часть поэмы – это исповедь героя. Такая форма выбрана поэтом потому, что так читатель может глубже понять внутренний мир главного героя, его мечты.

Герой мечтает «хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».

 

Встреча с шакалом и змеей, с девушкой, с барсом, гроза в лесу (комментированное чтение отрывков из поэмы, в которых изображаются испытания героя, его чувства, переживания).

Борьба нужна Мцыри, чтобы увериться в своих силах, стать вровень со стихийными силами природы. И чем тяжелее, грознее эта опасность, тем полнее удовлетворение от одержанной победы, тем сильнее гордость.

 

(Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил – и жизнь моя / Без этих трех блаженных дней / Была б печальней и мрачней / Бессильной старости твоей…). Природа открывает Мцыри смысл жизни: все рождается не для тюрьмы, а для воли.

 

(«В воде привольное житье И холод и покой…» Но Мцыри не нужен покой: он мечтает о настоящей жизни, полной борьбы, истинных чувств).

«Жить» для Мцыри – значит чувствовать: испытывать страх, голод, радоваться красоте природы и женщины, ощущать свою силу, отвагу, любовь к жизни.

 

(Когда я стану умирать, И, верь, тебе недолго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста… Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он своих высот Привет прощальный мне пришлет…).

 

Проблема свободы (запись в тетрадях). Лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе, лучше три дня свободы, чем долгая жизнь в неволе.

Тема поэмы «Мцыри» - бегство из неволи. Такая же пламенная страсть к свободе, борьбе жила в душе каждого честного свободолюбивого человека в царской России, в том числе и самого поэта. Мысли, настроения, мечты Мцыри – это мысли, настроения, мечты всех передовых честных людей того времени. Поэтому так зачитывались они  этой поэмой, так волновала она их.

7.

Домашнее задание

1. Доказать, что «Мцыри» является романтической поэмой (опираясь на заполненные в ходе урока схемы и признаки).

2.Читать поэму «Мцыри» выразительно.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

8.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я могу себя похвалить за …

 

 

 

 

 

 

 

E Заполняют бланк самооценки. 

 

 

 


 

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы,

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы,

Дайте определение поэмы . (Поэма – вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя) -Какова тема произведения? -

Дайте определение поэмы . (Поэма – вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя) -Какова тема произведения? -

Как вы понимаете, что такое исповедь? (ответы учащихся)

Как вы понимаете, что такое исповедь? (ответы учащихся)

Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом

Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом

Какие средства выразительности использовал поэт в описании

Какие средства выразительности использовал поэт в описании

Сколько глав в поэме? ·

Сколько глав в поэме? ·

Чем, по Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провел на воле? -

Чем, по Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провел на воле? -

Домашнее задание 1. Доказать, что «Мцыри» является романтической поэмой (опираясь на заполненные в ходе урока схемы и признаки)

Домашнее задание 1. Доказать, что «Мцыри» является романтической поэмой (опираясь на заполненные в ходе урока схемы и признаки)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017