Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». Особенности романтического восприятия. Образ Мцыри»
Тип урока: Урок анализа
Цели:
Образовательные:
· дать представление о романтизме и особенностях романтического мировосприятия;
· охарактеризовать особенности лермонтовского романтизма (на материале поэмы «Мцыри»);
· определить тему и идею поэмы;
· углубить представление учащихся о личности М.Ю.Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме;
· проанализировать образ главного героя поэмы;
· систематизировать знания учащихся по изученному произведению.
Развивающие:
· развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом: (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);
· развитие речи и воображения учащихся, умения находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка.
Воспитательная: активизация и воспитание таких чувств, как сопереживание, сочувствие, человеколюбие.
Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "М.Ю.Лермонтов", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г; словарь литературоведческих терминов, карточки для анализа поэтического текста, компьютерная презентация.
Ход урока
|
Этап урока |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
1. |
Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) |
- Добрый день! Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! |
Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.
|
2. |
Опрос домашнего задания.
|
1. Разговор к уроку. -Назовите правила, которые надо соблюдать на уроке. -Какого писателя мы изучаем? -Кто такой М.Ю.Лермонтов? - Что было задано на дом? -Дайте определение поэмы. (Поэма – вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя)
-Какова тема произведения?
- Какова идея произведения?
- Какова композиция произведения?
- Как вы понимаете, что такое исповедь? (ответы учащихся) |
Выучить выводы. Повторить литературоведческие определения. Поэма - один из родов литературы: стихотворное сюжетное повествование, стихотворная повесть или рассказ в стихах. Поэт повествует о поступках и переживаниях своего героя, о событиях, в которых он участвует и, одновременно, передаёт свои переживания, вызванные жизнью, отражёнными в поэме. Эти переживания поэт выражает в лирических отступлениях в поэме и в той эмоциональной окраске всего произведения. Исходя из этого можно сказать, что наряду с героями в поэме, действующими лицами, присутствует ещё лирический герой. Тема
– изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен,
выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни
и решивший ценой риска для жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда
это было всего опасней. Композиция поэмы своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе – строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трёх днях, проведённых на свободе, написана целая поэма.
|
3. |
Сообщение темы урока
|
Слово учителя. - Тема нашего урока сегодня весьма обширна: «Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности романтического восприятия. Образ Мцыри» И мы попытаемся через содержание поэмы, образ главного героя определить тему и то, к чему призывает в своей поэме автор. - Давайте обратимся к плану. Что мы с вами будем делать сегодня на уроке? |
Продолжим изучать произведение М.Ю.Лермонтова.
E Мы узнаем… Мы научимся… Мы повторим…
Тема урока: М.Ю. Лермонтов. «Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности романтического восприятия. Образ Мцыри». |
4. |
Введение нового материала. Работа над темой: «Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности романтического восприятия. Образ Мцыри»
|
1. Первоначальные представления о романтизме как о литературном направлении - Но прежде постараемся доказать, что поэма «Мцыри» - это романтическая поэма. Романтизм – литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке. Для романтизма характерны следующие черты: · Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни. · Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.). · Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом. |
|
5. |
Физкультминутка
|
Вновь у нас физкультминутка, Голова устала тоже. Хоть зарядка коротка,
|
|
6. |
Работа над содержанием поэмы «Мцыри».
|
4. Анализ поэмы Итак, основные признаки романтизма мы определили. Вспоминаем текст поэмы и подтверждаем эти признаки содержанием. -Кто герой поэмы? Назовите первый признак романтического произведения. -Кто такой Мцыри?
- Расскажите его предысторию. Как герой очутился в монастыре?
-Где происходят события поэмы? Назовите второй признак романтического произведения. -Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж (работаем с учебниками, находим гл. 6, с. 118). - Какие средства выразительности использовал поэт в описании Кавказа? Находим их в тексте. Этот пейзаж можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична. - Чем привлекал Лермонтова Кавказ? Вспомните, что связано у Лермонтова с Кавказом? - Одним из признаков романтического произведения является романтическая любовь героев, сильные чувства. - Где в поэме прослеживается это чувство, к кому? Находим строчки о девушке, которая понравилась Мцыри (гл.13, с. 123). - Следующий признак романтического произведения – единство человека с природой. Обращаемся к главе 8, с.120. Читаем отрывок. Итак, мы доказали с вами, что поэма «Мцыри» - романтическое произведение. Мы отметили главное: 1) романтический герой; 2) романтический сюжет; 3) романтический пейзаж. Поэма была написана в 1838 году под впечатлением реальных событий (ссылка на Кавказ), а также под влиянием романтической литературы и грузинской народной поэзии. Работа в группах. 1 группа занимается композицией поэмы. Отвечает на вопросы: · Сколько глав в поэме? · Выделите микротему каждой главы. · Сколько дней длятся события, о которых рассказывает Мцыри? (в форме таблицы: день – событие). 2 группа ищет
вопросы Мцыри в главах И решает следующие проблемы: · Какова была цель Мцыри? · К чему он стремился? · Какая страсть одолевала его? Работу завершаем – сообщаем результаты. - Возвращаемся к образу главного героя. На основе заполненных таблиц – работаем дальше. - Почему же он бежит из монастыря? - Сколько дней провел герой на свободе? - Что представляет собой основная часть поэмы? Почему?
- Какую мечту вынашивал в своем сердце Мцыри?
- Какие испытания выпали на долю героя на свободе? Как он воспринял эти испытания?
- Чем, по Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провел на воле?
- Почему Мцыри не принял ту жизнь, которую обещали ему рыбы «в воде»? - Что же для Мцыри значит «жить»?
- Какова последняя просьба главного героя?
- Остановимся на проблематике поэмы. Поэт постоянно подчеркивает, что герой чужой среди людей, по крайней мере среди тех, с кем он вынужден жить. Но в мире дикой природы он чувствует себя своим. Проблуждав три дня на свободе, Мцыри погибает не только от смертельных ран после схватки с барсом. Почему гибнет Мцыри, даже перед лицом смерти не жалеющий о проведенных 3 днях на свободе. Какова же основная проблема поэмы?
|
E Романтические герои – это странники, скитальцы, изгнанники. Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», «послушник». Послушник – человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество. В 6 лет он был взят в плен русским генералом, но ребенок заболел, и его оставили в ближайшем монастыре. Там его выходил один монах, но мальчик томился неясной тоской по своей родине. (Необычная обстановка, лоно природы. Кавказ.)
(Эпитеты, сравнения, метафоры).
Поездки на Кавказ (1820, 1825) в детстве. В 1837 за стихотворение «Смерть поэта» (о гибели А. С. Пушкина) также был сослан в армию на Кавказ.
Красива и стройна девушка-грузинка, описанная Лермонтовым в поэме. И встреча эта была для Мцыри лишь мечтой.
Тоска по родине, мечты о свободе
Три дня
Центральная часть поэмы – это исповедь героя. Такая форма выбрана поэтом потому, что так читатель может глубже понять внутренний мир главного героя, его мечты. Герой мечтает «хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».
Встреча с шакалом и змеей, с девушкой, с барсом, гроза в лесу (комментированное чтение отрывков из поэмы, в которых изображаются испытания героя, его чувства, переживания). Борьба нужна Мцыри, чтобы увериться в своих силах, стать вровень со стихийными силами природы. И чем тяжелее, грознее эта опасность, тем полнее удовлетворение от одержанной победы, тем сильнее гордость.
(Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил – и жизнь моя / Без этих трех блаженных дней / Была б печальней и мрачней / Бессильной старости твоей…). Природа открывает Мцыри смысл жизни: все рождается не для тюрьмы, а для воли.
(«В воде привольное житье И холод и покой…» Но Мцыри не нужен покой: он мечтает о настоящей жизни, полной борьбы, истинных чувств). «Жить» для Мцыри – значит чувствовать: испытывать страх, голод, радоваться красоте природы и женщины, ощущать свою силу, отвагу, любовь к жизни.
(Когда я стану умирать, И, верь, тебе недолго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста… Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он своих высот Привет прощальный мне пришлет…).
Проблема свободы (запись в тетрадях). Лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе, лучше три дня свободы, чем долгая жизнь в неволе. Тема поэмы «Мцыри» - бегство из неволи. Такая же пламенная страсть к свободе, борьбе жила в душе каждого честного свободолюбивого человека в царской России, в том числе и самого поэта. Мысли, настроения, мечты Мцыри – это мысли, настроения, мечты всех передовых честных людей того времени. Поэтому так зачитывались они этой поэмой, так волновала она их. |
7. |
Домашнее задание |
1. Доказать, что «Мцыри» является романтической поэмой (опираясь на заполненные в ходе урока схемы и признаки). 2.Читать поэму «Мцыри» выразительно. |
Открывают дневники, записывают домашнее задание. |
8. |
Рефлексия. Подведение итогов урока. |
Подведем итоги урока: - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа» Закончите предложения На уроке я узнал … На уроке я научился … Я могу себя похвалить за … |
E Заполняют бланк самооценки. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.